Основные проблемы политической
ПСИХОЛОГИИ
Идя по пути поиска психологических компонентов известных в реальной
политике проблем, то есть, следуя привычной логике "подстраивания" психоло-
гической гносеологии к политической онтологии, в политической психологии
выделяются пять основных достаточно самостоятельных групп содержательных
проблем. Выстроим их в порядке актуальности - так, как она оценивается
большинством экспертов.
Схематически, такой конкретно-конструируемый предмет изучения поли-
тической психологии, складывающийся из ряда основных конкретных объектов
этой науки, можно изобразить в виде своеобразной "мишени", образованной не-
сколькими концентрическими окружностями, в которую как бы "стреляет" по-
литический психолог. Центр "мишени", своеобразное "яблочко" - проблема
личности в политической психологии. Следующий круг - проблемы малых
групп. Далее - проблемы больших групп. Наконец, завершающий, самый ши-
рокий круг - проблемы психологии масс в политике.
Таким образом выглядят основные проблемы и основные объекты изуче-
ния политической психологии, как бы расшифровывающие общее понимание ее
предмета и основных методологических принципов.
Среди методических проблем, для начала, подчеркнем лишь самое важное.
Наиболее распространенные исследовательские приемы и методы политической
психологии пришли в нее из психологии. Это методы наблюдения, конкретно-
ситуационного анализа, тестирования, психологического моделирования, сце-
нарного поведенческого прогнозирования и т. д. Часть методов заимствована из
социологии (в частности, разнообразные варианты опросных методов). Часть
методов берется из политологии (например, метод сравнительного ис-торико-
политологического анализа, метод сценарного моделирования и прогнозирова-
ния, в разных модификациях). Это создает особую группу проблем, которые бу-
дут специально рассмотрены дальше.
Главной процедурно-методической особенностью политической психоло-
гии является комплексный, синтетический подход к выбору приемов и созданию
"кумулятивных" комплексных методических батарей для того или иного кон-
кретного исследования, позволяющих в максимальной степени соединять дос-
тоинства и минимизировать недостатки отдельных процедур, заимствуемых из
разных исследовательских сфер. Политическая психология исходит из того, что
специфическим для политико-психологического анализа является не столько
наличие какого-то конкретного методического приема, сколько специфической
политико-психологической интерпретационной схемы. Такая схема позволяет
осуществить не только "первичную", но и "вторичную" переработку информа-
ции, извлечь и переосмыслить именно те данные, которые укладываются в кате-
гориально-понятийную систему координат политической психологии и решают
исследовательские задачи данного научного направления.
Из всего уже сказанного становится понятно, что практическое использо-
вание политической психологии связано, в первую очередь, с возможностями
учета политико-психологического знания при краткосрочном и, в большей сте-
пени, долгосрочном прогнозировании политических процессов, а также при вы-
работке политической стратегии и тактики, при принятии и осуществлении по-
литических решений на различных уровнях. Помимо сугубо политического,
практическое значение политической психологии связано со сферой массовых
информационных процессов. Постепенное изучение политической психологии
позволит более подробно узнать приемы и методы политико-психологического
исследования, а также увидеть конкретные возможности их прикладного ис-
пользования.
...Почти тридцать пять лет назад было очень красиво сформулировано: "Из
всех междисциплинарных взаимоотношений, которые являются практически
важными для политической науки, наиболее важна взаимосвязь между полити-
кой и психологией. Для современного автора это является аксиомой" . В сле-
дующем десятилетии было повторено: "политическая наука и политика не могут
развиваться без психологии" . Этот вывод ныне не оспаривается никем. Хотя
прошли уже не годы, а десятилетия, и развитие событий могло бы носить более
ускоренный характер.
1. Политическая психология- междисциплинарная наука, родившаяся на стыке
политологии и социальной психологии. Ее главная задача состоит в анализе
психологических механизмов политики и выработке практических рекомен-
даций по оптимальному осуществлению политической деятельности на всех
уровнях. Развитие современной политической психологии надо рассматри-
вать с двух сторон. С одной стороны, уже достаточно давно в западной науке
исследовались психологические аспекты политики, а в 1968 г. политическая
психология была официально "узаконена в правах". С другой стороны, с се-
редины 80-х гг. началось строительство отечественной "психологии полити-
ки" как отдельного направления внутри системно организованной политоло-
гии. Постепенно идейно-терминологические противоречия, разграни-
чивавшие эти два направления, сгладились, и сегодня мы имеем дело с еди-
ной политической психологией. Сглаживание противоречий и становление
единой науки было обеспечено общими методологическими основаниями. За-
падная политическая психология давно развивалась в рамках достаточно ши-
рокого поведенческого подхода, у истоков которого в нашем контексте стоя-
ли Ч. Мерриам и Г. Лассуэлл. Обладая определенными недостатками, данный
подход имел и целый ряд бесспорных достоинств. В частности, главной зада-
чей поведенческого подхода стало изучение диалектики и трансформаций
влияния объективных условий на внутреннюю мотивацию и обратное влия-
ние, внутренних побудительных сил, через человеческое поведение на внеш-
ние условия. В отечественной психологии близким к поведенческому оказал-
ся деятельностный подход. С его точки зрения политика и есть, прежде всего,
определенная человеческая деятельность с определенными мотивами, целями
и, естественно, результатами. Главным мотивом и, в случае успеха, результа-
том этой деятельности является согласование интересов разных человеческих
групп и отдельных индивидов. Обретая эти результаты и свои формы в тех
или иных политических институтах, политика как особая деятельность на-
полняет собой политические процессы - как содержание, наполняя форму,
как бы "застывает" в ней, принося определенные итоги. Исходя из этого,
можно говорить о двух базовых подходах к изучению политики как деятель-
ности. Во-первых, об институциональном подходе - с его выраженным ак-
центом на политические институты, то есть, на результаты определенной дея-
тельности людей. Во-вторых, о процессуальном подходе - с его не менее
выраженным акцентом на политические процессы, то есть, на сам процесс
этой деятельности.
2. Таким образом, предмет политической психологии в целом - это политика
как особая человеческая деятельность, обладающая собственной структурой,
субъектом и побудительными силами. Как особая деятельность, с психологи-
ческой точки зрения, политика поддается специальному анализу в рамках об-
щей концепции социальной предметной деятельности А.Н. Леонтьева. С точ-
ки зрения внутренней структуры, политика, как деятельность, разлагается на
конкретные действия, а последние - на отдельные операции. Деятельности в
целом соответствует мотив, действиям - отдельные конкретные цели, опе-
рациям - задачи, данные в определенных условиях. Соответственно, всей
политике как деятельности соответствует обобщенный мотив управления че-
ловеческим поведением (его "оптимизации"). Конкретным политическим
действиям соответствуют определенные цели согласования интересов групп
или отдельных индивидов. Наконец, частным политическим операциям соот-
ветствуют отдельные акции разного типа, от переговоров до войн или восста-
ний. Субъектом политики, как деятельности, могут выступать отдельные ин-
дивиды (отдельные политики), малые и большие социальные группы, а также
массы. Политика, как деятельность в целом, как и ее отдельные составляю-
щие, может носить организованный или неорганизованный, структурирован-
ный или неструктурированный характер. История, теория и практика приме-
нения политико-психологических знаний позволяет вычленить три основные
задачи, решаемые политической психологией как наукой. Первая задача -
анализ психологических компонентов в политике, понимание роли "челове-
ческого фактора" в политических процессах. Второй задачей, как бы надстро-
ившейся над первой, является прогнозирование роли этого фактора и, в це-
лом, психологических аспектов в политике. Наконец, третьей задачей, выте-
кающей из первых двух, остается управленческое влияние на политическую
деятельность со стороны ее психологического обеспечения, т.е. субъективно-
го фактора.
3. Конкретные объекты политической психологии лежат в трех основных сфе-
рах. Во-первых, это политическая психология внутриполитических отноше-
ний. Во-вторых, политическая психология внешней политики и международ-
ных отношений. В-третьих, все больше набирающая самостоятельный статус
военно-политическая психология. Каждая их перечисленных сфер включает
огромное многообразие конкретных объектов - практически все политиче-
ские явления, институты и процессы, включающие в себя тот или иной пси-
хологический аспект.
4. Как и любая наука, политическая психология основывается на вполне опреде-
ленных принципах. Во-первых.. считается, что эпицентром исследования
должна быть "зона взаимодействия политических и психологических явле-
ний". Попытки уклона в ту или иную сторону опасны редукционизмом. Во-
вторых, утверждается, что центральное место в исследованиях должны зани-
мать наиболее значимые и актуальные проблемы, к которым "привлечено
внимание общественности": гласность результатов служит препятствием для
их использования в антиобщественных целях. В-третьих, декларируется не-
обходимость уделять максимальное внимание политическому и социальному
контексту исследуемых явлений, используя для его понимания все возможное
разнообразие методических процедур и приемов сбора данных. Такой плюра-
лизм способствует расширению объяснительных возможностей науки. В-
четвертых, постулируется, что необходимо исследовать не только результаты
влияния психологических факторов на политику, но и сам процесс фор-
мирования тех или иных политических явлений и процессов, а также тенден-
ции их развития. Это обеспечивает содержательную широту исследований.
Наконец, в-пятых, современная политическая психология терпима в отноше-
нии оценок как внешней, так и внутренней политики, то есть, нейтрально ха-
рактеризует поведение людей тех или иных политических ситуаций или их
действия, направленные на систему политических учреждений и организаций
общества.
5. Большинство исследователей выделяют в качестве приоритетных, наиболее
важных и интересных следующие функционально-содержательные проблемы
политической психологии. Первая группа проблем - вопросы методологии,
методов и фундаментальных принципов науки. Вторая группа - исследова-
ние психологических механизмов массовых форм политического поведения.
Третья группа - изучение психологии малых групп в качестве элемента по-
литических процессов и явлений. Четвертая группа - исследование процес-
сов становления личности как участника политических процессов: психоло-
гических закономерностей вовлечения человека в политику, механизмов по-
литической социализации, ее этапов и факторов. Наконец, пятая группа про-
блем - психологические проблемы международных отношений, взаимоот-
ношений на межнациональном уровне, психологические аспекты межрегио-
нальных и глобальных проблем. Так выглядят приоритетные для науки про-
блемы с содержательно-функциональной точки зрения. В ином измерении,
уже структурно-содержательном, политическая психология выстраивает ге-
нерализованный объект своего изучения на четырех основных уровнях, соот-
ветствующих основным уровням социальной организации субъекта политики
как особой деятельности.
Первый уровень - анализ психологии личности в политике. С одной сторо-
ны, это анализ личности в социально-типическом выражении, с акцентом на
тот или иной достаточно массово выраженный политико-психологический
тип личности, выражающий психологию группы, слоя, класса или даже об-
щества в целом, включая психологические механизмы возникновения и раз-
вития данного типа, а также прогнозирования его поведения. С другой сто-
роны, это проблема политического лидерства уже в индивидуально-
психологическом выражении. Это изучение личности конкретного политиче-
ского деятеля.
Второй уровень - анализ психологии малой группы, включая психологиче-
ские механизмы действий различного рода элитных групп, фракций, клик,
групп давления и т. п. Сюда относятся формальные и неформальные отноше-
ния лидера с ближайшим окружением; психология взаимоотношений внутри
малой группы и ее отношений с внешним окружением; психология принятия
решений в группе и целый ряд связанных с этим проблем.
Третий уровень - анализ психологии больших социальных групп (классы,
страты, группы и слои населения) и национально-этнических общностей
(племена, нации, народности). Здесь речь идет о политико-психологических
механизмах крупномасштабного давления больших "групп интересов" на
принятие политических решений типа, скажем, политических забастовок, эт-
нических и межэтнических конфликтов и т. п.
Четвертый уровень- анализ психологии масс и массовых политических на-
строений. Сюда же относятся проблемы массовых политических организаций
и движений. Здесь же располагаются и массовые коммуникационные процес-
сы (например, действующие в ходе избирательных кампаний). Важнейшая
роль здесь принадлежит массовым психологическим явлениям. Сюда отно-
сится поведение толпы, "собранной" и "несобранной" публики, массовая па-
ника и агрессия, а также другие проявления так называемого "стихийного"
поведения.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Основные понятия и категории, как логический и методологический аппа-
рат политической психологи, ее собственный частно-научный "язык".
Политическое сознание: определение, содержание, междисциплинарная
суть, связи с другими понятиями и категориями. История понятия и его изуче-
ния. Направления и методы исследования. Массовое, групповое и индивидуаль-
ное политическое сознание. Механизмы функционирования, динамика развития
и функциональные формы политического сознания. Мотивациопные и познава-
тельные компоненты. Обыденные и теоретико-идеологизированные формы по-
литического сознания.
Политическое самосознание, его субъекты. Когнитивный, эмоциональный
и оценочно-волевой компоненты политического самосознания как целостного
образа самого себя. Истоки формирования; механизм социального сравнения
как главный фактор формирования политического самосознания. Политическое
самосознание и политическое самоопределение. Проблема адекватности поли-
тического самосознания.
Коллективное бессознательное в политике. История понятия: трактовки
К. Юнга, Э. Дюркгейма, В. Бехтерева. Структура коллективного бессознатель-
ного и массовое поведение. Влияние коллективного бессознательного на индиви-
дyaльнoe сознание. Его роль на разных этапах истории политики.
Политическая культура. Содержание и история понятия. Основные опре-
деления политической культуры. Структура и базовая схема элементов: субъ-
ект - установка - действие - объект. Субъекты и основные характеристи-
ки политической культуры. Ее динамичность и инерционность. Механизмы пе-
редачи и обновления. Основные типы политической культуры.
Политическая психика. Политическое восприятие. Политическое мышле-
ние. Политические эмоции. Инерция психики в политике. "Эскалация упрямст-
ва" как феномен психологической инерции в политике: причины и факторы.
Многоуровневый характер проявлений инерции психики.
Политические установки и стереотипы. Понятие установки: определе-
ние. Истоки и содержание понятия "стереотип". История понятия. Двойст-
венная роль стереотипов в политике. Основные факторы формирования сте-
реотипов. Внутреннее строение и структура. Механизмы действия стереоти-
пов и их использование в манипулятивных целях. Стереотипы, тоталитаризм и
демократия.
Как любая наука, политическая психология имеет своего рода "скелет".
Это ее логический и методологический, понятийный и категориальный аппарат,
в совокупности образующий "язык" данной науки. Основная категория полити-
ческой психологии, которую мы уже рассмотрели в первой главе, это деятсльно-
стное понимание политики. Данная категория развертывается в целом комплек-
се достаточно соотносимых между собой понятий. Ее конкретное выражение,
также подробно рассмотренное в главе 1, представлено в поведенческом подхо-
де, являющимся своего рода "разверткой" одной из базовых категорий совре-
менной политической психологии,
Деятельность немыслима без сознания. Соответственно, политическое соз-
нание и самосознание - понятия, развертывающие суть политической деятель-
ности и политического поведения. Их оборотная сторона - политическое бес-
сознательное. В основе политической деятельности лежит политическая культу-
ра - также одна из ведущих категорий политической психологии.
Наконец, к числу основных понятий политической психологии относятся
такие качества психики человека, как политическое восприятие и политическое
мышление и некоторые феномены, возникающие на их основе - например, по-
литические стереотипы.
На самом деле, разумеется, набор основных понятий и категорий полити-
ческой психологии гораздо шире. Однако объем любой книги имеет свои грани-
цы. Соответственно, поневоле и нам придется пока ограничить набор рассмат-
риваемых понятий и категорий для того, чтобы потом, по ходу книги, постепен-
но возвращаться к новым понятиям, и увязывать их с уже рассмотренными ра-
нее. Так, поэтапно, мы и постараемся представить всю панораму понятий и ка-
тегорий, явлений и процессов, фактов и объяснений, представляющих в сово-
купности политическую психологию.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Политическое сознание - одна из безусловно центральных категорий со-
временной политической психологии, входящая в систему ее понятийных коор-
динат и обозначающая результаты восприятия субъектом той части окружаю-
щей его действительности, которая связана с политикой и в которую включен он
сам, а также его действия и состояния, связанные с политикой.
В содержательном отношении большинство исследователей рассматри-
вает политическое сознание как многомерное, неоднородное, "пульсирующее",
внутренне противоречивое, многоуровневое образование, в обобщенной форме
отражающее степень знакомства субъекта с политикой и рационального к ней
отношения (в противовес, скажем, коллективному бессознательному в полити-
ке).
В гносеологическом плане политическое сознание тесно связано с други-
ми основополагающими политико-психологическими понятиями и категориями.
В частности, оно тесно связано с политической культурой - генетически, поли-
тическое сознание является ее производным, высшим уровнем и, одновременно,
в развитых формах политической культуры, ее стержневым компонентом. Поли-
тическое сознание тесно связано с политическим поведением - политическое
сознание выступает в качестве рациональной основы субъективных механизмов
такого поведения. Оно связано с политической системой - политическое созна-
ние представляет собой ее субъективный фундамент, так сказать, "человеческую
основу", и др.
В традиционном отечественном понимании политическое сознание трак-
товалось как вариант общественного сознания, возникающий как отражение,
прежде всего, социально-экономических условий бытия людей. В общепринятой
мировой традиции политическое сознание рассматривается в более широком
контексте, как вся совокупность психического отражения политики, как ее субъ-
ективный компонент, проявляющий себя на разных уровнях, в различных си-
туациях.
Понятие политического сознания имеет достаточно длительную исто-
рию употребления в различных областях обществознания, однако специально
разрабатывается в основном в рамках поведенческого направления в политоло-
гии, о котором мы подробно говорили в предыдущей главе. Оно приобрело осо-
бую популярность к середине XX века, после того, как выявилась ограничен-
ность ортодоксального бихевиористского течения и обнаружилось, что понима-
ние политического поведения и, шире, динамики политических процессов во-
обще требует внимания к таким "независимым переменным", как политическое
сознание и, шире, вся психическая сфера субъекта этого поведения. Категория
политического сознания оказалась удобной за счет широты вкладываемого в нее
содержания, значительной объяснительной силы, а также благодаря тому, что
стала своеобразным узловым понятием, аккумулировавшим разрозненные до
того взгляды и данные разных научных дисциплин. Такое синтетическое свойст-
во и позволило понятию политического сознания стать одним из основопола-
гающих в новой, во многом синтетической по своему происхождению политико-
психологической науке.
Политическое сознание даже в рамках политической психологии относит-
ся к числу междисциплинарных, комплексных категорий, с различных точек
зрения исследуемых разными направлениями внутри различных направлений
политической науки в целом. Так, в частности, как один из важнейших компо-
нентов общественного сознания, политическое сознание рассматривается поли-
тической философией, в марксистском варианте соотносящей политическое соз-
нание с материальными процессами бытия и трактующей его как теоретическое
отражение политических отношений и политических реальностей, прелом-
ленных сквозь призму субъективной, прежде всего конкретно-исторической,
"классовой" системы оценок, и обусловленных в конечном счете экономиче-
ским положением того или иного класса в классовом обществе. При такой трак-
товке внутри политического сознания выделяются два основных уровня: собст-
венно "теоретический" и "государственно-бюрократический", то есть, уровень
принятия политических решений.
Политическая социология выделяет в политическом сознании несколько
иные, прежде всего, идеологический и массовый уровни, и сосредотачивает вни-
мание на раскрытии содержательных характеристик консервативного, либе-
рального, реформистского, революционного, тоталитарного, авторитарного, де-
мократического и других конкретных типов политического сознания, трактуя
его, прежде всего, как совокупность, с одной стороны, установок и стереотипов,
сформировавшихся вне сферы политического сознания, и, с другой стороны,
выводов, полученных в результате самостоятельного анализа индивидом или
группой социально-политической действительности, выделяя в качестве особых
факторов идеологические компоненты политического сознания, оказывающие
на него значительное искажающее влияние.
Исследование политического сознания средствами политической психоло-
гии и психологии политики характеризуются стремлением соединить анализ его
социально-политического содержания и индивидуальных механизмов его функ-
ционирования, используя обще- и социально-психологические понятия (потреб-
ности, интересы, ориентации, установки и т. п.), оценивая политическое созна-
ние на основе данных, касающихся информированности людей в отношении по-
литики, характера их мировоззрения, системы ценностей и т. п.
Целостное, собственно политико-психологическое изучение политическо-
го сознания в первую очередь включает исследование его субъектов-
"носителей", динамики развития политического сознания и основных его функ-
циональных форм. С точки зрения субъекта политического сознания, в полити-
ческой психологии подразделяются массовое, групповое и индивидуальное
политическое сознание.
В первом измерении политическое сознание определяется как массовое
сознание (с ним мы столкнемся дальше) общества по отношению к вопросам,
имеющим актуальное политическое содержание и чреватым определенными по-
литическими последствиями, как особую, обладающую специфическими (поли-
тическими) механизмами детерминации и, следовательно, определенной отно-
сительной автономией подсистему системы "массовое сознание". В этом смыс-
ле политическое сознание - особый, политизированный сегмент массового
сознания. Структурно такое политическое сознание включает статичные (типа
ценностей и "общих ориентации") и динамичные (типа массовых настроений, о
которых речь также пойдет отдельно) компоненты.
В конкретном выражении это, во-первых, уровень ожиданий людей и
оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реа-
лизации имеющихся ожиданий. Во-вторых, это социально-политические ценно-
сти, лежащие в основе идеологического выбора (например, справедливость, де-
мократия, равенство, стабильность, порядок и т.д.). В-третьих, это быстро ме-
няющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения,
правительства, лидеров, конкретных политических акций и т. д.
Политическое сознание определяет тип и уровень политической культуры
общества и обуславливает наиболее типичные, массовые варианты политиче-
ского поведения. Наиболее распространенный способ выявления такого полити-
ческого сознания - опросы общественного мнения по политическим вопросам.
Во втором измерении политическое сознание рассматривается как обоб-
щенное сознание тех или иных более определенных и организованных, конкрет-
ных больших (социальные классы, национально-этнические образования, груп-
пы и слои населения) и малых (например, политическая элита, "правительствен-
ная военная хунта", политбюро правящей партии, разнообразные лоббистские
образования типа "групп давления" и т. п.) групп, связанное с политикой. Исхо-
дя из объективного места группы в социально-политической системе и особен-
ностей группового самосознания, такое политическое сознание трактуется как
совокупность представлений, определяющих содержание, направленность и ин-
тенсивность политической активности группы. В структурном отношении осо-
бое внимание уделяется политическим позициям и идеологическим предпочте-
ниям, доминирующим в групповом политическом сознании. Наиболее распро-
страненный способ выявления такого политического сознания - анализ доку-
ментов политического характера, исходящих от интересующих групп.
В третьем измерении политическое сознание трактуется как свойство и
качество личности, "политического человека", способного так или иначе вос-
принимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целе-
устремленно действовать в политическом плане. Здесь наибольший интерес
представляют субъективно-психологические особенности, типовые характери-
стики и структурные компоненты сознания и поведения человека в политике как
особой сфере человеческой деятельности. Важно, также, изучение процессов
политической социализации личности, способов, используемых индивидом для
овладения массовым и разными групповыми вариантами политического созна-
ния, а также для выработки собственного политического сознания на индивиду-
альном уровне. Анализ механизмов, управляющих функционированием полити-
ческого сознания на этом уровне, позволяет выделить в нем два блока ком-
понентов. Это мотивационные (политические потребности, ценности, установ-
ки, чувства и эмоции) и познавательные (знания, информированность, интерес к
политике, убеждения) слагаемые. Наиболее распространенный способ выявле-
ния такого политического сознания - личностно-психологическое исследова-
ние, а также выделение социально-политических типов личности в отношении
политического сознания.
Помимо такого ракурса, прежде всего центрирующегося на субъекте поли-
тического сознания, выделяются направления, связанные с исследованием ди-
намических аспектов политического сознания. Эти направления развиваются в
двух сферах. С одной стороны, это изучение последовательных этапов и транс-
формаций политического сознания в рамках одного общества (например, лонги-
тудинальные исследования процессов перехода от тоталитаризма к авторитарно-
му и, затем, к демократическому политическому сознанию в ряде развивающих-
ся стран в рамках сравнительно-исторического политико-психологического на-
правления). С другой стороны, это чисто сравнительные политико-
психологические исследования, осуществляемые с помощью "метода срезов".
Сюда относится анализ типов и видов политического сознания, существующих в
разных обществах (например, сравнительные исследования такого рода в рамках
кросс-культурного направления).
Динамика и характеристики разных этапов развития политического созна-
ния обычно исследуются на всех доступных уровнях - массовом, групповом и
индивидуальном, - что позволяет строить достаточно надежные прогнозы и
оценивать вероятность конкретных вариантов модификации политических сис-
тем в исследуемых обществах. В целом, одним из ключевых в данном контексте
является вопрос о связи политического сознания с функционированием полити-
ческой системы.
Важным функциональным направлением изучения политического созна-
ния является исследование его обыденных и теоретико-идеологизированных
форм. Обыденное политическое сознание отличается целым рядом специфи-
ческих свойств: содержательной диффузностью, размытостью, "смутностью",
спутанностью и противоречивостью, отрывочностью, несистематизированно-
стью, повышенной эмоциональностью, во многом случайностью образующих
его компонентов, стихийностью становления и развития под влиянием бытовых
представлений и суждений о политике в рамках так называемого "житейского
здравого смысла". Одновременно, оно характеризуется устойчивостью и особо-
го рода инерционностью влияния на политическое поведение. Даже вступая в
противоречие с параметрами теоретического, идеологизированного политиче-
ского сознания, обыденное политическое сознание может продолжать опреде-
лять такое поведение.
В отличие от него, теоретико-идеологизированное политическое созна-
ние исходит из строгих и стройных представлений, представляющих собой це-
лостную рациональную систему взглядов и суждений, определенное мировоз-
зрение, объясняющее окружающую человека политическую действительность
на основе той или иной идеологической концепции и сводящееся к расширенной
экспликации идеологии на подлежащие осознанию сферы жизни. Диалектика
перехода тех или иных компонентов политического сознания из одной формы в
другую представляет собой существенный показатель социально-политического
развития.
Подавляющее большинство конкретных исследований политического соз-
нания носит прикладной, практически ориентированный характер и, в основном,
направлено на обслуживание целей и интересов организованных в политиче-
ском отношении групп и сил. В первую очередь, они нацелены на изучение
внутренних, психологических причин и механизмов поведения электората. С
другой стороны, она направлены на изучение и политического отчуждения, на
возможности увеличения политической поддержки и повышения уровня поли-
тического участия граждан. Ориентированы они и на анализ различных аспектов
общественного мнения (важный эмпирический показатель политического соз-
нания) по тем или иным актуальным вопросам в контексте взаимоотношений
правящих сил и оппозиции, массового, а также групповых вариантов политиче-
ского сознания - и организацией власти и управления в политической системе.
Не менее важными являются исследования политического сознания в контексте
его идеологической обработки с выходами на возможности управляющего воз-
действия на политическое сознание.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ
Еще одно важнейшее понятие и стержневая категория политической пси-
хологии - политическое самосознание. В науке под политическим самосозна-
нием принято понимать процесс и результат выработки относительно устойчи-
вой осознанной системы представлений субъекта политических отношений о
самом себе в социально-политическом плане, на основе которой субъект целе-
направленно строит свои взаимоотношения с другими субъектами и объектами
политики как внутри социально-политической системы, так и за ее пределами, и
относится к самому себе. Это осознание себя в политике как самостоятельного
деятеля, целостная оценка своей роли, целей, интересов, идеалов и мотивов по-
ведения.
Субъектом политического самосознания может выступать отдельная
личность - тогда говорят об индивидуальном политическом самосознании как
об осознании себя в качестве чувствующей, воспринимающей, мыслящей и соз-
нательно действующей личности в политике. Таким субъектом может быть и
социальная группа. В данном случае, речь идет о групповом политическом са-
мосознании, подразумевающем наличие в большей или меньшей степени идео-
логизированных концепций, касающихся коллективного осознания Цзуппой
особенностей свойственного ей политического восприятия, мышления, характе-
ра и направленности действий в соответствии с интересами и потребностями.
Причем размер группы не имеет практического значения. В реальности встре-
чаются проявления политического самосознания как в отношении малой группы
- например, политическое сознание хотя бы родового клана, небольшой парла-
ментской фракции или претендующей на власть политической клики, - так и в
отношении большой социальной группы, нации или народности, социального
слоя или класса.
Независимо от специфических особенностей субъекта, в целом политиче-
ское самосознание включает три основных аспекта: когнитивный, эмоцио-
на