Тема 26. Механизм правового регулирования
Правовое регулирование как специфический вид социального регулирования. Механизм правового регулирования и его элементы. Стадии правового регулирования.
Методы, способы и типы правового регулирования.
Эффективность правового регулирования.
Тема 27. Законность и правопорядок
Понятие законности. Понимание законности с позиций различных школ теории права. Законность в условиях демократического и недемократического политического режима.
Законность и ее признаки. Принципы и гарантии законности.
Законность и дисциплина. Понятие и виды дисциплины (трудовая, договорная, финансовая и др.).
Правопорядок: понятие и общая характеристика. Правопорядок и общественный порядок. Соотношение законности и правопорядка.
Роль права в обеспечении законности и правопорядка в современной России.
Тема 28. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
Понятие и значение правомерного поведения. Объективная и субъективная стороны правомерного поведения. Виды правомерного поведения.
Правонарушение: понятие и основные признаки. Виды правонарушений. Преступление. Юридический состав правонарушения. Понятие казуса. Причины правонарушений и пути их устранения.
Социальная ответственность и ее виды. Понятие и виды юридической ответственности. Основания юридической ответственности. Цель и принципы юридической ответственности. Основания юридической ответственности. Особенности юридической ответственности физических, юридических лиц и государства.
Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от юридической ответственности.
Тема 29. Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм
Понятие правосознания как формы общественного сознания. Структура правосознания: правовая идеология и правовая психология. Функции правосознания.
Виды и уровни правосознания.
Понятие правовой культуры. Правовая культура в системе культуры общества. Структура правовой культуры. Значение правовой культуры в формировании правового государства.
Правовое воспитание: понятие, формы, методы.
Понятие и формы правового нигилизма. Причины правового нигилизма и пути его преодоления. Правовой идеализм.
Распределение часов дисциплины по разделам,
Темам и видам занятий
Тематический план учебной дисциплины «Теория государства и права»
для очной формы обучения
(по учебному плану 2011-2012 г. г.)
Разделы и темы дисциплины | Количество часов | |||
всего | лекции | семинары (практи- ческие занятия) | самостоя-тельная работа | |
1 семестр | ||||
Раздел I. Теория государства и права как наука | ||||
Тема 1. Предмет теории государства и права | ||||
Тема 2. Формирование и развитие теории государства и права в России | - | |||
Тема 3. Методология теории государства и права | ||||
Раздел II. Происхождение государства и права | ||||
Тема 4. Догосударственное общество | - | |||
Тема 5. Происхождение государства и права | ||||
Домашнее контрольное задание | ||||
Раздел Ш. Теория государства | ||||
Тема 6. Сущность и содержание государства | ||||
Тема 7. Типы государства | - | |||
Тема 8. Форма государства | ||||
Тема 9. Функции государства | - | |||
Тема 10. Механизм государства | - | |||
Тема 11. Государство и политическая система общества | - | |||
Тема 12. Государство и гражданское общество. Правовое и социальное государство. | ||||
Тема 13. Светское государство | - | |||
Тема 14. Современная российская государственность | - | |||
Реферат | ||||
Зачет | ||||
Итого в семестре | ||||
2 семестр | ||||
Раздел IV. Теория права | ||||
Тема 15. Понятие и сущность права | ||||
Тема 16. Право и личность | - | |||
Тема 17. Формы (источники права) | ||||
Тема 18. Нормы права | ||||
Тема 19. Система права и система законодательства | - | |||
Тема 20. Основные правовые системы | - | |||
Тема 21. Правотворчество | ||||
Тема 22 Юридическая техника | - | |||
Тема 23. Реализация права | ||||
Тема 24. Коллизии в праве и толкование права | ||||
Тема 25. Правовые отношения | ||||
Тема 26. Механизм правового регулирования | - | |||
Тема 27. Законность и правопорядок | ||||
Тема 28. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность | ||||
Тема 29. Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм | ||||
Курсовая работа | ||||
Экзамен | ||||
Итого в семестре | ||||
Всего по дисциплине |
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Методические рекомендации для преподавателя
Дисциплина «Теория государства и права» является основополагающейдля усвоения студентами всех других дисциплин общепрофессионального цикла. Необходимо учитывать, что она преподается студентам первого курса, не имеющим опыта обучения в высших учебных заведениях и потому одна из задач преподавателя – помочь студентам адаптироваться к новым для них формам учебного процесса.
В основу предлагаемых учебно-методических рекомендаций положены известные дидактические правила и приемы.
Перед проведениемлекцийпреподавателю необходимо тщательно продумать вопросы методики чтения лекции, степень доступности информационного материала, последовательности и темпов его изложения. Следует довести до слушателей рекомендации по конспектированию лекционного материала, организации самостоятельной работы, направленной на его закрепление.
В начале проведения каждого семинарского занятия преподаватель должен четко сформулировать цель занятия и основные вопросы. После заслушивания и обсуждения докладов студентов необходимо отметить положительные моменты в их работе, обратить внимание на неточности (ошибки), подвести итоги обсуждения намеченных вопросов, сообщить тему следующего занятия и дать рекомендации по его подготовке.
Рефераты, предполагающие анализ имеющихся публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия.
В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ход семинарских занятий может проводить контрольные работы.
Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости следует помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению отдельных проблем теории государства и права.
Особое внимание необходимо уделить организации творческих дискуссий по изучаемой проблематике. Студентов следует обучать убедительно и доказательно излагать собственную точку зрения, корректно полемизировать с оппонентами, умению убеждать их в неоспоримости и силе своей аргументации.
При изложении материала дисциплины «Теория государства и права» преподаватель должен обратить внимание:
- на полноту и доходчивость изложения дисциплины;
- на необходимость наиболее подробного раскрытия фундаментальных положений теории государства и права;
- на доведение до сведения студентов не только материалов, изложенных в учебной литературе, но и новейших научно-торетических разработок и публикаций по данной проблеме.
Методические указания для студентов
Формы освоения учебного материала по дисциплине «Теория государства и права» достаточно традиционны и не имеют каких-либо специфических особенностей по сравнению с другими учебными дисциплинами.
Основными видами аудиторной работы студента, обучаеющегося в бакалавриате, являются лекции и семинарские занятия. Студенты не имеют права пропускать без уважительной причины аудиторные занятия, в противном случае они могут быть не допущены к зачету или экзамену.
На лекцияхпреподаватель излагает и разъясняет основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студентам следует внимательно слушать и конспектировать лекционный материал; в конспекте рекомендуется оставлять поля для заметок при последующей самостоятельной работой над темой.
Изучение ряда тем учебной дисциплины завершаетсясеминарскими занятиями.Они служат для контроля преподавателем подготовленности студентов; закрепления изучаемого материала; развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по правовой проблематике; приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссий, в том числе приемов аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.
Семинару предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. По согласованию с преподавателем или его заданию студент может подготовить рефераты по отдельным темам дисциплины.
В процессе подготовки к семинару студент может воспользоваться консультациями преподавателя. Примерные (рекомендованные) темы докладов, рефератов и вопросов для обсуждения приведены в настоящих методических указаниях.
Семинары могут проводиться и в форме учебных конференций. Конференция включает в себя выступления студентов с подготовленными докладами по отдельным государственно-правовым темам. Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.
Качество учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками. Необходимо помнить, что большинство вопросов по дисциплине «Теория государства и права» выносятся на итоговую государственную аттестацию. Опыт показывает, что наибольшее число неверных (неполных) ответов допускаются студентами по темам 3, 6, 10, 12, 15, 18, 22, 23, 24, 25, 26, 27. Поэтому студентам нужно уделить особое внимание изучению материалов по этим темам.
Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Теория государства и права» является самостоятельная работа.
Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Студенты не должны ограниваться лишь той информацией, которая была получена ими в ходе лекций или семинарских занятий, необходимо закрепить и увеличить ее объем в результате самостоятельной работы. Наибольший эффект при этом достигается при использовании «системы опережающего чтения», т.е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.
Ошибку совершают те студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к зачету или к экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов, как правило, является низким, а сами знания – недолговечным.
В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей студенты должны иметь возможность ознакомиться на кафедре.
Для студентов самостоятельная работа являетсяосновным видом работы по изучению дисциплины. Она включает изучение лекционного материала и рекомендованной литературы, выполнение заданий преподавателя (домашних контрольных заданий, рефератов). Особое внимание следует обратить на выполнениекурсовой работы, предусмотренной учебным планом.
Самостоятельную работу над темой дисциплины следует начинать с изучения Программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся. Обязательно следует использовать рекомендации преподавателя, данные в ходе занятий.
Получив представление об основном содержании темы необходимо изучить материал, используя конспект лекции и соответствующий раздел учебника. Затем желательно изучить первоисточники (или выдержки из них), т.е. работы выдающихся правоведов и философов. Полезно также составить их краткий конспект (оставляя поля в тексте для своих пометок).
Одним из видов самостоятельной работы является подготовка реферата. Реферат – это самостоятельная письменная работа, обобщающая и анализирующая публикации по заданной теме, а также предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов.
Подготовка реферата – один из видов исследовательской деятельности, Его написанию предшествует изучение и осмысление первоисточников, монографий, статей, возможно обобщение личных наблюдений. Работа над рефератом активизирует развитие самостоятельного, творческого мышления, учит применять полученные знания для анализа конкретных социально- правовых проблем.
Для студентов предусмотрено выполнение домашнего контрольного задания по темам раздела I и II. Студенты заочной формы обучения домашние контрольные задания выполняют по темам раздела II, а также по темам раздела III. Каждое домашнее контрольное задание рассчитано на четыре часа самостоятельной работы.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ