Общественное мнение: понятие и структура. каналы и механизмы формирования. Психологический климат общества: компоненты, влияние на общественное мнение
Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.
В социологии сложилось несколько концепций общественного мнения: 1) монистическая (существует единое (общее) общественное мнение, которое является истинным ("народ ошибаться не может")); 2) мажоритарная (существует мнение большинства, с которым необходимо считаться); 3) плюралистическая (единого, достаточно стабильного общественного мнения не существует). Современные исследователи попытались "примирить" эти взгляды. Они полагают, что общественное мнение имеет монистически-плюралистическую природу (то есть, вначале возникает несколько различных мнений относительно того или иного объекта, затем из их числа вычленяется одно господствующее, которое разделяет большинство).
Специфика общественного мнения: 1) это конкретный вывод определенной общности людей по поводу тех или иных объектов, итог их мыслительной деятельности; 2) критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности; 3) массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности); 4) общественное мнение выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность; 5) оно представляет собой специфический продукт взаимодействия, соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.
Цель формирования общественного мнения – направленное намерение, неуемное стремление, неугасимая жажда привести в соответствие наблюдаемое, имеющееся, действительное с желаемым, требуемым; не приспособление к действительности, а стремление выразить к ней свое отношение, повлиять на течение событий и процессов, на разрешение конфликтов и противоречий.
Типология общественных мнений: 1) по степени развитости: зарождающиеся, активно формирующиеся, вполне сложившиеся, угасающие (утрачивающие актуальность); 2) по степени соответствия общественным потребностям: актуальные (современные), прогрессивные (устремленные в будущее), реакционные (характеризуют отставание общественного мнения от текущих общественных процессов); 3) по различным видам признаков и особенностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные, истинные и ложные, устойчивые и изменчивые, ясные и расплывчатые, господствующие и оппозиционные, официальные и неофициальные, консервативные и новаторские, запоздалые и своевременные и т.д.
Социально-психологические свойства общественного мнения: 1) оно отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества; 2) в нем проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени; 3) оно концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия; 4) оно не всегда оказывается мнением истинным, но всегда отражает позицию большинства; 5) ему присуще внутреннее единство, монистическое состояние (в содержании общественного мнения не могут одновременно присутствовать противоположные оценочные суждения); 6) сила авторитета и авторитет силы общественного мнения обусловлены его опорой на большинство.
Факторы формирования общественного мнения: 1) социальные интересы людей; 2) различия в оценках, характеристиках тех или иных общественных явлений (дискуссионный характер проблемы); 3) уровень компетентности.
Структура общественного мнения: 1) субъекты (субъекты-создатели – "творцы" мнений, субъекты-носители – "лидеры" мнений, "массовая" публика – 90 % всех людей, имеющих мнения); 2) объекты (объекты-факты – тот или иной факт действительности, объекты-события – набор фактов, составляющих содержательную сторону события, объекты-явления – процессы); 3) рациональный компонент (познавательный) – знания субъекта об объекте; 4) социальная оценка (общественное суждение) – ценностный элемент общественного мнения, результат взаимодействия рационального и эмоционального; 5) общественно волевые побуждения – активное начало общественного мнения, проявление его позиции по отношению к объекту.
Стадии развития общественного мнения: 1) зарождение – процесс выработки людьми своей оценки попавшего в поле их зрения объекта, определение по отношению к нему собственного, личного мнения; 2) формирование – преобразование (слияние) индивидуальных оценочно-ценностных суждений в групповые, коллективные, классовые, общественные; 3) функционирование – выполнение ряда присущих общественному мнению социальных функций.
Устойчивость функционирующего общественного мнения проявляется в следующем: 1) сохраняющемся интересе людей к его объекту; 2) страстной убежденности в правоте своей позиции; 3) стремлении к ее отстаиванию и защите, 4) преобразовании мнения в конкретные решения и практические действия.
Факторы, определяющие характер, содержание и степень влияния общественного мнения на социально-политические процессы в обществе: 1) уровень распространенности; 2) интенсивность; 3) достоверность; 4) стабильность.
Социально-психологический климат - такое психическое состояние группы, которое на интегративной основе отражает основные особенности ее жизнедеятельности.
Компоненты климата:
- эмоциональный - групповое настроение
- когнитивный - мнения и убеждения
- поведенческий - действия членов группы.