Вопрос второй. Общество как динамическая система.

Вопрос первый. Определение общества.

Слово «общество» в русском языке имеет по крайне мере три значения.

Во-первых, обществом называют любую группу людей, имеющих хотя бы одну социально значимую общую черту. Так, говорят об обществе филателистов, имея в виду их общий интерес, о дворянском обществе, имея в виду общность происхождения или о французском обществе – общность гражданства. В этом смысле слово общество имеет тот же смысл, что и «социальная группа».

Во-вторых, обществом в самом широком смысле этого слова называют всё человечество. В этом смысле слово «общество» употребляется, например, в названии журнала «Наука и общество».

В-третьих, под обществом понимают определённый уровень развития человечества. В этом смысле говорят про средневековое общество или про современное российское общество.

С научной точки зрения можно дать обществу следующее определение:

 
  Вопрос второй. Общество как динамическая система. - student2.ru

В этом определении надо отметить две важные вещи. Во-первых, общество – часть материального мира. Оно состоит из людей, а каждому человеку присуща не только духовная, но и материальная природа, его тело материально. Во-вторых, общество – это не часть природы, хотя и сохраняет с ней крепкую связь. Природа – это космические тела, горы, камни, моряки и океаны, растительный и животный мир. А общество – это люди. Это нечто иное.

Вполне корректной может быть признана и такая формулировка:

 
  Вопрос второй. Общество как динамическая система. - student2.ru

Общество может существовать только в постоянном взаимодействии с природой. Всё, что создано человеческим обществом при его воздействии на природу называется культурой.

 
  Вопрос второй. Общество как динамическая система. - student2.ru

Важную роль в жизни общества играют социальные институты – общественные установления. Это государство, семья, школа, церковь, политические партии, армия и т.д. Важно понять, что социальный институт – это не конкретные люди, а именно общественные установления.

 
 
Так, если мы говорим, что семья Ивановых въехала в новую квартиру, мы понимаем под семьёй малую социальную группу, а если говорим, что семья – это лучшее место для воспитания ребёнка, то понимаем уже социальный институт.  

Вопрос второй. Общество как динамическая система.

Общество является динамической системой. Система – совокупность взаимодействующих подсистем, состоящих из отдельных компонентов. Например, школа – это система. Она состоит из администрации, учителей, учеников, технического персонала. Организм человека – тоже система. Он состоит из кровеносной, нервной, костно-мышечной и других подсистем и т.п. Для определения системы имеет значение не только наличие в ней тех или иных компонентов, сколько характер взаимодействия между ними.

Динамическая – значит находящаяся в постоянном развитии. Нет в обществе такого компонента, который не менялся бы со временем. Меняются производственные отношения, политические строи, типы семьи и т.д.

Четырьмя важнейшими подсистемами общества являются социальная, экономическая, политическая и духовная.

Социальная подсистема. Социальная – значит общественная. С социальной точки зрения члены общества классифицируются на мужчин и женщин, людей разного возраста, городских и деревенских жителей.

Экономическая подсистема. Экономика – это производство материальных благ. С экономической точки зрения людей можно разделить на работающих и неработающих. Работающих – на занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере информации, сфере услуг, медицине, образовании и т.д.

Политическая подсистема. Политика – сфера деятельности людей. Связанная с управлением государством, с государственной властью. С политической точки зрения людей можно разделить на избирателей и не избирателей, на политически активных и политически пассивных.

Духовная подсистема. Когда мы говорим о духовной сфере жизни общества, мы не обязательно имеем в виду высокую духовность и высокую мораль. Духовная сфера – это сфера всего нематериального производства. Оно включает в себя религию. Искусство, науку, образование и средства массовой информации. Внутри этой подсистемы можно увидеть людей верующих и неверующих, мало образованных и высокообразованных и т.д.

Наши рекомендации