Пределы воздействия права на экономику и политику.
Решение проблем соотношения государства и экономики может осуществляться на двух разных уровнях и рассматриваться в 2-х планах: общетеоретическом и прикладном, практическом.
В литературе вопрос о соотношении государства и экономики неоднозначен (несколько вариантов):
1) первенство отдается экономике перед государством и политикой, в других,
2) наоборот, государству и политике перед экономикой;
3) в отношениях между государством и экономикой усматривается некий паритет(государство способно оказывать на экономику такое же воздействие, как и экономика на государство.)
Приверженцы теории первенства экономики над государством и политикой, которые абсолютизируют экономический фактор,пытаются объяснить все происходящие в обществе явления и события лишь экономическими причинами, отождествляют «социальное» с «экономическим» и пр. ( так называемая марксистская точка зрения).
Анализ данной проблематики задача весьма сложная и многоаспектная. Исходными посылками при этом являются следующие:
1) Государство и экономика — это сложные, многогранные явления, охватывающие не только сферу политической и материальной жизни общества, но и оказывающие огромное влияние на все другие сферы. Государство в любой общественной формации является одновременно субъектом самых разнообразных — экономических, политических, социальных, идеологических и иных отношений, и в этом смысле оно не только надстроечное или же политическое, но и экономическое, идеологическое и иное явление. Экономика также, оказывая влияние на другие сферы жизни общества, выступает как многогранное явление.
2) При рассмотрении соотношения государства и экономики следует обратить внимание прежде всего на факторы, обусловливающие характер этого соотношения в различных исторических условиях, и на пределы взаимного влияния государства на экономику и экономики на государство. В условиях существования различных социальных систем они далеко не одинаковы.
3) Соотношение государства и экономики в любой стране и социально-политической системе — это не пассивный, а весьма активный процесс. Это двусторонний процесс их взаимосвязи и взаимодействия, где каждая из сторон в зависимости от сложившихся обстоятельств может играть определяющую или определяемую роль.
4) При анализе проблем соотношения государства и экономики в исторически разных социальных системах в практическом плане более целесообразным представляется идти не по традиционному пути, предполагающему изучение государства и экономики от рабовладельческого государства и права вплоть до наших дней, а по иному пути. А именно с учетом их классификации и исследования в зависимости от степени развития в стране рыночной структуры.
В соответствии с данным критерием выделяются разные социальные системы (3 группы):
· системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют традиционные рыночные элементы;
· системы с зарождающимися рыночными отношениями, идущие по пути становления рыночных институтов
· системы с высокоразвитой рыночной экономикой.
Для каждой из них групп характерны свои специфические взаимооотношения между государством и экономикой, свои формы и методы взаимодействия, свои принципы взаимосвязи, пределы влияния друг на друга.
Характерными особенностями взаимоотношений, возникающих между государством и экономикой в 1-й группе являются:
1), несомненное доминирование государственной собственности перед всеми иными формами собственности.
2) важными чертами отношений государства и экономики, существующих в пределах рассматриваемой группы социальных систем, являются их жесткая «привязанность» друг к другу, отсутствие гибкости и, как следствие, долговременной стратегической устойчивости и эффективности. (такая жесткая связь чревата утратой динамизма, инициативы и эффективности в развитии государства и экономики)
3) к числу особенностей, характерных для взаимоотношений государства и экономики, существующих в рамках «нерыночных» социальных систем, следует отнести также чрезмерную централизацию экономических рычагов в руках государства, а точнее — правительства, сосредоточение всего механизма управления экономикой в центральных правительственных структурах. Как следствие всего этого — неизбежное разбухание аппарата управления экономикой, рост бюрократизма.
Характерные особенности 2-й группы (переходные от нерыночных к рыночным социальным системам) (Современная Россия ,Прибалтийские республики и страны Восточной Европы):
1) постепенное изменение характера взаимоотношений государственных органов и экономических структур в сторону партнерских;
2) утрата монополии государства и государственной собственности над экономикой и иными формами собственности;
3) изменение методов государственного воздействия на экономические отношения;
Характерные особенности 3-й группы (рыночные социальные системы):
1) установлении преимущественно партнерских отношений между государственными и рыночными структурами;
2) минимальном вмешательстве государства в экономику, уровень которого для каждой страны является, как правило, различным;
3) органичном сочетании административно-правовых с финансовыми и иными «либеральными» средствами воздействия государства на экономические отношения;