Методы сравнительной политологии
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ
Политология - это наука о политике, она имеет своим предметом - раскрытие сущности политики, как целостного общественного явления. При этом политология выявляет на микро- и макроуровне все структурные элементы политики, ее внутренние и внешние связи и отношения; также политология определяет основные тенденции и закономерности, действующие в различных общественно-политических системах, ближайшие и конечные перспективы развития, и вырабатывает объективные критерии социального измерения политики.
Политология внутренне дифференцирована и включает:
политическая философия,
политическая социология,
политическая психология,
политическая история,
теория международной политики,
учение о политических институтах,
политическая антропология,
сравнительная политология
прикладная политология.
Сравнительная политология - это метод политологии, выражающегося в компаративистском (сравнительном) подходе к различным политическим явлениям.
Современная политическая теория в значительной степени опирается на результаты сравнительной политологии, сопоставляющие различные политические системы, политические режимы, политические институты, власть и другие важнейшие категории теории политических наук, начиная от политических процессов и заканчивая политической культурой страны.
Сравнительный анализ стал широко использоваться в социальных и гуманитарных науках уже в конце XIX в. Одним из ее зачинателей считается американский исследователь Э. Фримен, который в своей книге “Сравнительная политика” (1873 г.) сформулировал известный тезис: “история - это политика прошлом, политика - это история в настоящем”. Используя методы сравнительной филологии и политики для изучения истории конституционных учреждений, Э. Фримен пытался выявить сходные черты у разных народов и государств, различных исторических эпох и объяснить это происхождением от какого-нибудь одного корня. Как составная часть науки о политике, сравнительная политология возникла во второй половине XX века.
На современном этапе предмет сравнительной политологии (компаративистики) как на Западе, так и на Востоке является наиболее молодой политической наукой. Фундаментальных академических исследований по сравнительной политологии очень мало.
Для американских социологов и политологов при исследовании важнейших компонентов политической системы, важное значение имело рассмотрение политических партий в сравнительной перспективе.
Современные европейские политические школы по-прежнему играют важную роль в разработке теории партий. В Европе существует ясное и четкое понимание партийного членства - им служит факт уплаты взносов, определяющий принадлежность к партии.
Сравнительный анализ западных исследователей, в частности, американских, по проблемам политических систем и партиям, дал определенную возможность заняться еще одной сложной категорией, какой является политический режим. При рассмотрении сущности политических режимов, их сравнительного анализа в современном мире, определенный вклад внесли французские социологи и политологи.
Сравнительный анализ политических режимов XX в. по мнению большинства западных и российских политологов, показывает, что основными типами политических режимов являются - тоталитарный, авторитарный, демократический режимы и наличие смешанных, переходных, гибридных режимов в большинстве стран современного мира. Их классификация имеет важное значение для развития непосредственно сравнительной политологии.
Североамериканский
президент избирается населением по однотуровой системе относительного большинства;
президент – глава государства и правительства;
назначает членов правительства при условии утверждения их в Конгрессе;
не имеет права роспуска высшего законодательного органа;
парламент не может выразить недоверие правительству;
президент не может быть избран более двух сроков подряд;
механизм досрочных выборов отсутствует, четко оговорен порядок замещения вакансий.
Латиноамериканский
сверхпрезидентский тип, «чистый президентсиализм», легальная диктатура»: слабо развита система сдержек и противовесов, законодательная и судебная власть заметно уступают исполнительной;
президент избирается непосредственно населением по мажоритарной системе абсолютного большинства;
президент возглавляет правительство, а иногда назначает подотчетного ему номинального руководителя кабинета (в Аргентине – министра-координатора);
президент назначает членов правительства без согласия парламента;
лишен права роспуска парламента, а последний не может выразить недоверие правительству;
в период чрезвычайного положения президент наделен обширными полномочиями;
в большинстве стран запрещено переизбрание президента на следующий срок, в т.ч. и в качестве вице-президента;
запрет избрания распространяется и на родственников действующего президента;
нет механизма досрочных выборов президента (функции возлагаются на вице-президента либо главу законодательного органа, либо возлагается парламентом на кого-либо).
Французский
президент избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства;
является только главой государства;
по итогам парламентских выборов назначает премьер-министра и по представлению последнего – остальных членов правительства;
имеет право распускать нижнюю палату парламента и назначать новые выборы;
имеет право переизбираться неограниченное количество раз;
предусмотрен институт досрочных президентских выборов, в преддверии которых функции президента исполняет председатель Сената.
Литература
1. Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильная демократия // Политические исследования. - 1992. - № 4.
2. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: Учебное пособие / Сокр. пер. с англ. А.С.Березовского, Л.А.Галкина / Под ред. М.В.Ильина, А.В.Мельвиля. - М.: Аспект Пресс, 2002.
3. Антология мировой политической мысли: В 5 т. – М.: Мысль, 1997.
4. Аренд Х. Традиции и современность: (К истории политических идей) / Советское государство и право. - 1991. - №2.
5. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.
6. Бро Ф. Политология. – М., 1992.
7. Бутенко А.П., Миронов А.В. Сравнительная политология в терминах и понятиях. – М.: НОУ, 1998.
8. Голосов Г.В. Сравнительная политология: Учебник. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1995.
9. Громыко А.Л. Политические режимы. В 2-х частях. – М., 1994, 1995.
10. Даль Р. Введение в теорию демократии. - М., 1992.
11. Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология // Соц.- пол. журнал / Пер. с англ. - М., 1994.
12. Западная демократия. Основы стабильности: научно-политический обзор. – М.,1990.
13. Зарубежная политическая наука. Вып. 1,2,3,4. – М., 1990.
14. Зарубежная политическая наука: история и современность. – М., 1991.
15. Зарубежная политология: Словарь-справочник. – М., 1998.
16. Каменская Г.И., Родионов А.И. Политические системы современности. – М., 1994.
17. Клаус фон Бейме. Сравнение в политической науке // Социально-политические науки. - 1991. - №2.
18. Краснов Ю.К. Политика: теория и практика. Основы сравнительной политологии. – М., 1993.
19. Крижанич Ю. Политика. - М., 1996.
20. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. - М.: Аспект Пресс, 1997.
21. Панарин А.С. Политология. О мире политики на Востоке и на Западе: Учебное пособие. – М.: Книжный дом «Университет», 2000.
22. Политическая культура: теория и национальные модели / Автор-составитель Гудименко Д.В. / Под ред. К.С. Гаджиева. – М., 1994.
23. Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология: Учебник. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002.
24. Чилкот Рональд Х. Теории сравнительной политологии. В поисках парадигмы / Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М; Изд-во «Весь мир», 2001.
25. Шаран П. Сравнительная политология. Ч.I. / Пер. с англ. - М., 1992.
Тест
Сравнительная политология
Задание 1.
Произведите типологию политических партий современной России в системе координат: по горизонтальной оси на левом полюсе обозначение «Л» (левые партии), на правом – «П» (правые), в центр «Ц» (центристы); по вертикальной оси сверху «Р» (радикалы), снизу «У» (умеренные). Расположите партии по списку и обозначьте их цифрами. В координатной сетке укажите только цифры. Произведите анализ группировки.
Задание 2.
Проведите кросснациональное исследование становления демократии в России, Белоруссии, Украине и заполните следующую таблицу, используя пятибалльную оценку проявления признаков демократии. Просуммируйте баллы и определите состояние (степень, уровень) демократии по градации «высокий», «средний», «низкий», применив балльную шкалу.
Переменные | Белоруссия | Россия | Украина |
Выборность | |||
Активность граждан | |||
Соблюдение прав, свобод | |||
Гражданские обязанности | |||
Сменяемость органов власти | |||
Отчетность, подконтрольность государственных органов | |||
Гласность | |||
Политический плюрализм | |||
Идеологический плюрализм | |||
Оппозиция | |||
Развитость общественного мнения | |||
Защита прав меньшинства | |||
Уважение закона | |||
Развитость критики | |||
Самоуправление |
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ
Политология - это наука о политике, она имеет своим предметом - раскрытие сущности политики, как целостного общественного явления. При этом политология выявляет на микро- и макроуровне все структурные элементы политики, ее внутренние и внешние связи и отношения; также политология определяет основные тенденции и закономерности, действующие в различных общественно-политических системах, ближайшие и конечные перспективы развития, и вырабатывает объективные критерии социального измерения политики.
Политология внутренне дифференцирована и включает:
политическая философия,
политическая социология,
политическая психология,
политическая история,
теория международной политики,
учение о политических институтах,
политическая антропология,
сравнительная политология
прикладная политология.
Сравнительная политология - это метод политологии, выражающегося в компаративистском (сравнительном) подходе к различным политическим явлениям.
Современная политическая теория в значительной степени опирается на результаты сравнительной политологии, сопоставляющие различные политические системы, политические режимы, политические институты, власть и другие важнейшие категории теории политических наук, начиная от политических процессов и заканчивая политической культурой страны.
Сравнительный анализ стал широко использоваться в социальных и гуманитарных науках уже в конце XIX в. Одним из ее зачинателей считается американский исследователь Э. Фримен, который в своей книге “Сравнительная политика” (1873 г.) сформулировал известный тезис: “история - это политика прошлом, политика - это история в настоящем”. Используя методы сравнительной филологии и политики для изучения истории конституционных учреждений, Э. Фримен пытался выявить сходные черты у разных народов и государств, различных исторических эпох и объяснить это происхождением от какого-нибудь одного корня. Как составная часть науки о политике, сравнительная политология возникла во второй половине XX века.
На современном этапе предмет сравнительной политологии (компаративистики) как на Западе, так и на Востоке является наиболее молодой политической наукой. Фундаментальных академических исследований по сравнительной политологии очень мало.
Для американских социологов и политологов при исследовании важнейших компонентов политической системы, важное значение имело рассмотрение политических партий в сравнительной перспективе.
Современные европейские политические школы по-прежнему играют важную роль в разработке теории партий. В Европе существует ясное и четкое понимание партийного членства - им служит факт уплаты взносов, определяющий принадлежность к партии.
Сравнительный анализ западных исследователей, в частности, американских, по проблемам политических систем и партиям, дал определенную возможность заняться еще одной сложной категорией, какой является политический режим. При рассмотрении сущности политических режимов, их сравнительного анализа в современном мире, определенный вклад внесли французские социологи и политологи.
Сравнительный анализ политических режимов XX в. по мнению большинства западных и российских политологов, показывает, что основными типами политических режимов являются - тоталитарный, авторитарный, демократический режимы и наличие смешанных, переходных, гибридных режимов в большинстве стран современного мира. Их классификация имеет важное значение для развития непосредственно сравнительной политологии.
Методы сравнительной политологии
В компаративистике особое внимание, наряду с историческим, системным, социологическим, психологическим, бихевиористическим, функциональным, институциональным, цивилизованно-культурологическим подходами, обращается на сравнительный анализ политических процессов, отношений, систем, режимов, институтов и других важнейших категорий политических наук и т.п.
Традиционно при сравнительном методе используются данные двух или более обществ, политических систем, режимов, континентов, логический и статический материал для более убедительных доказательств при рассмотрении политических явлений и категорий.
При этом как одно из важнейших направлений политических наук сравнительная политология анализирует и сопоставляет такие важнейшие политические категории, как политическая жизнь, политические процессы, политические отношения, политические системы, институты, режимы, власть, партии, движения, деятельность. Сравнительная политология наряду с собственными категориями использует и категории - “мировое сообщество”, “цивилизация”, “социальный прогресс”, “гражданское общество”, “правовое государство”, “конфликты”. В рамках сравнительной политологии рассматриваются закономерности политической культуры разных стран, а также политическая деятельность людей, индивидуальных личностей, групп, наций, народностей.
Также она использует междисциплинарный подход в качестве необходимого элемента для эффективности исследования любой проблемы, которая по своему характеру является не только чисто политической, а совокупностью, охватывающей общество в целом, человеческое поведение и деятельность.
Методы теоретического и прикладного уровня политологии | |
Изучение политики как специфической сферы общественной жизни, с присущими ей противоречиями, закономерностями и т.п. | Изучение политики как реального пересечения волевых устремлений государственных институтов, партий, движений и иных субъектов Изучение непосредственно наблюдаемого политического поведения людей |
Метод: институциональный. Акцент: взаимодействие политических институтов | Принципы подхода в исследованиях: 1. личностное измерение политики, доминирование психологических мотивов в политическом поведении; 2. количественное выражение и измерение политических явлений; 3. разграничение фактов и ценностей; 4. Освобождение науки от ценностных суждений; 5.использование методов и достижений других наук. |
Метод: исторический. Акцент: политические явления и процессы во времени и пространстве | Метод: наблюдение. А) констатация фактов; Б) "включенное наблюдение" (нахождение внутри изучаемой группы). |
Метод: социологический. Акцент: зависимость политики от социальных факторов | Метод: контент-анализ. Целенаправленное изучение определенных документов |
Метод: бихевиористский. Акцент: личностное измерение политики | Метод: опрос прямых или косвенных участников событий. |
Метод: психологический. Акцент: субъективный механизм политического поведения | Метод: игровой. Предварительное конструирование ситуации |
Сравнительная политология получила свое название не столько по объекту и предмету, сколько по методу.
Сравнительная политология сформировалась как субдисциплина (компаративистика), весьма автономная часть общей политической науки.
Сравнительное исследование – это не только метод, но и теория, связанная с описанием, анализом, синтезом, единство обобщений и принципов, ассоциируемых с практикой.
Формы сравнения:
1.Бинарное – выделение при сравнении двух типов явлений, процессов.
2.Вертикальное (сравнение однородных структур различного уровня),
3.Горизонтальное (сравнение однотипных явлений, процессов, институтов одного уровня). Дескриптивное – описание, изложение сведений о явлениях, процессах, их частях или отношениях чего-либо. Может включать классификацию, идентификацию, конкретизацию.
4.Дихотомия – последовательное деление целого на две части. Способ классификации, основанной на противопоставлении двух объектов, взаимоисключающее противопоставление. Существуют простая (линейное противопоставление, полярная классификация) и сложная (более полная классификация, основанная на использовании промежуточных переменных при пересечении шкал) дихотомия.
5.Имплицитное – выявление неявного сплетения.
6.Историческое (использование исторических аналогий, позволяющее выявить общее и особенное в направленности развития).
7.Кейз-стади - сравнение ситуаций, анализ ситуационных задач в сравнительном ключе, анализ случаев.
8.Классификация – группировка, распределение объектов по классам, разрядам, отделам по каким-то общим признакам. Позволяет ориентироваться в многообразии явлений, упорядочивать их познание, осуществлять систематизацию.
9.Когортное – группировка по какому-либо принципу.
10. Кросснациональное сравнение – сравнение схожих стран. Осуществляется на основе сопоставимых данных, схожести социального контекста, уровня экономического и политического развития. Сравнение несхожих стран приводит к малообоснованным, случайным выводам.
11. Лонгитюдное – вид повторного исследования (протяженное по времени).
12. Планетарное – глобальное исследование, отличается высоким уровнем обобщения; региональное (сравнение регионов по ряду существенных признаков).
13. Прямое (изучение фактов, явлений), подразумеваемое (сравнение стандартов, ценностей).
14. Сегментация – вычленение и анализ частей целого, установление зависимостей между ними, причинно-следственных связей.
15. Синхронное (одновременное), асинхронное (разное по времени),
16. диахронное (через определенный промежуток времени, разделенное по времени).
17. Эксплицитное – аналитическое, объяснительное, выявление причинно-следственных связей, включает прогноз.
Значение сравнительного метода: предполагает «разложение», расчленение исследуемого объекта на составные части, изучение их в отдельности и в причинно-следственных связях, комбинации. Основная задача – выявление общего и особенного, отделение существенного от несущественного, главного от второстепенного, необходимого от случайного.- Позволяет уточнить и углубить сложившиеся представления, оттенить новые грани, стороны явлений, аспекты тех или иных процессов, интернационализировать знания, выработать общие подходы, модели развития, учесть общее и особенное сравниваемых стран, регионов, политических институтов и т.д. Сравнительный анализ позволяет включить исследование в более широкий контекст, выявить альтернативные подходы, парадигмы, модели, способы модернизации, преодолевать заблуждения относительно абсолютизации универсальных концепций, подаваемых как образец для следования.
Объекты сравнительного исследования
1. политическая среда (фон) как условия, совокупный опыт, политические ценности, мифы, политическая культура, традиции, обусловливающие характер и направленность политического процесса (изучение в политологическом аспекте географической среды, экономики, религии, коммуникаций, культуры, образования, истории);
2. концепции, теории, идеологии, определяющие развитие стран, народов;
3. - политические институты как носители публичной и иной власти (государство, в т.ч. социальное, правовое ассоциации, группы интересов, партии, корпорации, типы республик – президентские, парламентские, смешанные и др.);
4. конституции, законы, посредством которых осуществляется институализация власти;
5. государственная администрация;
6. политические режимы;
7. демократия, ее типы, механизмы функционирования; переход к демократии в развивающихся и постсоциалистических странах, политические особенности, тенденции переходного периода – транзитологический аспект).
Предмет сравнительной политологии законами, концепциями, парадигмами, гипотезами, моделями развития как теоретическими обобщениями – плодом сравнительного анализа
Методология сравнительной политологии
Компаративистика опирается на различные принципы. К основным относятся:
1. системность (исследование явления, процесса, института как целостной, упорядоченной, взаимосвязанной совокупности – множества – элементов, взаимодействие которых порождает интегративное качество, которым не обладает отдельно взятый элемент);
2. структурно-функциональный подход (изучение структуры целостно и отдельных ее составляющих посредством анализа их роли, функций); историцизм (изучение возникновения, развития и будущности явления, процесса в аспекте общественного контекста);
3. валидность (от лат. - сильный, крепкий) - обоснованность анализа, установление объективности, научности результатов сравнительного исследования, соответствия его инструментария полученной информации; различаются валидность теоретическая, или концептуальная, критериальная, экспериментальная;
4. верификация (от лат. - истинный и делаю) – проверка истинности научных положений – гипотез непосредственно путем использования эмпирических данных и косвенно теоретическими постулатами, также эмпирически подтвержденными.
5. Использование теоретических структур - схем, концепций, логических построений. Требования к ним: всестороннее изучение информации (отделение зерен от плевел); построение гипотезы, матрицы исследования, позволяющей придать статистическим, социологическим данным, цифрам, фактам теоретический смысл; уход от бесплодных теоретических построений; избегание инертности объяснения, формального описания.
6. Релевантность – уместный, относящийся к делу (соответствие ответа, реакции запрашиваемой информации).
7. Функциональная эквивалентность - подход, связанный с анализом функций политических систем, их элементов в связи с равнозначностью, эквивалентностью осуществляемых ролей, задач, обязанностей. Этот принцип ориентирован на построение и использование при анализе универсальных функций теоретических схем (концепций).
Методы
1. Вычленяются общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, индукция, дедукция, эксперимент и др.),
2. междисциплинарные (системность, структурно-функциональный, наблюдение, моделирование и др.),
3. частные,
4. специфические (применяемые в отдельных областях науки).
5. В сравнительной политологии наибольшее распространение получили:
6. Генерализация (от лат. общий, главный) – обобщение, переход от частного к общему, процесс восхождения к абстрактному, отвлечения от частностей, деталей. Позволяет выявить сущность, главные признаки явления, процесса, направленность его динамики.
7. Квантификация – операционализация понятий на основе количественных замеров, количественное измерение качества.
8. Матрица - использование шаблона, схемы, системы координатных осей, на которой размещены переменные величины, для анализа ситуации, процесса, выявления общего и особенного, направленности развития. Матрица дает возможность выявить сущность явления и процесса, неся вместе с тем элемент упрощения, огрубления, схематизирования действительности.
9. Операционализация – расчленение явления, процесса на составляющие и их использование при сравнении.
10. Типологизация – выявление устойчивых общих признаков изучаемых явлений, процессов, позволяющее распределить их по однородным группам. Результатом типологизации является двойная типология – теоретическая (разнообразные теории, концепции, формируемые на основе идеальных моделей, набора абстрактных признаков, корректируется в процессе применения эмпирического анализа и практической деятельности) и эмпирическая (строится на основе эмпирического материала, использования количественных замеров).
11. Таксономия – простая форма распределения по группам на основе одного или нескольких несвязанных критериев. Может служить лишь в качестве дополнительного или промежуточного средства исследования.
12. Шкалирование, рейтинговая оценка - использование количественных показателей, замеров экспертами (баллов, определения степени популярности лидеров и др.). Требует высокого уровня компетентности, профессионализма, объективности, отсутствия предвзятости, ангажированности. Позволяет соотнести количественные измерения с качественными оценками. Отличается некоторой упрощенностью, схематизмом.
Понятийный ряд сравнительной политологии:
1. Власть
2. Демократический процесс
3. Выборы, избирательные системы
4. Америкоцентризм
5. Евроцентризм
6. Идеальный тип
7. Переходный период
8. Полиархия
9. Политический плюрализм
10. Сообщественная демократия
Современный) этап развития сравнительной политологии связан с бихевиористскими исследованиями в США, достижениями социологии, антропологии, психологии (теории личности, культуры), ростом объема данных по незападным политическим системам.
Под влиянием сравнительных исследований произошло и происходит:
1.уточнение отдельных закономерностей политики вследствие изменения социально-экономического и политического контекста;
2.формулируются новые выводы, позволяющие более адекватно оценивать политические процессы, их динамику, трансформацию политических систем, режимов;
3.дополняется, углубляется понимание механизма проявления законов, познаются новые элементы, их взаимосвязи, что имеет важное практическое значение для реализации принципов, вытекающих из законов;
4.возникают новые понятия.
Функциональная эквивалентность. Этот подход в сравнительном исследовании выводится из взаимодействия понятий функции и эквивалентности. Смысл данной концептуальной модели состоит в следующем:
1. анализ функций политической системы и ее элементов;
2. выявление функциональной эквивалентности (равнозначности) осуществляется путем разделения ролей, полномочий тех или иных политических, общественных институтов;
3. выявление различных структур, выполняющих одни и те же функции, и несовпадающих функций, осуществляемых однотипными структурами в разных странах. Например, функцию рекрутирования сторонников могут выполнять группы интересов, партии, профсоюзы, корпорации и др.), а высшая исполнительная власть может в ряде стран вмешиваться и в законодательный процесс.
Принципиальное различие между политическими системами можно установить при анализе двух универсальных функций: артикуляции и агрегирования интересов, то есть формулирования, выражения и объединения интересов, преобразования заявлений, ожиданий, надежд, предложений в политические и другие решения, политические платформы, декларации. При этом иногда та или иная структура может выполнить не свойственные ей по природе функции. Например, профсоюз «Солидарность» осуществил функцию раскачивания, подрыва социалистического режима, монопольной роли ПОРП в Польше в начале 80-хх и последующие годы ХХ в. Профсоюз стал национальным символом оппозиции. В союзе с ним выступила и католическая церковь. Каналом недовольства режимом стали кружки интеллигенции в Чехословакии, сыгравшие заметную оппозиционную роль в период «Пражской весны». Инициатива проведения «оранжевой революции» в Украине осенью 2004 г. в период президентских выборов стали группа поддержки, избирательный штаб Ющенко, получившего поддержку не только моральную, политическую, но и материальную - внешней стороны (в частности, США).
Применение принципа функциональной эквивалентности ориентирует на теоретические обобщения, однако не дает ответа на вопросы о причинах и способах решения проблемных вопросов.
Кросснациональное исследованиевозможно на макросоциальном уровне, когда выделяемые переменные (признаки сравнения политических процессов, динамики политической системы, анализируемые как меняющиеся, а не статичные величины) характеризуют политическое состояние общества в целом), а также на внутрисистемном уровне. В последнем случае анализируются переменные, относящиеся к отдельным институтам или отдельным проявлениям политического процесса. Главное при кросснациональном исследовании – использование макросоциальных единиц: типа общества (доиндустриального, аграрного, индустриального, постиндустриального, информационного; открытого, закрытого; тоталитарного, демократического и др.), анализ влияния его типа на политические процессы, формы функционирования власти, ее взаимоотношений с элементами гражданского общества.
Кросснациональное исследование сталкивается с рядом сложностей. К ним относятся:
Проблема сравнимости, ибо каждое общество уникально, имеет ансамбль неповторимых подчас национальных, социокультурных, языковых, религиозных и прочих особенностей, которые при выделении сопоставимых элементов либо упрощаются, либо исчезают вообще, что обедняет анализ. Отсюда вытекает необходимость выработки так называемой (Доган, Пеласси) «концептуальной гомогенизации» - теоретических построений, нацеливающих на анализ однотипных явлений. При этом неизбежная потеря информации (нет акцента на определение специфики разнородных явлений) компенсируется возможностью осуществления сопоставления.
Проблема «слишком много переменных – слишком мало случаев». Для ее решения требуется расширение круга случаев (изучаемых объектов) при ограничении числа наблюдаемых переменных. И наоборот. Увеличивается количество отслеживаемых переменных при сознательном ограничении охваченных изучением стран. При этом осуществляются две стратегии: «наибольшего сходства» и «наибольшего различия». В первом случае исследуются похожие по уровню социально-экономического и политического развития страны, географически и культурно близкие, родственные по ряду характеристик (переменных). При стратегии наибольшего различия сравниваются не отдельные переменные в обособленном состоянии, а «иерархии» переменных. Берутся для анализа страны различных, противоположных государственных устройств, политических режимов.
Проблема ценностной нейтральности и объективности, сложившихся под влиянием бихевиоризма, последователи которого считают, что политическая наука должна быть такой же нейтральной, как теоретическое естествознание. Однако политологическое исследование не может быть отделенным полностью от ценностных ориентаций ученого. Как может нейтрально относиться ученый-демократ к изучению, например, фашистских режимов и их сопоставлению с демократическими порядками?
Институт президентства
Известно, что все республики подразделяются на парламентские, президентские, смешанные
Классификация систем с институтом президентства осуществляется на основе ряда критериев:
1. Состав избирательного корпуса: избрание всенародное либо парламентом. В первом случае президент более самостоятелен, во втором - оба института как бы приобретают одинаковый статус.
2. Способ избрания (для тех, кто избирается населением): абсолютный мажоритарный принцип однотуровый; относительный мажоритарный принцип двухтуровый; пропорциональная система. Особое значение приобретает при втором и третьем принципах стратегия и тактика согласования кандидатуры единого кандидата между партиями.
3. Совмещение/разделение постов главы государства и главы правительства. При совмещении постов президент несет прямую ответственность за деятельность правительства. В другом случае он несколько отстранен от кабинета министров, не отвечая непосредственно за его работу.
4. Механизм формирования правительства: кто назначает, смещает премьер-министра, министров.
5. Наличие/отсутствие у президента права распустить парламент. Наделение президента таким правом как бы уравновешивает влияние парламента на формирование правительства, осуществление законодательной структурой вотума недоверия правительству.
6. Наличие/отсутствие ограничений на переизбрание (в большинстве стран срок президентства – 4-5 лет, разрешается повторное пребывание в должности).
7. Порядок замещения поста президента: возможность досрочных выборов, объявление импичмента, приостановление исполнения полномочий по состоянию здоровья или другим причинам, временное возложение обязанностей на определенную категорию руководящих лиц. Практика показывает, что режимы с досрочными выборами менее стабильны, а партии становятся избирательными машинами в полном смысле этого слова.
Типы политических систем с институтом президентства
Североамериканский
президент избирается населением по однотуровой системе относительного большинства;
президент – глава государства и правительства;
назначает членов правительства при условии утверждения их в Конгрессе;
не имеет права роспуска высшего законодательного органа;
парламент не может выразить недоверие правительству;
президент не может быть избран более двух сроков подряд;
механизм досрочных выборов отсутствует, четко оговорен порядок замещения вакансий.
Латиноамериканский
сверхпрезидентский тип, «чистый президентсиализм», легальная диктатура»: слабо развита система сдержек и противовесов, законодательная и судебная власть заметно уступают исполнительной;
президент избирается непосредственно населением по мажоритарной системе абсолютного большинства;
президент возглавляет правительство, а иногда назначает подотчетного ему номинального руководителя кабинета (в Аргентине – министра-координатора);
президент назначает членов правительства без согласия парламента;
лишен права роспуска парламента, а последний не может выразить недоверие правительству;
в период чрезвычайного положения президент наделен обширными полномочиями;
в большинстве стран запрещено переизбрание президента на следующий срок, в т.ч. и в качестве вице-президента;
запрет избрания распространяется и на родственников действующего п