Ныне действующее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) Евросоюза и России подписано в 1994. История
25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря 1997). Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в Лондоне27 января 1998.
В 1999—2001 гг. Европарламент принял серию критических резолюций по положению в Чечне[1].
[править]Сферы сотрудничества
Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):
· экономического;
· внутренней безопасности и правосудия;
· внешней безопасности;
· науки и образования.
Идею ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зона свободной торговли.
В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.
Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем.
По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.
В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий.
Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва,Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.
[править]Безвизовый режим
27 августа 2002 г. президент России Владимир Путин направил в адрес председателя Европейской Комиссии и глав государств-членов ЕС послание по проблематике жизнеобеспечения Калининградской области в свете расширения ЕС, в котором было предложено рассмотреть вопрос о переходе в перспективе на безвизовый режим взаимных поездок. Это послание явилось официальным началом переговоров по вопросу безвизовых поездок граждан России и стран Европейского Союза. На удивление, ЕС не отверг возможность установления безвизового режима с Россией, а, напротив, на заседании Совета ЕС в Брюсселе 30 сентября 2002 г. было принято решение рассмотреть отдельно в качестве долгосрочной перспективы вопрос о возможности установления с Россией безвизовых отношений.[2].
17 июля 2003 года глава Европейской комиссии Романо Проди заявил, что в течение ближайших пяти лет может быть ликвидирована нынешняя система виз для въезда граждан России в страны Евросоюза[3].
19 июня 2006 года постоянный представитель РФ при Евросоюзе Владимир Чижов заявил, что рано или поздно, может быть, к 2008 году, РФ и ЕС выйдут на безвизовый режим[4].
7 июля 2008 года глава международного комитета Госдумы Константин Косачев заявил, что Россия и ЕС готовы, через два-три года перейти к полной отмене визового режима[5].
[править]2010 год
12 января 2010 года глава МИД председательствующей в ЕС Испании Мигель Анхель Моратинос заявил, что в течение срока председательства Испании в ЕС (то есть до 30.06.10) должна быть создана «дорожная карта», предусматривающей либерализацию и последующую отмену визового режима между Россией и ЕС[6].
24 февраля 2010 года верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон на пресс-конференции в Москве заявила, что Евросоюзу и России предстоит еще многое сделать для достижения безвизового режима. По мнению Deutsche Welle, Кэтрин Эштон полагает, что Евросоюзу и России еще далеко до введения безвизового режима[7].
12 мая 2010 года «Ведомости» со ссылкой на «близкое к структурам ЕС издание EUobserver» сообщили о том, что ЕС разработал «дорожную карту» для отмены визового режима с Россией и может представить ее уже на саммите в Ростове-на-Дону 31 мая — 1 июня. ЕС предъявляет России три требования: введение биометрических паспортов, принятие законов о защите данных и улучшение безопасности границ. «Но и в случае их выполнения отмена виз не гарантирована», — пишет издание[8].
31 мая 2010 года Газета.ру сообщила, что, по словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, российская сторона намерена сделать вопрос о безвизовом режиме ключевым на саммите в Ростове-на-Дону[9].
1 июня 2010 года российская делегация на саммите в Ростове-на-Дону передала представителям Евросоюза проект соглашения об отмене виз: по нему поездки к друзьям и родственникам и недолгие туры в Европу могут стать безвизовыми. Документ, рассказали в ЕС, аналогичен тому, что Россия подписала с Израилем. В Евросоюзе документ взяли, но сказали, что говорить о соглашении ещё слишком рано[10].
21 июля 2010 года во время встречи Дмитрия Медведева с президентом Финляндии Тарьей Халонен были обсуждены некоторые вопросы, в частности, был затронут вопрос о введении безвизового режима. Халонен заявила, что безвизовый режим необходим и он будет введен в будущем. Сейчас же, ввести безвизовый режим затруднително, необходимо веское слово Еврокомиссии. В любом случае, Финляндия будет поддерживать Россию в скорейшем решении этого вопроса.
23 июля 2010 года премьер-министр Италии Сильвио Берлускони во время визита президента РФ Дмитрия Медведева в Италию обозначил трудности с отменой визового режима: «Есть сопротивление со стороны стран Восточной Европы. Может быть, это связано с советским периодом». После этого итальянский премьер отметил, что «взял обязательство» продолжить обсуждение этого вопроса в Евросоюзе. Он также сообщил, что уже предложил председателю Европейской комиссии Жозе Мануэлу Баррозу поставить вопрос об отмене виз с Россией в повестку ближайшего заседания Совета Европы в Брюсселе[11].
13 сентября 2010 года Сергей Лавров резко заявил, что ЕС безо всяких на то оснований затягивает с переходом на безвизовый режим. Эту ситуацию Лавров назвал «неприличной для уровня наших отношений»[12].
25 сентября 2010 года Лавров сообщил, что Дмитрий Медведев передал главе Еврокомиссии Баррозу и председателю Европейского совета ван Ромпею проект соглашения об отмене визовых требований и ожидает конкретного ответа до декабрьского саммита Россия-ЕС[13].
[править]2012 год
23 апреля 2012 года Германо-российский форум призвал канцлера ФРГ Ангелу Меркель содействовать введению безвизового режима между странами ЕС и Россией. Он считает, что такой режим следует ввести уже в 2013 году. «Доля отказов, составляющая менее одного процента, уже не оправдывает расходы по обеспечению визового режима, который к тому же ежегодно обходится немецкой экономике в 300 млн евро», — указывается в документе[14].
На следующий день с требованием скорейшей отмены визового режима с Россией и просьбой об оказании активного содействия обратились к правительству ФРГ и бундестагу шесть крупных немецких объединений, представляющих интересы экспортеров и промышленности. Они указали, что визы тормозят деловые контакты и приводят к ненужным расходам[15].
В конце мая с призывом к отмене визовых барьеров с Россией высказались шесть европейских промышленных объединений, представляющих более миллиона предприятий по всей Европе. Восточный комитет немецкой экономики призвал к созданию единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока[16].
[править]Единое экономическое пространство
На российско-германско-французском саммите в Довиле 19 октября 2010 года лидеры Германии, России и Франции согласовали план действий, по которому, согласноНиколя Саркози, через 10—15 лет Россия и Евросоюз могут представлять собой единое экономическое пространство — без виз и с общей системой безопасности.[17]
25 ноября 2010 года в статье для немецкой газеты Süddeutsche Zeitung премьер-министр России Владимир Путин предложил ЕС создать экономический альянс, который мог бы расположиться на территории от Владивостока до Лиссабона[18]. В частности одной из причин активизации развития партнерства между Россией и Европейским союзом, итогом которого должно стать создание экономического альянса, является экономическое освоение Сибирских и Дальневосточных территорий России:
«По словам Путина, кризис показал, что экономики ЕС и России являются уязвимыми. Россия, пишет премьер, все еще сильно зависит от сырьевого рынка. Среди минусов Европы Путин назвал деиндустриализацию экономики, которая приводит к потере позиций ЕС на рынке, в том числе и на рынке высокотехнологичных товаров.
Чтобы изменить ситуацию, считает премьер, необходимо четко использовать плюсы обеих экономических систем — России и ЕС. Россия может предложить Европе ресурсы, инвестиционный капитал, новые технологии»[18]…
[править]Проблемы
В то же время, по состоянию на 2004, переговоры по наполнению четырёх пространств практическим содержанием продвигаются медленно. Наибольших успехов стороны достигли в формировании общего экономического пространства.
Что касается вопросов внутренней и внешней безопасности, то расширение ЕС, осуществлённое в 2004 году, вызвало к жизни новые проблемы, при этом отношения с Россией были низведены Евросоюзом до ранга отношений с так называемыми государствами «непосредственного соседства», куда также попали страны Северной Африки, Украина, Молдавия, Грузия и т. д.
С присоединением 10 новых стран негативное отношение к России в штаб-квартире ЕС усиливается. Показательной стала проведённая 10 октября 2004 встреча глав МИД 11 стран — членов ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Швеция, Финляндия и Австрия), на которой было выдвинуто требование поднять роль «малых стран» во внешней политике ЕС, а более конкретно — ужесточить политику ЕС в отношении России.
Новым объектом критики с сентября 2004 стали предложения президента России Владимира Путина по государственному переустройству России.
Претензии России к ЕС касаются:
· предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;
· неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;
· ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии;
· попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния России на постсоветском пространстве;
Претензии ЕС к России касаются:
· нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод;
· сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия);
· заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами;
· взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута.
Отсутствие прогресса в отношениях между Россией и ЕС привело, в частности, к переносу саммита Россия — ЕС, планировавшегося на 11 ноября 2004 года. Саммит всё же состоялся 25 ноября 2004, но был практически полностью посвящён обсуждению итогов президентских выборов на Украине и не принёс никакого прогресса в отношениях между ЕС и Россией.
26. Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года, а 30 марта 1998 года ей была ратифицирована Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Тем самым Россия подтвердила свою приверженность идеалам и принципам гуманизма и демократии, а также готовность скорректировать целый ряд законодательных актов, противоречащих положениям Конвенции. Присоединяясь к СЕ, Россия заверила организацию в том, что она готова привести своё законодательство и политическую систему в соответствие с европейскими нормами.
Вторая чеченская война могла привести к исключению России из СЕ, однако санкции ограничились лишь лишением слова её делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) в 2000 г.
С момента присоединения к СЕ Россия подвергалась критике со стороны стран-участниц за ущемления прав человека, войну в Чечне, сворачивание демократических свобод и притеснение СМИ. В частности, в одной из своих резолюций ПАСЕ усмотрела в деле ЮКОСа «соображения, которые связаны со стремлением ослабить смелого политического оппонента».[1]
ПАСЕ настаивает на скорейшей отмене Россией смертной казни, указывая, что это единственный член этой организации, который не выполнил это обязательство.
Россия входит в число пяти крупнейших спонсоров организации[2], хотя российскими представителями периодически[источник не указан 1052 дня] поднимается вопрос о сокращении её взноса в бюджет СЕ.
Россия ратифицировала более 50 конвенций СЕ по различным вопросам (права человека, правовое сотрудничество, борьба с терроризмом и преступностью, культурные, социальные проблемы). Российские жители активно пользуются возможностью обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ): по состоянию на конец 2010 года Судом приняты решения по существу по 1079 российским делам, в более чем 1019 из которых было установлено нарушение хотя бы одной из статейЕКПЧ или её протоколов.[3]
В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе, в настоящее время[уточнить] идёт работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов. Совет Европы оказывает содействие России в рамках «программ сотрудничества», частично финансируемых Европейским союзом.
Российские представители активно участвуют в работе Парламентской ассамблеи СЕ и Конгресса местных и региональных властей Европы. Главой российской делегации в ПАСЕ является председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Константин Косачев, в КМРВЕ — первый заместитель Председателя Совета Федерации Светлана Орлова. Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов возглавляет в ПАСЕ политическую группу (фракцию) Европейских Демократов.
При штаб-квартире СЕ в Страсбурге действует Постоянное представительство Российской Федерации во главе с Постоянным представителем Александром Алексеевым. Российский судья в ЕСПЧ — Дмитрий Дедов. Интересы российских властей при рассмотрении Судом дел представляет Уполномоченный РФ при ЕСПЧ Георгий Матюшкин. В секретариате СЕ россиянин Александр Владыченко занимает должность Генерального директора по социальной сплочённости.
Советский период
В период холодной войны Совет Европы фактически объединял все европейские страны, не входившие в социалистический блок, кроме средиземноморских авторитарных режимов Испании, Португалии и Греции (до их крушения). Решения СЕ и, главным образом, его Парламентской ассамблеи (ПАСЕ) в эти годы выражали позицию западноевропейского сообщества на те или иные проблемы и события, связанные с СССР. Так, регулярно на повестке дня ПАСЕ находились вопросы, касающиеся нарушений прав человека в СССР, особенно свободы слова и вероисповедания, положения советских евреев и немцев, прибалтийских народов, а также преследования правозащитников.
ПАСЕ принимала резолюции по ряду событий, имевших значительный международный резонанс, — венгерские события 1956 года, ввод войск Варшавского договора вЧехословакию в 1968 г., ввод советских войск в Афганистан, взрыв на Чернобыльской АЭС. Кроме того, ПАСЕ периодически принимала документы общеполитического характера по отношениям между Западом и Востоком.
Отношения между СЕ и СССР стали постепенно улучшаться в период перестройки. В 1989 году штаб-квартиру СЕ в Страсбурге посетил Михаил Горбачёв. В своём выступлении перед ПАСЕ он провозгласил лозунг «Европа — наш общий дом», что стало первым шагом на пути вступления России в СЕ.
В 1990—1991 гг. СССР присоединился к ряду конвенций СЕ.[4] Документы ПАСЕ этого периода концентрируются на экономических реформах в СССР и других восточноевропейских странах. Постепенно формируется благожелательная атмосфера, принёсшая в итоге вступление в СЕ стран бывшего соцлагеря (1992—1993), а затем и бывших советских республик.
[править]Путь России к вступлению в СЕ
14 января 1992 года российскому парламенту был предоставлен статус особого гостя в ПАСЕ. 7 мая того же года Россия подала заявку на вступление в СЕ.[5]
[править]1996
Россия вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года. Это был период подготовки к президентским выборам, и вступление в СЕ рассматривалось руководством страны как международное признание правильности проводимого курса. При вступлении Парламентская ассамблея СЕ сформулировала перед Россией ряд обязательств.[5]Главным образом они касались ратификации европейских конвенций, приведения законодательства в соответствие с европейскими стандартами и политических взаимоотношений с соседними странами.
Россия при вступлении в СЕ обязалась:
· ратифицировать ЕКПЧ и основные протоколы к ней (выполнено);
· ратифицировать Протокол № 6 об отмене смертной казни в мирное время (не выполнено);
· ратифицировать Европейскую конвенцию о предупреждении пыток, Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, Европейскую хартию местного самоуправления (выполнено), Европейскую хартию региональных языков и языков меньшинств (только подписана), изучить вопрос о ратификации Европейской социальной хартии (выполнено);
· ратифицировать конвенции о выдаче, взаимной правовой помощи по уголовным делам, об отмывании преступных доходов, о передаче осуждённых (выполнено);
· ратифицировать Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах СЕ (выполнено);
· разрешать международные споры исключительно мирными средствами;
· урегулировать остающиеся нерешёнными вопросы границ на основе международного права (сохраняется проблема с пограничным договором с Эстонией);
· вывести войска из Молдавии (российские власти считают, что полное выполнение этого обязательства будет зависеть от хода переговоров по Приднестровью, сейчас там остался незначительный контингент — несколько сотен человек);
· выполнить обязательства по Договору об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ);
· отказаться от выделения среди зарубежных стран зоны особого влияния под названием «Ближнее зарубежье»;
· урегулировать проблему возврата культурных ценностей в другие европейские страны;
· без промедления вернуть собственность религиозных организаций;
· быстро разрешить все проблемы, связанные с собственностью других государств, в особенности с иностранными архивами, вывезенными в СССР в 1945 г.;
· снять ограничения на зарубежные поездки лиц, обладающих государственными секретами;
· обеспечить, чтобы применение Конвенции СНГ о правах человека не влияло на применение Европейской конвенции о правах человека (на 2010 год Конвенция СНГ вступила в силу, но комиссия, которая должна обеспечивать её выполнение, не действует);
· привести законодательство о ФСБ в соответствие с европейскими стандартами и, в частности, лишить ФСБ права иметь собственные следственные изоляторы (последний пункт выполнен);
· принять закон об альтернативной гражданской службе (принят);
· снизить и по возможности искоренить дедовщину в Вооружённых силах;
· продолжать правовую реформу с целью приведения законодательства в соответствие с европейскими стандартами;
· сотрудничать с другими странами в деле предотвращения или снижения вреда от экологических и технологических бедствий;
· полноценно сотрудничать с СЕ в деле мониторинга выполнения этих обязательств;
· строго соблюдать положения международного гуманитарного права, в том числе применительно к вооружённым конфликтам на своей территории;
· добросовестно сотрудничать с международными гуманитарными организациями и предоставить им возможность работать на территории России.
На церемонии вступления Россию представлял министр иностранных дел Евгений Примаков. В тот же день он сдал на хранение грамоту о ратификации Устава Совета Европы и поставил свою подпись под основополагающими конвенциями, включая ЕКПЧ.
[править]1997
Конгресс местных и региональных властей Европы в июне принял рекомендацию о положении местного самоуправления и федерализма в России.[6]
В октябре 1997 г. президент России Борис Ельцин принял участие во Втором саммите СЕ. В своём выступлении он, в частности, сказал[7]:
Мы готовы к строительству новой, Большой Европы без разделительных линий, Европы, где ни одно государство не будет навязывать другим свою волю, Европы, где большие и малые страны являются равноправными партнёрами, объединёнными общими демократическими принципами.
Эта Большая Европа может сегодня стать мощным сообществом государств, несравнимым по своему потенциалу ни с одним другим регионом мира и способным обеспечить собственную безопасность. Она будет основываться на многообразии культурного, национального, исторического наследия всех европейских народов. Дорога к Большой Европе будет долгой и непростой. Но идти по ней — в интересах всех европейцев. Россия также вносит вклад в это общее дело.
В то же время Ельцин упомянул о силах, стремящихся «изолировать Россию от Европы», о «применении двойных стандартов», об ущемлении прав российских соотечественников в Прибалтике: «Я говорю об этих проблемах с трибуны Совета Европы, потому что эта организация быстрее других избавляется от подходов холодной войны».
[править]1998
5 мая 1998 г. сдана грамота о ратификации Россией ЕКПЧ и ряда протоколов к ней. В тот же день Конвенция вступила в силу для России.
[править]1999
4 ноября ПАСЕ приняла резолюцию о конфликте в Чечне.[8]
Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью приняла первый периодический доклад по России.[9]
В декабре 1999 г. Россия сдала грамоты о ратификации основных конвенций СЕ в области уголовного права — о выдаче и о взаимной правовой помощи.
[править]2000
В январе и апреле ПАСЕ приняла две рекомендации по конфликту в Чечне.[10][11] Ассамблея в январе также не подтвердила полномочия российской делегации.[12]
[править]2001
В январе были полностью восстановлены полномочия российской делегации в ПАСЕ.[13]
В марте Комиссар СЕ по правам человека совершил визит в Россию, в частности, в Чечню, о котором представил доклад.[14]
В июле Европейский комитет по предотвращению пыток сделал публичное заявление согласно статье 10 ЕКПП (третье в своей истории) по Чечне.[15]
Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью приняла второй периодический доклад по России.[16]
[править]2002
Вынесены первые решения ЕСПЧ по жалобам против России — по делам Бурдова[17] и Калашникова.
В мае Комиссар СЕ по правам человека представил свои рекомендации в связи с т. н. «зачистками» в Чечне.[18]
Консультативный комитет по выполнению РКЗНМ сформулировал своё мнение по первому периодическому докладу России[19]
[править]Доклад ПАСЕ о выполнении Россией своих обязательств
В апреле Парламентской ассамблеей СЕ принят очередной доклад по выполнению Россией своих обязательств, принятых при вступлении в СЕ.
В докладе отмечен достигнутый прогресс в следующих областях:
· ратификация ряда конвенций СЕ
· реформа правовой системы
· передача пенитенциарных учреждений в ведение Минюста
· принятие закона об Уполномоченном по правам человека в России.
Вместе с тем выявлены следующие проблемы:
· продолжающееся насилие в Чечне
· призыв Госдумы о восстановлении смертной казни
· отсутствие ратификации Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств
· недостаточно активная реализация правовой реформы
· необходимость реформирования прокуратуры
· отсутствие прогресса в вопросе борьбы с дедовщиной в армии
· отсутствие закона об альтернативной гражданской службе
· сохранение за ФСБ следственных полномочий
· недостаточные успехи в улучшении условий содержания заключённых, случаи пыток
· тенденция к ограничению свободы СМИ
· незавершённость процесса отмены прописки
· стремление властей Краснодарского края выселить турок-месхетинцев — беженцев из Грузии
· проблемы с функционированием в России организаций «Свидетелей Иеговы» и «Армии спасения»
· продолжающееся военное присутствие в Молдавии
· нерешённость вопроса с дипломатической собственностью прибалтийских республик, а также с культурными ценностями, вывезенными в СССР после Второй мировой войны.
По итогам рассмотрения доклада решено продолжить мониторинг ситуации в России.[20]
[править]2003
В январе ПАСЕ приняла резолюцию об оценке перспектив политического решения конфликта в Чечне[21], в апреле — о состоянии прав человека в Чечне.[22]
В феврале Комиссар СЕ по правам человека нанёс визит в РФ, в том числе в Чечню и Ингушетию, о котором в марте представил доклад.[23]
В июле Европейский комитет по предотвращению пыток сделал публичное заявление согласно статье 10 ЕКПП по Чечне.[24]
В октябре Европейский суд по правам человека принял решение в пользу заявителя по делу Сливенко против Латвии, в котором участвовала и Россия, впервые выступив как третья сторона в защиту своей гражданки.[25]
В ноябре ПАСЕ приняла резолюцию о приговоре по делу Г. Пасько.[26]
[править]2004
В мае Конгресс СЕ принял резолюцию и рекомендацию по местной и региональной демократии в России.[27]
В июле и сентябре Комиссар СЕ по правам человека нанёс визиты в Pоссию, по итогам которых в 2005 году представил доклад.[28]
В октябре ПАСЕ приняла резолюцию по правам человека в Чечне[29].
[править]Новая делегация в ПАСЕ
После выборов в Государственную Думу была сформирована новая делегация России в ПАСЕ. Её возглавил Константин Косачёв.
[править]Решение ЕСПЧ по делу Илашку
В июле 2004 г. ЕСПЧ вынес решение по делу «Илашку и другие против Молдавии и России».[30]
Илие Илашку и трое его соратников участвовали в войне в Приднестровье на стороне Молдавского народного фронта и были осуждены приднестровским судом к длительным срокам заключения за убийства и совершение террористических актов. Согласно решению ЕСПЧ, ввиду того, что власти Приднестровья не признаны международным сообществом, его судебные органы не могут считаться беспристрастными и законными. Таким образом, в отношении Илашку было констатировано нарушение права на справедливое судебное разбирательство. Суд посчитал Молдавию и Россию ответственными за это нарушение (Молдавию — как государство, на чьей территории произошло нарушение, Россию — как государство, контролирующее, по мнению Суда, приднестровский режим) и обязал их выплатить заявителям рекордные компенсации (несколько сотен тысяч евро) и принять все меры к их немедленному освобождению.
По мнению российских властей, это решение ЕСПЧ является политическим,[31] а с юридической точки зрения не выдерживает критики: Суд проигнорировал то, что нарушения имели место задолго до вступления ЕКПЧ в силу для России, что они совершены на иностранной территории и что сегодня Россия также не осуществляет юрисдикцию в Приднестровье. Ввиду этого Россия, выплатив компенсацию, считает, что выполнила решение ЕСПЧ и что освобождение двух остающихся в заключении членов «группы Илашку» — не в её компетенции.
[править]2005
26 января ПАСЕ приняла резолюцию по делу ЮКОСа.[32]
[править]Доклад и резолюция о выполнении Россией своих обязательств
В июне 2005 г. — впервые с апреля 2002 г. — ПАСЕ обсудила доклад[33] о соблюдении Россией своих обязательств перед Советом Европы и приняла соответствующую резолюцию[34].
В докладе о соблюдении Россией своих обязательств перед Советом Европы, представленном Дэвидом Аткинсоном (Великобритания) и Рудольфом Биндигом (Германия), утверждается, что Россия пока не является «свободным и демократическим государством», поскольку в ней не обеспечены независимость судебной системы, самостоятельность СМИ, нет условий для проведения свободных и справедливых выборов.
Изменение порядка выборов губернаторов российских регионов в докладе расценивается как нарушение принципов федерализма. При этом становится непонятен статусСовета Федерации, который наполовину формируется губернаторами, назначаемыми президентом. Новый порядок выборов в Госдуму, по мнению докладчика, подрывает перспективы наличия в ней «какой-либо значимой и конкурентоспособной оппозиции» пропрезидентским партиям.
Из достижений России в области укрепления верховенства закона и демократии в докладе отмечается принятие нового уголовно-процессуального кодекса и Закона об альтернативной гражданской службе, подписание Конвенции о передаче осуждённых лиц, ратификация пограничного договора с Литвой и подписание договора о границах с Эстонией.
В резолюции Россия подвергнута критике за неисполнение обязательств, принятых при вступлении в организацию (в частности, вывод российских войск из Молдавии иГрузии и отмена смертной казни).
Резолюция ПАСЕ (носящая рекомендательный характер) также призывает Россию «в том, что касается компенсаций лицам, ранее депортированным из оккупированных прибалтийских государств, и их потомкам (..) решить данный вопрос в кратчайшие сроки» и «провести корректировку некоторых недавних политических, законодательных и административных реформ», которые, по мнению ПАСЕ, нарушают «нормальное функционирование плюралистической демократии, для которого необходимы проведение свободных и справедливых выборов, обеспечение соответствующих прав оппозиции, подотчетность исполнительной власти и независимость средств массовой информации».[35]
В то же время Россию призвали «обуславливать любую политическую или финансовую помощь правительству Белоруссии соблюдением прав человека и гражданских свобод народа Белоруссии».[36]
ПАСЕ призвала к скорейшему подписанию и ратификации пограничного договора с Латвией, быстрому разрешению вопросов, связанных с возвратом культурных ценностей и иного имущества, которого требует ряд государств-членов Совета Европы, упрощению порядка доступа к архивам, находящимся в России.[37]
Глава российской делегации на сессии ПАСЕ, председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачёв сказал, что «Выход из организации, которая занимается вопросами развития демократии, был бы поражением для России»[38], но отметил, что Ассамблея поддержала ряд поправок, которые остаются для российской стороны «абсолютно неприемлемыми» и заявил: «Я считаю, наши взносы в Совет Европы являются излишними».[39]
[править]Третий саммит Совета Европы
В мае 2005 г. министр иностранных дел России Сергей Лавров принял участие в Третьем саммите СЕ в Варшаве (из крупнейших стран лишь Германия, Турция, Украинаи Польша были представлены на уровне глав государств или правительств[40]).
На саммите была открыта к подписанию Конвенция о предупреждении терроризма, разработанная при ведущей роли России.
[править]2006
Консультативный комитет по выполнению РКЗНМ сформулировал своё мнение по второму периодическому докладу России[41]
В феврале Комиссар СЕ по правам человека нанёс визит в Чечню, о котором в марте представил доклад.[42]
Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью в мае опубликовала третий периодический доклад по России[43], а в декабре сделала особое заявление по положению лиц грузинского происхождения в РФ[44].
[править]Резолюции об осуждении преступлений тоталитарных режимов (резолюция 1481)
С идеей осудить преступления тоталитарных режимов на международном уровне ещё в 2003 г. выступил в Совете Европы позднее ставший председателем ПАСЕ Рене ван дер Линден (Нидерланды).
В сентябре 2005 года Йоран Линдблад (Швеция) представил на политкомиссию ПАСЕ доработанный доклад «Необходимость осуждения международным сообществом преступлений коммунизма». По замыслу автора, соответствующая резолюция должна была восстановить историческую справедливость, осудив преступления коммунистических режимов, подобно тому, как в Нюрнберге были осуждены преступления фашизма.
Российские политики восприняли резолюцию как оскорбление в адрес России и попытку ревизии истории. Зарубежные коммунисты и социалисты также выражали своё негодование тем, что автор по сути стремился подвергнуть осуждению не преступления коммунистических режимов, а саму коммунистическую идеологию. В результате сложных дебатов доклад был частично изменён. В названии предлагаемой резолюции вместо «преступлений коммунизма» появилась формулировка «преступления тоталитарных коммунистических режимов».
Параллельно началась работа над докладами по осуждению режима Франко в Испании и об опасности возрождения идеологии нацизма (докладчик — Михаил Маргелов).
25 января Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию о «необходимости международного осуждения преступлений тоталитарных коммунистических режимов» (резолюция 1481).
За резолюцию проголосовали 99 парламентариев, против — 42. Российская делегация в ПАСЕ (КПРФ, «Единая Россия» и «Родина»), несмотря на идеологические разногласия, объединилась в борьбе против принятия резолюции. Единственный член российской делегации, который поддержал резолюцию, — лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Резолюция по режиму Франко была принята Постоянной комиссией ПАСЕ 17 марта 2006 г., резолюция по недопущению возрождения нацизма — 12 апреля 2006 г. Российские депутаты считают, что таким образом был достигнут баланс: осуждение преступлений коммунистических режимов сопровождалось подтверждением позиции ПАСЕ о недопустимости любых тоталитарных режимов.
[править]Оценка ПАСЕ положения в отдельных регионах России
25 января большинством голосов (117 против 24) была принята резолюция[45], указывающая на продолжающиеся нарушения прав человека в Чечне. К этой резолюции была добавлена поправка, в которой принятый незадолго до этого российский закон о неправительственных общественных организациях назван не соответствующим критериям Совета Европы. Автор резолюции — Рудольф Биндиг (Германия).
В мае 2006 г. Постоянным комитетом ПАСЕ принята рекомендация «Культурное разнообразие Северного Кавказа». В ней утверждается, что после распада СССР имело место ослабление или полное исчезновение культурных связей между республиками Северного Кавказа и что российские федерал