Политика как общественное явление 2 страница
Харизматическая легитимность основана на вере в необычный личный дар, на личной преданности и личном доверии, вызываемом наличием качеств вождя у какого-либо человека. По Веберу, харизматическая легитимность присуща пророкам, избранным князьям, плебисцитарным властителям, политическим партийным вождям. Харизматическое господство способствует появлению лидеров, идущих навстречу требованиям масс.
Рационально-легальная легитимность основана на силе закона, на вере в обязательность легального установления и деловой компетентности, обоснованной рационально созданными правилами. Основой подчинения является не личностный фактор, а закон. Приход рационально-правовой легитимности связан, по Веберу, со становлением политики как профессиональной деятельности, т.е. со становлением политических профессий. В жизнь правовые механизмы должны проводиться специально обученными чиновниками – бюрократией.
Процесс подтверждения властью своей легитимности называют легитимацией. Политический анализ показывает, что легитимация власти связана с ее эффективностью.
Под эффективностью власти понимается ее результативность, степень выполнения ею своей функций, реализация ожиданий граждан. В современных условиях легитимность и эффективность власти – два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.
3.3 Ресурсы политической власти
В структуре властных отношений важным элементом являются ресурсы власти. Ресурсы власти – это все те средства (материальные и нематериальные), использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Р. Даль отмечал, что ресурсы – это все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. Ресурсы связаны с важнейшими сферами жизнедеятельности общества: экономическими, социальными, культурно-информационными, принудительными.
Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления.
Социальные ресурсы – это способность изменения (повышения или понижения) социального статуса, места в социальной структуре общества.
Культурно-информационные ресурсы– знания и информация, а также средства их получения и распространения. Как считает известный американский социолог-прогнозист О. Тоффлер, в конце XX века знания и ресурсы становятся важнейшим ресурсом власти.
Принудительные ресурсы считаются наиболее эффективным источником власти, так как их использование способно лишить индивида жизни, свободы, материальных ценностей. Принудительные ресурсы – это оружие и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляет армия, полиция, служба безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: знаниями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д.
Специфическим ресурсом власти является сам человек – демографический ресурс. Человек – это универсальный ресурс, производящий другие ресурсы. Причем, человек выступает не только ресурсом власти, но и ее субъектом и объектом.
Ресурсами власти также являются и убеждения, интересы людей, их чувства и эмоции. В этом плане следует подчеркнуть, что эффективным ресурсом могут стать менталитет народа, его религиозные и национальные чувства.
Тема 4. Политическая система общества
4.1 Политическая система: структура, функции и типология.
Выдающийся немецкий биолог Л. Фон Барталанфи ввел в научный оборот в первой четверти XX века такое понятие как система, объясняя обменные процессы клетки с окружающей средой. А американский политолог Т. Парсонс перенес данное понятие уже на рассмотрение общества. Он выделял такие признаки систем, как:
- наличие нескольких элементов или единиц;
- наличие определенного принципа связи между элементами;
- разнокачественность данных элементов;
- наличие относительной границы между системой и окружающей средой.
Т. Парсонс представлял общество, как взаимодействие нескольких подсистем, которые находятся во взаимодействии, выполняют определенные функции, реагируют на требования среды или самих подсистем и тем самым обеспечивают жизнедеятельность общества.
Нарастающее внимание к системному характеру политики закрепило термин «политическая система» в политологии в середине XX века для описания властных отношений.
Политическая система как механизм власти, обеспечивающий функционирование единого социального организма, представляет собой многие подсистемы, структуры и процессы, через которые она взаимодействует с ними и выступает по отношению к ним доминирующим фактором. По мере развития и усложнения общественной жизни структура политической системы модифицируется: либо меняется с изменением окружающей среды, либо адаптируется к ней, либо опережает.
Структурными компонентами (подсистемами) политической системы являются:
1. Институциональная подсистема, состоящая из общественно-политических институтов и организаций, где главное место принадлежит государству, которое обладает максимальной политической властью.
2. Нормативно-регулятивная подсистема, основу которой составляет право, выступающее главным нормативным регулятором всех общественных отношений. В праве выражается государственная воля, установленная властью.
3. Коммуникативная (функциональная) подсистема, состоящая из политических отношений и политического режима и включающая в себя разнообразные формы и принципы взаимодействия внутри политической системы и между политическими системами других стран.
4. Культурная подсистема, включающая политическую культуру и политическое сознание.
5. Идеологическая подсистема, т.е. совокупность политических идей, теорий, лозунгов, формирующих различные общественно-политические институты.
Жизнедеятельность политической системы проявляется через выполняемые ею функции, в которых выражается социальная сущность и предназначение политической системы. К приоритетным функциям политической системы относятся: целеполагание, мобилизация, консолидация, легитимация, адаптация, сохранение системы, регулирование политических отношений, выработка правил политической деятельности, политическая социализация, политическое рекрутирование и другие.
Политическая система, являясь сложным, богатым по содержанию явлением, подлежит классификации по различным критериям. Так, марксистские ученые, исходя из формационного подхода, различают политические системы рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического общества. Западные ученые выделяют открытые и закрытые политические системы, в зависимости от динамичности политической системы и ее связи с окружающей средой. В соответствии с типом политического режима – политические системы делятся на демократические, авторитарные и тоталитарные. В зависимости от типа общества и уровня его развития логично выделять доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные политические системы. По шкале политической культуры выделяют четыре типа политических систем – англо-американские, континентально-европейские, доиндустриальные и тоталитарные. По содержанию и формам управления различают – либеральные демократии, коммунистические (авторитарно-радикальные), традиционные, популистские и авторитарно-консервативные политические системы. Можно упомянуть и другие типологии: по стилю правления или по типу государства.
4.2 Средства массовой информации в политической системе общества
СМИ влияют на принятие управленческих решений государственными органами и должностными лицами, участвуют в формировании и трансформации имиджей политиков и политических партий.
Вместе с тем ошибкой было бы буквально понимать известную метафору «СМИ – четвертая ветвь власти», так как они не имеют официальных властных полномочий.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. «О средствах массовой информации», СМИ – это форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, телевизионного вещания и радиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет. Закон выделяет такие виды СМИ как газета, журнал, бюллетень, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, иная совокупность информационных сообщений и (или) материалов (передач), носящих периодический характер и предназначенных для неопределенного круга лиц.
СМИ в политической системе общества выполняют следующие функции:
- информационная функция. Получение и распространение сведений о наиболее важных для общества и власти событиях. Следует учитывать, что информация СМИ включает не только факты, но и их интерпретации;
- образовательная функция. Сообщение гражданам новых знаний, в том числе, в сфере политики;
- функция социализации. СМИ способствуют усвоению человеком политических норм, ценностей и образцов повеления, помогает личности адаптироваться к социальной действительности;
- функция критики. СМИ имеют широчайшие возможности для всестороннего и объективного анализа и критики практически всех элементов политической системы, включая сами СМИ;
- контрольная функция. В свое контрольной функции СМИ опираются на силу и авторитет общественного мнения;
- функция артикуляции и интеграции. СМИ способствуют объединению политических единомышленников, формированию различных групп интересов, позволяют публично выражать общую позицию;
- мобилизационная функция. Побуждение людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику.
Некоторые исследователи также выделяют инновационную (инициирование политических изменений), оперативную (регулярное обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций), формирование общественного мнения.
По отношению к обществу СМИ должны выполнять две основные функции:
- обеспечивать общество необходимой и достаточной информацией;
- адекватно отражать общественное мнение.
Отношения СМИ и государства могут быть представлены как:
- политический режим определяет место СМИ в политической системе и характер отношений между СМИ и государством;
- государство формирует нормативно-правовую базу деятельности СМИ, путем принятия соответствующих законов;
- государство учреждает собственные СМИ, являясь их собственником и определяя их информационную политику;
- государство не вмешивается в законную деятельность негосударственных СМИ;
- государство в лице уполномоченного органа реагирует на нарушение СМИ законодательства о СМИ вплоть до их ликвидации и привлечения к ответственности конкретных виновных лиц.
4.3 Основные направления развития политической системы в Республике Беларусь
Политические системы очень разнообразны, так как на их формирование влияют различные факторы:
- геополитическое положение;
- уровень социально-экономического развития;
- тип государства (правовое, неправовое);
- гражданское общество;
- тип политической культуры и наличие политических субкультур;
- традиции и наследие прошлого.
Однако современный мир развивается, совершенствуется, и каждая страна находит свой путь, двигаясь по общему вектору – вектору цивилизации. Так и Республика Беларусь, находясь в стадии трансформации, достаточно существенно трансформирует и политическую систему, несмотря на то, что некоторые обществоведы обращают наше внимание на не комплексный и не последовательный характер преобразований, проводимых в государстве и на малую эффективность и слабую адаптацию институтов власти к запросам и нуждам общества.
К основным направлениям развития политической системы Республики Беларусь следует отнести:
- более четкое соблюдение принципа разделения властей;
- повышение роли парламента;
- усовершенствование механизмов включения политических партий в систему власти;
- продолжить реформирование избирательного кодекса;
- создание более действенного контроля за соблюдением законодательства и социальной практикой;
- совершенствование отношений государства с частным предпринимательством;
- повышение уровня правовой и политической культуры.
Создание политической системы с более свободными отношениями между государством и гражданами, с социальным контролем за политической жизнью невозможно без углубления процесса формирования гражданского общества и правового государства, без привлечения новых форм взаимодействия республики с другими государствами ближнего и дальнего зарубежья. Дальнейшая демократизация политической системы нашего государства должна достигаться наряду с повышением качества и уровня жизни каждого человека и гражданина, что является основой их свободы и социальной активности.
Тема 5. Политический режим
5.1 Политический режим как характеристика политической системы
Важной характеристикой политической системы является политический режим. Политический режим – это система методов и средств осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между органами власти, обществом и личностью.
В социально-политической литературе чаще всего выделяют три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.
Основными критериями классификации политических режимов являются способы осуществления народом своего суверенитета, принципы образования и функционирования государственных органов, взаимодействие законодательной и исполнительной властей. Существенное влияние на тип режима оказывают взаимоотношения партий с другими элементами политической системы и взаимоотношения представителей одной партии в парламенте. Основанием дифференциации режимов могут быть также степень централизации государственного аппарата и участие оппозиции в политической жизни страны, правовой статус личности, политические идеалы и др.
5.2 Тоталитаризм: признаки и разновидности
Тоталитарный режим - это политический режим, осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни.
Отличительными признаками тоталитаризма являются:
- культ власти, восприятие ее как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования;
- монополия одной партии на власть, не ограниченная, по сути, никаким законом и даже уставом самой партии;
- сращивание партийного и государственного аппаратов, когда во главе партии и государства стоят одни и те же лица, имеющие безграничную власть;
- абсолютная концентрация власти в руках небольшой группы лиц, опирающихся на властвующую партию;
- фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод;
- система террора и насилия как средства осуществления власти, выход карательных органов из подчинения закону и обществу;
- монопольный контроль партийно-государственного аппарата над производством и экономикой в целом, сверхцентрализованное плановое руководство и управление хозяйственной деятельностью.
Характерным для тоталитаризма признаком выступает идеологизация всей общественной жизни. Идеология как единственно верное учение носит обязательный для всех характер, что позволяет активно манипулировать массовым сознанием.
Как свидетельствует практика, тоталитарные режимы чаще всего возникают в условиях глубокого кризиса, характерного для всех сфер жизнедеятельности общества, нарастающей политической и экономической нестабильности в обществе, иногда – для решения жизненно важной для государства стратегической задачи.
Именно в такой обстановке формируются важнейшие разновидности тоталитаризма: фашизм, национал-социализм, коммунистический тоталитаризм.
Коммунизм советского типа – исторически первая и классическая форма тоталитаризма, наиболее полно выражающая сущностные черты этого строя.
Итальянский фашизм, установленный в 1922 году, - вторая разновидность тоталитаризма. Однако черты тоталитарного режима выразились в нем не в полной мере, т.к. он стремился не столько к радикальному преобразованию общества, сколько к возрождению могущества Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Границы итальянского фашизма в значительной степени регулировались влиятельными государственными кругами: короля, аристократии, офицерского корпуса, церкви.
Национал-социализм – третья разновидность тоталитаризма. Возникший в Германии в 1933 году, он имеет родство с фашизмом, а также тяготеет к советскому коммунизму, заимствуя у него революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарного государства, партии.
5.3 Авторитаризм: сущность и особенности развития
Авторитарный режим – это политический режим, установленный или навязанный формой власти, которая сконцентрирована в руках единоличного правителя или правящей группировки и снижает роль других, прежде всего, представительных институтов.
Характерные особенности авторитарного режима:
- сосредоточение власти в руках одного человека; носителем власти может выступать один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, регентский совет, олигархическая группа и др.);
- неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам;
- опора на силу; террор избирателен и направлен на устранение или запугивание лидеров оппозиции;
- монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции;
- отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и, прежде всего, в экономику.
Авторитарные политические режимы очень разнообразны.
В социально-политической литературе, как правило, выделяют четыре основных вида авторитарных режимов: тирания, традиционные абсолютистские диктатуры, военные режимы и однопартийные режимы.
Описание тирании встречается еще в трудах Аристотеля. Это режим личной власти и его главным недостатком является низкий уровень институциализации. Он гибнет вместе со смертью диктатора.
Традиционные абсолютистские диктатуры, или династические режимы, - это режимы, в которых отсутствует разделение властей, политическая конкуренция; власть сконцентрирована в руках, как правило, членов семьи монарха. Примером могут служить режимы в странах Персидского залива, в Марокко и др.
Массовой разновидностью авторитарных режимов являются военные режимы. Они могут быть представлены как: а) обладающие диктаторской, террористической природой и персональным характером власти (например, режим И.Амина в Уганде и др.); б) военные хунты, проводящие структурные реформы (режим генерала Пиночета в Чили).
Авторитарные однопартийные режимы на начальном этапе используют единственную политическую партию как средство мобилизации массовой поддержки правительства. В дальнейшем партия сохраняется как опора режима наряду с армией и церковью. Примером подобного типа режима может служить современный мексиканский, а также диктатура Франко в Испании, режим Мобуту в Заире и некоторые другие.
Во второй половине ХХ века авторитарный политический режим чаще всего носит переходный характер и ориентируется, хотя бы формально, на постепенный переход к демократии.
5.4 Демократический политический режим. Современные теории демократии
Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима.
Демократический режим, или демократия, - это политический режим, при котором народ является источником власти; «это правление народа, избранное народом и для народа» (А.Линкольн).
Демократия характеризуется следующими основными признаками:
1. Юридическое признание народа источником власти, сувереном в государстве. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, именно он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, имеет право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем референдума.
2. Равноправие граждан. Демократия предполагает как минимум равенство избирательных прав граждан.
3. Принятие решений с учетом мнения большинства и подчинение меньшинства при их осуществлении.
4. Периодическая выборность ключевых органов государства.
5. Возможность для каждого гражданина получить полное представление по существу рассматриваемого вопроса.
6. Право беспрепятственного контроля за деятельностью властей со стороны любого гражданина, группы граждан или общественного объединения.
Любые демократические государства базируются на этих фундаментальных признаках. В то же время современные, основанные на ценностях либерализма, демократии дополняют их принципами прав человека, приоритета последних над правами государства, ограничения власти большинства над меньшинством, уважения права меньшинства на свое мнение и отстаивание его, верховенства закона и т.д.
Названные общие признаки демократии позволяют классифицировать многочисленные теории демократии и практические демократические модели. К современным теориям демократии следует отнести демократию классического либерализма, коллективистскую демократию, а также плюралистическую.
Концепция демократии классического либерализма основывается на англосаксонской традиции, которая рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление.
Этой модели демократии присущи следующие характерные черты:
1. Равенство всех граждан в осуществлении их неотъемлемых, естественных прав.
2. Индивидуальность, признание личности первичным и главным источником власти.
3. Личность имеет право отстаивать свою позицию по отношению к другим членам общества, на законном основании опротестовывать решения органов государственной власти.
4. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, создание сдержек и противовесов как условия эффективного контроля граждан над государством, а также ограничение сферы деятельности самого государства, недопущение его вмешательства в личную жизнь граждан и экономическую сферу жизнедеятельности общества.
5. Парламентаризм, преобладание представительных форм демократического влияния, в которых реализуется принцип передачи гражданами в результате выборов функции управления государством лицам, способным защитить права и свободы своих избирателей.
6. Ограничение власти большинства над меньшинством, которое имеет право иметь свое мнение и отстаивать его в рамках закона.
Концепция либеральной демократии подвергается критике прежде всего за чрезмерный ценностный индивидуализм, нацеленность человека на решение своих личных проблем, что может привести к ограниченности политического участия личности, к ее уходу от общественной, политической жизни, политической апатии, отчуждению граждан от власти.
Кроме того, невмешательство государства в экономическую и финансовую сферу ведет к углублению общественного неравенства и обострению социальных конфликтов. Наконец, сам процесс выбора представительных органов власти может носить случайный, формальный и некомпетентный характер, определяемый настроениями, эмоциями избирателя в момент голосования.
Одной из концепций, противостоящих индивидуалистской модели либеральной демократии, является теория коллективистской демократии. Ее появление можно отнести к эпохе французского Просвещения, а одним из ее создателей называют известного философа Ж.-Ж.Руссо. Этот тип демократии теоретически разработан достаточно детально. Ее нередко называют идентитарной, т.е. исходящей из целостности народа (нации, класса), наличия у него единой воли еще до акта ее публичного выражения и идентичности этой воли и действий представителей власти. Данная концепция демократии свободна от некоторых недостатков либерализма (абсолютная индивидуализация, неучастие в политической жизни, имущественное неравенство), однако абсолютизация «общей воли» закладывает теоретическую основу для практики подавления личности, вторжения государства в личную жизнь гражданина.
Демократия понимается как прямое правление народа, способного выразить свою единую волю, которая «всегда права». Общая воля является основой для деятельности правительства и составления законов.
Ограниченность рассмотренных концепций демократии привела к созданию и реальному воплощению во многих странах концепции плюралистической демократии, разработанной на рубеже XIX-XX веков. Ее виднейшие представители – Г.Ласки, Д.Труман, Р.Даль, Е.Фрэнкель.
Сторонники теории плюралистической демократии считают, что именно группа, а не личность и не народ, является главной движущей силой в современном демократическом государстве. Они отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти, поскольку люди действуют, исходя из принципа не общественной, а личной выгоды. Отсюда общество – совокупность заинтересованных групп, стремящихся к реализации своих интересов. Соперничество и баланс групповых интересов – социальная основа демократической власти, ее динамики. Государство – гарант соблюдения законов, правил игры многообразных групп, не допускающий монополизации власти какой-то одной политической силой. Плюралистическая теория демократии исходит из равновесия политических сил, исключающего действие одной властвующей группы в собственных интересах и предполагающего ценностный консенсус в обществе.
Экономическая основа плюралистической демократии – многообразие форм собственности, общественное разделение труда и соответствующее деление общества на разнообразные социальные группы, имеющие различные экономические, политические и духовные интересы.
Политическая основа плюралистической демократии, ее правовая форма – конституционно закрепленная система прав и обязанностей граждан и образуемых ими объединений, прежде всего – свобода слова, свобода совести, равноправное участие в политической жизни, разделение властей, верховенство закона во всех сферах жизни общества.
Социальная основа плюралистической демократии – обеспечение права каждого члена общества участвовать во всех формах его жизнедеятельности: трудовой, семейной, духовной и т.п.
Духовно-идеологическая основа плюралистической демократии – создание в обществе атмосферы гласности, многообразия мнений, развития творчества.
Недостатком концепции плюралистической демократии является то, что она идеализирует действительность, преувеличивает групповую идентификацию населения, участие гражданина в группах интересов.
Тема 6. Государство – основной институт политической системы
6.1 Государство: теории происхождения, признаки и функции
Государство возникает на определенной стадии развития человечества как институт власти и управления обществом. Выделяют факторы, способствующие его возникновению: углубление общественного разделения труда; обособление управленческой деятельности; появление частной собственности и разделение общества на классы.
По вопросу происхождения государства существуют несколько теорий:
1. натуралистическая; 2. теологическая; 3. патриархальная; 4. договорная; 5. органическая; 6. психологическая; 7. теория завоевания; 8. марксистская.
Наиболее популярна теория общественного договора. Ее разработчики Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Руссо. Суть данной теории можно свести к следующему. В суровой борьбе за выживание разрозненно живущие люди были свободны и равны между собой, но вынуждены были вести войну всех против всех. В поисках выхода из хаоса люди заключили договор, отказавшись от части своих естественных прав и передав их в ведение государства. Таким образом, люди добровольно ограничили свою свободу в обмен на закон и порядок.
Появление государства – это закономерный результат стремления людей жить в цивилизованном и благоустроенном обществе. Именно государство способно эффективно регулировать социальные отношения.
Одним из первых мыслителей в научный оборот термин государство («stati») ввел Н. Макиавелли. По его мнению, государство не божий промысел, а дело рук человека. Политическое состояние общества характеризуется определенными отношениями между людьми, между правителем и поданными. Цель этих отношений – обеспечение порядка, незыблемость частной собственности и безопасность личности. Он рассматривал государство как любую верховную власть над человеком.
Государство – это организация, образуемая социальной общностью на определенной территории и располагающая монопольным правом на применение легитимного насилия.
Термин государство обычно употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле - оно отождествляется с обществом и страной, в узком – понимается как один из институтов политической системы.
Можно выделить характерные для любого государства общие признаки:
публичность власти; территория; суверенитет; законотворчество; монополия на легальное применение силы; право на взимание налогов и печатание денег; наличие гражданства; государственная символика (герб, гимн, флаг).
Функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции – это деятельность государства, направленная на управление обществом, на согласование интересов различных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Внешние функции – это защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности. Реализацию функций государства осуществляет комплекс специальных органов и учреждений: 1. представительные органы (парламент); 2. исполнительно-распорядительные органы (правительство, премьер, президент); 3. надзорно-контрольные органы; 4. органы охраны общественного порядка; 5. судебная система; 6. органы государственной безопасности; 7. вооруженные силы.