Разработка и обоснование конструктивных предложений по исследуемой теме
Логическим продолжением теоретического и аналитического исследования выбранной темы является аргументация выдвигаемых предложений, поиск путей и средств их эффективной реализации в практике государственного и муниципального управления.
Формы результатов исследования непосредственно зависят от его характера. Если исследование носит методологический характер, то они могут быть сформулированы в виде следующих предложений:
· совершенствование принципов и методов государственного и муниципального управления;
· разработка государственных и региональных программ развития той или иной отрасли народного хозяйства;
· подготовка новых нормативных и методических документов и др.
Если исследование носит методический характер, то его результаты могут быть связаны с научным обоснованием новых и развитием действующих систем, методов и средств управления экономическими, техническими или социальными системами территории.
Формы результатов методического характера могут быть весьма различными. Основные из них следующие:
1) предложения по совершенствованию систем социально-экономического, технического, политического, юридического и т.п. регулирования;
2) рекомендации по совершенствованию механизма, метода, подхода управления конкретными процессами;
3) совершенствование нормативных и методических документов, утвержденных или рекомендованных к использованию министерствами, государственными комитетами, ведомствами, объединениями или другими заинтересованными организациями и др.
Если предполагается, что исследование будет обеспечивать научное обоснование путей оптимизации трудовых, материальных ресурсов или производственных процессов, т.е. носить сугубо прикладной характер, то его результаты могут проявляться в следующих формах:
· научного обоснования направлений, способов совершенствования условий и эффективности труда, основных производственных и непроизводственных фондов, материальных, топливно-энергетических ресурсов и других факторов социальной и экономической деятельности объединения, ведомства, организации;
· экономического обоснования мероприятий по использованию научно-технических достижений в различных областях науки и практики;
· обоснования предложений по использованию достижений научных разработок в практической деятельности предприятий и организаций;
· бизнес-плана инвестиционного проекта развития нового структурного подразделения, участка, продукта, услуги и т.д.;
· проектов решения отдельных проблемных вопросов при разработке научно-исследовательских тем, выполняемых госбюджетных и хоздоговорных научных работ;
· многовариантных прогнозов развития объекта управления при изменении его внешних и внутренних условий функционирования и др.
Таким образом, практическая часть посвящается обоснованию и характеристике предложений, содержащих практические рекомендации, высказанные исследователем. Они основываются на конкретных результатах анализа организации государственного и муниципального управления, представленных в аналитической части, а также на методологическом подходе, исходных принципах, положениях и методах, изложенных в теоретической части.
Практическая часть должна содержать предложения, рекомендации по модернизации управления, повышению его эффективности, устранению отмеченных недостатков, ликвидации негативных причин, их вызывающих, совершенствованию управленческих процессов — как в целом, так и отдельных сторон (сфер) организации, совершенствованию правовых основ, применению информационных технологий, а также изучение зарубежного опыта и определение перспектив его применения в РФ. Поиск мероприятий по рационализации и оптимизации управления, выбор конкретных вариантов их реализации с обязательным обоснованием являются как основным содержанием, так и необходимым требованием к выполнению проектной части работы.
Разработку предложений по повышению эффективности управления, обоснование их предпочтительности и преимуществ по сравнению с фактическим положением дел в определенной сфере управления осуществляют с помощью различных подходов.
Нормативный подход заключается в том, что разрабатываемые мероприятия обосновываются на конкретных нормативных материалах как общего значения, так и ведомственных (межведомственных). Особое внимание уделяется правовым актам, а также документам методического характера, принимаемым органами государственной власти и местного самоуправления.
Научно-методический подход основывается на прямом или косвенном использовании требований, методик и рекомендаций научных исследований, разработок научно-исследовательских институтов и аналогичных учебных и научных учреждений.
Экспериментальный подход используется тогда, когда мероприятия основываются на результатах экспериментов, проведенных в ходе исследования непосредственно на объекте (в государственном или муниципальном органе управления, их подразделениях, организациях, предприятиях).
Варианты предложений по внедрению практических мероприятий и их обоснование могут проводиться с использованием экономических, политологических, правовых, математических и других аналитических подходов и методов.
Особого внимания из них заслуживают следующие: проблемно-ориентированный анализ; балансовый метод; нормативный метод; статистические модели; методы линейного программирования; логические модели, включающие метод исторических аналогий и способ разработки сценариев развития. В исследовании управления социально-экономическими системами страны особенно широко используются математические модели, которые содержат трендовые и эконометрические модели.
В бакалаврской работе могут найти применение как отдельные исследовательские подходы и методы, так и их комплекс.
Обоснование разработанных предложений и рекомендаций целесообразно осуществлять на основе следующих принципов эффективности исследований:
1) принцип опережения, когда идея и результаты исследования опережают современный уровень знаний в конкретной области управления по социальным, экономическим и другим показателям;
2) принцип острой потребности или особой заинтересованности органов управления в предлагаемом новом (усовершенствованном) решении актуальной управленческой задачи;
3) принцип соответствия или наличия реальных возможностей в области государственного и муниципального управления для применения нового (усовершенствованного) результата — подготовленности кадров, наличия необходимых ресурсов и времени и т.п.;
4) принцип оптимальности, когда новые (усовершенствованные) результаты настолько обоснованы и проверены, что позволяют получить существенный эффект от их широкой реализации на практике.
Полученный в итоге исследования результат в значительной степени предопределяет и вид эффекта, имеющий важнейшее значение для оценки данного исследования или разработки.
Первостепенное значение для оценки эффективности предложений имеют экономический, социальный, экологический, информационный, интегральный и иной положительный эффект.
Экономический эффект — результат внедрения предложений, обеспечивающих сбережение трудовых, материальных и денежных ресурсов, увеличение объема реализации продукции и получение прибыли.
Социальный эффект — результат использования предложений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей человека, повышению уровня и качества жизни, улучшению условий труда и отдыха работников.
Экологический эффект заключается в сокращении выбросов в окружающую среду (в расчете на единицу продукции), улучшении ее состояния, повышении ее качества, уменьшении объема расхода невоспроизводимых природных ресурсов и ущерба от стихийных бедствий. Частично этот эффект может быть выражен в стоимостной форме.
Информационный эффект связан с созданием и распространением (в виде публикаций, стандартов и нормалей, технической документации, электронных файлов, а также усвоенных людьми знаний и навыков) информации о функционировании технических и биологических систем, а также о способах наиболее рационального применения этих систем на практике.
Интегральный эффект от использования предложений и рекомендаций представляет собой совокупность экономического, социального, экологического, информационного и иного положительного эффекта и называется социально-экономическим эффектом.
Рассмотрим некоторые виды эффекта более подробно.
Социальный эффект предложений и рекомендаций оценивается с помощью ряда частных критериев общественной значимости по применению новых знаний, особенно способствующих облегчению условий труда, повышению безопасности и сохранению здоровья населения, улучшению его благосостояния, защите национального приоритета, политического престижа государства и т.п. В большинстве случаев если он оценивается, то преимущественно качественно. В принципе же возможны расчетное измерение или эвристическая оценка социальных результатов исследований и разработок непосредственно через факторы, которые обусловливают их достижение.
Установление социального эффекта проводится на основе долгосрочного прогноза. Особое значение имеет прогноз для фундаментальных и поисковых исследований, так как масштабы их социального эффекта значительно больше, чем прикладных исследований и разработок. Необходимо по возможности точнее предвидеть социальные последствия фундаментальных исследований, чтобы наиболее рационально организовать использование их результатов. Полученные в процессе прогнозирования параметры можно рассматривать как своего рода заданные (нормативные, стандартные) социальные результаты.
Нормативный метод оценки социального эффекта целесообразно применять по отношению к предложениям, в которых стандарты выступают в качестве ограничений при решении социально-экономических задач. К числу социальных стандартов, например, относятся установленные соответствующими правовыми актами физико-биологические параметры комфорта на производстве или экологических условий жизни населения: чистота воздуха, параметры тепло- и влажностного режима, предельные характеристики промышленных отходов, наличие водоемов и качество воды в них, наличие озеленения, предельный уровень шумов, освещенность, нормы техники безопасности и др.
Оценка социального эффекта предложений включает установление затрат, необходимых для обеспечения социального стандарта. Размер допустимых затрат на улучшение параметров социальных стандартов должен определяться отраслевыми нормативами.
Сложные социальные категории (уровень и качество жизни, комфорт жилища, комфорт отдыха, условия труда и др.) часто не допускают прямого измерения, поскольку они складываются из различных, несопоставимых между собой элементов. Однако количественная оценка таких результатов возможна путем расчленения сложного понятия на элементы с последующим измерением каждого элемента прямым способом в соответствующих единицах. Например, условия труда характеризуются такими экологическими характеристиками, как показатели чистоты атмосферы в промышленной зоне и воздуха в производственном помещении, температурный режим, наличие вентиляции и т.д.
Для каждого выделяемого элемента социальный эффект определяется изменением количественной характеристики, достигаемым при выполнении исследования в сопоставлении с вызвавшими его затратами. После того как установлена количественная оценка каждого элемента (фактора) сложного социального результата, комплексная оценка его может быть осуществлена с учетом нормативных «весов» каждого элемента.
При реализации предложений и рекомендаций, направленных на решение социальных задач, наряду с основным результатом достигается также и экономический эффект в виде роста производительности живого труда или экономии трудовых ресурсов (новые способы лечения болезней, развитие сети детских учреждений, массовые физкультурные мероприятия и т.д.). В масштабе народного хозяйства этот результат эквивалентен повышению производительности общественного труда и росту трудового потенциала общества. На уровне предприятия он выражается в получении дополнительной прибыли.
Однако оценка социального эффекта через экономические категории затрудняется тем, что не всегда удается проследить весь комплекс сложных, разнообразных и зачастую косвенных связей между исследованиями и разработками и их многообразным влиянием на жизнь общества. Кроме того, следует учитывать, что в пределах наличных ресурсов иногда имеется возможность проведения различных социальных мероприятий, которые не приводят к снижению затрат на единицу работы (производительности).
Таким образом, в общем виде социальная эффективность определяется по соотношению достигнутого эффекта, установленного одним из рассматриваемых методов, и затрат, которые требуются для этой цели. В случаях, когда нет возможности использовать указанные методы, дается качественная характеристика достигаемого социального эффекта.
Экономический эффект предложений характеризуется системой показателей: взвешенный показатель качества; объем импортозамещающей продукции; объем экспортных поступлений; показатели, характеризующие долговечность, транспортабельность, производительность, энергоемкость и материалоемкость продукции; конкурентоспособная цена и др.
В настоящее время расчет экономической эффективности исследований и разработок относят зачастую только к затратам на внедрение. Во многих случаях экономическая оценка вообще не проводится. Принципиальной особенностью методического подхода к установлению экономического эффекта исследования с позиций государственного и муниципального управления является комплексное определение всего народно-хозяйственного экономического эффекта.
Эффект в сфере использования выражается в снижении затрат на единицу работы, для которой предложены новые подходы. Для подсчета экономического эффекта исследования нужно выявить массу новшеств, где могут быть использованы результаты данной работы. Народно-хозяйственный, или полный, экономический эффект определяется сначала по каждой сфере с учетом объема использования, а затем — по совокупности этих сфер за период использования результатов.
За период расчета следует принимать плановый срок использования предложений, определяемый либо на основе долгосрочного прогноза, либо с учетом так называемого экономического горизонта, т.е. того будущего момента времени, за пределами которого уже невозможно на основании имеющейся информации обнаружить экономически значимые последствия внедрения результатов.
Задачи оценки экономической эффективности целесообразнее сводить к многокритериальной постановке с введением, если необходимо, ограничительных условий. В таком случае абсолютная величина экономического эффекта, отражающаяся на доходах госбюджета, прибыли и т.д., соотносится с вызвавшими этот эффект затратами, так как согласно теории подобия критериями должны быть не имеющие размерности отвлеченные показатели, которые можно выразить в процентах.
Социально-экономический эффект может носить локальный и народно-хозяйственный характер.
Для расчета социально-экономического эффекта может быть использован метод абсолютной или сравнительной эффективности. Метод абсолютной эффективности требует расчета фактических результатов: полной себестоимости; объемов продаж; размера потерь в связи с переходом на новую технологию производства; экономии совокупных затрат живого и овеществленного труда на предприятии — как в сфере производства, так и в сфере эксплуатации.
По предложениям, имеющим альтернативные решения (базы для сравнения), рассчитывается сравнительная экономическая эффективность. Для этого проводится сравнительный анализ по сопоставимым технико-экономическим параметрам и выявляются экономические преимущества предложений (заменяемого объекта в году, предшествующем началу его использования). В случае отсутствия базы для сравнения она может быть выбрана на другом объекте.
При анализе социально-экономического эффекта от использования предложений должно быть обеспечено условие «равенства эффектов», для чего используется комплексный подход, предусматривающий:
· обеспечение принятых социальных стандартов и экологических норм;
· учет всех сопутствующих позитивных или негативных качественных, социальных, экологических последствий в сопряженных сферах производства и эксплуатации;
· приведение затрат и результатов к единому моменту времени.
Реализация принципа «сравнения при равенстве эффектов» требует учета и оценки сопутствующих результатов. К ним относятся:
· разница в затратах на производствах, созданных в связи с появлением новых технических решений;
· изменение транспортных условий;
· изменение ущерба у потребителя в связи с простоем, отказом или при аварийном выходе из строя основного оборудования;
· разница в стоимости экологических последствий от загрязнения окружающей среды, изменения заболеваемости работников и др.
При расчетах положительного эффекта oт использования разработанных предложений используются действующие цены и тарифы на материалы и комплектующие изделия, установленная система налогообложения, действующий порядок определения себестоимости продукции (работ, услуг).
Расчеты показателей социально-экономического эффекта проводятся в национальной валюте. Для совместных проектов возможен расчет и в национальной валюте, и в условных денежных единицах.
В тех случаях, когда используются импортируемые техника и сырье, валютная стоимость переводится в национальную валюту в соответствии с действующим законодательством.
Для учета и определения размера сопутствующих социальных, экологических, внешнеэкономических и других положительных эффектов разработанных предложений применяются показатели:
1) улучшения условий труда и техники безопасности;
2) охраны природы и экологических стандартов или норм;
3) укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения;
4) безопасности государства;
5) улучшения сохранности ценностей объектов культуры, образования и других социальных сфер;
6) улучшения условий быта, отдыха и культуры человека;
7) создания новых рабочих мест и снижения уровня безработицы;
8) внедрения и совершенствования современных информационных систем;
9) другие.
Многие из приведенных показателей не имеют непосредственной стоимостной оценки. В таких случаях для определения эффекта используется экспертная оценка.
Если внедряемое предложение оказывает влияние не на один, а на несколько видов производств, отраслей, то допускается вести расчеты по определению социально-экономического эффекта по тому из них, который занимает наибольший удельный вес в затратах.
В состав единовременных затрат по реализации предложений включаются как капитальные вложения, так и затраты:
- на экспериментальные, конструкторские, технологические и проектные работы;
- приобретение, транспортировку, монтаж, наладку и освоение нового и демонтаж заменяемого оборудования;
- набор и обучение персонала;
- предотвращение отрицательных социальных и экологических последствий;
- другие затраты.
Для итоговой оценки результатов в зависимости от поставленных целей в качестве критерия принимается один из видов эффекта, а остальные используются как дополнительные показатели.
Анализ и оценка эффективности результатов в различных отраслях народного хозяйства предполагают учет их специфических особенностей и применение определенной системы показателей. Поэтому среди других задач бакалаврской работы чрезвычайно актуальной является разработка отраслевых методик определения экономической эффективности исследований и разработок.
Рекомендации, разработанные в практической части, должны быть изложены достаточно подробно и обстоятельно, с необходимой степенью детализации и конкретности. Вспомогательные материалы следует выносить в приложения. Целесообразно начинать с разработки более общих, широкомасштабных мероприятий и завершать частными, менее значимыми. Все предлагаемые мероприятия должны быть увязаны с существующей системой управления. В данной части исследования желательно предусмотреть раздел, посвященный рассмотрению вопросов организации внедрения рекомендаций на конкретном предприятии. Реальность проектных мероприятий обосновывается практической возможностью преодоления правовых, экономических, организационных, технических, психологических и других трудностей.
Во 2-й главе бакалаврской работы должны быть представлены: анализ системы органов управления в исследуемой сфере; государственные и (или) муниципальные целевые программы по теме ВКР; наиболее актуальные проблемы в анализируемой области управления (политике) и предложены пути их решения, а также личный вклад студента в разработку темы бакалаврской работы.
В целях повышения качества и эффективности подготовки бакалаврской работы студент, начиная с 3-го семестра, выполняет взаимосвязанные с темой ВКР контролируемые виды СРС. Студенту выдается задание на выполнение СРС с указанием темы СРС, согласованной с темой ВКР. В задании указывается адрес строки поиска, где студент может найти методические указания по выполнению контролируемого вида СРС, а также стандарт организации по СРС и оформлению текста рукописи. Указанное задание студент принимает к исполнению. Кроме того, студент вместе с заданием на контролируемый вид СРС получает контрольный листок, в котором указывается направление подготовки, профиль подготовки, темы ВКР, дата утверждения, научный руководитель, а также дисциплины, по которым будет выполняться контролируемый вид СРС с указанием семестров, видов контроля, выданного научным руководителем по ВКР задания и графа контроля руководителя дисциплины (см. приложения К, Л).
2.5 Личный вклад студента в разработку темы дипломного проекта. Деловая репутация
Обязательным элементом допуска и самой защиты бакалаврской работы по направлению подготовки является надлежаще оформленное дело «Деловая репутация» студента, представляемая при допуске научному руководителю, заведующему кафедрой и на самой защите – членам ГИАК. Дело «Деловая репутация» формируется, начиная со 2 курса, под руководством выпускающей кафедры и при непосредственном участии самих студентов. Дела «Деловая репутация» формируются в виде папок, которые должны включать информацию и документы, характеризующие личность студентов и их личностный рост за годы обучения. Это могут быть документы о достижениях студента: грамоты, дипломы, полученные за участие в различных мероприятиях вузовского и более высокого масштаба за период обучения в университете; годовые и посеместровые табели успеваемости, итоги промежуточной аттестации; благодарственные письма и характеристики с мест прохождения практик; награды за участие в спортивных мероприятиях различного уровня; сведения о публикациях студента с выходными данными, а также оригинал или копии самих статей; участие в научных и практических конференциях, семинарах, грантах, конкурсах научных работ; письма родителям студента (с положительными или отрицательными отзывами); иные документы, которые характеризуют уровень освоения учебного материала, участие в общественной и научной жизни университета, моральные, личностные, деловые, этические и общекультурные качества студента.
Оценка студента на основе его деловой репутации играет не только огромную воспитательную, но и большую инновационную роль в развитии учебного процесса. При оценке качества результатов образования необходимо накапливать данные о познавательной, творческой активности, уровне сформированности компетенций, освоенных знаниях и умениях или о других учебных достижениях студентов на протяжении всего периода обучения и фиксировать эти данные для анализа прироста качества в виде дескриптивной (описательной) статистики и различных документов на количественном и качественном уровнях измерения. Содержание дела «Деловая репутация» сможет ответить на вопрос: добились ли студенты того, что ожидалось, и можно ли говорить о наличии определенного уровня качества полученного образования. При таком подходе дело «Деловая репутация» будет играть двойную роль: являться объективным фактором показателя качества полученного образования студента в стенах университета и являться формой самоповышения квалификации, мониторинга и оценки личностного роста студента.