Юридическая техника и ее значение.

Юридическая техника – совокуп. правил, приемов и специф. средств подготовки, оформления, публикации и систематизации НПА и иных юр документов (цель – создание качественных юридических актов, совершенных по форме и содержанию).

Юр техника охватывает вопросы построения актов (преамбулы, разделы, главы, статьи), определения терминов, использования формулировок (четкость, однозначность, грамотность).

Систематизация НПА – деятельность, направ на упорядочение и совершенствование прав норм. Устраняются противоречия между прав нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы, создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и др систематизированные акты. 4 формы систематизации НПА:

1. Кодификация – деятельность правотворческих органов по созданию нового, свободного, систематизированного НПА, осуществляющаяся путем глубокой и всесторонней переработки действ законодательства и внесения в него новых сущ изменений.

Признаки кодификации:

  • ею занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных полномочий;
  • в результате создается НПА, включающий нормы, отличающиеся от ранее действовавших;
  • кодификационный акт – свободный акт (находив в различ актах, но регулировавшие одну область);
  • кодификационный акт – основной среди актов, действует в опр сфере общественной жизни (отрасль права);
  • НПА, создаваемый в результате кодификации, рассчитан на длительное регулирование общественных отношений.

Виды кодификации:

  • всеобщая (принятие серии кодификационных актов по основным отраслям);
  • отраслевая (охватывает законодательство отрасли права);
  • специальная (комплексная) (включает акты подотрасли, института или однородного комплекса законодательства).

Формы кодификационных актов:

  • основы законодательства – НПА, устанавл сложнейшие положения отрасли права или сферы гос управления (в фед гос-х);
  • кодекс – наиболее распространенный вид кодификационных актов, действ в основных сферах общественной жизни;
  • устав, положение – кодификационные акты специального действия.

2. Инкорпорация – объединение в сборники или собрание НПА в опр порядке без изменения содержания. Ее производит систематизирующий орган, не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы.

Классификация инкорпорации:

а) в зависимости от объема охватываемого нормативного материала:



  • генеральная (полная) – в собрание включается все законодательство страны или субъекта;
  • частная (частичная) – собрания составляются по опр вопросам, сфере гос деятельности, отрасли законодательства или правовому институту;

б) по субъектам осуществления:

  • официальная (упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих НПА);
  • хронологическая (упорядочение по времени опубликования и вступления в силу);
  • предметная (систематическая) (упорядочение по отраслям права);
  • официозная (полуофициальная) (издание собраний по поручению правотворческого органа);
  • неофициальная (обработка законодательства организациями или гражданами без специальных полномочий).

3. Консолидация – форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких НПА, действующих в одной области общественных отношений в единый НПА без изменения содержания (содержит черты кодификации и инкорпорации).

4. Учет – деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии НПА, а также деятельность поисковых систем, обеспечивающих нахождение необходимой информации, взятой на учет.

Принципы организации учета:

  • полнота информационного массива (фиксация и выдача всего объема информации, отсутствие пробелов и упущений);
  • достоверность информации (использование офиц источников опубликования и своеврем фиксация внесенных изменений);
  • удобство пользования.

Виды учета:

  • журнальный (фиксация реквизитов НПА в специальных журналах) (формы журнального учета: хронологическая; алфавитно-предметная (системно-предметная); тематико-предметная);
  • картотечный (создание карточек, расположенных по опр системе) (формы картотечного учета: хронологическая; алфавитно-предметная; предметно-отраслевая);
  • автоматизированный учет законодательства (на базе применения компьютерной техники) (преимущества: неограниченный объем информации; быстрое получение информации).

Билет 5.

Наши рекомендации