Система Государственного управления охраной труда, государственный надзор и общественный контроль по охране труда

Государственное управление охраной труда в Украине осуществляют:

Кабинет Министров Украины;

специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору по охране труда;

министерства и прочие центральные органы исполнительной власти;

Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и органы местного самоуправления.

Кабинет Министров Украины:

обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда;

представляет на утверждение Верховной Радой Украины общегосударственную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды;

направляет и координирует деятельность министерств, других центральных органов исполнительной власти по созданию безопасных и здоровых условий труда и надзору по охране труда;

устанавливает единую государственную статистическую отчетность по вопросам охраны труда.

С целью координации деятельности органов государственного управления охраной труда существует Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения, которое возглавляет вице-премьер-министр Украины.

Полномочия министерств и других центральных органов исполнительной власти в области охраны труда

Министерства и прочие центральные органы исполнительной власти:

проводят единую научно-техническую политику в области охраны труда;

разрабатывают и реализуют отраслевые программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды с участием профсоюзов;

осуществляют методическое руководство деятельностью предприятий области из охраны труда;

заключают с соответствующими отраслевыми профсоюзами соглашения по вопросам улучшения условий и безопасности труда;

принимают участие в разработке и согласовании нормативно-правовых актов по охране труда;

организовывают обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда;

создают в случае необходимости аварийно-спасательные службы, осуществляют руководство их деятельностью, обеспечивают выполнение других требований законодательства, регулирующих отношения в сфере спасательного дела;

осуществляют ведомственный контроль состояния охраны труда на предприятиях отрасли.

Для координации, совершенствования работ по охране труда и контроля за этой работой в министерствах и других центральных органах исполнительной власти создаются структурные подразделения по охране труда.

Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики обеспечивает проведение государственной экспертизы условий труда с привлечением служб санитарного эпидемиологического надзора специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области здравоохранения, определяет порядок и осуществляет контроль качества проведения аттестации рабочих мест на их соответствие нормативно-правовым актам по охране труда.

Органы государственного надзора по охране труда, их основные полномочия и права.

Органы государственного надзора по охране труда не зависят от любых хозяйственных органов, субъектов предпринимательства, объединений граждан, политических формирований, местных государственных администраций и органов местного самоуправления, им не подотчетны и не подконтрольны.

Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору по охране труда – Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины:

осуществляет комплексное управление охраной труда на государственном уровне, реализует государственную политику и осуществляет контроль выполнения функций государственного управления охраной труда министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями и органами местного самоуправления;

разрабатывает с участием министерств, других центральных органов исполнительной власти, Фонда социального страхования от несчастных случаев, всеукраинских объединений работодателей и профсоюзов общегосударственную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной санитарии и контролирует ее выполнение;

осуществляет нормотворческую деятельность, разрабатывает и утверждает правила, нормы, положения, инструкции и прочие нормативно-правовые акты по охране труда или изменения в них;

координирует работу министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, предприятий, других субъектов предпринимательской деятельности в области безопасности, гигиены труда и производственной среды;

получает безвозмездно от министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов статистики, предприятий, других субъектов предпринимательской деятельности сведения и информацию, необходимые для выполнения положенных на него задач;

принимает участие в международном сотрудничестве и в организации выполнения международных договоров, согласие на обязательность которых предоставленная Верховной Радой Украины, по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной санитарии, изучает, обобщает и распространяет мировой опыт по этим вопросам, обрабатывает и подает в установленном порядке предложения по усовершенствованию и постепенному приближению действующего законодательства об охране труда к соответствующим международным и европейским нормам.

Решения, принятые Госгорпромнадзором, в границах его компетенции, есть обязательными для выполнения всеми министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые соответственно законодательству используют наемную работу.

Права и ответственность должностных лиц специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору по охране труда

Должностные лица специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти из надзора по охране труда имеют право:

беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия (объекты), производства физических лиц, которые соответственно законодательству используют нанимаемую работу, и осуществлять в присутствия работодателя или его представителя проверку соблюдения законодательства по вопросам, отнесенных к их компетенции;

получать от работодателя и должностных лиц письменные или устные объяснения, выводы экспертных обследований, аудитов, материалы и информацию по соответствующим вопросам, отчеты об уровне и состоянии

профилактической работы, причины нарушений законодательства и принятые меры относительно их устранения;

выдавать в установленном порядке работодателям, руководителям и другим должностным лицам юридических и физических лиц, которые соответственно законодательству используют нанимаемую работу, министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, Совету министров Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям и органам местного самоуправления обязанности для выполнения предписания об устранении нарушений и недостатков в области охраны труда, охраны недр, безопасной эксплуатации объектов повышенной опасности;

запрещать, останавливать, прекращать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудование, транспортных и других средств труда, выполнение определенных работ, применение новых опасных веществ,

прекращать реализацию продукции, а также отменять или прекращать действие выданных ними разрешений и лицензий к устранению нарушений, которые создают угрозу жизни работающих;

привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательства об охране труда;

присылать работодателям представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры для привлечения этих лиц к ответственности согласно закону.

Решение должностных лиц специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда при необходимости обгрунтовуются результатами работы и выводами экспертно-технических центров, исследовательских, испытательных лабораторий и других подразделов (групп) технической поддержки, которые функционируют в составе органов государственного надзора по охране труда соответственно задачам инспекционной службы или создаются и действуют в соответствии с законодательством как независимые экспертные организации. Научная поддержка надзорной деятельности осуществляется соответствующими научно-исследовательскими учреждениями.

Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда

Полномочия местных государственных администраций в области охраны труда в границах соответствующих территорий:

обеспечивают выполнение законов и реализацию государственной политики в области охраны труда;

формируют с участием представителей профсоюзов, Фонда социального страхования от несчастных случаев и обеспечивают выполнение целевых региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также мероприятий по охране труда в составе программ социально-экономического и культурного развития регионов;

обеспечивают социальную защиту нанимаемых работников, в частности занятых на роботах с вредными и опасными условиями труда, принимают меры к проведению аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда;

вносят предложения относительно создания региональных (коммунальных) аварийно-спасательных служб для обслуживания соответствующих территорий и объектов коммунальной собственности;

осуществляют контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности нормативно-правовых актов об охране труда.

Для выполнения указанных функций создаются структурные подразделения по охраны труда, которые действуют в соответствии с типовым положением, которое утверждается Кабинетом Министров Украины, а также на общественных основах – Совета по вопросам безопасной жизнедеятельности населения.

Полномочие органов местного самоуправления в области охраны труда

Органы местного самоуправления в границах своей компетенции:

утверждают целевые региональные программы улучшения состояния безопасности, условий труда и производственной среды, а также мероприятия по охране труда в составе программ социально-экономического и культурного развития регионов;

принимают решение относительно создания коммунальных аварийно-спасательных служб для обслуживания соответствующих территорий и объектов коммунальной собственности.

Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов обеспечивают надлежащее содержание, эффективную и безопасную эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, транспорта и связи, которые находятся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, соблюдение требований относительно охраны труда работников, занятых на этих объектах.

Для выполнения этих функций сельский, поселковый, городской совет создает в составе своего исполнительного органа соответствующее подразделение или назначает специалиста по охраны труда.

Полномочия объединений предприятий в области охраны труда

Полномочия в области охраны труда ассоциаций, корпораций, концернов и других объединений определяются их уставами или договорами между предприятиями, которые образовало объединение. Для выполнения делегированных объединением функций в их аппаратах создаются службы охраны труда.

Решение, принятые специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти из надзора по охране труда в границах его компетенции, есть обязательными для выполнения всеми министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые соответственно законодательству используют нанимаемую работу.

Полномочия местных государственных администраций в области охраны труда

Местные государственные администрации в границах соответствующих территорий:

обеспечивают выполнение законов и реализацию государственной политики в области охраны труда;

формируют с участием представителей профсоюзов, Фонда социального страхования от несчастных случаев и обеспечивают выполнение целевых региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной санитарии, а также мероприятий по охране труда в составе программ социально-экономического и культурного развития регионов;

обеспечивают социальную защиту нанимаемых работников, в частности занятых на роботах с вредными и опасными условиями труда, принимают меры к проведению аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда;

вносят предложения по созданию региональных (коммунальных) аварийно-спасательных служб для обслуживания соответствующих территорий и объектов коммунальной собственности;

осуществляют контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности нормативно-правовых актов по охране труда.

Наши рекомендации