Афанасьев в.г., стародворцева н.п., щеров и.п.

Отечественная история. Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Отечественная история». – Смоленск: филиал ГОУВПО «МЭИ (ТУ)», 2007. – 36с.

Представлены девять семинарских занятий по курсу «Отечественная история».
Даны рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

© Филиал ГОУВПО «МЭИ (ТУ)» в г. Смоленске

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение 4

2. Между Востоком и Западом: Россия на перепутьях истории 6

3. Общие методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям 9

4. Планы семинарских занятий 13

5. Приложения 29

1. Государственный стандарт по дисциплине «Отечественная история» 29

2. Методические рекомендации по оформлению доклада 30

3. Реферативная форма работы 31

4. Вопросы для повторения 32

5. Рейтинговая система оценки 34

ВВЕДЕНИЕ

Уважаемый первокурсник!

Вас ждет серьезное испытание: познакомившись в школе с историей Отечества в рамках I (8 - 9 классы) и II (10 - 11 классы) концентров, Вы вновь обращаетесь к истории России. Однако теперь и содержание курса, и формы работы над ним будут существенно отличаться от того, к чему Вы успели привыкнуть.

Курс «Отечественная история» входит в число общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессиональною образования, утвержденного Министерством общего и общего и профессионального образования Российской Федерации.*

Данный учебный курс призван сформировать целостное представление об исторических процессах и явлениях, систематизировать и дополнить знания студентов по отечественной истории, помочь уяснить диалектику общего и особенного в историческом процессе, понять место российской истории в мировом цивилизационном процессе, рассмотреть сложные проблемы современной общественной жизни, способствовать формированию культуры мышления, навыков самообразования и научного исследования. Эти знания и навыки необходимы каждому образованному человеку независимо от его профессиональной деятельности.

В курсе подлежат рассмотрению проблемы возникновения и развития российской цивилизации, вопросы взаимодействия революций и реформ, альтернативности общественного развития, политического лидерства. К предмету дисциплины относятся проблемы становления и развития государственности, политических институтов, истории политических партий и движений, общественно-политической мысли в России.

Важное место отводится анализу социально-экономического развития, характеристике важнейших тенденций в духовной и культурной жизни, проблемам формирования и особенностей российского менталитета.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу и предусматривает рассмотрение основных этапов и важнейших проблем отечественной истории в сравнении с всемирной историей. В изложении предполагается список концепций, отсутствует излишняя политизация. Программа лишена политизации, содержит обновленные формулировки в соответствии с теми новациями, которые введены в историческую науку в последнее время.

Учебный план для студентов по курсу «Отечественная история» предполагает курс лекций (51 час) и проведение семинарских занятий (17 часов). Спецификой обучения является большой объем самостоятельной работы студентов, предполагающей изучение источников, учебных пособий и дополнительной литературы.* С целью оказания помощи студентам

афанасьев в.г., стародворцева н.п., щеров и.п. - student2.ru

* См. Приложение 1

в подготовке к семинарским занятиям и зачету (экзамену) проводятся консультации. Завершается курс сдачей дифференцированного зачета (экзамена).

В результате изучения курса «Отечественная история» студент должен:

знать: проблемы возникновения и развития российской цивилизации, особенности формирования российской нации и государственности, основные этапы политической истории (в том числе становления и развития государственного управления), особенности и закономерности развития хозяйственной жизни, быта, культуры;

уметь: ориентироваться в хронологии, анализировать явления или конкретно-исторические факты общественной жизни, понимать логику исторического развития, критически оценивать исторические источники и литературу;

быть ознакомлен: с важнейшими этапами в развитии исторического знания, с основными научными школами и направлениями, с трудами крупнейших российских и зарубежных историков, важнейшими публикациями по основным проблемам курса.

Разумеется, невозможно в течение одного семестра изучить в деталях ход российской истории. Но такая цель и не ставится. Главная задача курса –выявить основные особенности и тенденции развития России, сделавшие ее в итоге столь непохожей на страны Запада. Чтобы лучше понять, в чем заключается «логический стержень» курса, начните с изучения статьи Н.П. Стародворцевой «Между Востоком и Западом: Россия на перепутьях истории». В ней показано, как накапливались различия между Россией и остальной Европой под воздействием того выбора, который делала страна (а иногда за нее - обстоятельства), подойдя в очередной раз к исторической развилке.

 
  афанасьев в.г., стародворцева н.п., щеров и.п. - student2.ru

Кроме изданий,указанных к каждому семинарскому занятию, рекомендуется использовать справочную и хрестоматийную литературу:

1. История Отечествас древнейших времен до наших дней. Энциклопедический словарь. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 1999.

2. Рыжов К. Все монархи мира. Россия. (600 кратких жизнеописаний.) - М.: Вече, 1999.

3. Стариков Н.В. История России. Справочник студента. - М.: ПРИОР, 2000.

4. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней /А.С. Орлов и др. - М.: Проспект, 1999.

5. Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 1- 12. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000-2006.

2. МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ:

РОССИЯ НА ПЕРЕПУТЬЯХ ИСТОРИИ*

«Европейцы мы или азиаты, или нечто третье, особенное между Азией и Европой? Уже свыше столетия русское мышление вращается вокруг этого вопроса, - пишет Вальтер Шубарт. - Происшедшую эволюцию можно охарактеризовать следующим образом: уже два столетия Россия становится сознательно все более и более азиатской»1 (выделено мною. - Н.С.).

На наш взгляд, означенный процесс усиления азиатского начала занимает гораздо большее время, хотя далеко не всегда он является результатом сознательного выбора.

На протяжении ряда веков Россия не единожды оказывалась па своего рода развилках исторического пути, ей приходилось выбирать направление своего дальнейшего движения. И не единожды, под влиянием как объективных, так и субъективных факторов, выбирался путь, «разводивший» Россию с Западом и сближавший ее (вольно или невольно) с Востоком.

Первая такая развилка возникает в конце X в. и связана с «выбором веры». Принятие Киевской Русью христианства в его восточном варианте способствовало ее сближению с Византией, которой тогда принадлежало лидирующее положение в христианском мире, находившаяся в X -XI вв. на подъеме, Византия через некоторое время стала клониться к упадку. В XII-X1I1 вв. Западная Европа начинает превосходить Византию во всех отношениях и достигнутого превосходства уже не уступает. Между тем, православие по-прежнему сближало Русь с Византией, шедшей под уклон, и отдаляло от развивавшейся по восходящей Западной Европы что имело для Руси далеко идущие последствия.

Различия между Россией и Европой усиливаются в результате событий XIII - XV вв.2 В начале XIII в. в русских землях развиваются процессы, аналогичные европейским (растут города, увеличивается численность третьего сословия, наряду с усиливающейся княжеской властью сохраняются местные свободы, появляется шанс обрести органы сословного представительства - в 1211 г. князь Всеволод Большое Гнездо созывает во Владимире собрание представителей разных сословии). Но к концу XV в. положение меняется. Внешне Русь опять вровень с Европой; одновременно с ведущими государствами Запада у нас завершается процесс политической централизации. Однако отличия Московской Руси от европейских государств уже значительны. Русь отстала от Европы в экономическом отношении (в развитии элементов буржуазности) и намного превзошла по степени политической централизации. Третье сословие, которое в Европе играло большую роль, как носитель демократических тенденций, сила в борьбе с феодализмом,

афанасьев в.г., стародворцева н.п., щеров и.п. - student2.ru

* Печатается по: Стародворцева Н.П. Между Востоком и Западом: Россия на перепутьях истории // Российская цивилизация: истоки, сущность, трансформации. Материалы I Всероссийской научной конференции. – Смоленск: СГУ, 1999.-С.5-8.

сословностью, абсолютизмом, в России оказалось более слабым и зависимым от центральной власти, а местные свободы были уничтожены Москвой,

XVI век не случайно именуют «столетием выбора». В первой половине XVI в. у России была реальная возможность вернуться в русло проевропейского развития. Но эта возможность была упущена во время правления Ивана IV. С конца 50-х годов царь «повернул на Германы», то есть стал проводить антиевропейскую стратегию, которая принесла России антиевропейскую автократию, потерю с таким трудом обретенного статуса могущественного государства - ценного потенциального союзника для любой европейской антитурецкой коалиции - и наконец, превращение в третьестепенную державу. По мнению Г. Федотова, с этого времени «весь процесс исторического развития на Руси стал обратным западноевропейскому: это было развитие от свободы к рабству».3 Ему вторит Н. Эйдельман: великая альтернатива «либо крепостное право плюс самодержавная сверхцентрализация, либо «облегченый» с нарастающей буржуазностью феодализм плюс абсолютные монархии с определенными элементами народного представительства и судебной свободой»4 разрешилась в пользу первого варианта.

Долгое время было принято безоговорочно считать, что в XVIII в., благодаря реформам Петра I, Россия сделала шаг навстречу европейской цивилизации. Исследования последнего десятилетия (Е. Анисимова, Н. Эйдельмана и др.) убедительно показывают, что петровская «революция сверху» не сломила общей антиевропейской тенденции нашего развития. Ускорив развитие промышленности, Петр замедлил развитие капитализма (в отличие от Европы, российская промышленность базировалась на крепостном труде). Поощрение и регулирование при Петре казенной торговли и ограничение «неуказной» торговли ремесленников и крестьян препятствовало свободному развитию рыночных отношений. В области социальной политики петровское законодательство не вышло из прежней колеи: получило дальнейшее развитие крепостное право, предприняты попытки стабилизировать положение дворянства экономически и политически. Радикальные преобразования всей политической системы имели следствием утверждение абсолютизма - высшей формы феодального государства.

Обозначенные выше тенденции (усиление самовластия, деспотизма; усиление несвободы; усиление позиций дворянства) сохранились и при преемниках Петра I в XVIII в.: внешне многое менялось по европейским образцам («Европейничанье - болезнь русской жизни», скажет Н. Данилевский), но суть экономического и политического развития оставалась неевропейской.

То, что в течение последующих двух столетий Отечеству удавалось рывками сокращать расстояние, отделяющее его от Европы, - свидетельство колоссального потенциала России. Однако и в XX в. азиатская традиция давала знать о себе, возвращая нашу страну к жесткой, деспотичной центральной власти, к общинной форме организации труда, к пресловутой сословности - появлению в новых условиях привилегированных социальных слоев.

Привычка искать на Западе модель желательного переустройства
породила последнюю (с точки зрения хронологии) попытку «вестернизации» России, развернувшуюся с начала90-х годов XX в. Эта попытка в очередной раз подтвердила, что там, где сильны элементы традиционализма, объективная необходимость модернизации приходит в противоречие с невозможностью ее оптимальной реализации. В результате вместо обещанной радикалами – реформаторами западноевропейской или североамериканской общественной модели в России стала утверждаться латиноамериканская модель.

По мнению В. Согрина,6 как и страны этой модели, Россия занимает и мировой экономике свою нишу как экспортер сырья; наукоемкие отрасли, образование, наука оказываются невостребованными и обреченными на прозябание. Как и общества латиноамериканской модели, социальная структура России исполнена острых противоречий: процветает узкий слой торгово-ростовщического и банковского капитала, а также срастающееся с ним коррумпированное чиновничество; подавляющее большинство общества состоит из бедных слоев; средний класс практически отсутствует. Политическая демократия в таком обществе нежизнеспособна, не может противостоять авторитаризму, ибо, как свидетельствует мировой опыт, ее основой может быть лишь средний класс, составляющий не менее половины населения. В полном соответствии с изложенным выше российская Конституция 1993 г. создала государственную модель, в коей президент пользуется самыми большими прерогативами в сравнении с главами других известных миру президентских республик.

Испытав жестокое разочарование из-за недостижимости «в два счета» цели «жить как на Западе», российское общество продолжает мучительно искать ответы на вопросы «откуда и куда идем», «что делать», «как обустроить Россию».

афанасьев в.г., стародворцева н.п., щеров и.п. - student2.ru

1. Шубарт В. Европа и душа Востока//Общественные науки и современность. 1993. №2. С. 176.

2. Автор придерживается традиционной точки зрения и считает, что монголо-татарское нашествие и иго - исторические реалии.

3. Федотов Г. Россия и свобода // Знамя. 1989. № 12. С. 203.

4. Эйдельман Н. «Революция сверху» в России. – М., I989. - С. 48.

5. Данилевский Н. Россия и Европа. – М., 1991. – С. 263.

6. Согрин В.В. 1985-1995: реалии и утопии новой России // Отечественная история. 1995. №2.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

На семинарские занятия выносятся темы, наиболее важные для
понимания закономерностей и особенностей российского исторического
процесса. Семинары по курсу «Отечественная история» проводятся один раз в две недели, в течение которых студент слушает лекции и изучает
рекомендованную литературу. Цель семинарского занятия – помочь студенту освоить программу курса, научить работать с учебной литературой, с таблицами и схемами, проконтролировать его самостоятельную работу и подготовить студента к сдаче дифференцированного зачета (экзамена).

Студенту необходимо получить зачет по каждой теме семинарских занятии. Зачет можно получить:

• если студент активно работает на семинаре, выступая с ответом по
основному вопросу, с дополнением, с комментарием ответа;

• если студент делает сообщение или доклад на семинаре;

• если студент задает вопрос(-ы) отвечающим на семинаре;

• если студент сдает конспект ответов на вопросы семинара (конспект
не засчитывается если не все вопросы семинара раскрыты, если
текст списан с другого конспекта, если вместо конспекта
предлагается ксерокопия).

Если студент пропустил занятие, он должен отработать его устно (пользоваться конспектом разрешается).

Студент, активно работающий на семинарах и имеющий зачеты по всем темам семинарских занятий, может быть освобожден от зачета по курсу в конце семестра.

Конечная цель подготовки к занятиям - умение ответить на вопросы плана. Что и как необходимо сделать для этого?

1. Начать подготовку к семинару заблаговременно (интервал в две недели между семинарами определен не случайно, так как за меньшее время качественно подготовиться к занятию невозможно),

2. Приступая к подготовке, необходимо внимательно прочитать вопросы плана и методические указания к ним, которые помогут Вам правильно осветить эти вопросы, то есть заострят Ваше внимание на наиболее важных моментах материала, помогут правильно составить план ответа.

3. Вы должны ознакомиться с основной учебной литературой, которая
предложена в плане семинара.* При этом старайтесь не ограничиваться одним источником информации, так как это сделает Вашу работу поверхностной - и не даст глубоких знаний по предмету, а также не позволит

афанасьев в.г., стародворцева н.п., щеров и.п. - student2.ru

*При наличии у Вас достаточных навыков самостоятельной работы, Вы можете готовиться и по другим пособиям. Их на сегодняшний день издано множество. Мы же рекомендуем те, которыми располагает библиотека СФ МЭИ (ТУ). При этом список литературы содержит указание на тот отдел библиотеки СФ МЭИ (ТУ), где находится данный источник. В методическом пособии используются следующие обозначения:

Вам получить хорошую оценку. Не стремитесь также использовать очень большое количество литературы, так как Вы можете просто "утонуть" в материале. Оптимальное количество источников для подготовки к семинару – 3-4 книги.

4. К каждому семинару предлагается список дополнительной литературы. Ее изучение не обязательно. Вы можете воспользоваться этими книгами, если Вы подробно изучили основную литературу и хотите расширить свои знания по вопросам.

5. Изучить и доработать, используя рекомендованную литературу, конспект соответствующей лекции, то есть те вопросы плана, которые были раскрыты лекторами. Все вопросы лекций должны быть Вами дополнены материалом из учебных пособий.

6. Изучить и законспектировать рекомендованную литературу по вопросам, которые на лекциях не освещались.

7. Итак, прочтите информацию по одному и тому же вопросу семинара,
содержащуюся в разных учебных пособиях. Составьте план письменного
ответа и только после этого приступайте к письменному изложению
материала. Вы должны дать самостоятельные ответы на поставленные
вопросы, чтобы доказать понимание тех или иных исторических
процессов и событий, а не автоматически переписывать главы или абзацы
из предложенной к изучению литературы. При этом ответ на вопрос
должен быть кратким, четким, логически связным.

8. Ответы на вопросы семинара должны содержать анализ всех
поставленных проблем в той очередности, в которой они указаны в
методических указаниях к теме. Все вопросы семинара должны быть
выделены (обозначены) в тексте конспекта. Старайтесь структурировать
текст, то есть подчеркивать определения, начинать рассмотрение новых
проблем с новой строки, выделять главные моменты, перечислять
причины, итоги, определенные признаки или виды какого-либо явления
«в столбик», то есть с новой строки.

9. Особое внимание необходимо уделять причинам, особенностям, mtoi.im и
последствиям тех или иных процессов и событий. Так как в истории все
процессы и события взаимосвязаны и влекут за собойцепь новых
событий и процессов, необходимо продемонстрировать, какое место

рассматриваемые Вами явления и процессы во всемирной истории. Для этого

афанасьев в.г., стародворцева н.п., щеров и.п. - student2.ru

Аб - абонемент учебной литературы:

Чз - общий читальный зал;

Чзп - читальный зал периодики;

Хф - абонемент художественной литературы;

Исо - информационно-справочный отдел.

Если при указании источника информации отсутствует ссылка на отдел библиотеки, - данного пособия нет в библиотеке филиала.

необходимо четко представлять, почему именно в этот век (год), именно в этой стране (городе) произошли именно эти события. Уделяйте больше внимания определению хронологических (временных) рамок тех или иных исторических событий или процессов, так как это помогает лучше представлять материал и конкретизирует информацию.

10. Если Вам необходимо охарактеризовать какой-либо период истории, то постарайтесь построить свой ответ по следующему плану:

• характеристика экономических процессов;

• характеристика внутренней и внешней политики;

• характеристика социальной сферы (общества);

• характеристика духовной культуры (мировоззрения, религии, науки
и образования, искусства).

Этот план рекомендуется использовать и для выделения предпосылок и причин, подведения итогов какого-то периода истории.

11. Правильно употребляйте термины. Значение всех незнакомых, непонятных слов, встречающихся в учебной литературе, должно быть вами изучено по справочной литературе (Большой энциклопедический словарь, Словарь иностранных слов, Большая советская энциклопедия и т.д.), которую можно найти в общем читальном зале и в информационно-справочном отделе библиотеки. Термины, включенные в задание к семинару, обязательно должны быть раскрыты в конспекте. Посмотрите упоминаемые географические названия на исторических или географических картах, так как это поможет вам лучше представить и понять материал.

12. В конце конспекта необходимо поместить список учебной литературы, которая была использована Вами для подготовки к семинару. Список литературы дается в алфавитном порядке с обязательным соблюдением необходимых знаков препинания.

• При использовании монографии ссылка оформляется следующим
образом:

№ п/п Фамилия автора и инициалы. Название книги (без кавычек). – Место издания: Издательство, Год издания. – Исполь-зованные страницы.

Например:

Наши рекомендации