Семинар 15. Политические учения в Западной Европе

В XIX начале XX в.

1. Основные направления политической идеологии в XIX в.

2. Консервативная реакция на французскую революцию (Э.Берк, Ж. де Местр). Критика Руссо.

3. Либерализм и его представители: Б. Констан, А. Токвилль, И. Бентам, Дж.Ст. Милль.

4. Социологический позитивизм ( Г. Спенсер, О. Конт, Р. фон Иеринг).

5. Социологическая теория государства Л. Гумпловича.

6. Политико-правовые идеи Ф. Ницше.

Литература

Антология мировой политической мысли. М.: Мысль, 1997.

Антология мировой правовой мысли. М., 1999.

Берк Э.Размышления о революции во Франции. М.1996.

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX — начала XX века. М.,1988.

Либерализм Запада XVII-ХХ вв. / Под ред. Согрина В. В. и др. М., 1995 с. 62

Милль Д. О свободе//historic.ru.

Мишель А. Идея государства. М., 2008.

Мочкин А.Н. Ницще. М, 2006.

Ницше Ф По ту сторону добра и зла // Сочинения - Т 2 - М , 1990

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Сочинения - Т 2 - М , 1990

Токвилль А. Демократия в Америке. М.1996

Федорова М.М Французский либерализм до и после революции. Руссо-Констан// ПОЛИС- 1993- № 6- С. 132.

Семинар 16-17. Политико-правовые учения в России в XIX -начала ХХ века( 4).

1. Конституционные проекты М.М. Сперанского.

2. Конституционные проекты декабристов, их теоретическая основа (П.И. Пестель, Н.М. Муравьев).

3. Политико-правовые аспекты полемики западников и славянофилов. Россия и Европа. “Русская идея”.

4. Особенности русского либерализма.

5. Либеральная философия государства и права Б.Н. Чичерина.

6. Русский консерватизм. Учение Н. Данилевского о культурно-исторических типах.

7. Теократическая утопия В. Соловьева.

8. Политико- правовые воззрения русской эмиграции Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, П.А. Сорокин).

Вопросы для мозгового штурма

9. Христос и свобода.

10. Почему В. Соловьев дал понятие государства как организованно-собирательной жалости?

11. Почему В. Соловьев дал понятие права как жалости равномерно-применяемой?

12. Право- это цель или средства.

13. Соотношение права и морали

Дебаты на тему «Самобытность России - утопия или реальность?

Эпиграф к дебатам:

«О Русь! В предвидении высоком Ты мыслью гордой занята; Каким Ты хочешь быть Востоком: Востоком Ксеркса иль Христа?» В.С. Соловьев.

«Россия обладает, быть может, великими и самобытными духовными силами, но для проявления их ей во всяком случае нужно принять и деятельно усвоить те общечеловеческие формы жизни и знания, которые разработаны Западной Европой. Наша вне-европейская или противу-европейская самобытность всегда была и есть лишь пустая претензия; отречься от этой претензии есть для нас первое и необходимое условие всякого успеха». В. Соловьев

Литература

Антология мировой политической мысли. Т.3-4. М.,1997

Грязнова Т.Е. Идея демократии в русской либеральной мысли второй половины XIX – XX вв. Автореф. Д.ю.н., Нижний Новгород, 2011.
Горкунова П.И. Религиозно-философская традиция и современность социально-политической мысли Русской православной церкви (X-XXI вв.). Право и политика, № 11, 2010.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа.М. ,1991.

Ильин И.А. О сущности правосознания. О государственной форме. О свободе. Об органическом понимании государства и демократии.
Опасности и задания русского национализма.// gumer.info.

Исаев И. А., Золотухина Н М История политических и правовых учений России XI - XX вв. М. , 1995.

История русской правовой мысли. М.,1998.

Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

Томсинов В. А. Судьба реформатора, или Жизнь Сперанского. М., 2003.

Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. Тома I-III. Москва, типография товарищества И. Н. Кушнерев и Ко, 1894 г.

Семинар 18. Контрольная работа по 2 модулю. Темы:Школа естественного права (XVII в.). Политические и правовые идеи Просвещения. Немецкая классическая философия права. Политические учения в Западной Европе и России в XIX начале XX в.

7. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

Требования по освоению программы дисциплины предусматривают: знание и понимание студентами историко-правовых источников, т.е. определенных доктрин, концепций, учений, умение установить причинно-следственные связи их развития, а также их влияние на действующие государственно-правовые системы современности. Усвоение программного материала достигается систематическим использованием студентами следующих видов учебной работы: посещение семинаров; изучение материала по учебнику и иной специальной литературе; подготовка к каждому семинарскому занятию и участие в нем; выполнение домашних заданий, контрольных работ в установленный срок и качественно; подготовка эссе, посещение консультаций; выполнение творческих заданий.

Организация учебного процесса ведется на основе рейтинговой накопительной системы) оценки знаний студентов. Максимальное количество баллов, которые возможно набрать в течение семестра -100 баллов на основе следующих выполненных работ:

Таблица 6

  Виды работ Баллы
1. Посещение лекций 0-18
Контрольные работы по итогам модуля(2) 0-10
Выступление на семинаре, доклад, не менее трех содержательных дополнений (16 семинаров) 0-32
Эссе (2) 0-6
Презентация к докладу, в том числе на иностранноv языке 1/3  
Коллоквиум по теме 8

Помимо обязательных форм занятий, студенты могут набрать или добрать недостающие баллы за счет выполнения дополнительных эссе или иных творческих заданий.

Эссе (франц. essai - попытка, проба, очерк) – творческая работа небольшого объема и свободной композиции, выражающая индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующая на исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, свежее, субъективно окрашенное мнение о чем-либо и может иметь научный, философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличает образность, афористичность и установка на разговорную интонацию и лексику. Жанр эссе допускает не только написание текста, но и устное выступление с ним на семинарском занятии. При этом оценивается как содержание эссе, так и стиль его преподнесения. В случае если по каким-то причинам выступить на семинаре не удалось, эссе должно быть сдано в письменном виде преподавателю, ведущему семинарские занятия. В этом случае рекомендуемый объем эссе – 5-6 страниц текста.

В программе предлагаются некоторые темы для эссе, однако эти списки не является исчерпывающими. Студент вправе выбрать тему для эссе самостоятельно, согласовав ее с преподавателем.

Творческие задания - разнообразные работы научного, методического или учебно-практического характера, связанные с поиском, оформлением, систематизацией, необычным представлением знаний о государстве и праве. Творческие задания носят заведомо нестандартный характер и оцениваются в каждом случае индивидуально. Содержание творческого задания должно быть согласовано с преподавателем, ведущим семинарские занятия. По решению преподавателя выполненные творческие задания могут быть засчитаны взамен реферата или эссе.

Примеры творческих заданий:

1. Разработка Web-страницы, посвященной жизни и творчеству выдающегося ученого.

2. Перевод с иностранного языка научной статьи, фрагмента монографии по ИППУ.

3. Разработка учебной, деловой или ролевой игры.

4. Создание графических иллюстраций (рисунков, картин, компьютерной графики) по какой либо теме.

5. Перевод в электронную форму (сканирование, форматирование, вычитка) монографической работы или сборника статей объемом не менее 150 стр.

6. Подборка серии рисунков или карикатур (не менее 15) одной из тем.

7. Подборка серии афоризмов (не менее 15) по теме ИППУ

8. Представление видеодокумента или видеосюжета по ИППУ. 20. Представление аудиодокумента или аудиосюжета по теоретико-исторической дисциплине.

9. Разработка творческого материала для целей правового обучения и правового воспитания (молодежный правовой вечер, устный журнал, правовая дискотека и т.п.).

10. Проведение микросоциологического исследования (анкетирование, интервьюирование, контент-анализ и т.п.) по проблемам правового сознания и правовой культуры .

11. Подготовка телепередачи или радиопередачи по ИППУ.

12. Подготовка тестовых заданий.

13. Формы контроля: проверка эссе, коллоквиум, собеседование, обсуждение доклада, взаиморецензирование, контрольная работа по итогам каждого модуля. Промежуточная аттестация осуществляется в форме экзамена. Итоговая проверка знаний – экзамен. При оценке ответов преподаватель руководствуется требованиями программы и правилами, принятыми в Университете.

Наши рекомендации