Дифференциация международных систем: основные подходы, критерии типологии

42. Сущность системного подхода к анализу международных отношенийПонятия сист. теории. сист. – совок. эл., находящихся во взаимодействии др с др. Элементы – простейшие сост. части сист. Среда – то, что влияет на сист. и с чем она взаимодействует. структура: а) соотношение эл. сист.; б) способ организации эл. в сист.; в) совок. принуждений и ограничений, кот. вытекают из существования сист. для ее эл. ф-ции сист. - это ее реакция на воздействия среды. Особенности сист. подхода: м/н сист. – тип соц. сист.; открытые и слабоорганизованные сист.; осн. эл. представлены соц. общностями, группами и отд. инд.; гл. звено – гос-ва; низкий уровень внешней и внутренней централизации;

43. Сущность и содержание законов функционирования и развития международных систем

44. Сущность и структура внешней политики государств.ВП – это деятельность гос-ва по реализации своих целей и интересов на мировой арене с помощью определенных средств. Структурные компоненты ВП: 1.цели 2.задачи 3.направления 4.принципы 5.средства 6.интересы 7.механизм выработки и реализации ВП решения. 1. Цели ВП: стратегические, тактические, долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные. Как правило универсальной интегрированной комплексной целью ВП гос-ва является обеспечение благоприятных внешнеполитич. международн. условий для внутреннего развития страны. В основе формул. целей - нац. интересы гос-в. 2.Задачи ВП: ставятся как правило в рамках определенного направления с указанием сроков их решения). Цель – результат, фиксация некоего состояния. Направление – процесс, движение к результату, имеющ.этапы, к-ые фиксир.в задачах. 3.Направления. Дифференцируются на: 1.географич (регион) – европейск., Америк., азиатское, африканское, ближневосточное 2.соц-политич. 3. по видам МО (проблемы разоруж., борьбы за мир, урегулир.конфликтов, межд.терроризм и т.д.) В направл.ВП четко просматривается приоритетность ВП интересов. 4.принципы – исходные, основополагающие положения, в соответсвиии с кот.строится ВП деят-ть.. (принцип мирного сосущест. И т.п.). Содержательно принципы МО и ВП одинаковы. Отличие в первичности принципа ВП. Принципы могут быть: 1.общедемократические(мирное сосуществ/альтернативн.ему принцип -принц.господства и и подчинения) 2.классовыми(принцип пролетарского социал.интернационализма, братская дружба, солидарность. К примеру, существенны только те отношения, носитеялми к-ых явл.определенный класс – отношения нового типа). В общем принципа заключ.в Уставе ООН (статья вторая главы и целх и приницах): 1.Принцип суверенитета; 2. Принцип выполнения межд.соглашений, договоров 3. Решение споров мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость; 4. Воздержание о угрозы силой или ее как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями ООН; 5. Соблюдать принципы ООН+6. не поддерж.страны, оказ. Противоправные действия в соотв.с уставом ООН 7. Невмеш-во: невм-во в дела, по существу входящие во внутр. компетенцию любого гос-ва, и не требует от Членов ООН представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава; однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер на основании Главы VII. 5.средства ВП – это инструменты, при помощи к-ых реализ.ВП.; это экономич., политич., военные, идеологические компоненты воздействия гос-ва на других субъектов МО для отстаивания своих интересов на межд.арене. Классифик.средств: силовые/несиловые, военные/невоенные. Особенность: грани м-у группами средств подвижны. В чистом виде СВП практически не реализуются. Военные и невоенные могут быть силовыми и несиловыми. Заня цели и принципы ВП гос-ва легко спрогнозировать средства, к-ые гос-во будет использовать для реализ.этих целей и принципов. Единств.иммоненто присущ.средством ВП явл.дипломатия. Все ост.средства носят интегрированный характер. Зап.дипломатия в кач-ве фундамент.средств ВП назыв.стратегию и дипломатию. Невоенные средства: политико-дипломатич. (дипломатия), экономические (вывоз капитала, внешние кредиты, займы, финансовая помощь, таможенные и иные ограничения, эмбарго, санкции), идеологич (пропагандистк) средства, физические средства (перекрытие русла рек, манипулирование климатом, погодой. 1990 г. Турция перекрыла русло р.Ефрат., введение водного эмбарго) Военные средства: принятие, изменении либо отказ от военных доктрин; создание, преобразов., роспуск военных блоков/союзов; принятие либо свертывание военных программ, придание им другой направленности; увеличение либо сокращение вооруженных сил; увеличение либо сокращение количества маневров; создание либо ликвидация военных баз; оказание военной помощи; обстрелы, бомбардировки объектов; угроза силой; высадка десантов. 6.Интересы: Внешнеполитич.(национ) интерес – этосубъективированное выражение потребностей гос-ва, для реализации к-ых требуется выход на межд.арену. Методологич.урок: потребность, нац.интерес тогда реален, когда он восприянт массой (людьми), когда люди одержимы этой потребностью. 7.Механизм выработки и реализации ВП решений (МВИР) – это сист-ма органов (институтов) и процедур в принятии и реализац. ВП решений; система органов и учреждений, олад.опред.правами и полномочиями в сфере внешн.политики.. Замечания методологич.хар-а. 1)МВИР носит как правило нац.хар-р2)для российской практики характерно демократизация МВИР (в сферу ВП втягив. Все большее кол-во внутр. Субъектов). Основными элементами МВИР явл. Оргнаы ВП, а также сист-ма заруб.органов и учреждений (МИД, посольства, представительства).Основные стадии (фазы) внешнеполитического процесса: 1. Формулировка и интерпретация внешнеполитических интересов. 2.Подготовка предложений и документов, касающихся конкретных внешнеполитических шагов и акций. 3.Принятие конкретных решений Президентом РФ (одобрение, корректировка или отвержение предлагаемых вариантов действий государства на международной арене). Участники процесса принятия решения:





1.Политические институты.

2. Смешанные структуры.

3. Выборное представительство и политические партии.

4. Региональные власти.

5. Гражданское общество: элиты, неправительственные организации, организованные конфессии.

6. Общественное мнение.

Ведомства по руководству ВП России существуют около 500 лет. Первые появ.при Иване Грозном – Посольский приказ. Основные элементы МВРВП в РФ:

45. Механизм реализации внешней политики.

Наши рекомендации