Форма правления в современном Российском и советском гос-вах: общее и особенное
Форма гос-ва – это способ орг-ции и осущ-ния гос власти. Составляющие формы гос-ва: форма правления; форма гос устройства; гос-правовой режим.
Форма правления – орг-ция верховной власти гос-ва, то есть устройство высших органов гос власти, их структура, порядок образования и взаимодействия друг с другом и с населением, компетенция этих органов, а также степень участия населения в их формировании. Форма правления показывает, кто правит в гос-ве, кто осущ-т верховную власть.
Президентская республика – высшим должностным лицом явл-ся президент, обладающий полномочиями главы гос-ва и прав-ва. Признаки: прав-во формируется президентом; президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом (США, Бразилия, Мексика, Аргентина). Признаки:
1. в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства;
2. президент избирается на всеобщих выборах и тем самым получает свои полномочия непосредственно от народа;
3. президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, кот несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом.
Достоинства: стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику гос-ва, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.
Недостаток в чрезмерной концентрации власти в руках одного человека – президента. Отсюда воз-ть злоупотребления ею, что нередко приводит к культу личности и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.
В связи с определенными достоинствами недостатками вышеописанных форм правления, во многих государствах используется смешанная форма правления с элементами президентской и парламентской республик. Смешанные республики устанавливаются, главным образом, в странах, свергнувших тоталитарный режимы (Россия, Болгария, Польша, Португалия и другие).
РФ – демократическое федеративное правовое гос-во с республиканской формой правления. Смешанная республика (полупрезидентская) – сильная представительная власть; наличие парламента; наличие правительства; возможность отставки правительства парламентом; возможность роспуска Президентом ГД; Президент избирается всенародным голосованием; Президент действует независимо от правительства и парламента.
Государственную власть осуществляют: Президент РФ, ФС РФ, Правительство РФ, суды РФ (принцип разделения властей).
Смешанная республика обусловлена тоталитарными привычками, отсутствием демократических традиций, а также слабо развитой партийной системой.
Территориальная организация государственной власти – одна из острейших проблем государственного строительства – нахождение и поддержание оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.
Федерация смешанного типа, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизм регулирования федеративных отношений – двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.
Децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешиваются заложенными в Конституции принципами, гарантирующими: незыблемость территориальной целостности гос-ва; равноправие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам гос власти; единство основ гос строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей тер-рии гос-ва; верховенство фед зак-ва; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации.
Конституция разграничила предметы ведения и полномочия м/у органами гос власти РФ и органами гос власти ее субъектов на три группы: предметы ведения РФ; предметы совместного ведения РФ и ее субъектов; предметы ведения субъектов РФ.
Политический режим (имеет нестабильный переходный хар-р) – либерально-демократический режим, несущий на себе печать тоталитарного режима (элементы всеобщего контроля гос органов за жизнью граждан, сохранение властных структур чиновников в сфере проживания, передвижения граждан – прописка).
Законы не стали повсеместной основой политического режима, недостаточна судебная защита прав и свобод граждан, ответственность за нарушение законов. Не вошло еще в практику и прямое действие Конституции, не отработаны процедуры прямого применения Конституции правоохранительными органами.
Судебные органы, становясь на позицию прямого применения Конституции, постепенно наполняют конкретным содержанием ее отдельные правовые положения, создают своеобразные судебные прецеденты.
Специфика российской государственности:
В содержании функций российского государства возрастает удельный вес общесоциальных, общедемократических, гуманистических начал.
Отказ от приоритета интересов государства и внедряется принцип неотчуждаемости естественных прав человека, правовой защищенности личности от произвола государственных органов и должностных лиц.
Посвоей сути современное Российское государство представляет переходный тип государства, который расстается с реликтами советского социалистического государства и эволюционирует в сложных и противоречивых процессах в направлении либерально-демократического государства. В том же направлении эволюционируют, пройдя через «бархатные», «мягкие» революции, и все европейские государства бывшего социалистического лагеря, содружества.
Новые социальные силы: класс предпринимателей, частных собственников, интеллигенция, квалифицированные работники («белые и синие воротнички»), фермеры – формируют в борьбе с отживающей, бывшей партийно-советской, хозяйственной номенклатурой политические и экономические государственные структуры, которые должны выражать и защищать интересы новых социальных сил.
Форма правления в современной России – смешанная – элементы президентской и парламентарной республик со значительным доминированием первой (по Конституции РФ «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»).
Политический режим в настоящее время имеет нестабильный, переходный характер. Его дальнейшая эволюция в либерально-демократическую сторону подвергается как критике со стороны сторонников тоталитарного режима, так и одобрению со стороны приверженцев демократических реформ..
Российское государство стимулирует в настоящее время (налоговые льготы, кредиты) производство, инвестиции в него. Однако надо признать, что налоговые системы еще весьма далеки от нормального устройства, налогоплательщик еще не стал основной фигурой налоговой системы, основным субъектом во взаимодействии «гражданин-государство».
В современной России большое значение приобретают образовавшиеся финансово-промышленные группы, их борьба за сферы влияния, переделы собственности. В такие группы входят коммерческие банки, крупные акционерные общества, производственные предприятия. И у государства возникает новая функция: примирять столкновения этих финансово-промышленных групп, когда они выходят за рамки разумной конкуренции и ведут настоящие войны в процессах приватизации. Государство также должно обеспечивать и контролировать поступления налогов от этих групп, противостоять их попыткам подменить государственные интересы своими групповыми интересами и т.п.
Особенно большое значение в условиях перехода к рыночной экономике приобретает функция обеспечения социальной защищенности граждан. Для осуществления этой деятельности в современном Российском государстве созданы специальные государственные структуры, призванные координировать работу местных служб социальной помощи, а также оказывать активное влияние на политику правительства но отношению к малоимущим. Вопросами социальной защищенности занималось специально созданное Министерство социальной защиты населения России.
Имущественная дифференциация в российском обществе существовала и ранее, но в последние годы она резко усилилась. А с либерализацией (освобождением) цен приобрела особенно острые формы. В принципе, социальное расслоение общества – явление естественное и неизбежное. Уравнительная тенденция, присущая тоталитарному государству, не стимулировала энергию, предприимчивость людей и не побуждала их к улучшению результатов своего труда. Однако государство не должно допускать обогащения одних за счет ограбления других. Правомерна лишь такая дифференциация, при которой все доходы получены законным путем и в основном заработаны трудом, умом, прилежанием, инициативой, предприимчивостью.
К функции социальной защищенности граждан тесно примыкает функция поддержки здравоохранения. В условиях рыночной экономики, а также и перехода к ней государство не в состоянии полностью обеспечивать государственную систему бесплатной медицины, т.к. не имеет для этого материальных возможностей. Поэтому неизбежен переход к системе медицинского страхования, конечной целью которого является создание такой системы организации медицинской помощи, которая бы обеспечивала ее своевременность и повышение качества диагностики и лечения.
Характерный для современной эпохи научно-технический прогресс (информация, атомная промышленность, другие новые технологии), вызванный им рост масштабов воздействия человека на природу сопровождается негативными последствиями: истощением сырьевых ресурсов, загрязнением почвы, атмосферы, водной среды, превышением естественного радиационного фона и т.п. Подобные явления в целом представляют ухудшение среды обитания, качества жизни людей и неизбежно влекут повышение заболеваемости и смертности, создают демографический кризис. В связи с этим приоритетное значение приобретает экологическая функция Российского государства, или, как ее еще называют, функция охраны природы или окружающей среды.