ТЕМА 9. Политические идеологии.

-идеология политической жизни общества

-основные типы политической идеологии

«Политическая идеология» в 18 веке, автор термина – де Трамп: особая наука об идеях (познание мышления управляемых).

19 век – Маркс «Немецкая идеология» - такая система идей, которая функционирует в обществе и выражает материальные интересы этих субъектов.

Идеология – форма ложного сознания. Цель – задействовать некоторые связи и отношения мира.

Р.Лемм. Идеология – система ценностей, которые легитимизируют существующий в данном обществе порядок господства.

Политическая идеология – такое учение, которое оправдывает притязания на власть определённой группы лиц, которые добиваются подчинения общественного мнения собственным идеям.

Идеология:

-негативный образ реальности

-позитивный образ будущего (идеал) – где проблемы будут решены

Характеристика редукции, упрощение параметров реальности - касается простых элементов, связей и т.д. (напр., СССР – империя зла). Указывает на конструированного врага, повержение которого способствует достижению идеала (напр., социальная общность, или социальное явление).

Структура идеологии:

1)теоретико-концептуальный уровень – общие представления о политической реальности – формирует оценку и отношение к реальности;

2)программно-политический уровень – из положений предыдущего уровня конструируется политический идеал;

3)актуальный уровень – как вести себя, как применить программу в актуальной ситуации.

Функции идеологии:

-мировоззренческая

-политической интеграции

-функция социальной идентификации

-функция психологической компенсации (почему у конкретного человека нет благ, а у кого-то больше – объясняется).

Типы политических идеологий:

Либерализм.

В основе – интересы буржуазии (17-18 век). Термин употребили в 1812 году – к освобождению от контроля Наполеона Испании – постепенно превратилось в либеральную идеологию. Токвиль, Комтал (?), Милль – сочетание двух принципов – свободы и прогресса. Прогресс определила частная собственность – собственность и свобода (19-20 в).

Идеал свободного общества собственников с равными правами перед законами терпимых к любым стереотипам. Правовое гос-во (свободная торговля, свобода передвижений и др). демократизация политической жизни, религиозная и политическая терпимость, равенство граждан перед законом, снятие ограничений с экономической деятельности.

Постепенно либерализм стал закрепляться в конституциях разных стран – перестал вызывать интерес как идеология.

Середина 20 века – раскол либералов на основные противоречия между ценностями. Не всегда свобода совместима с частной собственностью:

-либерализм (экономический либерализм) – ценность частной собственности выходит на первый план – рынок должен развиваться без вмешательства гос-ва.

-неолиберализм (социальный либерализм) – главное – ценность свободы – ограничение прав собственников в пользу малоимущих.

Консерватизм.

Возникает практически одновременно с либерализмом. Эдмунд Бёрк и Ж.де Местр.

В основном – представления о том, что мир является целостной органичной системой, которую невозможно познать человеку. Все расчёты человеческого разума обречены на упрощение и следовать им – ложно. Все попытки реформ не улучшают жизнь в обществе.

Ценности: порядок и традиции – программа: идеал – в прошлом. Удержать и восстановить эффективность социальных институтов, которые имеют традиционный характер – гос-во, семья, религия.

Кризис в середине 20 века, сословный строй и т.д. – неосуществимы как универсальные, так и долгосрочные политические проекты. Обновление – на программно-политическом и актуальном уровне. Признание ряда ценностей: экономическая и частная собственность, правовое гос-во = новые традиции – неоконсерватизм.

Традиционалисты – старые традиции живы и сейчас (напр., испанский фундаментализм).

Социализм.

Возник в первой половине 19 века. Идеологи раннего социализма: де Сенион, Эжерье, Маркс ( в основном 2 принципа – идея равенства и идея справедливости).

Отсутствие частной собственности, коллективное распределение благ, демократические стремления (допустить к участию гос-ва широкие слои населения). Роль гаранта берёт на себя гос-во.

В конце 19 в. – разделение:

А) коммунистическая идеология. Дополнительно: необходимы революции, признание человечества субъективных предпосылок социализма (можно достичь социализма даже если общество к этому не готово)

-маосизм – особая роль национально-освободительного движения (угнетение нации, высвобождаются из колониальной зависимости). Ведущее положение не у рабочих, а у крестьян. Широкое распространение в Латинской Америке.

-титоизм (Югославия – И.Б. Тито) – возможно существование рыночной экономики

Б) социальный демократизм. Объективные предпосылки. Мирный путь перехода к социализму.

Национализм.

2 пол.19 века – выражение интересов мелкой буржуазии или маргинальных слоёв общества. Ценность – нация (1 - совокупность граждан одной страны – языковая, культурная и историческая идентичность, 2 – антропологические особенности, особенности психики).

-Национальный сепаратизм (требование исключительных прав у региона в составе строя).

-ксенофобия.

Наши рекомендации