Правовые процедуры и процессуальность в праве
Правовые процедуры
Юридическая деятельность не мыслима без соблюдения специальных правовых процедур.
Процедура (с франц. и лат. - обеспечивать продвижение чего-либо, установленный порядок) как общесоциальное явление имеет следующие признаки:
- ориентирована на достижение конкретного социального результата;
- состоит из последовательно сменяющих друг друга актов поведения, ступеней деятельности;
- создает модель развития, движения какого-либо явления, закрепляемую на нормативном уровне;
- имеет иерархическое строение, находится в динамике и развитии;
- имеет служебный характер, так как является средством реализации главного для нее общественного отношения.
Юридическая процедура - это нормативно-установленный порядок осуществления юридической деятельности, который четко изложен и закреплен в законах, подзаконных нормативно-правовых актах и направлен на реализацию норм материального права и основанных на них материальных правоотношений, охраняемых от нарушений правовыми санкциями. Например, процедура принятия закона парламентом, порядок оформления пенсии, заключение брака и т.д.
Правильное понимание юридической процедуры предполагает ее соотношение с юридическим процессом. Понятие “юридический процесс” шире понятия правовой процедуры, так как реализуется через конкретные правовые процедуры.
Главная цель правовой процедуры - реализация основной , то есть материальной юридической нормы, основанного на ней материального основного правоотношения.
Так, правовая процедура толкования Конституции РФ в деятельности Конституционного Суда РФ складывается из следующих стадий:
1) внесение специального запроса в Конституционный Суд РФ уполномоченных субъектов;
2) предварительное изучение вопроса судьями;
3) подготовка дела к слушанию;
4) рассмотрение запроса в открытом заседании Конституционного Суда РФ;
5) принятие итогового решения на закрытом совещании судей;
6) опубликование решения Конституционного Суда России.
Внутригосударственное значение правовых процедур заключается в том, что граждане могут использовать предоставленные им права и свободы.
Выделяют следующие виды правовых процедур:
1) законотворческие;
2) судебные;
3) административные.
Как правило, в рамках юридического процесса осуществляется контрольнонадзорная деятельность.
Таким образом, юридический процесс представляет собой совокупность правовых процедур, направленных на достижение общей цели.
Акты применения права.
Правоприменение – специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов МСУ по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.
Применение права– властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.
Применение права имеет следующие признаки:
· осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти (субъекты правоприменения);
· имеет индивидуальный характер;
· направлено на установление конкретных правовых последствий (субъективных прав, обязанностей, ответственности);
· реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах;
· завершается вынесением индивидуального юридического решения;
· его основания регулируются законодательством.
Обстоятельства, требующие обязательного правоприменения:
· совершение правонарушения;
· обязательный контроль со стороны государства (нотариальное удостоверение, государственная регистрация);
· регулирование взаимоотношений в государственных органах (назначение или снятие с определенной должности);
· возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению.
Стадия установления фактической основы дела – стадия установления истины – исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимыми. Фактические обстоятельства многообразны: при совершении преступления – лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора – обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон. Фактические обстоятельства относятся к прошлому, подтверждаютсядоказательствами – материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия). Эти документы отражают юридически значимую фактическую ситуацию. Доказательства должны отвечать требованиям:
· относимости (имеют отношение к делу);
· допустимости (установлены (допускаются) процессуальными нормами);
· полноты (наличие всех доказательств).
Стадия юридической квалификации – юридическая оценка фактических обстоятельств – какая норма может быть применена в данном случае. Поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации.
Стадия вынесения решения по делу – оформление юридического документа – обязательные реквизиты правоприменительного акта:
· Его наименование, Место и время принятия, Название органа или должностного лица, принявшего данный акт; Подписи соответствующих должностных лиц, необходимые печати.
Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Юридические нормы и возникающие на их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения, однако, последняя, реализуется по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке. Возможность принудительного исполнения актов применения права обусловливает их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности.
Стадия исполнения правоприменительного акта, контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом – проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, определяется порядок исполнения правоприменительного акта, круг лиц, ответственных за исполнение решения. На этой стадии государство вправе вмешаться в правоприменительную деятельность для защиты правопорядка, режима законности и справедливости. На ней же реализуется принятое решение.
Акты правоприменения (АП) – итог выражения правоприменительной деятельности, закрепление решения компетентных органов по конкретному юридическому делу.
По характеру регулятивного воздействия на общественные отношения АП бывают:
· Исполнительные – констатируют возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов в связи с их правомерным поведением;
· Правоохранительные – издаются в профилактических целях или для охраны норм права от возможных нарушений (акты следственных, судебных, прокурорских органов).
По субъектам-правоприменителям: Акты главы государства, Правительственные акты, Акты юрисдикционных органов, Органов государственного управления.
По форме: указы президента ненормативного характера, приказы, протоколы, решения и т.д.;
По способу принятия (процедуре): коллегиальные и единоначальные;
По юридическому значению:
· Основные – решения суда по гр. делам, приговоры, решения органа социального обеспечения о назначении пенсии;
· Вспомогательные – протоколы осмотра мест происшествия, очной савки, постановления суда о назначении медцинской экспертизы и др.;
По способам выражения: Акты-документы; Акты-действия (удаление свидетеля из зала суда); Акты-символы (дорожные знаки);
По характеру действия: Однократные (штрафы); Длящиеся (выплата пенсии, исполнение приговора суда);
Различия между АП и НПА:
· АП характеризует конкретное единично правоотношение, НПА – общие общественные отношения;
· НПА – источник права, АП – сам принимается на основе действующих норм права;
· НПА – распространяет свое действие на неопределенное число фактов, лиц, а АП – на точно установленных лиц, фактов, действий;
· АП характеризуется единовременным действием, НПА – рассчитан на неопределенное время и многократные реализации.
Общее между АП и НПА:
· издаются государственными органами и полномочными должностными лицами и представляют собой государственно-властное предписание;
· обязательны для исполнения и обеспечены государственным принуждением;
· имеют определенную форму, которая должная соответствовать требованиям юридической техники.
Билет 16.