Основные направления развития народничества как ведущей идеологии русского радикализма в 70-е гг. XIX в
- А. И. Герцен (1812-1870) как «духовный отец» народничества в России.
Превращение А. И. Герцена – убеждённого западника и почитателя принципов европейского социализма (Сен-Симон и др.) в молодости в «духовного отца», то есть в первого идеолога русского народничества в зрелом возрасте (60-е гг. XIX в.) интересно и поучительно. Путь к этому перевоплощению был тернист и сложен. Преклонение перед Западом и его культурой сделало Герцена, духовное становление которого происходило в России 30-40-х гг., убеждённым западником, то есть человеком признававшим универсализм европейского пути исторического развития, равно как и почитателем социальных теорий западного происхождения. В 40-е гг. XIX в., когда разгорелся известный спор между славянофилами и западниками, Герцен был в числе последних, горячо и бескомпромиссно отвергавших призывы славянофилов увидеть в истории России особые культурообразующие начала в образе православия и крестьянской общины, определивших её отличное от Запада развитие. Эмиграция 1847 г. в Европу и революция во Франции 1848 г., свидетелем которой он стал, стали для Герцена настоящим откровением и первоначально завели его в идейный тупик. Расстрелы рабочих на улицах Парижа окончательно похоронили в сознании Герцена представление о Западе, как об обществе социального благоденствия. Современная европейская культура, перед которой он благоговел, глядя из России, предстала совсем в другом свете. Последнее слово европейской цивилизации раскрылось перед взыскательным взглядом политического эмигранта как торжество культурного мещанства, а торжествующий буржуазный тип в западном обществе в качестве создателя самодержавной толпы сплочённой посредственности. В этого момента духовное смятение русского мыслителя в поисках утраченного идеала стало неумолимо возвращать Герцена на русскую землю. Рассуждения славянофилов о русской общине, как об особом социальном феномене уже не казались ему наивным заблуждением. В 1861 г. о славянофилах в «Колоколе» он писал, что «они поняли, что в подавленных и дремлющих силах русского народа… задаток самобытного будущего развития». По мысли Герцена подобное самобытное развитие давало России уникальную возможность избежать торжества мещанства (буржуазного развития) в своём историческом развитии. Идеалы социализма, которыми Герцен в своих умозаключениях заменил православные доктрины и ценности, завершили создание теории русского социализма. Так, посредством своеобразного синтеза западничества и славянофильства Герцен создал идеологию народничества, целью которого должно было стать обеспечение некапиталистического пути развития русского народа. «Всё это вовсе не утопия, - рассуждал он про возможность особого, немещанского пути развития России, - элементы основания у нас даны: народный русский быт и наука Запада…». Таким образом, характерными чертами идеологии народничества стали: признание буржуазно-капиталистического развития в России упадком и регрессом; признание перспективности развития самобытного русского социально-экономического строя в виде крестьянской общины и артели как ячейки для социалистического переустройства общества; строгое разделение понятий нации и народа с признанием приоритета социальных реформ над политическими преобразованиями в интересах народа. Перспектива деятельности для русской радикальной интеллигенции была обозначена. Оставалось только определиться со средствами достижения поставленной цели.
- Бунтарско-анархистское направление в народничестве. М. А. Бакунин (1814-1876) и его теория движения к безгосударственному социализму. Вера Бакунина в природный народно-социалистический инстинкт русского крестьянства и его способность к самоорганизации в революционной борьбе. Призыв Бакунина к молодёжи бросать учёбу и идти в народ, чтобы с помощью «летучей пропаганды» поднять его на бунт во имя социальной революции.
- Пропагандистское направление в народничестве. П. Л. Лавров (1823-1900) и его теория необходимости предварительной идеологической подготовки будущей социальной революции в народных массах. Призыв Лаврова в «Исторических письмах» (1868-1869) к сплочению критически мыслящих личностей (интеллигенции) и признание за одинокими борющимися личностями решающей роли в обеспечении общественного прогресса. Призыв к радикальной интеллигенции создать революционную организацию во имя борьбы за общественные идеалы «в народе» и использовать знания как основную силу в подготовке революции.
- Заговорщицкое (бланкистское) направление в народничестве. П. Н. Ткачёв (1844-1885) и его теория необходимости немедленного действия с использованием всех методов борьбы за социальную революцию – политического заговора (государственного переворота), совершённого группой радикальной интеллигенции, «народной пропаганды» или прямой агитации к выступлению в массах.
«Заговорщицкими» методы борьбы, предложенные Ткачёвым, можно называть лишь условно. Причина подобной терминологии объясняется той полемикой, которая возникла в 70-е гг. XIX в. между Ткачёвым и Лавровым по поводу методов революционной борьбы. Ткачёв на страницах эмигрантской печати обвинил Лаврова в том, что предложенный им путь борьбы, не призывающий к немедленному насильственному перевороту, «есть не что иное, как утопический путь мирного прогресса». При этом Ткачёв подчеркнул, что Лавров обманывает и себя и читателей, «заменяя слово прогресс словом революция». По мнению Ткачёва революция делается меньшинством, которое стремится довести народный протест до взрыва. В свою очередь Лавров, подметив, что Ткачёв в своих работах никогда не употребляет понятия «народной социальной революции» как главной цели борьбы, обвинил своего оппонента в пристрастии к политической революции, осуществлённой меньшинством с помощью заговора. Так с лёгкой руки Лаврова Ткачёв приобрёл статус «заговорщика» в русском революционном движении второй половины XIX в. Говоря о воплощении каждого из указанных направлений в народничестве следует подчеркнуть, что ни одно из них не могло быть реализовано в «чистом» виде. На практике сам характер революционно-демократического движения 70-х гг. соединял их в одно неразделимое целое.