Цели и задачи написания параграфа 2.4
Параграф 2.4 направлен на:
· формирование и эффективное управление общепрофессиональными, деловыми и личностными качествами и компетенциями студентов (выпускников) в процессе обучения и на стадии трудоустройства;
· личностный рост студентов (выпускников);
· реализацию компетентностного подхода к подготовке студентов (выпускников) в рамках двухуровневой системы подготовки кадров;
· на развитие человеческого капитала студентов (выпускников);
· объективную оценку качества образования и воспитания;
· эффективную организацию и проведение учебной и воспитательной работы со студентами (выпускниками);
· реализацию Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ в части модернизации образовательного и воспитательного процесса формирования новой личности, пересмотра системы оценки качества образования и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года в части развития человеческого потенциала России.
Формирование деловой репутации студента неразрывно увязывается с концепцией динамического подхода. С конца 90-х гг. XX в. во многих зарубежных странах, имеющих высокоразвитую культуру в области измерений качеств человека, сформировался динамический подход к трактовке качества результатов образования. Согласно ему, качество трактуется как позитивные изменения в процессах и результатах образования, обусловленные развитием науки и производства и отражающие тенденции в изменении целей образования, запросов обучающихся, общества и рынка труда.
Для применения динамического и личностно-ориентированного подхода при оценке качества результатов образования необходимо накапливать данные о познавательной, творческой активности, уровне сформированности компетенций, освоенных знаниях и умениях или о других учебных достижениях студентов на протяжении всего периода обучения и фиксировать эти данные для анализа прироста качества в виде дескриптивной (описательной) статистики и различных документов на количественном и качественном уровнях измерения. Таким образом, в динамическом подходе оценка качества результатов обучения строится на проведении многофакторного анализа изменений по ряду показателей качества образования, позволяющих выявлять тенденции изменения качества, прогнозировать их и принимать не только оперативные, но и стратегические управленческие решения.
Формирование и развитие положительной деловой репутации позволяет повысить качество образования, выработать дополнительную систему подготовки при прохождении конкурса на замещение должностей государственной и муниципальной службы, а также морально (и материально) мотивировать студентов в ходе учебного и воспитательного процессов.
2.5.2 Понятие деловой репутации студента (выпускника)
Термин «репутация» (от лат. reputatio – счет, счисление) в словаре иностранных слов толкуется как «создавшееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-либо, общественная оценка». В. И. Даль в своем толковом словаре трактует репутацию как «славу человека, добрую и дурную, как и чем кто слывет, общее мнение о ком-то». А С.И. Ожегов понимает под репутацией «приобретаемую кем-нибудь общественную оценку, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-нибудь». «Деловой» же означает «относящийся к общественной, служебной деятельности, к работе». Таким образом, значение понятия «деловая репутация» заключается в том, что это «общественная оценка, общественное мнение, сложившееся относительно кого-либо по поводу его служебной деятельности, работы».
Поддержание на высоком уровне деловой репутации гражданина необходимо вне зависимости от общественно-политического устройства государства и конкретной социально-экономической ситуации в стране. Особую актуальность этот вопрос приобретает в условиях рыночной экономики, когда от мнения о человеке в обществе зависит не только его эмоциональное самоощущение, но и реальное экономическое благополучие. Это особенно актуально для сферы государственного и муниципального управления, так как в данной отрасли общее мнение о служащем, его качествах формируется в результате оценки, осуществляемой разнообразными субъектами (рисунок 1).
От оценки и состояния качеств государственных или муниципальных служащих зависит качество управления общественными процессами, то есть эффективность государственного и муниципального управления в целом. Персоналом государственного или муниципального управления выполняется труд, который выражается в обосновании целей и направлений общественного развития, в конкретной организации и регулировании общественной жизнедеятельности, сознания, поведения и деятельности миллионов людей.
Рисунок 1 Субъекты оценки деловой репутации государственного (муниципального) служащего
Их труд – интеллектуальный, психологически насыщенный, очень ответственный, состоящий в основном в осмыслении сложнейшей управленческой информации и воздействии на людей; во всех их усилиях проявляется государственная власть, придающая им авторитет и должную гарантию; труд, выполняемый персоналом государственного и муниципального управления, является высокопрофессиональным и предъявляет к каждому из их субъектов (исполнителей) жесткие требования в смысле подготовки, личностных дарований, поведения и общения с людьми. Поэтому в содержание деловой репутации будущих специалистов в области государственного и муниципального управления необходимо включение специфичных качеств, которые будут оцениваться в дальнейшем различными субъектами (рисунок 2).
Рисунок 2 Требования к положительной деловой репутации государственного (муниципального) служащего
Таким образом, требования разделяются на две группы: оцениваемые качества и квалификационные требования. Последние установлены в законе и иных нормативных актах и предъявляются к претендентам при: прохождении конкурса на замещение должности государственной или муниципальной службы; прохождении конкурса при заключении договора на обучение по подготовке кадров для федеральной государственной службы; подборе, отборе и расстановке персонала; включении в кадровый резерв; стимулировании и оплате труда и карьерном росте. Содержание же качеств определяют три аспекта: общекультурный, профессиональный и личностный. Причем качества могут быть как врожденными (присуще от природы), так и приобретенными (развитые в процессе обучения и трудовой деятельности). В совокупности все три аспекта предъявляют требование к наличию следующих качеств у обладателя положительной деловой репутации: высокие целевые и ценностные жизненные ориентации; определенные этические и эстетические знания, навыки и умения; культура речи; компетентность в вопросах управления в соответствующей сфере общественной жизни; высшее образование; трудовая активность; дисциплинированность, чувство ответственности за результаты труда; управленческие способности, моральная устойчивость, честность, самостоятельность; ораторское мастерство, навыки проведения массовых мероприятий; чувство лидерства; организованность; умение направлять и контролировать деятельность других; настойчивость и последовательность в реализации поставленных задач; принципиальность; образцовое поведение в любых ситуациях; высокая конкурентоспособность и адаптивность к изменяющимся условиям; способность эффективно работать в кризисных условиях; инновационность и др.
Исходя из этого, под деловой репутацией государственного и муниципального служащего следует понимать представление государства (муниципального образования) в лице уполномоченных должностных лиц и органов (субъекта управления) и организаций и граждан (объекта управления), средств массовой информации, иных связанных с ними лиц о профессионально важных, личностных и общекультурных качествах государственного (муниципального) служащего, врожденных и (или) сформированных на прежнем месте работы или учебы, а также в процессе прохождения государственной (муниципальной) службы, сложившееся в результате оценки этих качеств, основанной на нормативно закрепленных и научно обоснованных методиках.
2.5.3 Этапы формирования положительной деловой репутации студентов (выпускников)
Формирование деловой репутации студентов (выпускников) представляет собой деятельность, целенаправленную на личностный рост студента (выпускника), заключающуюся в развитии общекультурных, профессиональных и личностных качеств, способствующих поддержанию высокого положительного мнения о студенте (выпускнике) на рынке труда. Формирование деловой репутации является процессом непрерывным и состоит из нескольких этапов (рисунок 3).
Формирование деловой репутации должно начинаться с воспитания новой личности в школе. Именно на этапе получения общего среднего образования перед школой, родителями, иными представителями гражданского общества должна быть поставлена задача раскрытия способностей личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Именно в школе закладываются основы формирования деловой репутации выпускников школ, выявляются их способности и прививаются навыки и целевые установки к личностному росту.
В школе следует закладывать фундамент для строительства высокой деловой репутации будущих специалистов. В этих целях нужна система формирования и развития деловой репутации. Наличие высокой деловой репутации выпускников является одним из важнейших индикаторов качества образования и воспитания наряду с экзаменационными результатами. Необходимо осуществлять постоянный мониторинг и комплексную оценку не только академических достижений, компетенций и способностей учащихся, но и их общекультурных, общечеловеческих и иных качеств, характеризующих личностный рост. Сведения о деловой репутации учеников необходимы для правильного выбора специальности при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения. Это первый этап формирования положительной деловой репутации.
Рисунок 3 Трехуровневая модель формирования деловой репутации
Второй этап формирования деловой репутации должен проходить в стенах вуза или ссуза. Данная методика внедрена в учебный процесс бакалавров по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». Студенты, начиная с младших курсов, самостоятельно под руководством выпускающей кафедры и преподавателей – кураторов ведут дела «Деловая репутация», продолжая пополнять достигнутые в школе успехи документами, подтверждающими их личные достижения в учебе, спорте, культуре, общественной жизни, научно – исследовательской работе.
Влиянием динамики и показателей деловой репутации студента должен быть пронизан весь учебный и воспитательный процесс. В ходе промежуточных и итоговых аттестаций, а также защиты отчетов по учебной и производственным практикам студенты представляют надлежаще оформленную папку «Деловая репутация», а также научные публикации (в том числе в соавторстве с научным руководителем). Содержание и уровень деловой репутации студентов учитывается при защите выпускных квалификационных работ. Все студенты направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» на защите выпускных квалификационных работ наряду с ВКР представляют Итоговой аттестационной комиссии дела «Деловая репутация», из которых члены комиссии и присутствующие на защите представители работодателей могут черпать достоверную информацию о профессиональных, личностных и общекультурных качествах и достижениях выпускников. Методика по формированию положительной деловой репутации студентов играет свою положительную роль и в НИРСе. Все выпускники по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» к моменту защиты выпускных квалификационных работ имеют научные публикации в материалах международных, всероссийских, региональных и вузовских научно-практических конференций, что также является индикатором развития деловой репутации студента.
Работа по формированию и развитию деловой репутации выпускников имеет неоценимое воспитательное значение, прививает студентам желание и мотивирует их к систематическому целенаправленному личностному росту. Информация из дела «Деловая репутация» востребована работодателями при прохождении производственной практики и трудоустройства выпускников. Проведенный анализ показал, что на этапе трудоустройства (включения в кадровый резерв, прохождения конкурсов, отборе персонала) более 80 % работодателей (в том числе органы государственной власти и управления, а также местного самоуправления) используют и учитывают информацию о претенденте с места учебы в виде дела «Деловая репутация».
Таким образом, деловая репутация и ее документальное подтверждение является не только инструментом личностного роста, новым методом воспитательной работы, но и средством успешного продвижения рабочей силы на рынке труда, фактором повышения эффективности трудоустройства и востребованности выпускников направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» у работодателей. Следует подчеркнуть, что уровень деловой репутации студента, выпускника, аспиранта – это показатель качества образования, а, значит, и оценки деятельности образовательных учреждений и в целом российского образования.
2.5.4 Структура и содержание дела «Деловая репутация» студента (выпускника)
Деловая репутация студента должна быть наглядно представлена и давать возможности визуального ознакомления с ней. Поэтому целесообразным является ее формирование в виде папки (или папок, при разделении на соответствующие этапы). Папка «Деловая репутация» должна иметь оформленный по стандарту титульный лист (рисунок 4) и должна включать в себя (при наличии):
- резюме студента, подготовленное для будущего работодателя в системе государственного и муниципального управления;
- лист мониторинга и оценки деловой репутации студента (выпускника);
- грамоты, дипломы, полученные за участие в различных мероприятиях вузовского и более высокого масштаба за период обучения в вузе;
- годовые и посеместровые табели успеваемости (итоги экзаменационной сессии);
- итоги промежуточной аттестации;
- благодарственные письма и характеристики с мест прохождения практик;
- награды за участие в спортивных мероприятиях различного уровня;
- сведения о публикациях студента с выходными данными, а также оригинал или копии самих статей (Форма № 16);
- сведения об участии в научных и практических конференциях, семинарах, конкурсах научных работ;
- письма родителям студента (с положительными и (или) отрицательными отзывами);
- участие в общественных мероприятиях (смотрах художественной самодеятельности, кураторство и шефство, просветительская работа и др.);
- иные документы, которые характеризуют уровень освоения учебного материала, участие в общественной и научной жизни университета, моральные, личностные, деловые, этические качества студента.
Все документы, характеризующие личность студента, должны подшиваться в дело в хронологическом порядке.
В период государственной аттестации папка «Деловая репутация» передается лично в руки студенту для использования ее при дальнейшем трудоустройстве и развитии.
ФГБОУ ВО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет информационных технологий и управления Кафедра «Государственное и муниципальное управление и право» ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ИВАНОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА Направление подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» Профиль Государственное и муниципальное управление Форма обучения очная/ заочная (нужное подчеркнуть) Годы обучения: 20___ – 20_____ г.г. |
Рисунок 4 Титульный лист дела (папки) «Деловая репутация»
2.5.5 Мониторинг и оценка деловой репутации студента (выпускника)
Формирование и развитие деловой репутации должно осуществляться на основе ее мониторинга и оценки. Результаты мониторинга оформляются в виде листа мониторинга и оценки деловой репутации студента (выпускника). Ведение листов мониторинга деловой репутации осуществляет деканат факультета и выпускающие кафедры. Целесообразно привлекать к ведению листа мониторинга деловой репутации кураторов групп, актива студенческих групп и самих студентов.
ЛИСТ
мониторинга и оценки деловой репутации студента (выпускника)
Ф.И.О. студента _____________________________________________________
Направление подготовки ______________________________________________
Курс___________________, группа__________________
№ | Дата | Положительные достижения | Отрицательные характеристики | Оценка в баллах | Подпись |
ИТОГО |
Декан (Ф.И.О.)
Оценка успехов (замечаний) студента (выпускника) осуществляется по балльной шкале:
№ | Наименование | Начисляемый балл |
1. | Вузовский уровень (конференции, спорт. соревнования, иные мероприятия): | |
2. | Грамота (почетная) | 5 баллов |
3. | Диплом 3 степени | 8 баллов |
4. | Диплом 2 степени | 9 баллов |
5. | Диплом 1 степени | 10 баллов |
6. | Республиканский уровень (конференции, спорт. соревнования, иные мероприятия): | |
7. | Грамота (почетная) | + 2 балла |
8. | Диплом 3 степени | + 2 балла |
9. | Диплом 2 степени | + 2 балла |
10. | Диплом 1 степени | + 2 балла |
11. | Всероссийский уровень (конференции, спорт. соревнования, иные мероприятия): | |
12. | Грамота (почетная) | + 3 балла |
13. | Диплом 3 степени | + 3 балла |
14. | Диплом 2 степени | + 3 балла |
15. | Диплом 1 степени | + 3 балла |
16. | Международный уровень (конференции, спорт. соревнования, иные мероприятия): | |
17. | Грамота (почетная) | + 4 балла |
18. | Диплом 3 степени | + 4 балла |
19. | Диплом 2 степени | + 4 балла |
20. | Диплом 1 степени | + 4 балла |
21. | Табель успеваемости (итоги экзаменационной сессий): | |
22. | экзаменационная сессия на «отлично» | 5 баллов |
23. | экзаменационная сессия на «отлично» и «хорошо» | 4 балла |
24. | экзаменационная сессия на «хорошо» | 3 балла |
25. | экзаменационная сессия на «хорошо» и «удовлетворительно» | 2 балла |
26. | экзаменационная сессия на «удовлетворительно» | 1 балл |
27. | экзаменационная сессия с одной либо более отметкой «неудовлетворительно» | - 2 балла |
28. | Итоги промежуточной аттестации: | |
29. | средний балл по дисциплинам от 4,5 до 5 | 5 баллов |
30. | средний балл по дисциплинам от 3,6 до 4,4 | 4 балла |
31. | средний балл по дисциплинам от 3 до 3,5 | 3 балла |
32. | средний балл по дисциплинам ниже 3 | - 2 балла |
33. | Благодарственные письма (с мест прохождения практик) | 7 баллов |
34. | Наличие научных публикаций | 3 балла/ статья |
35. | Участие в конференциях, семинарах, конкурсах научных работ | 3 балла/ 1 участие |
36. | Письма родителям студентов: | |
37. | с положительным отзывом | 2 балла |
38. | с отрицательным отзывом | - 2 балла |
39. | Участие в общественных мероприятиях (смотрах художественной самодеятельности, кураторство и шефство, просветительская работа и др.) | 3 балла/ 1 участие |
40. | Иная значимая деятельность | Баллы проставляются по степени значимости |
Отметка об отрицательных характеристиках осуществляется путем вычитания баллов из итоговой суммы. Вычитаемый балл определяется Учебно-воспитательной комиссией ФИТУ, деканатом ФИТУ, заведующими кафедрами, кураторами.
Таким образом, материалы, входящие в папку «Деловая репутация», прошиваются в установленном порядке после главы 2 ВКР и нумеруются как основной текст дипломного проекта.
Оформление бакалаврской работы
Общие требования к бакалаврским работам:
• четкость построения;
• логическая последовательность изложения материала;
• краткость и точность формулировок, исключающих возможность субъективного и неоднозначного толкования;
• убедительность аргументации;
• конкретность изложения результатов бакалаврской работы;
• доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.
Состав и последовательность структурных элементов бакалаврской работы:
• титульный лист;
• задание на бакалаврскую работу;
• реферат;
• оглавление;
• введение;
• основная часть;
• заключение;
• библиографический список;
• приложения.
Титульный лист следует оформлять в соответствии с приложением А.
Задание на бакалаврскую работу следует оформлять в соответствии с приложением Б.
Реферат должен содержать:
• сведения об объеме бакалаврской работы, количестве в ней иллюстраций, таблиц, использованных источников;
• перечень ключевых слов;
• текст реферата.
Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через запятую.
Текст реферата должен отражать: объект исследования или разработки; цель бакалаврской работы; метод или методологию проведения исследования; полученные результаты и их новизну; степень внедрения; рекомендации по внедрению; область применения; экономическую или социальную эффективность или значимость бакалаврской работы.
Если бакалаврская работа не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то в тексте реферата она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется. Рекомендуемый средний объем текста реферата 850 печатных знаков. Слово «Реферат» пишется в верхней части страницы, посередине, с прописной буквы. Текст реферата оформляется в соответствии с приложением В.
Оглавление представляет собой перечисление всех частей работы с указанием номеров страниц. Это введение, название всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, библиографический список и наименование приложений. Слово «Оглавление» располагается в верхней части страницы, посередине, с прописной буквы. Пример оформления оглавления дан в приложении Г.
Введениедолжно кратко характеризовать современное состояние научной проблемы, которой посвящена работа, а также его цель и задачи. Во введении следует четко сформулировать, в чем заключаются новизна и актуальность данного исследования, надо обосновать необходимость его проведения и дать оценку принятого решения как с научной и практической, так и с экономической точки зрения.
Введение должно состоять из следующих обязательных частей:
актуальность темы исследования;
разработанность темы исследования;
эмпирическая база исследования;
методология исследования;
объект исследования;
предмет исследования;
цель исследования;
задачи исследования;
научная новизна результатов;
положения, выдвигаемые на защиту;
теоретическая значимость;
практическая ценность;
практическая апробация результатов исследования;
теоретическая апробация результатов исследования (публикации по теме исследования);
структура работы.
Слово «Введение» также помещают в верхней части страницы, посередине, с прописной буквы.
В основной частиприводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты работы. Основная часть должна содержать:
а) выбор направления исследований, его обоснование, методы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной общей методики проведения научной работы;
б) процесс теоретических и (или) экспериментальных исследований, методы их проведения и расчета, обоснование необходимости осуществления экспериментальных работ, принципы действия разработанных объектов, их характеристики;
в) обобщение и оценку результатов исследований, в том числе оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, а также оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ.
Результаты необходимо пояснять соответствующими расчетами, графиками, схемами, эскизами анализируемых объектов и т.п.
Заключениедолжно содержать: краткие выводы по результатам выполненного исследования; оценку полноты решений поставленных задач; разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов; оценку его технико-экономической эффективности внедрения; народно-хозяйственную, научную и социальную ценность результатов работы.
Библиографический список. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления, ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Примеры оформления даны в приложении Д.
Приложения, как правило, включают материалы, связанные с выполненным исследованием, которые по каким-либо причинам не могут быть включены восновную часть. В приложения могут входить:
· промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;
· таблицы вспомогательных цифровых данных;
· инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения работы;
· иллюстрации вспомогательного характера;
· нормативные документы и др.
· проекты нормативных документов и др.
Правила оформления бакалаврской работы.
Общие требования.Работа должна быть напечатана с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (по ГОСТ 2.301) через полтора интервала. Рекомендуется в компьютерном исполнении шрифт Times New Roman, размер 14.
Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.
Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен 1,25 см.
В бакалаврской работе с четырех сторон листа должны быть оставлены поля: размер правого поля — 10 мм, верхнего и нижнего — 20 мм, левого — 30 мм.
Построение бакалаврской работы.Основную часть следует делить на разделы, подразделы и пункты. При необходимости пункты могут делиться на подпункты.
Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы полужирным шрифтом без точки в конце, не подчеркивая. Перенос слов в заголовках не допускается.
Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Каждый раздел работы надо начинать с нового листа (страницы). Расстояние между заголовком раздела (подраздела) и последующим текстом и между заголовком раздела (подраздела) и последней строкой предыдущего текста должно быть два межстрочных интервала (через строку).
Нумерация страниц.Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре верхней части листа без точки.
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют, это допускается также на задании. На всех остальных листах номера страниц обязательны.
Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, входят в общую нумерацию страниц. Иллюстрации и таблицы на листе A3 учитывают как одну страницу.
Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов.Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.
Библиографический список.Сведения об источниках следует располагать в алфавитном порядке и по степени их юридической силы (кодексы, законы РФ, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, законы, указы, постановления субъекта РФ). Примеры оформления приведены в приложении Д.