Способы решения проблемы неблагоприятного отбора
Подача сигнала.
Сигнал - это наблюдаемая характеристика индивида или блага, которая может быть изменена.
Виды сигналов: гарантии, штрафные санкции в договорах, капиталовложения в торговую марку, реклама, которая кажется неинформативной (Nelson Ph. Advertising as Information. 1974).
Качество сигнала зависит от тех ресурсов, которые были инвестированы в него.
Диплом об образованиикак сигнал на рынке труда (М. Спенс, 1973)
Диплом будет служить сигналом об их более высокой производительности, если выполняются следующие два условия:
1).Тот уровень образования, который выполняет роль сигнала о высокой производительности работника, должен быть достаточно высоким для того, чтобы работники с низкой производительностью не могли бы получить его, в противном случае они также получат образование и смогут обмануть работодателя.
2). Неспособность получить определенный уровень образования должна точно сигнализировать о том, что производительность данного работника низкая. Высокопроизводительные работники не откажутся от получения образования.
Просеивание.Понятие«просеивание» характеризует действия стороны, которая не обладает частной информацией с целью разделения различных типов информированной стороны с соответствии с определенными характеристиками.
Джоан и Стивен Сэлоп. Оплата труда, возрастающая по мере увеличения стажа работы как метод просеивания с целью сокращения текучести работников.
Дополнительно:
Неблагоприятный отбор
Неблагоприятный отбор обычно определяют как вид предконтрактного оппортунизма, который проявляется при наличии асимметрии информации и заключается в том, что более информированные агенты, стремясь максимизировать своё благосостояние, совершают действия, которые негативным образом сказываются на благосостоянии остальных участников взаимодействия. Основное замечание: оппортунизм предполагает осознанное желание выиграть за счет своего контрагента, а принцип неблагоприятного отбора характеризует стихийный оппортунизм.
Информационное преимущество может касаться собственных характеристик агента (на рынке труда) или любой переменной описывающей контрактные взаимоотношения (жильцы нанимают ремонтника, который больше знает о специфике работы, стоимости материалов …).
Принципалу неизвестны либо характеристики товара или услуги, которой он собирается приобрести, либо тип агента, с которым он собирается заключить контракт. Например, в модели Акерлофа на рынке подержанных автомобилей покупателю неизвестно качество конкретной машины. Цены определяются средним качеством автомашин, представленных на рынке. При постоянной цене, продавцу становится невыгодно продавать качественные машины. Среднее качество машин, и, в конечном счёте, цена постепенно падает до нуля, и рынок исчезает. Рыночные механизмы спроса и предложения работают неэффективно. Когда в качестве условия сделки выдвигается минимальный набор измеряемых параметров, полученная в результате выборка чаще всего будет хуже ожидаемой. Она не будет средней, она сместится в сторону худшего набора параметров, которые не учитывались примененной классификацией.
В общем случае принципал предлагает набор контрактов различным типам более информированных агентов, которые выберут один и тот же контракт, максимизирующий их полезность. Прибыль принципала уменьшится.
Методы борьбы:
(1)Сигналы: Информированный агент подаёт принципалу информацию о своём типе. Например, гарантии – на товарных рынках, красный диплом – на рынке труда, страховка – на кредитном. Работник получает образование не только для увеличения производительности труда, но и чтобы продемонстрировать свои способности.
(2)Фильтрация: применение контрактов, в которых выбор агента является сигналом о его типе. Например, билеты на самолёт в эконом-класс покупают менее состоятельные, в бизнес-класс - более. Неинформированные игроки сами тратят свои ресурсы на разработку критериев отбора. На рынке труда, предлагая оплату по результатам работы для части вакансий и фиксированные оклады для другой части, работодатель получает, что более производительные предпочтут оплату по результатам, остальные – фиксированную оплату.
(3)Рационирование: неинформированная сторона выдвигает ряд требований, напрямую не связанных с предметом контракта, например, на рынке труда работодатель требует от работника прохождение психологического теста, на рынке услуг face control и dress code при входе в клуб, на кредитном рынке – заполнение анкеты, где прописывается всё, включая судимости бабушки директора фирмы, или банк оставляет за собой право адаптировать условия предоставления кредитов в процессе переговоров в зависимости от того, насколько клиент окажется открытым и допустит банк к информации, с которой последний посчитает нужным ознакомиться, как то: состояние производственных запасов клиента, возможная его задолженность (не грозит ли ему арест имущества), ситуация на рынках, где предполагается использовать данный кредит, и т.д.
(4)Прописать полный контракт, т.е. контракт, который предусматривает все ситуации, способные возникнуть. В торговле недвижимостью, скажем, очень распространены контракты, где делается попытка описать все возможные недостатки, которые у дома могут появиться, и соответствующие виды компенсации ущерба покупателю, нанесенного продавцом.
(5)Можно прибегнуть к третейскому суду или к третьей стороне в качестве арбитражной инстанции.
Вопрос 35-36. Моральный риск и способы его предотвращения. Пластичные ресурсы.
Mоральный риск (moral hazard) и методы его предотвращения.
Моральный риск – это действия экономических агентов по максимизации их собственной полезности в ущерб другим в ситуациях, когда они не ощущают полностью последствий (или не пользуются полными выгодами) своих действий вследствие неопределенности и неполноты контрактов, которые препятствуют возложению всего ущерба (или получению всех выгод) на соответствующего агента.