Дипломатия как универсальной средство ВП гос-в
Д.с древних времен занимала умы человечества, заставляя задум. О своей действенности. Сейчас можно выделить неск. трудов, посв. проблемам дипломатии и переговорам, к-ые явл.выражением и проявлением диплом. практики. К ним отснос. Г.Киссинжер «Дипломатия», Никольсон «Дипломатия», Собрание соч.по истории дипломатии, Попов «Современная дипломатия», Лебедева – автор книг по перегов. процессу, Дипломатия инсотранных гос-в под.ред. Зоновой. В этих книгах расск.как о дипл., так и о перегов.практике. останов.кратко на мнен.нек.выдающ.полит.деятелей и их взглядах на диплом., а потом перейдем к рассм.общ.понят.о диплом.и энергетич. дипломатии как нового явления, ставшего за посл.годы актуальным. К примеру, один из ярчайших представ.древн – Александр Македонский предпочит.вместо сотруднич-ва – подичинения, а дипл.дух был ему чужд. (дух содружества – дух амфиктионий). Каннинг рассуждал об опытном и юном дипломате, говоря о том, что юный слишком быстро стремится к успеху, поэтому опытный дипломат предпочтительнее в реш.задач. В книге Никольсона првод.также характеристики дипломата: идеальн.дипломат должен быть спокоен, точен, уравновешен, терпелив. В этой же книге выдел. след.типы диплом-ии: британская, германская, франц., итальянск. Америк. дипломатия не рассматривается как серьезная в сило своей «юности». Различия в типах дипломатии связыв. Ст традициями, культурой. Говоря о дипл.следует останов.на франц.дипломатии. Многие исслед.отмеч. говорят о фр. Дипломатии как о родоначалбн.дип. традиций. Немецк.историк Заллет: «мин.иностр.дел и дип.служба Франции имеют вековую историю и блестящие традиции. Ни одна другая страна не может похвастаться чем-либо подобным в данной области». В.И.Попов пишет, что «Французская дипломатия – одна из основоположников современной мировой дипломатии, она оказала огромное влияние на дипломатию сегодняшнего дня.Так же Попов пишет, что именно француз Кальер (посол Людовика 14, 1645-1717) дал понимание соврем.дипл. в своей книге – «Способы ведение переговоров с государями», где он сказал, что «Д. – это наука и скусство, основанная на теоретическом подходе и высоких моральных принципах». Современное же опред.Д.звучит след.образом: Дипломатия относится к невоенным средствам ВП. Под дипломатией понимают: А) совокупность невоенных практических мероприятий, приемов, методов, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач. Б) официальная деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств, делегаций на межд.конференциях и т.д. по реализации целей и задач государства, защите его прав и интересов+интересов граждан за границей) в) искусство ведения переговоров в целях предотвращения (или урегулирования) межд.конфликтов, поиска компромиссов, расширение международного сотрудничества. В) Дипломатия – методы и практика, с помощью к-ых гос-ва проводят свою политику.
Содержание дипломатии:
= установление или разрыв дипломатических отнтшений
= проведение переговоров, обмен визитами, взаимные консультации – дипломатические средства. Дипломатия как средство ВП: Существ. дискуссия по поводу дипломатии, разведки и стратегии. Это – интегрированные, глобальные, системные средства ВП. Дипломатия, тем не менее, - единств.присущее только ВП средство. Разведка и стратегия также средства ВП, но носят более широкий характер. Б.Уайт: «Дипломатия – средство мира. Разведка – средство войны». Для России также остро стоит вопрос об энергетич.дипломатии, вопрос к-ойосвещ.также на сайте МИД России. Энергетическая дипломатия подразумевает практическую деятельность внешнеполитических, внешнеэкономических и энергетических ведомств совместно с национальными компаниями по осуществлению внешней энергетической политики направленной на защиту и отстаивание национальных интересов в области производства, транспортировки и потреблению энергоресурсов. Энергетическая дипломатия является одним из приоритетных направлений деятельности МИД России. При непосредственном участии МИД проводится последовательная линия на обеспечение благоприятной для России конъюнктуры на мировых рынках нефти и укрепление позиций страны в мировом энергетическом сообществе. Развивается взаимодействие с ОПЕК и независимыми экспортерами нефти, с Международным энергетическим агентством, а также энергетическое сотрудничество в рамках «Группы восьми». В рамках глобального энергетического диалога Россия принимала активное участие в 7-й и 8-й сессиях Международного энергетического форума (МЭФ) (2000 г. - Саудовская Аравия, 2002 г. – Япония, 2004 г. - Нидерланды). Кроме того, представители МИД участвовали в работе Форума стран-экспортеров газа (2002 г. – Алжир, 2003 г. - Катар, 2004 г. - Египет). Оказывается содействие двустороннему и многостороннему сотрудничеству в рамках СНГ, включая Каспийско-Черноморский регион, продолжается работа по созданию международного газового консорциума по эксплуатации газотранспортной системы Украины, развитию энергетического сотрудничества в рамках ЧЭС. Большое значение придается развитию энергетического диалога с США и государствами Евросоюза. Предпринимались шаги по внешнеполитическому сопровождению крупномасштабных инвестиционных проектов в энергетической сфере, таких как Балтийская трубопроводная система, нефтепроводы Бургас-Александруполис, интеграция трубопроводных систем «Дружба» и «Адрия», газопроводных проектов «Голубой поток», «Ямал-Западная Европа». В 2003 г. МИД подписал Соглашение о сотрудничестве с Союзом нефтегазопромышленников России, которое предусматривает создание условий для информационного обмена и подготовки аналитических материалов по вопросам международного энергетического сотрудничества, включая разработку концепции внешней энергетической политики России в развитие Энергетической стратегии на период до 2020 года, совместное проведение семинаров и конференций, а также содействие работе созданного Союзом нефтегазопромышленников России Центра энергетической дипломатии и геополитики.
51. Сущность и содержание внешнеполитических интересов государств,их влияние на функционирование международных систем.
Интересы: Внешнеполитич.(национ) интерес – это субъективированное выражение потребностей гос-ва, для реализации к-ых требуется выход на межд.арену. Методологич. урок: потребность, нац.интерес тогда реален, когда он восприянт массой (людьми), когда люди одержимы этой потребностью. Г. Маргентау(один из отцов основателей теории политического реализма) выдялял основные положения содержания «национально интереса»:
«национальный интерес» основан на своеобразии географического положения государства и вытекающих из этого особенностей его экономического,политического и культурного развития,с одной стороны,а так же на особенностях человеческой природы – с другойю поэтому национальный интерес представляет собой стабильную основу международной политики государства.
Национ. Интерес отличается от общественного интереса. Если первй существует в условиях анархической международной среды, то второй связан с системой законов, регулирующих внутригосударственную политику. Т.е. в отличии от общественного интереса,понятие национальный интерес относится к сфере внешней политики государства.
В основе всякого интереса лежат объективные потребности субъекта или социальной общности, обусловленные экономической, социальной, политической и т.д. ситуациями, в которых они находятся. Интерес-категория объективно-субъективная. Существуют также мнимые и субъективные национальные интересы. Примером мнимого национального интереса может служить такая ситуация, когда идея становится национальным мифом, овладевает умами людей, и доказать им эту мнимость чрезвычайно трудно. Пример субъективного «национального интереса» - мотивы, которыми руководствовался Садам Хусейн при вторжении Ирака в Кувейт в 1991г. наряду с основными (коренными, постоянными) и неосновными(второстепенными, временными), объективными и субъективными, подлинными и мнимыми интересами различают также интересы совпадающие и взаимоисключающие, пересекающиеся и непересекающиеся и т.д.
Официальная Концепция национальной безопасности России не содержит четкого разделения основных категорий интересов, которые формулируются с учетом их субъектов и сфер общественной жизни: «национальные интересы Рссии-это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной и др сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.
В наши дни составные элементы и содержание национального интереса в целом претерпевают существенные изменения под давлением новых фактов и обстоятельств. Развитие производительных сил, средств массовой информации, новые достижения научно-технической революции, усиливающаяся интернационализация всех сторон общественной жизни, обострение глобальных проблем – все это трансформирует интересы участников международных отношений.