Список дополнительной литературы. 3. Вольф И. Современный этикет
1. Ягер Дж. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. М., 1994
2. Вознесенская О., Марчук Н. Основы международного делового общения. - М., 1997
3. Вольф И. Современный этикет. - М., 1996
4. Государственная служба: Культура поведения и деловой этикет. - М., 1999
5. Соловьев Э. Современный этикет и деловой протокол. - М., 1993
6. Холопова Т., Лебедева М. Протокол и этикет для деловых людей. - М., 1994
Контрольные задания для самопроверки
Задание 1. При горизонтальном построении в официальных церемониях и процессиях (присутствующие стоят в ряд по прямой линии, сидят или идут) наиболее почётным местом считается:
1. либо крайне левое, либо центральное
2. либо крайне правое, либо центральное
Задание 2. Если главное лицо занимает место в центре делегации, при горизонтальном построении в официальных церемониях и процессиях:
1. второе по статусу лицо располагается справа, третье – слева, четвёртое справа и т.д.
2. второе по статусу лицо располагается слева, третье – справа, четвёртое слева и т.д.
Задание 3. При ведении многосторонних переговоров делегации рассаживаются вокруг стола:
1. в алфавитном порядке против часовой стрелки
2. в алфавитном порядке по часовой стрелке
Задание 4. Согласно протоколу, при рассадке по автомобилям:
1. последним садится и выходит тот пассажир, который занимает самое почётное место
2. первым садится и выходит тот пассажир, который занимает самое почётное место
Основные выводы
Этикет представляет собой совокупность внешних правил поведения, установленных в культурном сообществе или субкультуре (социальной или профессиональной). Эти нормы в основном имеют рекомендательный характер, но их несоблюдение часто может иметь вполне конкретные негативные последствия в виде порицания, охлаждения или разрыва отношений. Несоответствие этикетным правилам часто определяется как моветон.
На современном этапе развитие служебного и делового этикета определяется принципом субординации, который дополняется принципом паритетности.
С точки зрения этики и этикетного поведения специалисты выделяют такие стили управления как демократический, авторитарный, либеральный, патерналистский, фратерналистский, бюрократический, партнёрский.
Протокол (дипломатический или деловой) представляет собой совокупность этикетных правил, регламентирующих общение между официальными представителями различных государств, государственных органов одного государства или деловых кругов.
Протокольные правила на первый взгляд имеют рекомендательное значение, но в реальной практике они приобретают строго обязательный характер, их невыполнение может повлечь за собой порицание, охлаждение, приостановление или разрыв отношений. Нарушение протокола часто рассматривается как знак осуждения или пренебрежительного, неодобрительного отношения к другому лицу или организации, которую он представляет. Исключительным явлением совершенно другого рода является отступление от протокола, которое совершается по взаимному согласию сторон с целью продемонстрировать особый, неформальный характер установленных отношений и атмосферы, которая их окружает.
Глоссарий к главе 1
Тема 1.
Паритетность – формат равных отношений
Субординация – формат иерархичных отношений
Моветон – дурной тон, невоспитанность
Этикет – совокупность норм и правил поведения, установленных в культурном сообществе, в социальной группе (профессиональной, этнокультурной)
Тема 2.
Авторитарность – формат отношений, построенных на власти, влиятельности (авторитетности) руководителя
Бюрократизм – формат отношений, построенных на чёткой формальной регламентации, распределении функций, прав, обязанностей и ответственности
Демократизм – формат отношений, построенных на коллегиальном управлении и принятии решений
Либерализм – формат отношений, допускающий высокую степень свободы их участников
Патернализм – формат взаимодействия, построенного по принципу родственных отношений, в которых лидерство ассоциируется с отцовским влиянием и попечительством
Стиль – способ осуществления чего-либо, отличающийся совокупностью своеобразных приёмов
Фратернализм – формат взаимодействия, построенный на принципах хороших личных отношений (братства)
Тема 3.
Аксессуар – вспомогательная деталь, дополняющий элемент
Самопрезентация – процесс представления личности, её качеств, навыков
Имидж – (с англ. образ, изображение) реальный или искомый, желаемый образ социального субъекта в общественном восприятии
Имиджмейкер – специалист по имиджу, работающий над его искусственной разработкой и созданием
Харизма – наличие уникальных и позитивно воспринимаемых качеств характера, внутренняя «изюминка» личности
Тема 4.
Адресант – отправитель сообщения (устного или письменного)
Адресат – получатель сообщения
Диалектизм – элементы местного, этнического, локального наречия
Жаргонизм – речевые элементы социальной, профессиональной группы
Клише – в речевом этикете устойчивая форма языкового выражения
Консенсус – общее согласие по спорным вопросам
Культура речи – владение языковыми нормами, умение пользоваться средствами языка в разных условиях общения, при соблюдении этики общения и в соответствии с целями и содержанием высказывания.
Официальная переписка – процесс обмена официальными письмами, которые могут быть отправлены лицом как от собственного имени, так и от имени организации с учётом занимаемой этим лицом должности.
Официально-деловой стиль речи – разновидность современного русского литературного языка, которая функционирует и реализуется в правовой, дипломатической и административной общественной деятельности
Плеоназм – формулировка, перегруженная избыточными, ненужными со смысловой точки зрения словами
Профессионализм – элемент лексики, принятой в профессиональной группе
Речевой этикет – система устойчивых формул речевого общения, правил речевого поведения, принятых в обществе
Служебный документ – определённый вид документа, используемый в сфере управления обществом на различных административных уровнях.
Тавтология – повторение того же самого другими словами
Штамп – общеизвестный образец, которому слепо подражают
Языковая норма – совокупность определённых средств и правил, складывающихся при отборе и использовании различных элементов языка для обслуживания коммуникативных потребностей общества
Тема 5.
Протокол (дипломатический или деловой) – совокупность этикетных правил, регламентирующих общение между официальными представителями различных государств, государственных органов одного государства или деловых кругов
Вопросы к зачёту по дисциплине «Этика и культура управления»
1. Определение морали, предмет и метод этики
2. Особенности человеческой природы и нравственный характер существования человека
3. Проблемы происхождения морали
4. Функции нравственности
5. Сущность моральной регуляции
6. Система моральной регуляции
7. Этические категории
8. Этические учения
9. Понятия профессиональной этики и профессиональной деонтологии
10. Госслужащие как носители профессиональной субкультуры
11. Служебная этика на Руси до XVII века
12. Корпоративная культура и этика российской госслужбы в XVII-XVIII вв.
13. Этика и корпоративная культура госслужбы в XIX в.
14. Этика и корпоративная культура госслужбы в советский период
15. Этика и корпоративная культура госслужбы в новой России
16. Профессионально-этические представления субкультуры российских госслужащих
17. Имидж российской госслужбы в общественном восприятии
18. Диагностика профессионально-нравственных проблем деятельности госслужащих
19. Способы и формы этической регламентации деятельности чиновников
20. Зарубежный опыт этического регулирования поведения госслужащих.
21. Деловое-сообщество как носитель профессиональной субкультуры.
22. Этика делового сообщества на Руси до XVI в.
23. Деловая этика на Руси до XV-XVII в.
24. Деловая этика XVII-XIX вв.
25. Деловая этика в советский период
26. Деловая этика современного российского предпринимательства
27. Диагностика профессионально-нравственных проблем предпринимательской деятельности
28. Способы и формы этической регламентации ведения бизнеса