Тема 22. Правовой режим Антарктики

Антарктика как международная территория. Понятие. Непризнание суверенитета государств в каком-либо ее районе. Проблема территориальных претензий.

Регламентация деятельности в Антарктике. Правовой режим территории, ее природных ресурсов. Запрет любых мероприятий военного характера. Консультативные совещания. Инспекции.

Методические рекомендации преподавателю

1. Лекция — логически последовательное устное изложение определенных научных знаний и материалов перед слушателями — студентами с целью передачи им соответствующих знаний и воспитания навыков творческого мышления.

Одно из главных достоинств и преимуществ учебных лекций заключается в том, что они чаще всего — первый источник, из которого студент черпает совершенно новые для него понятия, сживается с ними, включает их в свой арсенал с тем, чтобы потом свободно оперировать ими. Благодаря непосредственному контакту с лектором он усваивает особый юридический язык, характерный для юристов-профессионалов.

Важнейшим преимуществом лекций является также обеспечиваемая ими возможность непосредственного восприятия студентом материала, получения его из первоисточника. Психологически такое восприятие ничем заменить невозможно. Например, если студент, который отсутствовал на лекции, получит у товарища кассету с ее записью и будет дома слушать голос лектора через магнитофон, то это не обеспечит и половины эффекта, который дает непосредственное восприятие лекции с живого голоса лектора. При прослушивании лекции через магнитофон пропадает эмоциональное воздействие лектора на слушателя, поскольку он не видит выражения лица лектора, его жестов, не чувствует особой характерной атмосферы аудитории. Прослушивание лекции в аудитории оказывает комплексное, разностороннее воздействие на слушателей — и в этом одно из важнейших ее преимуществ Наконец, одно из самых важных преимуществ лекции: она приобщает студента к творчеству, к размышлению, воспитывает у него навыки научного юридического мышления. Хорошо прочитанная лекция зарождает у студента желание приобщиться к научно-исследовательской работе в области международного права: выбрать тему курсовой работы по этой дисциплине, подготовить доклад в научном кружке, самостоятельно изучить названную лектором монографию и т.п.

Таковы основные соображения в пользу необходимости лекций, их ведущем значении в учебном процессе и их преимуществах по сравнению с другими формами преподавания. Представляется бесспорным, что без лекций были бы невозможны либо весьма затруднительны все другие виды учебной работы — практические, семинарские занятия, самостоятельное изучение студентами литературы и нормативных материалов, подготовка курсовых работ и т.д.

2. Указанные достоинства и преимущества лекции призван реализовать ее творец — лектор. Вследствие этого лекция, как произнесенная, так и не произнесенная, но зафиксированная в какой-либо объективной форме, представляет собой, независимо от ее достоинств, объект авторского права1.

Статус лектора определяется тем, что с момента появления его в аудитории все присутствующие обязаны подчиняться его требованиям в отношении дисциплины и порядка, соблюдения соответствующих правил, предусмотренных уставом вуза. Посторонние лица, а равно сотрудники администрации, могут присутствовать на лекции только с ведома лектора.

Подготовка к лекции предполагает несколько основных стадий. Прежде всего требуется внимательное изучение части программы по международному праву, относящейся к данной теме. На этой стадии необходимо определить, каким вопросам программы следует уделить главное внимание, а какие осветить меньше или даже вовсе не рассматривать, но рекомендовать студентам изучить их по учебнику.

Представляется необходимым ознакомиться с соответствующей главой учебника по международному праву (или нескольких учебников) с тем, чтобы избежать в лекции пересказа того, что студенты найдут в учебниках. Кроме того, ознакомление с учебниками требуется и потому, что лектор не должен допускать принципиально различное, по сравнению с учебником, решение важных теоретических вопросов без соответствующей аргументации.

Важнейшей стадией подготовки к лекции является тщательная проверка ссылок на международные конвенции и иные правовые акты, которые планирует делать лектор. Нельзя допускать ссылок на утратившие силу нормативные акты или действующие в измененной редакции. Представляется необходимым выписать точное название каждого акта, который предполагается использовать, и все данные о дате его принятия, вступления в силу, источнике опубликования, внесенных в него изменениях.

Готовясь к лекции, необходимо посмотреть новые публикации в юридических журналах по теме лекции, а также новые книги. Нередко это требует внесения изменений в трактовку отдельных вопросов и исправлений в ранее подготовленный конспект или текст лекции.

Рассмотренные выше стадии подготовки к учебной лекции обеспечивают выполнение основной задачи — составление плана лекции.

О содержании плана можно коротко сказать так: в нем надо предусмотреть, с чего начать, какие вопросы необходимо рассмотреть и в какой последовательности и чем закончить. Таким образом, планом определяется общая структура лекции.

План должен быть кратким, в нем обозначается лишь название подлежащих рассмотрению вопросов, но не раскрывается содержание его пунктов и позиция лектора. Поэтому чтение лекции по краткому плану возможно лишь при наличии у лектора большого опыта и таланта, безукоризненного знания материала, очень хорошей памяти.

Вместо краткого плана многие лекторы готовят развернутый конспект лекции — план-конспект. В конспекте не только обозначаются вопросы, которые лектор собирается рассматривать, но кратко излагается и позиция лектора, причем наиболее важные положения приводятся в отработанных формулировках, называются статьи международных договоров и иных правовых актов, дается точный текст положений из научной литературы, которые лектор намечает использовать. Имея такие данные, лектор всегда будет чувствовать себя более спокойно и уверенно.

Имеющийся текст лекции надо правильно использовать. По общему мнению всех, кто писал о методике лекций, читать лекцию только по тексту, не отрываясь от текста, совершенно недопустимо. Но подготовка текста очень полезна тем, что она стимулирует лектора к тщательной отработке формулировок, шлифовке языка, совершенствованию логики подачи материала. Имея текст лекции, преподаватель, как и при наличии конспекта, чувствует себя более свободно и уверенно. Текст лекции может выручить в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств — ухудшения самочувствия лектора, грубого нарушения порядка студентами и т.п. В подобных ситуациях лектор, чтобы побороть волнение, может быстро обратиться к тексту лекции и некоторое время излагать материал, опираясь на текст1.

3.Методика чтения учебной лекции по международному праву, т.е. методика самого изложения материала, кроме уже рассмотренных, включает ряд других практически важных вопросов, касающихся формы изложения материала, — о способе его подачи, темпе чтения лекции, языке и словарном запасе лектора, освещении дискуссионных вопросов

Внешность или форма лекции обнаруживается в простых вещах: заняв свое место на кафедре и поприветствовав студентов в привычной для него форме, лектор должен преодолеть неизбежное волнение и начать с заранее продуманного вступления; назвать тему лекции и найти несколько слов, чтобы настроить студентов на проблематику международного права, особенно если они перед этим слушали лекцию по другой дисциплине.

Начав изложение лекционного материала, каждый лектор, даже начинающий, проявляет присущий ему темперамент и в соответствии с ним выбирает темп лекции: один говорит очень быстро, другой слишком медленно, почти диктуя. Представляется, что в обоих случаях будет отклонение от некоторой нормы.

Быстрый темп позволяет достичь благоприятного эмоционального состояния слушателей, обострения их внимания, но зато после прочитанной в быстром темпе лекции у них остается лишь хорошее общее впечатление, но содержание изложенного материала усваивается не всегда.

Медленный темп имеет тот существенный недостаток, что он притупляет остроту восприятия материала, не стимулирует активную работу мысли, часто такая лекция превращается в скучный диктант, усыпляющий слушателей.

Уровень учебной лекции во многом проявляется в вопросах, которые задают лектору студенты. Вопросы могут быть обусловлены тем, что лекция вызвала живой интерес слушателей к обсуждаемым проблемам, породила у них желание что-то уточнить, проверить собственное мнение, сформировавшееся в ходе лекции. Такие вопросы должны только радовать лектора. Но причиной вопросов может быть и недостаточный уровень лекции, в том числе неполнота изложения, отсутствие убедительной аргументации и т.п. Получив подобные вопросы, лектор должен делать соответствующие выводы. Если студенты вообще не задают вопросы, это должно насторожить лектора, заставить его задуматься о качестве своих лекций.

Во всяком случае, вопросы студентов нельзя оставлять без ответа. Ответы должны быть четкими, убедительными.

Методические рекомендации по проведению семинарских занятий

1.

Ценность семинарских занятий как формы обучения заключается

в том, что они предусматривают самостоятельное изучение студентами

литературы и нормативных материалов по темам, предусмотренным

программой по международному праву. При этом студенты имеют возможность проявить свою индивидуальность, самостоятельность мышления, способность отстаивать в споре свою позицию.

Несмотря на большое значение изученной студентами литературы, теории международного права, ценность этих занятий определяется главным образом их назначением как занятий практических. В их основу заложено, что будущий специалист должен приобрести во время учебы практические навыки применения норм международного права к максимально приближенным к жизни ситуациям, толкования правовых норм, умение находить нужные нормы в море правовых актов.

2.

Общепризнанно, что методика проведения практических занятий по междунардному праву подразделяется на две главные части:методи­ка подготовки к занятию и методика непосредственного ведения за­нятия.

Подготовка преподавателя к проведению практического занятия.Во-первых, преподавателю необходимо проработать тему занятия с| привлечением новейших нормативных материалов, судебной практики и литературных источников.

Во-вторых, преподаватель должен самым тщательным образом решить все заданные им ситуации .. Он должен быть готов ответить на любые вопросы, относящиеся к содержанию каждой ситуации.

В-третьих, необходимо тщательно продумать план проведения занятия.

В-четвертых, очень желательно, готовясь к занятию, наметить, кого из студентов группы спросить по данной теме, имея в виду обеспечение равномерного участия всех студентов в работе и проверку уровня их подготовки к занятиям.

Более сложной по сравнению с методикой подготовки к занятию надо признать методику непосредственного ведения занятия.

Занятие обычно начинается с того, что преподаватель приветствует студентов и делает отметки в своем журнале об отсутствующих студентах, а затем, в ходе занятий, отмечает в нем, кто и как выступал. Наличие у преподавателя такого журнала (или тетради) надо признать обязательным

В начале занятия, после отметки в журнале о не явившихся студентах, преподавателю необходимо назвать тему занятия, кратко напомнить, что было сделано на предыдущем занятии.

3.

Готовясь к проведению семинара, преподаватель должен иметь в виду, что главная цель семинаров -повышение уровня самостоятельной работы студентов. Это может быть достигнуто не общим и неопределенным заданием группе, а по возможности точным и конкретным заданием каждому студенту или группе студентов, выполнение которого легко проверяется.

Семинары могут быть различными по своему характеру в зависимости от тех конкретных целей, которые ставит преподаватель на данном этапе обучения. Можно выделить три основных типа семинаров.

а) Семинар — познавательный. Он рассчитан на усвоение студентами основных фундаментальных категорий изучаемой темы. Такая форма семинара может быть использована в самом начале изучения темы, как способ первоначального ознакомления с основными категориями, с которыми придется иметь дело. При этом могут быть использованы различные способы организации такого семинара, в частности общее задание всем студентам изучить определение понятия или конструкции (категории); возможно поручение одному или нескольким студентам подготовить небольшое сообщение по тому или иному вопросу и последующее его обсуждение; можно дать задание студенту или нескольким студентам изучить определенные статьи в журналах, освещающие ту или иную проблему международного права, и др. Возможно и сочетание определенных методов по усмотрению преподавателя.

б) Семинар — диспут. Семинар данного типа лучше всего проводить тогда, когда уже изучены несколько тем. Его можно проводить в виде «круглого стола», где каждый высказывает свою позицию, можно использовать некоторые элементы «деловой игры». Роль преподавателя здесь еще больше особенно в период подготовки такого семинара, где необходимо определить круг спорных проблем, соответственно подобрать литературу, дать определенные задания студентам (группам студентов) и т. п В конце преподаватель должен подвести итоги и, главным образом оценить проделанную студентами самостоятельную работу по подготовке к диспуту. Особое внимание необходимо обратить на то, чтобы студенты в период дискуссии ссылались не только на прочитанную литературу, но и на судебную практику. Необходимо обращать внимание на корректность выступающих, прививать им навыки интеллигентности при обсуждении, уважение к другим точкам зрения.

в) Сочетание теоретических вопросов с решением определенных ситуаций. Начинать занятие с решения ситуаций представляется методически не обоснованным. Сначала необходимо обсудить относящиеся к теме теоретические вопросы, которые, как правило, называются в практикуме к каждому занятию.

Обсуждение теоретических вопросов и решение ситуаций — это основные и традиционные формы, используемые при проведении занятий. Но возможны и иные формы. Например, целое занятие может быть проведено в форме изучения практики Международного суда ООН, проведения письменной работы.

Выбор типа семинара по конкретной теме — дело преподавателя. Это зависит и от темы, и от характера группы. Не следует думать, что по каждой теме надо проводить все три вида семинара. Это невозможно. Следует выбирать, что важнее для данной темы и для данной группы. При этом необходимо найти правильное сочетание семинарского занятия с иными формами ведения занятий.

4.

После выступления студента преподаватель предлагает задавать ему вопросы, а затем участники занятия выступают с дополнениями, возражениями, оценками. Иногда они предлагают новые решения, которые также должны обсуждаться

В конце занятия подводятся его итоги в целом. Преподаватель дает оценку работы всей группы, отмечает уровень ее подготовки к данному занятию, называет фамилии отличившихся в ходе занятия студентов и отмечает недостатки в работе других.

Последняя стадия занятия — задание к следующему занятию. Преподаватель должен подготовиться к этому заранее, назвать тему будущего занятия, вопросы, которые предстоит обсудить. Литература и нормативные материалы указаны в практикуме, и перечислять подлежащие изучению работы и нормативные акты нет необходимости. Однако если появились новые заслуживающие изучения работы или новые нормативные акты либо иные материалы, преподаватель должен назвать их и указать, где они опубликованы.

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов

1. Главное внимание при проведении семинарских занятий должно уделяться выработке у студентов навыков применения международного договора, регулирующего данный вид отношений, а также решений международных организаций, решений международного суда ООН и других органов.

Наряду с этим при проведении занятий следует уделять внимание теоретическим вопросам.

2. Задаваемые студентам для подготовки дома ситуации и теоретические вопросы для обсуждения на занятиях должны тщательно продумываться, с тем чтобы охватить по возможности все важные аспекты темы. Необходимо также назвать новейшие нормативные акты и публикации.

3. Решение ситуаций студентами обязательно должно быть изложено в письменной форме. Необходимо требовать, чтобы студент полно и грамотно указывал в тетрадях и при ответах все необходимые данные о нормативном акте и конкретной норме, примененной при решении казуса (наименование нормативного акта, номер статьи, части, пункта и т. д., содержание нормы, источник опубликования).

4. К решению каждой ситуации желательно привлечь возможно большее количество студентов. Не следует стремиться к тому, чтобы данную задачу решил полностью один студент, надо стимулировать дискуссии, особенно по спорным в теории и на практике вопросам. Однако нельзя допускать ухода от вопросов, вытекающих из задачи. Правильное решение должно быть логическим выводом из совместного обсуждения всех вопросов под руководством преподавателя.

5. Студенты, пропустившие занятия (независимо от причин) или не подготовившиеся к данному занятию, обязаны явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, изучавшейся на занятии. Студенты, не отчитавшиеся по каждой не проработанной ими на занятиях теме к началу зачетной сессии не получают зачета.

6. Работа каждого студента на занятиях отмечается преподавателем в своей тетради и обязательно учитывается при проведении зачета или экзамена.

Наши рекомендации