Неугасимо стремление к красоте 1 страница
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ………………………………………………………………….
ЗАНЯТИЕ № 1 ……………………………………………………………….
ЗАНЯТИЕ № 2 ……………………………………………………………….
ЗАНЯТИЕ № 3 ……………………………………………………………….
ЗАНЯТИЕ № 4 ……………………………………………………………….
ЗАНЯТИЕ № 5 ……………………………………………………………….
ЗАНЯТИЕ № 6 ……………………………………………………………….
ЗАНЯТИЕ № 7 ……………………………………………………………….
ЗАНЯТИЕ № 8 ……………………………………………………………….
ЗАНЯТИЕ № 9 ……………………………………………………………….
ЗАНЯТИЕ № 10 ……………………………………………………………..
ЗАНЯТИЕ № 11 ……………………………………………………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ЗАНЯТИЕ № 1. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ…………………………………………
ЗАНЯТИЕ № 2. ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ ……………………………….
ЗАНЯТИЕ № 3. ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ………………………………………………
ЗАНЯТИЕ № 4. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ………………………………….
ЗАНЯТИЕ № 5. УПОТРЕБЛЕНИЕ БУКВ Ъ И Ь…………………………………….
ЗАНЯТИЕ № 6. ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ ……………………………
ЗАНЯТИЕ № 7. ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ, НАРЕЧИЙ
ЗАНЯТИЕ № 8. ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ НЕ И НИ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ
ЗАНЯТИЕ № 9. ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ И ПРЕДЛОГОВ…………………………………
ЗАНЯТИЕ № 10. ПРАВОПИСАНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ……………………………………
ЗАНЯТИЕ № 11. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
ПО ОРФОГРАФИИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ЗАНЯТИЕ № 1. КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ…………………………………………………………
ЗАНЯТИЕ № 2. КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ………………………………………………………….
ЗАНЯТИЕ № 3. КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ…………………………………………………………
ЗАНЯТИЕ № 4. КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ…………………………………………………………
ЗАНЯТИЕ № 5. КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ…………………………………………………………
ЗАНЯТИЕ № 6. КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ ………………………………………………………
ЗАНЯТИЕ № 7. КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ ………………………………………………………
ЗАНЯТИЕ № 8. КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ …………………………………………………………
ЗАНЯТИЕ № 9. КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ …………………………………………………………
ЗАНЯТИЕ № 10. КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ ………………………………………………………
ЗАНЯТИЕ № 11. КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ ………………………………………………………
ПРЕДИСЛОВИЕ
Орфографическая и пунктуационная грамотность – важнейший элемент культуры письменной речи. В связи с этим авторы посчитали необходимым начать работу по изучению дисциплины «Русский язык и культура речи» с практического курса русского языка, направленного прежде всего на формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков на основе тематических упражнений и краеведческих текстов.
Основное содержание пособий по орфографии и пунктуации составляют обобщающие языковые таблицы, позволяющие усвоить общетеоретические положения; система упражнений с различными заданиями и диктанты с ключами, закрепляющие практические навыки и умения.
Хорошо известно, что эффективность обучения навыкам письма, чтения, аудирования, говорения во многом зависит от заинтересованности в восприятии той или иной информации. В связи с этим важным требованием к упражнениям и диктантам наряду с языковой и смысловой доступностью является их содержательность и занимательность, информационная новизна и емкость. С этой точки зрения наиболее удачными можно считать учебно-методические материалы культурологического и краеведческого характера, художественные тексты классической и современной литературы. Диктанты отобраны из обширной краеведческой литературы, способствующей формированию объективных представлений о России, национальном менталитете русского народа, его языке, культуре и истории и, в частности, о Курске и Курском крае.
Пособия по орфографии и пунктуации призваны помочь обучающемуся в организации самостоятельной работы, обеспечить его доступными дидактическими материалами. Они ориентированы на различный уровень знания русского языка и позволяют осуществить индивидуализацию обучения, выбор адекватных форм, заданий, упражнений, способствующих усвоению новой информации.
Авторы считают целесообразным комплексный подход, благодаря которому возможно интенсивное и продуктивное развитие личности обучающихся, овладение русским языком как средством общения, передачи информации и расширения общегуманитарного кругозора.
АВТОРЫ
ЗАНЯТИЕ № 1
УПРАЖНЕНИЕ № 1
Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание гласных.
ПРИМЕР | КОММЕНТАРИЙ |
Посв…тить стихи кому-либо | |
посв…тить фонарем | |
прим…рять платье | |
прим…рять соседей | |
разв…вается флаг | |
разв…вается промышленность | |
отв…рить рыбы | |
отв…рить окно | |
ум…лять значение | |
ум…лять о помощи | |
прод…лжение романа | |
пренебр…жительное отношение | |
возр…ждение к жизни | |
увл…чение спортом | |
раст…лковать ошибку |
УПРАЖНЕНИЕ № 2
Вставьте пропущенные буквы.В случае затруднений справьтесь в орфографическом словаре.
Пр…зиден…ский | б…дм…нтон |
б…тон | б…дон |
в…л…дол | в…нт…ляция |
в…ст…бюль | в…тч…на |
в…н…грет | д…з…нт…рия |
инт…лл…генция | к…морка |
к…р…вай | к…бура |
к…нфорка | п…л…садник |
пл…ст…лин | пр…в…легия |
р…т…принт | сн…гирь |
ст…пендия | экзам…натор |
УПРАЖНЕНИЕ № 3
Вставьте пропущенные буквы. Выделите корни с чередующимися гласными. Прокомментируйте написание гласных в корне слова.
ПРИМЕР | КОММЕНТАРИЙ |
Заг…релый | |
выг…рки | |
покл…нение | |
скл…нение | |
затв…рять | |
утв…рь | |
выр…сту | |
выр…щенный | |
выр…сла | |
зар…сли | |
р…сток | |
Р…стислав | |
проск…кал | |
подск…чить | |
ск…чок | |
пл…вец | |
попл…вок | |
жук-пл…вунец | |
пл…вун | |
з…ря | |
оз…рение | |
пол…чать | |
предл…жжение | |
к…саться | |
к…снуться | |
м…кать сухарь в чай | |
вым…кнуть под дождем | |
соб…рать | |
бл…стать | |
прож…гание | |
расст…лать |
УПРАЖНЕНИЕ № 4
Вставьте пропущенные буквы. Объясните выбранные написания, выделите приставки. Прокомментируйте написание приставок.
ПРИМЕР | КОММЕНТАРИЙ |
Б…здарный | |
з…морозить | |
п…купать | |
пр…блеснуть | |
пр…родитель | |
пр…близиться | |
пр…болеть | |
пр…градить | |
пр…веселый | |
пр…вивка | |
пр…зидиум | |
пр…мудрый | |
пр…людия | |
пр…двинуть | |
пр…каспийский | |
пр…много | |
пр…старелый | |
пр…клееный | |
пр…клоненный | |
пр…уменьшить | |
пр…рвать | |
пр…лечь | |
пр…стрелить | |
пр…школьный | |
пр…вратник (сторож) | |
пр…вратный (искаженный, ложный) | |
пр…творить (дверь) | |
пр…творить (в жизнь) | |
пр…бывать (вовремя) | |
пр…бывать (находиться где-либо) | |
пр…греть (дать приют) | |
пр…зирать | |
пр…ступить (к работе) | |
пр…ступить (закон) | |
р…зыграть | |
р…спустить | |
р…ссыпать |
УПРАЖНЕНИЕ № 5
Вставьте пропущенные буквы. Объясните написания.
ПРИМЕР | КОММЕНТАРИЙ |
Ж…лтый | |
ш…лк | |
ж…кей | |
ж…нглер | |
ж…рнов | |
крыж…вник | |
ч…порность | |
расч…ска | |
реш…тка | |
ч…кнуться | |
ч…рный | |
ш…колад | |
ш…ссе | |
щ…голь | |
ш…фер | |
печ…т | |
жуч…к | |
руч…нка | |
собач…нка | |
стаж…р | |
копч…ный | |
заверш…нный | |
нипоч…м | |
груш…вка | |
ключ…м | |
ситц…вый | |
перц…вый | |
пальтец… | |
платьиц… | |
креслиц… | |
кольц… | |
дворц…вый | |
глянц…вый |
ДИКТАНТЫ
* * *
Случил…сь так что …днажды тольк… что возвр…тившись из жарк…й Афр…ки п…ехал я в Курск где (ни) когда раньш… (не) бывал. По…зд уш…л из ст…лицы поз…ней ноч…ю и уже утр…м стари (н,нн) ый ру (сс,с) кий гор…д встрет…л па…ажиров свеж…м т…мительно (нежным) ар…матом цв…тущей липы. Липа …десь р…стет (в,ф) сюду в г…родских п…рках и сквер…х на ул…цах и пр…спектах на б…регах Сейма и Туск…ри. Впеч…тлений (по) видимому буд…т мног… и я ож…вил в пам…ти все слыша (н,нн) ое и прочита (н,нн) ое о Курске.
В окрес…ностях гор…да распол…гается единстве (н,нн) ый на з…мном шаре з…поведник он предст…вляет с…бой з…поведную ч…рноземную степь (ни) когда (не) знавшую плуга п…крытую дивн…ми трав…ми и цв…тами серебря (н,нн) ую от к…выля.
(Ото) всюду пр…бывают сюда уч…ные для пров…дения и…ледований и уе…жают очарова (н,нн) ые о…дохнувшие сер…цем и душой.
(Не) далеко от облас…ного центра располож…на зн…менитая м…гнитная ан…малия самые б…гатые на з…мле зал…жи ж…лезной руды. Ее д…бывают в огромн…м кар…ере к…торый (на)верное можн… разгл…деть с к…смических высот. В кар…ере (не) утомимо труд…тся э…скаваторы выс…той с два…цати (этажный) дом пер…д ним… бл…днеют гиган…ские м…шины изображе (н,нн) ые на и(л,лл)юстрациях к фант…стическим р…манам.
(В) общ…м потрат…шь всего (навсего) (не)сколько ч…сов высп…шься (на) славу в экспре (с,сс) е «Сол…вей» назва (н,нн) ом в чес…ть прославле (н,нн) ого с…листа курск…х рощ… и с…дов и вот уже курян… встр…чают т…бя как жела (н,нн) ого гос…тя.
П…сателю Г…нчарову принадл…жат сл…ва «Как пр…красна жиз…нь между проч…м и (по) тому что ч…ловек мож…т путешеств…вать!» Эти сл…ва сказа (н,нн) ые (не) праздным турист…м а ревнос…ным и увлече (н,нн) ым и (с,сс) ледователем сумевш…м (во) время пут…шествия нап…сать пр…красную книгу относ…тся (ко) всем кто ищ…т новых впеч…тлений и люб…т пер…мену мест.
(По Г. Кублицкому, 226 слов)
ЗНАМЕНСКАЯ РОЩА
Когда(то) эт… мест… вх…дило в приг…родную зону гор…да Курска. Т…перь(же) эт…т з…леный уг…лок пр…роды пр…ктически ок…зался ряд…м с центр…м гор…да. С …дной ст…роны его …кружают все ближ… п…дступающие гр…мады (много)этажных …даний с другой в (не)посредстве(н, нн)ой близ…сти проход…т ш…рокая ож…вле(н,нн)ая авт…мобильная м…гистраль. По площ…ди Знаменскую рощ… вряд(ли) можн… отн…сти к крупным естестве(н,нн)ым парк…вым зон…м тем (не)менее эт…т уг…лок девстве(н,нн)ой пр…роды з…нимает св…е особ…е мест… в з…леном н…ряде гор…да Курска оказ…вая з…метное вл…яние на к…слородный б…ланс в атм…сфере улуч…шая сан…тарно (гигиенические) услов…я окружающ…го р…йона. К тому(же) вел…ко эст…тическое зн…чение эт…го пр…родного компл…кса.
Б…гат и (чрез)вычайно (разно)образен р… стительный и ж…вотный мир Знаменской рощ… . В любое врем… год… (з,с)десь можн… встрет…ть о…дыхающих. Ра(н,нн)ей в…сной рощ… привл…кает людей ярк…й и соч…ной зел…нью тольк… …то по…вившихся из(под) снег… пр…лесок. (На)смену пр…лескам пр…ходят т…кие р…стения как ч…стяк весе(н,нн)ий ветре(н,нн)ица хохлатка м…дуница гусиный лук п…тров крест и други… . И (на)конец наступа…т п…ра цв…тения ландыша майск…го (перво)цвета весе(н,нн)его а поз…нее и купены. С пр…ходом в…сны и наступлени…м лет… Знаменская рощ… нап…лняется г…лосами птиц… скв…рцов с…ниц зябл…ков. Изр…дка можн… встрет…ть проб…гающего ежа или какого(нибудь) грызуна и поч…ти на кажд…м ш…гу мы встр…чаемся с (не)утомимыми труж…никами леса мур…вьями.
С н…ступлением з…мы (с,з)десь (в)новь множ…ство людей. Кто(то) прост… люб…т побр…дить по зимн…му лесу а кто(то) пок…таться на лыж…х.
Однако (не)только для активн…го о…дыха можн… использов…ть тер…иторию Знаменской рощи (не)менее важн… зн…чение эт…го леса (в)качестве позн… вательного об…екта.
В н…стоящее врем… в цел…х расш…рения позн…вательного зн…чения в Знаменской рощ… с…здается экол…гическая тр…па. Осн…вное ее назн…чение природо(охранительное) восп…тание зн…комство с пр…родой курск…го кра… восп…тание люб…ви к р…дной пр…роде и заинтер…сова(н,нн)ости в ее сохр…нении. Она ра(с,сс)читана на разную ауд…торию школьн…ков студент…в о…дыхающих разн…го возр…ста и ур…вня образ…вания. Во(время) э…скурсии ее учас…ники знаком…тся с р… стительностью и ж…вотным мир…м Знаменской рощ… с после…ствиями антропол…гических в…здействий на пр…роду с прав…лами …храны пр…роды и в…просами рац…онального использ…вания ее р…стительных бога…ств.
Знаменская рощ… ун…кальный уг…лок Курска в к…тором соср…доточены д…сятки инт…реснейших р…стений и ж…вотных нуждающ…хся в постоя(н,нн)ом вн…мании со ст…роны ч…ловека. Тольк… ос…знание знач…мости леса и (ф,в)сех его об…тателей в жиз…ни ч…ловека и пов…шение общ…й экол…гической культуры нас…ления позвол…т сохр…нить эт…т кр…сивейший уг…лок пр…роды для нын…шних и гр…дущих пок…лений.
(По А. Бубенчикову, 350 слов)
ЗАНЯТИЕ № 2
УПРАЖНЕНИЕ № 1
Вставьте пропущенные буквы. Можно ли проверить их написание? В пустой строке запишите комментарий.
1. Отец купил себе майские брюки из белой рого…ки, а мне бе…козырку с золотыми якорями.
_____
2. Кузьма постучал но…тем по парусине.
_____
3. Я приоткрыл коро…ку на столике – шашки!
_____
4. Но в это время прибежала девушка в голубой фу…болке с белым кантиком вместо воротника и захлопала в ладоши.
_____
5. А Фаина стояла посередине крокетной площа…ки и вертела на ладо…ке деревянный молоток на длинной ручке.
_____
6. Я карабкался по сухим, обломанным сучьям, потом ле… между сучьями, потом опять по сучьям.
_____
7. Звонок верещал, и, прислушиваясь к нему с неприязнью, строя дога…ки, кто бы это мо… быть, Федор Андреевич вдру… сообразил, что так настойчиво звонят только по междугороднему, скорее всего из гла…ка.
_____
(По Е. Носову)
УПРАЖНЕНИЕ № 2
Вставьте пропущенные буквы. Разберите по составу следующие слова: испытывали, беспрерывно, беспомощно, расстреливали. В пустой строке запишите комментарий.
1. Вслед за нетерпеливым озя…шим путейским свистком сразу же началась ра…гру…ка.
_____
2. Несмотря на раны, первое время мы и…пытывали какую-то ра…неженную, умиротворенную невесомость.
_____
3. Мы были …десь последней волной, последним эшелоном перед ликвидацией госпиталя.
_____
4. Роща была начинена пово…ками и грузовиками, бе…пр…рывно подвозившими раненых.
_____
5. Время от времени ра…давался звонкий металлический шлепок: это хирург выбрасывал в цинковый тазик и…влеченный осколок или пулю к подножию стола.
_____
6. Иногда в палате ра…горался спор о том, как …читать: повезло ли нам, что хотя и такой ценой, но мы уже как-то определились, или не повезло…
_____
7. За несколько минут до того, как меня и…решетило осколками, мы прямой наво…кой ра…треливали выскочивших из горящего танка троих немцев.
_____
8. Песок осыпался, они беспомощно …езжали вни… и начинали снова кара…каться в своем насекомьем безумии.
_____
9. «Фердинанд» ра…делал нас каким-то городошным ударом, выметая из огневой позиции весь наш ра…чет.
_____
10. Копешкин, будто внемля совету, чуть пр…открывал сухие губы, но зубов не ра…жимал, крепко держал ими свою боль, сестра цедила с ло…ки супную жижу сквозь желтые прокуренные ре…цы.
_____
(По Е. Носову)
УПРАЖНЕНИЕ № 3
Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание приставок на з-, с-.
ПРИМЕР | КОММЕНТАРИЙ |
Бе…шабашный ра…гул снижен | |
приподнятое ра… положение духа | |
все дела …даны | |
ра…писаться ра…машисто и крупно | |
высоко в…кинув подбородок | |
меховая бе…рукавка | |
постоять в ра…думье | |
бе…думная радость бытия | |
…давленная со всех сторон домами станционная площадь | |
бе…людная улица | |
…работать на совесть | |
весело в…крикнуть | |
…биться с дороги | |
ра…розненная стая | |
и…кушение взяло верх | |
…был весь хлам | |
…бросил старую одежду | |
бе…препятственно продвигаться вперед |
УПРАЖНЕНИЕ № 4
Впишите в слова пропущенные буквы, ставя рядом проверочное слово (если оно есть). Непроизносимые согласные подчеркните, корень выделите. С пятью словами составьте и напишите предложения в пустой строке.
ПРИМЕР | КОММЕНТАРИЙ |
Повис…нуть | |
че…ствовать | |
кос…ный | |
извес…ный | |
аген…ство | |
крепос…ной | |
пас…бище | |
со…нце | |
уча…ствовать | |
несчас…ный | |
объез…чик | |
чудес…ный | |
гиган…ский | |
прелес…ный | |
ярос…ный | |
грус…ный | |
хрус…нуть | |
невкус…ный | |
опас…ный | |
искус…ный | |
ненас…ный | |
захолус…ный |
СОСТАВЛЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. _____
2. _____
3. _____
4. _____
5. _____
УПРАЖНЕНИЕ № 5
Вставьте пропущенные буквы. В случае затруднений справляйтесь в орфографическом словаре.
1. Ушел к окну сапер Михай, родом из-под загадочного бе…арабского городка Фалешты.
2. После первых осе…их дождей серый пыльный большак почернел, умягчился упруго.
3. На нем была арти…ерийская фуражка тех лет…
4. И когда брезент был усмирен и стащен, перед всеми предстал серый цементный конус, местами еще не просохший, со столбцом фамилий на мета…ической желтой табличке.
5. Чехи устанавливали в цеху свои новые диф…узионные ап…араты повышенной мощности…
6. Строй окончательно ра…ыпался, оркестранты брели как попало, прощупывая места потверже.
7. Шли только ночами: остерегались авиации, к ра…вету делали по тридцать-сорок ки…ометров.
8. И вдруг кон…ый посыльный: прибывшее пополнение будет встречать сам командир полка.
9. И, все еще недоумевая, думая, что произошла ошибка, оркестранты с какой-то обреченной неизбежностью грянули си-бемольный ак…орд, низкий, тягучий, как глубин…ый подземельный взрыв.
10. По состоянию здоровья на сегодняшний день на бюл…етене побывало: по литейному цеху – двадцать восемь, по термообработке – двадцать три, по механическому – двадцать и пять десятых.
(По Е. Носову)
1. Выпишите слова с двойными согласными из приведенного выше упражнения.
_____
_____
_____
2. Разберите по составу слова осенних, рассыпался, рассвету, глубинный.
ДИКТАНТЫ
* * *
Медвед…вку наш (рай)центр я увид…л и…далека с горк… . (Ни)(за)что добр…е (не)ц…плялась тут м…я пам…ть но я долж…н был ост…новить м…шину опус…тить б…ковое ст…кло и (не)много пос…деть так п…ка сер…цу (не)стало ле…че от (не)ожида(н,нн)ой радос…ной встреч… со св…им детс…вом. Я так и (не)докопался т…гда в с…бе п…чему (не)хочу п…пасть в Р…китное днем. (На)верное дел… был… в м…шине с…яла она (не)померно ярк… . Я ост…новился в Медвед…вке р…шив д…ждаться веч…ра. (С,З)десь мал… что сохр…нилось от прежн…го. И(с,сс)ох пр…вратясь в грязную лужу б…льшой медвед…вский пру… и…чезли словн… их (с)роду (не)существовало т…поля з…боры и п…лисадники. На площ…ди (не)было тюр…мы (коно)вязи и б…зарных сте(л,лл)ажей. Т…перь на эт…м мес…те ст…яло ш…рокое со всех ст…рон ог…ле(н,нн)ое (двух)этажное …дание (рай)кома парт…и. Ч…рнозем (во)круг н…го так плотн… был утопт…н что к…зался ас…альтом.
Я помн…л все медведовские выв…ски м…тровые л…сты крас…ной жес…ти с б…льшими ж…лтыми букв…ми. Т…перь выв…ски был… умере(н,нн)ые ч…рного ст…кла но я долг… искал ту выв…ску водворе(н,нн)ую на крышу низ…нького д…ревя(н,нн)ого дома. Бе… н…е я (не) пр…дст…влял себе р…дакцию медвед…вской (рай)газеты.
Мне х…телось н…йти тот дом…к ост…новиться под окн…ми и посигнал…ть. Об…зательно п…гудеть а п…том вы…ти из м…шины п…днять к…пот и бу…то (не)чая(н,нн)о взгл…нуть на окна р…дакции (в)друг там покаж…тся Косьянкин? Ему (ни,не) за что (не)узнать м…ня я ве…ь пост…рел на два…цать пять лет.
(По К. Воробьеву, 213 слов)
* * *
В…сна сор…к пят…го з…стала нас в мал…ньком (под)московном горо…ке Серпух…ве.
Наш эш…лон собра(н,нн)ый из т…варных т…плушек пр…плутав ок…ло н…дели по заснеже(н,нн)ым пр… странствам Ро(с,сс)ии (на)конец ф…вральской в…южной ноч…ю наш…л с…бе пр…станище в серпух…вском туп…ке. В п…следний ра… (в)доль с…става проб…жал м…розный звон буф…ров бу…то в по…зде в…зли битую стекля…ую п…суду эш…лон зам…р и стал… слышн… как в до…атую с…тенку в…гона с…кло сухой снежн…й крупой. (В)след за (не)терп…ливым озя…шим путейск…м свис…ком сразу(же) нач…лась разгру…ка. Нас вын…сили прям… в нижн…м б…лье н…крыв (с)верху од…ялами складыв…ли в груз…вики гулк… хлопа…шие на в…тру пр…мерзлым бр…зентом и ув…зили куда(то) по темным н…чным ул…цам.
Посл… серых бл…ндажей где от кажд…го вздрога з…мли скво…ь н…каты сып…лся п…сок хрусте…ший на зубах и в в…нтовочных з…творах посл… землисто(серого) б…лья к…торое мы ес…ли вып…дало затиш…е проварив…ли в боч…ках (из)под с…лярки посл… сляк…тных д…рог н…ступления и липк…й хляби в (не)просыхающих сап…гах посл… вс…го что там был… эта г…спитальная б…лизна и т…шина пок…зались нам чем(то) (не)пр…вдоподобным. Мы (за)ново пр…учались ес…ть из т…релок д…ржать в руках вилк… уд…влялись з…бытому (ф,в)кусу бел…го хлеба пр…выкали к пр…стыням и райск…й мя…кости панц…рных кр…ватей. (Не)смотря на раны перв…е врем… мы испытыв…ли какую(то) разнеже(н,нн)ую ум…ротворе(н,нн)ую (не)в…сомость.
(По Е. Носову, 187 слов)
ЗАНЯТИЕ № 3
УПРАЖНЕНИЕ № 1
Прочитайте. Устно объясните правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов.
Предки
Нравы куряне имеют кроткие, сложения непроворного, любопытства весьма ограниченного и сведения крайне недостаточного, ибо на мирских своих сходках о малейших самых делах рассуждают долгое время разногласно и бывают решимы не иначе, как призывом трех или двух человек селения своего стариков, которые прекращают те споры и несогласия больше предложением примера слышанного или от предков или случившегося бытия в их молодости, нежели своим разумением.
К принятию советов наклонны… Чудеса ж, небылицы и сказки содержат в отменном замечании. Одежду имеют как мужчины, так и женщины обычную: одни кафтаны и шубы короткие, а другие – сарафаны и шубы длинные. Последние летом полют яровой хлеб, потом его жнут серпами и во время сенокоса ворошат сено, гребут граблями и делают стоги, а зимою прядут нитки и овечью волну, из ниток ткут холсты, а из волны – сукна, вяжут чулки.
(По Т. Грива)
УПРАЖНЕНИЕ № 2
Вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж существительных с пропущенными буквами.
1. К середин… лета дед Егорка оживал, а к осен… совсем поправлялся: он делал нам с Миханом луки из подсушенной акаци… и стрелы из краснотала.
2. Я все это проследил и стал ждать ее в машин…, положив снимки на заднее сидень…, а когда она пришла и села там, спросил, о чем было гаданье над ручь…м.
3. На профилактической станци… я оказался третьим: у запертых железных ворот стоял задрипанный "Запорожец", а за ним – "Волга".
4. По выход… из больницы я несколько дней жил на какой-то поднебесной парящей высот…, и все, что делал – брился, ел, убирал комнату, хлопотал о восстановлени… водительских прав, ходил или сидел, разговаривал или молчал, – все для меня полнилось громадным смыслом первозданной новизны и значения.
5. Свет свеч… вызывал тихую сожалеющую грусть и потребность в опрятност…: при нем почему-то нельзя было оставить в углу комнат… щетку, а в пепельниц…– окурки, и тянуло к несуетной работ… по дом…, и хотелось ступать неслышно для самого себя.
6. В первую Отечественную войну я был попеременно то князем Андре…м, то Багратион…м, а в последнюю – то Кожедуб…м, то Рокоссовск…м; я дважды погибал на дуэли, так как в первый раз был Пушкин…м, а во второй – Лермонтов…м.
7. В небольшом старинном город… с милосердным названи…м я устроился слесар…м-водопроводчик…м в одном тихом домоуправлени… .