Модуль. Советская и постсоветская Россия
1. формирование советской власти (октябрь 1917 г. – май 1918 г.).
2. Таблица: центральные и местные органы советской власти в ноябре 1917 г. – мае 1918 г.
3. Сравнительная таблица: взгляды В.Ленина и Н.Бухарина по вопросу о заключении сепаратного мира с Германией весной 1918 г.
4. Таблица: Характеристика основных политических сил периода Гражданской войны.
5. Основные тенденции политического развития страны в 1920-е – 1930-е гг.
6. Сравнительная таблица: Советское государство в период политики «военного коммунизма» и нэпа.
7. Сравнительная таблица: Цели и методы государственной политики в деревне в период нэпа и после начала сплошной коллективизации.
8. Основные тенденции развития советского общества в 1930-е гг.
9. Причины, сущность и последствия режима личной власти И. Сталина.
9. Сравнительная таблица: Государственная политика в области культуры в 1920-е и в 1930-е гг.
10. Сравнительная таблица: Внешняя политика Советского государства в первую половину 1930-х гг. и в конце 1930-х гг.
11. Причины, содержание и последствия заключения пакта Молотова-Риббентропа в 1939 г.
12. Итоги второй мировой войны.
13. Конфликт внутри советского руководства после смерти И.Сталина.
14. Таблица: реформы Н.Хрущева в социально-экономической сфере.
15. Сравнительная таблица: Основные черты развития культуры в СССР в 1945-1953 гг. и 1953-1964 гг.
16. Таблица: Общественно-политическая оппозиция в СССР в середине 1960-1980-х гг.
17. Таблица: Перестройка – замысел и реальность.
18. Сравнительная таблица: Экономические реформы в СССР в период перестройки и в России в 1990-е гг.
19. Таблица: Основные тенденции развития современной России в политической сфере.
20. Приоритеты внешней политики Российской Федерации в начале 21 века.
Персоналии: Н. Бухарин, Л.Каменев, И.Сталин, М.Фрунзе, Ф.Дзержинский, М.Тухачевский, А.Колчак, А.Деникин, П.Врангель, Н.Юденич, А.Рыков, М.Рютин, А.Жданов, А.Вышинской, Л.Берия, Н.Хрущев, Г.Маленков, В.Молотов, Л.Брежнев, М.Суслов, А.Косыгин, А.Сахаров, А.Солженицын, М.Горбачев, А.Яковлев, Б.Ельцын, А.Явлинский, Е.Гайдар, А.Чубайс, Г.Зюганов, В.Путин.
Анализ документов
Документ № 1
Из письма читателя журнала «Коммунист», присланного в редакцию в начале 1960 гг. с пометкой: «Прошу поместить следующие подслушанные в пути мысли и ответить на них людям»:
«Н.С. Хрущев называет наших руководителей «слугами народа», это все равно, что черное назвать белым… Всегда слуга получал плату у хозяина, хозяин ее ему устанавливал. У нас наоборот. Страшно широкий замкнутый круг общегосударственных и местных вождей, считающих себя гениями против руководимой ими черни, сами себе установили огромные оклады, боятся разрешить самому народу подумать об установлении оплаты руководителям, о выборе руководителей… Опубликуйте, кто из депутатов и сколько получил «за» и «против» (персонально), зачем скрывать это от избирателей?
Доверяйте людям, приобщайте к руководству страной, решению общегосударственных дел… Проводите референдумы.
Люди хотят снижения цен. Его нет несколько лет. Нужно, чтобы хотя бы по внешнему виду, наши руководители были похоже на трудящихся больше, чем на буржуев… По радио и в газетах меньше восхвалять сегодняшний день, а больше звать к завтрашнему. Культ личности был не только Сталина и не по его только вине, а большинства руководителей, по их вине. А они в седле».
С1. Как назывался период, когда было написано это письмо и что было отличительной чертой этого периода? Кто был в то время руководителем СССР?
С2. Какие проблемы жизни советского общества волнуют автора? В чем состоит суть его обращения к властям?
С3. Как автор относится к описываемым явлениям. Почему он написал такое письмо в период либерализации жизни общества?
Документ № 2
Отрывок из выступления политического деятеля.
«Уважаемые граждане России! Дорогие друзья!
Сегодня я обращаюсь к вам, потому что вы доверили мне высший государственный пост в стране. Я понимаю, что взял на себя огромную ответственность, и знаю, в России глава государства всегда был и будет человеком, который отвечает за все, что происходит в стране. Первый президент Б.Н. Ельцин, покидая Кремль, произнес слова, которые многим запомнились. Он сказал и сегодня повторил в этом зале: «Берегите Россию». Именно в этом я вижу свою главную президентскую обязанность. Исполнения этого долга я буду требовать и от своих сотрудников по работе. Я также рассчитываю найти в этом патриотическом деле помощь сограждан России.
Впервые за всю историю нашего государства, верховная власть в стране передается самым демократическим образом – по воле народа. Законно и мирно. Мы доказали, что Россия становится по-настоящему современным демократическим государством.
У нас общие цели, мы хотим, чтобы наша Россия была свободной, богатой, сильной страной, которой гордятся граждане и которую уважают в мире.
Могу заверить вас, что в своих действиях буду руководствоваться исключительно государственными интересами»
1. В каком году и по какому поводу была произнесена эта речь? Кто с ней выступил?
2. Какие главные задачи поставил автор выступления? Как они осуществлялись в последующие годы?
3. В чем состояло значение события для демократического развития страны?
Документ № 3
Фрагмент выступления Н. И. Рыжкова на сессии Верховного Совета СССР в мае 1990 г.
«Преобразования, которые нам предстоит осуществить, предопределять жизненный уклад и судьбу не только нынешнего, но и будущих поколений. К этому шагу страна приближалась все пять лет перестройки. Мы продвигались к нему через радикальные перемены и глубокое, далеко не безболезненное переосмысление всех наших взглядов на социализм. Через переоценку существа таких понятий, как демократизация, собственность, рынок, предп ринимательство…».
1. Какие шаги в области демократизации были предприняты в период перестройки?
2. Какие экономические преобразования обсуждались в СССР в 1987-1990 гг.?
3. Какие изменения во взглядах на социализм происходили в это время?
Документ № 4
Из анонимного письма колхозников из Кировской области в конце 1940-х гг.
«,,, Руководители районов и областей в стремлении заработать ордена и благодарность правительства выколачивают хлеб у колхозов, оставляя колхозников голодными. Эти чрезвычайные меры привели к тому, что преобладающее число колхозников вынуждено питаться травой, мякиной, соломой и другими отходами. Как правило, с нового года колхознику нечего кушать, организм его истощается. Если бы не приусадебные участки, на которых колхозники сейчас сеют зерновые, многие колхозники умерли бы от голода. Чувствуется наличие занавеса между центральными органами власти и массой народа. Наш народ золотой, терпеливый, он многое перенес, надо лучше о нем заботиться…»
1. Какие основные экономические задачи решались в СССР в период, когда было написано письмо? Что заставило колхозников написать его?
2. Какие причины своего тяжелого положения называют авторы письма? Какие другие причины можете назвать вы?
3. Почему колхозники не подписали письмо? С какими особенностями того времени это связано?
Документ № 5
Из доклада Главного командования В.И. Ленину и РВС.
«Все факторы, в связи с предстоящими агрессивными действиями войск Антанты, выступлением Добровольческой армии на юге и сильным нажимом эсто-финских сил белогвардейских войск в Эстляндии, с угрозой Петрограду, потребовали образования новых фронтов и повели к значительному увеличению вооруженных сил Республики. Если еще в настоящее время мы одерживаем крупные успехи на всех фронтах протяжением в 8 тысяч верст с теми ничтожными силами, которые имеем, то происходит это от того, что против нас действует разрозненно материально и духовно противник, не объединенный под одним началом, и который, как на востоке, так и на юге и западе, не успел еще сам сорганизоваться».
1. На основании отрывка из документа установите год, в течении которого происходили описываемы события.
2. Назовите перечисленных в отрывке противников Советской власти, которые действовали «как на востоке, так и на юге и западе» (имя – фронт боевых действий).
3. Какая причина слабости белого движения указана в документе. Какие еще причины поражения белых вы знаете?
Самостоятельная работа студентов
При подготовке к экзамену в рамках каждой темы курса необходимо выделить основные события, исторические персоналии, поработать с терминами. Желательно составить схему центральных и местных органов управления, запомнить их функции, способ комплектования.
Во время изучения периодов системных реформ общественных отношений необходимо выявить причинно-следственные связи исторического процесса, понять, что устарело, как проводились реформы, каковы результаты каждой из них и всего комплекса преобразований. Соотнести замыслы и реальность, подумать, почему результаты часто не совпадали с планами реформаторов. Знать разработчиков проектов и противников преобразований.
При изучении вопросов военной истории нужно обратить внимание на причины конфликта, его основные этапы и результаты.
Для самопроверки Вам предлагается выполнить три небольших теста, по одному в рамках каждого модуля и проверить свои знания, используя ключи к предложенным заданиям.
Модуль 1
1. Кто это. В 16 лет он уже стал главой государства. В 20 лет он проявил себя умелым полководцем, выиграв битву, по названию которой к его имени было добавлено почетное прозвище. Благодарностью сограждан стало его фактическое изгнанье, поскольку слишком популярный вождь многих не устраивал. Год спустя сограждане снова призвали его к власти, и он в нескольких сражениях опять проявил свой военный талант, защитил свое государство и был признан лучшим на тот момент полководцем Европы. Оказавшись перед угрозой войны на два фронта, он выбрал меньшее зло и добровольно подчинился тому противнику, которого считал менее опасным, чтобы все силы сосредоточить на отражении главной угрозы. Хотя это и помогло ему сохранить реальную независимость своего государства, но вызвало многочисленные обвинения в предательстве. Позже умелые военные действия он чередовал с тонкой дипломатией. Под конец жизни он совершил одно из величайших по дальности путешествий своего времени. Спустя почти полтысячи лет после смерти, его останки были перезахоронены в столице в монастыре, доныне носящем его имя.
2. Объясните термины: кормление, баскак, приказ.
3. В приведенных ниже перечнях терминов и имен одно слово является «лишним», логически несвязанным с остальными. Найдите его и объясните, в чем отличие этого слова от других
А. Смерд – холоп – боярин – рядович – закуп
Б. Василий Ш – Иван Грозный – Василий Темный – Сергий Радонежский – Дмитрий Донской
4. «Урочные годы» - это
А. Годы, которые должен отработать крепостной, получивший «вольную»
Б. Годы, когда запрещались переходы крестьян в Юрьев день
В. Срок сыска беглых крестьян
5. Какие из перечисленных терминов относятся к Новгородской республике периода феодальной раздробленности
А) Князь Б) Вервь В) Полюдье Г) Волхвы Д) Патриарх Е) Вече Ж) Посадник З) Купцы, гости И) Пятины
6. Восстановите последовательность событий
А) Принятие Русской правды
Б) Упорядочение сбора дани вместо первоначального полюдья
В) Поход князя Олега на Киев
Г) Принятие христианства на Руси в качестве официальной религии
Д) Решение княжеского съезда об установлении на Руси самостоятельных правящих династий
7. Что Вы знаете об этих людях: Е. Глинская, патриарх Никон
8. Текст с ошибками. После правления Ивана Грозного резко ухудшилось экономическое положение страны. В 1601 году начался голод. В Москве из пяти миллионов жителей умерло более половины. В Поволжье вспыхивает восстание Емельяна Пугачева. В условиях кризиса любой человек, способный собрать вокруг себя недовольных, мог сыграть роль претендента на престол. И вот в Польше появился беглый монах Григорий Гапон, который выдавал себя за сына Ивана Грозного – царевича Дмитрия, чудом спасшегося от убийц царя Бориса Годунова. Он обратился за помощью к польскому королю и магнатам, обещая за поддержку в борьбе за трон расплатиться территориями. Ради этой поддержки он даже тайно принял православие. Лжедмитрий двинулся на Москву через северо-восточные регионы России, встречая активную поддержку населения. Летом 1605 г. он занял трон. В России надолго утвердилась новая династия. (Найдите неправильные сведения в тексте и укажите, в чем состоит ошибка).
9. В битве на Куликовом поле русскими воинами руководил князь московский Дмитрий Иванович, а ордынцами хан
А) Батый Б) Чингисхан В) Мамай Г) Ахмат Д) Тохтамыш
10. По легенде начало первой русской правящей династии положил князь
А) Олег Б) Владимир В) Рюрик Г) Святослав Д) Ярослав
Модуль 2
1. Кто это: Одним из любимых занятий для него была рубка дров и расчистка снега. Он женился на женщине, которую звали Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса. Его родственник объявил ему войну. Все что он имел, он передал не своему сыну, а брату, но тот отказался от подарка. Он хотел жениться на следующий день после смерти отца, и только решительные протесты родственников помешали ему. Во время всеобщей переписи населения, заполняя анкету, в графе «профессия» он написал: «Хозяин земли русской». Через много лет после смерти его канонизировала русская церковь.
2. Укажите составные части: а – «столыпинской» аграрной реформы
б – крестьянской «великой реформы» 1861 г.
1. Придание крестьянской общине функций юридического лица и землевладельца
2. Изъятие у помещиков части земли – «отрезков» - и бесплатная передача их крестьянам
3. Регулярное перераспределение земли между крестьянами
4. Поддержка крестьян, желающих переселиться на малоосвоенные земли
5. Прекращение личной крепостной зависимости крестьян от помещиков
6. Прекращение выкупных платежей
7. Предоставление крестьянам права неограниченного приобретения дополнительной земли
8. Национализация помещичьих земель
9. Введение выкупных платежей
10. Отмена рекрутской повинности
11. Поощрение создания отдельных крестьянских хозяйств – хуторов
12. Право крестьян без ограничения выходить из общины
3. Месячина, получившая распространение в юго-западных регионах России в конце 18 века - это
1. Месячное содержание крестьян (натуральное или денежное), работавших на земле помещика
2. Месячный отдых после сбора урожая 3. Крестины месячного ребенка
4.Кто был основателем Вольной русской типографии в Лондоне
А. Белинский 2. П. Чаадаев 3. А. Герцен 4. Д. Писарев
5.Объясните термины: протекционизм, курия, эсеры
6.Что Вы знаете об этих людях: Е. Пугачев, М. Сперанский
7.Историческое значение одного из событий: Крымская война (1853-1856 гг.), Первая российская революция.
8.Лидером какой партии был В. Пуришкевич
А. Кадетов Б. Социал-демократов В. Эсеров Г. Союза русского народа
9.Какая партия при решении аграрного вопроса выступала за социализацию земли
А. Кадеты Б. РСДРП В. Эсеры Г. Октябристы Д. Союз русского народа
10. Кто такие западники в 19 веке