ТЕМА 9. Политические идеологии.
-идеология политической жизни общества
-основные типы политической идеологии
«Политическая идеология» в 18 веке, автор термина – де Трамп: особая наука об идеях (познание мышления управляемых).
19 век – Маркс «Немецкая идеология» - такая система идей, которая функционирует в обществе и выражает материальные интересы этих субъектов.
Идеология – форма ложного сознания. Цель – задействовать некоторые связи и отношения мира.
Р.Лемм. Идеология – система ценностей, которые легитимизируют существующий в данном обществе порядок господства.
Политическая идеология – такое учение, которое оправдывает притязания на власть определённой группы лиц, которые добиваются подчинения общественного мнения собственным идеям.
Идеология:
-негативный образ реальности
-позитивный образ будущего (идеал) – где проблемы будут решены
Характеристика редукции, упрощение параметров реальности - касается простых элементов, связей и т.д. (напр., СССР – империя зла). Указывает на конструированного врага, повержение которого способствует достижению идеала (напр., социальная общность, или социальное явление).
Структура идеологии:
1)теоретико-концептуальный уровень – общие представления о политической реальности – формирует оценку и отношение к реальности;
2)программно-политический уровень – из положений предыдущего уровня конструируется политический идеал;
3)актуальный уровень – как вести себя, как применить программу в актуальной ситуации.
Функции идеологии:
-мировоззренческая
-политической интеграции
-функция социальной идентификации
-функция психологической компенсации (почему у конкретного человека нет благ, а у кого-то больше – объясняется).
Типы политических идеологий:
Либерализм.
В основе – интересы буржуазии (17-18 век). Термин употребили в 1812 году – к освобождению от контроля Наполеона Испании – постепенно превратилось в либеральную идеологию. Токвиль, Комтал (?), Милль – сочетание двух принципов – свободы и прогресса. Прогресс определила частная собственность – собственность и свобода (19-20 в).
Идеал свободного общества собственников с равными правами перед законами терпимых к любым стереотипам. Правовое гос-во (свободная торговля, свобода передвижений и др). демократизация политической жизни, религиозная и политическая терпимость, равенство граждан перед законом, снятие ограничений с экономической деятельности.
Постепенно либерализм стал закрепляться в конституциях разных стран – перестал вызывать интерес как идеология.
Середина 20 века – раскол либералов на основные противоречия между ценностями. Не всегда свобода совместима с частной собственностью:
-либерализм (экономический либерализм) – ценность частной собственности выходит на первый план – рынок должен развиваться без вмешательства гос-ва.
-неолиберализм (социальный либерализм) – главное – ценность свободы – ограничение прав собственников в пользу малоимущих.
Консерватизм.
Возникает практически одновременно с либерализмом. Эдмунд Бёрк и Ж.де Местр.
В основном – представления о том, что мир является целостной органичной системой, которую невозможно познать человеку. Все расчёты человеческого разума обречены на упрощение и следовать им – ложно. Все попытки реформ не улучшают жизнь в обществе.
Ценности: порядок и традиции – программа: идеал – в прошлом. Удержать и восстановить эффективность социальных институтов, которые имеют традиционный характер – гос-во, семья, религия.
Кризис в середине 20 века, сословный строй и т.д. – неосуществимы как универсальные, так и долгосрочные политические проекты. Обновление – на программно-политическом и актуальном уровне. Признание ряда ценностей: экономическая и частная собственность, правовое гос-во = новые традиции – неоконсерватизм.
Традиционалисты – старые традиции живы и сейчас (напр., испанский фундаментализм).
Социализм.
Возник в первой половине 19 века. Идеологи раннего социализма: де Сенион, Эжерье, Маркс ( в основном 2 принципа – идея равенства и идея справедливости).
Отсутствие частной собственности, коллективное распределение благ, демократические стремления (допустить к участию гос-ва широкие слои населения). Роль гаранта берёт на себя гос-во.
В конце 19 в. – разделение:
А) коммунистическая идеология. Дополнительно: необходимы революции, признание человечества субъективных предпосылок социализма (можно достичь социализма даже если общество к этому не готово)
-маосизм – особая роль национально-освободительного движения (угнетение нации, высвобождаются из колониальной зависимости). Ведущее положение не у рабочих, а у крестьян. Широкое распространение в Латинской Америке.
-титоизм (Югославия – И.Б. Тито) – возможно существование рыночной экономики
Б) социальный демократизм. Объективные предпосылки. Мирный путь перехода к социализму.
Национализм.
2 пол.19 века – выражение интересов мелкой буржуазии или маргинальных слоёв общества. Ценность – нация (1 - совокупность граждан одной страны – языковая, культурная и историческая идентичность, 2 – антропологические особенности, особенности психики).
-Национальный сепаратизм (требование исключительных прав у региона в составе строя).
-ксенофобия.