Республика Беларусь в системе международных отношений, ее принципы и приоритеты.
После распада СССР для Республики Беларусь, как суверенного государства, начался новый этап в международной жизни. С первых дней своей независимости она подтвердила с трибуны ООН (1991 г.) свое стремление, сформулированное в Декларации о суверенитете, стать безъядерной и нейтральной державой. Было заявлено, что основными принципами и приоритетами, отражающими жизненные интересы белорусского народа, являются:
- достижение реальной независимости, что означает формирование полноценных атрибутов суверенитета Республики Беларусь во внутренней и внешней политике;
- мобилизация международной поддержки в преодолении чернобыльской проблемы. Масштабы последствий этой глобальной катастрофы такие огромные и страшные, что без активной и многосторонней помощи международного сообщества Беларуси не разрешить ее. Белорусский народ не по своей вине оказался перед угрозой деградации и вымирания;
- включение Беларуси в общеевропейский процесс развития цивилизации с гарантиями безопасности, незыблемости границ и сотрудничества. Это дает возможность использовать мировые знания, опыт, ресурсы и делиться своими;
- создание условий для формирования рыночных отношений, как фактора дальнейшего экономического развития респ-ки;
- обеспечение свободного взаимо-вия культур на основе общечеловеческих ценностей, идеалов и традиций, на беспрепятственном передвижении людей с целью культурного обмена.
С самого начала своей деятельности Республика Беларусь, как суверенный субъект международных отношений, высказалась за безусловную верность принципам Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека. Она без колебаний присоединилась к факультативным протоколам Международного пакта о гражданских и политических правах, которые предусмотрены для тех случаев, когда нарушаются права личности. В конечном итоге официальными представителями белорусского государства были поставлены подписи под всеми международными демократическими документами. Все это создало необходимый авторитет нашему государству на международной арене. За короткий срок, до 1994 года ее признали 123 государства, а 97 из них установили дипломатические отношения. Республика Беларусь стала полномочным членом 60 международных организаций, а за период 1991-1995 годов было подписано более 600 двухсторонних межгосударственных договоров по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Среди государств СНГ она первой подписала Парижскую хартию для новой Европы, вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития. В соответствии с принятыми обязательствами Беларусь стала избавляться от тактического и стратегического оружия массового уничтожения, превращая страну в безъядерную зону. Республика Беларусь, будучи ядерной державой, первой, и добровольно, отказалась от самого грозного, устрашающего средства международной политики.
Получили дальнейшее развитие и экономические отношения. Основным партнером РБ является Россия и страны СНГ. Однако Беларусь активно развивает в последние годы западное и восточное направления. Налаживаются отношения с Евросоюзом. Устанавливаются контакты с арабскими странами, Венесуэлой, Китаем.
На 2003 год Республика Беларусь имеет дипломатические отношения со 153 странами, в том числе в 45 из них работают Белорусские посольства и консульства.
Благодаря энергии и целеустремленности Президента Беларуси А.Г.Лукашенко процесс создания единого Союзного государства с РФ получил определенное развитие. Обсуждено много вопросов по проблемам объединения: 2 апреля 1997 года был принят документ о союзе двух стран, в декабре 1999 года был подписан президентами и ратифицирован договор о создании Союзного государства Беларуси и России, учрежден общий рабочий объединительный орган. Однако реализация разработанной программы объединения затормозилась. Главные причины появившихся трудностей были отмечены в итоговом документе 5-го заседания круглого стола белорусских и российских ученых на тему: «Российско-белорусские отношения: проблемы и перспективы».
1. Нет конкретной формы Союзного государства и непонятно, что будет в итоге: федерация или конфедерация.
2. Неготовность стран поступиться своими суверенными правами в пользу общего государства, в том числе по вопросу о единой денежной системе, по нормам представительства в общегосударственных институтах, их финансировании и др.
3. Много нерешенных проблем в создании единого экономического пространства, когда будут свободно конкурировать капитализированная экономика гигантской России и сохранившая социалистические черты экономика небольшой (6% от российской) Республики Беларусь.
Таким образом, «камнем преткновения» на пути создания общего государства является проблема сохранения государственного суверенитета, что означает, прежде всего:
- государственную независимость и его территориальную целостность, способность защищать эти ценности;
- способность и возможность обеспечить оптимальные условия развития национальной экономики и на этой основе всемерно содействовать динамичному росту социального обеспечения населения страны;
- сохранение и развитие самобытности, национальной культуры и родного языка, а для Беларуси жизненно важным является восстановление исторической памяти и формирование в обществе востребованности, духовной тяги к подлинно национальным культурным ценностям. В последний год отведено отдельное внимание созданию единого экономического пространства с РФ и Казахстаном, налаживанию более теплых отношений с Евросоюзом.