Система Государственного управления охраной труда, государственный надзор и общественный контроль по охране труда
Государственное управление охраной труда в Украине осуществляют:
Кабинет Министров Украины;
специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору по охране труда;
министерства и прочие центральные органы исполнительной власти;
Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и органы местного самоуправления.
Кабинет Министров Украины:
обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда;
представляет на утверждение Верховной Радой Украины общегосударственную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды;
направляет и координирует деятельность министерств, других центральных органов исполнительной власти по созданию безопасных и здоровых условий труда и надзору по охране труда;
устанавливает единую государственную статистическую отчетность по вопросам охраны труда.
С целью координации деятельности органов государственного управления охраной труда существует Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения, которое возглавляет вице-премьер-министр Украины.
Полномочия министерств и других центральных органов исполнительной власти в области охраны труда
Министерства и прочие центральные органы исполнительной власти:
проводят единую научно-техническую политику в области охраны труда;
разрабатывают и реализуют отраслевые программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды с участием профсоюзов;
осуществляют методическое руководство деятельностью предприятий области из охраны труда;
заключают с соответствующими отраслевыми профсоюзами соглашения по вопросам улучшения условий и безопасности труда;
принимают участие в разработке и согласовании нормативно-правовых актов по охране труда;
организовывают обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда;
создают в случае необходимости аварийно-спасательные службы, осуществляют руководство их деятельностью, обеспечивают выполнение других требований законодательства, регулирующих отношения в сфере спасательного дела;
осуществляют ведомственный контроль состояния охраны труда на предприятиях отрасли.
Для координации, совершенствования работ по охране труда и контроля за этой работой в министерствах и других центральных органах исполнительной власти создаются структурные подразделения по охране труда.
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики обеспечивает проведение государственной экспертизы условий труда с привлечением служб санитарного эпидемиологического надзора специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области здравоохранения, определяет порядок и осуществляет контроль качества проведения аттестации рабочих мест на их соответствие нормативно-правовым актам по охране труда.
Органы государственного надзора по охране труда, их основные полномочия и права.
Органы государственного надзора по охране труда не зависят от любых хозяйственных органов, субъектов предпринимательства, объединений граждан, политических формирований, местных государственных администраций и органов местного самоуправления, им не подотчетны и не подконтрольны.
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору по охране труда – Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины:
осуществляет комплексное управление охраной труда на государственном уровне, реализует государственную политику и осуществляет контроль выполнения функций государственного управления охраной труда министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями и органами местного самоуправления;
разрабатывает с участием министерств, других центральных органов исполнительной власти, Фонда социального страхования от несчастных случаев, всеукраинских объединений работодателей и профсоюзов общегосударственную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной санитарии и контролирует ее выполнение;
осуществляет нормотворческую деятельность, разрабатывает и утверждает правила, нормы, положения, инструкции и прочие нормативно-правовые акты по охране труда или изменения в них;
координирует работу министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, предприятий, других субъектов предпринимательской деятельности в области безопасности, гигиены труда и производственной среды;
получает безвозмездно от министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов статистики, предприятий, других субъектов предпринимательской деятельности сведения и информацию, необходимые для выполнения положенных на него задач;
принимает участие в международном сотрудничестве и в организации выполнения международных договоров, согласие на обязательность которых предоставленная Верховной Радой Украины, по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной санитарии, изучает, обобщает и распространяет мировой опыт по этим вопросам, обрабатывает и подает в установленном порядке предложения по усовершенствованию и постепенному приближению действующего законодательства об охране труда к соответствующим международным и европейским нормам.
Решения, принятые Госгорпромнадзором, в границах его компетенции, есть обязательными для выполнения всеми министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые соответственно законодательству используют наемную работу.
Права и ответственность должностных лиц специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору по охране труда
Должностные лица специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти из надзора по охране труда имеют право:
беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия (объекты), производства физических лиц, которые соответственно законодательству используют нанимаемую работу, и осуществлять в присутствия работодателя или его представителя проверку соблюдения законодательства по вопросам, отнесенных к их компетенции;
получать от работодателя и должностных лиц письменные или устные объяснения, выводы экспертных обследований, аудитов, материалы и информацию по соответствующим вопросам, отчеты об уровне и состоянии
профилактической работы, причины нарушений законодательства и принятые меры относительно их устранения;
выдавать в установленном порядке работодателям, руководителям и другим должностным лицам юридических и физических лиц, которые соответственно законодательству используют нанимаемую работу, министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, Совету министров Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям и органам местного самоуправления обязанности для выполнения предписания об устранении нарушений и недостатков в области охраны труда, охраны недр, безопасной эксплуатации объектов повышенной опасности;
запрещать, останавливать, прекращать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудование, транспортных и других средств труда, выполнение определенных работ, применение новых опасных веществ,
прекращать реализацию продукции, а также отменять или прекращать действие выданных ними разрешений и лицензий к устранению нарушений, которые создают угрозу жизни работающих;
привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательства об охране труда;
присылать работодателям представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры для привлечения этих лиц к ответственности согласно закону.
Решение должностных лиц специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда при необходимости обгрунтовуются результатами работы и выводами экспертно-технических центров, исследовательских, испытательных лабораторий и других подразделов (групп) технической поддержки, которые функционируют в составе органов государственного надзора по охране труда соответственно задачам инспекционной службы или создаются и действуют в соответствии с законодательством как независимые экспертные организации. Научная поддержка надзорной деятельности осуществляется соответствующими научно-исследовательскими учреждениями.
Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда
Полномочия местных государственных администраций в области охраны труда в границах соответствующих территорий:
обеспечивают выполнение законов и реализацию государственной политики в области охраны труда;
формируют с участием представителей профсоюзов, Фонда социального страхования от несчастных случаев и обеспечивают выполнение целевых региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также мероприятий по охране труда в составе программ социально-экономического и культурного развития регионов;
обеспечивают социальную защиту нанимаемых работников, в частности занятых на роботах с вредными и опасными условиями труда, принимают меры к проведению аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда;
вносят предложения относительно создания региональных (коммунальных) аварийно-спасательных служб для обслуживания соответствующих территорий и объектов коммунальной собственности;
осуществляют контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности нормативно-правовых актов об охране труда.
Для выполнения указанных функций создаются структурные подразделения по охраны труда, которые действуют в соответствии с типовым положением, которое утверждается Кабинетом Министров Украины, а также на общественных основах – Совета по вопросам безопасной жизнедеятельности населения.
Полномочие органов местного самоуправления в области охраны труда
Органы местного самоуправления в границах своей компетенции:
утверждают целевые региональные программы улучшения состояния безопасности, условий труда и производственной среды, а также мероприятия по охране труда в составе программ социально-экономического и культурного развития регионов;
принимают решение относительно создания коммунальных аварийно-спасательных служб для обслуживания соответствующих территорий и объектов коммунальной собственности.
Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов обеспечивают надлежащее содержание, эффективную и безопасную эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, транспорта и связи, которые находятся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, соблюдение требований относительно охраны труда работников, занятых на этих объектах.
Для выполнения этих функций сельский, поселковый, городской совет создает в составе своего исполнительного органа соответствующее подразделение или назначает специалиста по охраны труда.
Полномочия объединений предприятий в области охраны труда
Полномочия в области охраны труда ассоциаций, корпораций, концернов и других объединений определяются их уставами или договорами между предприятиями, которые образовало объединение. Для выполнения делегированных объединением функций в их аппаратах создаются службы охраны труда.
Решение, принятые специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти из надзора по охране труда в границах его компетенции, есть обязательными для выполнения всеми министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые соответственно законодательству используют нанимаемую работу.
Полномочия местных государственных администраций в области охраны труда
Местные государственные администрации в границах соответствующих территорий:
обеспечивают выполнение законов и реализацию государственной политики в области охраны труда;
формируют с участием представителей профсоюзов, Фонда социального страхования от несчастных случаев и обеспечивают выполнение целевых региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной санитарии, а также мероприятий по охране труда в составе программ социально-экономического и культурного развития регионов;
обеспечивают социальную защиту нанимаемых работников, в частности занятых на роботах с вредными и опасными условиями труда, принимают меры к проведению аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда;
вносят предложения по созданию региональных (коммунальных) аварийно-спасательных служб для обслуживания соответствующих территорий и объектов коммунальной собственности;
осуществляют контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности нормативно-правовых актов по охране труда.