Асимметрия информации. Виды асимметрии информации и типы оппортунистического поведения.
Как правило, интересы принципала и агента различны, и агент, преследуя собственную выгоду, ущемляет интересы принципала. В данной ситуации задача принципала – разработать схему вознаграждения таким образом, чтобы агент действовал в его(принципала) интересах. Эта схема основана, помимо предположения о том , что принципал знает меньше, чем агент, еще на одном важном предположении, а именно: принципал всегда выполняет взятые на себя обещания(например, по выплате вознаграждений). Отсюда следует, что схема вознаграждения должна быть построена на проверяемой информации, т.е. на информации, которую может наблюдать третья сторона(суд), контролирующая выполнение принципалом своих обещаний.
Ассиметрия информации между принципалом и агентом обусловлена
· скрытыми действиями, т.е. теми действиями агента, которые принципал наблюдать не может;
· скрытой информацией, т.е. информацией о внешних условиях, котораяна определённом этапе становится известна агенту, но не принципалу.
· скрытыми намерениями, т.е. намерения агента, о которых принципал не может знать.
Ассиметрия информации между участниками взаимодействия позволяет более информированной стороне (агенту) вести себя оппортунистически как на стадии до заключения контракта, так и на стадии после заключения контракта.
Типы оппортунистического поведения:
1. покупателю неизвестны качественные характеристики блага, имеет место асимметрия информации, носящая название «скрытые характеристики» (hidden characteristics), которая может привести к неблагоприятному отбору (adverse selection) ;
2. скрытые действия (hidden action)/скрытая информация (hidden information) - которые приводят к моральному риску (moral hazard) той стороны, которая обладает информацией;
3. скрытые намерения (hidden intentions) партнера по сделке таят в себе опасность третьего вида оппортунистического поведения – вымогательства (hold-up).
33. Неблагоприятный отбор (на примере конкретного рынка).
Во-первых «рынок лимонов»
Неблагоприятный отбор на рынке страховых услуг.
Если страховая компания не имеет возможности узнать, здоровы ли в действительности те люди, которые обратились к ней за медицинской страховкой, или тяжело больны, она предложит им среднюю цену за страховой полис, определённую на основании среднего уровня заболеваемости. Для здоровых людей эта цена слишком высока – им известно, что они не больны и скорее всего не заболеют, а следовательно, их затраты в данном случае не окупятся. Зато для людей со слабым здоровьем эта цена выгодна, ибо они понимают, что будут болеть, в среднем, чаще остальных. В результате страховая компания столкнётся с проблемой неблагоприятного отбора (к ней за медицинской страховкой обратятся лишь те, у кого риск заболеть выше среднего уровня) и понесёт убытки.
Рынок труда.Если ваша фирма решит брать на работу только выпускников ВШЭ и МГУ, она закономерно получит худшую их часть. Ведь другие фирмы будут выбирать сотрудников по другим качественным параметрам (производительность труда, предыдущий опыт работы и т.д.), а на долю вашей фирмы останутся люди, отвергнутые ими по этим параметрам, - вы же ограничили ваш отбор лишь одним или двумя параметрами! Человек знает о себе гораздо больше, чем его наниматель. Например, он знает, что у него диплом об окончании экономического факультета МГУ, но он также знает, что последние 10 лет наукой не занимался. Это ситуация оппортунизма, который О. Уильямсон определяет как “преследование личного интереса с использованием коварства”, когда ты, занимая позицию индивидуалиста, при отсутствии контроля за собой используешь прорехи в тексте контракта для достижения своих целей за счет своего контрагента.
Кредитный рынок. Фирма при получении кредита располагает большей информации о реальном финансовом положении, нежели банк. Предположим, при выдаче кредитов банк оценивает формальные критерии платежеспособности клиента, например, отношение дебиторской и кредиторской задолженности. Фирма предпочтёт скрыть информацию о том, например, что вероятность получить дебиторскую задолженность по балансу – нулевая, хотя формальные критерии соблюдены. Банк получит самых безнадёжных клиентов, по сравнению с тем, который просматривает кредитную историю, и другие качественные показатели.
34. Неблагоприятный отбор и способы его предотвращения
Внешний эффект:
Своим решением попытаться продать автомобиль плохого качества, экономические агенты оказывают влияние на складывающееся у покупателей впечатление в отношении качества «среднего» автомобиля, продаваемого на рынке. Это приводит к понижению цены, которую покупатели готовы платить за «средний автомобиль» и таким образом наносит ущерб людям, которые пытаются продать хороший автомобиль.