Проблемы современной типологии гос-ва. Формационный, цивилизационный и др подходы.

Типология – разновидность классификации. По средствам типологии различные государства подразделяются на определенные типы. Тип государства – совокупность устойчивых черт государства на опр этапе его развития. В настоящее время в юр литературе применяются два основных подхода к типологии государств – формационный и цивилизационный.

Наиболее распространен формационный подход – основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главный критерий классификации – способ производства, кот определяется господствующей формой собственности на средства производства.

Каждой формации соответствует свой тип государства и права (рабовладел, феодал, буржуаз, социалист). Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в эконом базисе и носит объектив характер. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь истор процесс есть последовательная смена формаций и соответ типов государств.

Данный подход был широко распространен в марксистско-ленинской ТГП. Она рассматривала данный подход в качестве единственно правильного. Согласно марксистско-ленинской теории человеческое общество проходит пять общественно-экономических формаций, общество может находиться на определенной ступени:

1. первобытнообщинная (безгосударственная);

2. рабовладельческая;

3. феодальная;

4. капиталистическая;

5. коммунистическая (его первой стадией является социализм).

Соответственно этим формациям выделялись четыре исторических типа государства.

В современных условиях обнаружилась недостаточность формационного подхода для типологической характеристики всех государств. Главные недостатки этого подхода в том, что он:

1. базируется на материале европейских стран. Восточные же государства, отличавшиеся большим своеобразием и спецификой гос организации, не укладывались в рамки формационной теории;

2. характеризует развитие обществ и государств как одномерное, линейное, заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяет другую. Это движение имеет необратимую силу и все народы должны обязательно пройти все формации. Однако это положение не всегда подтверждается соц практикой. Так, формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии – первобытнообщинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях развития, и пошли разными путями в государствообразовании.

Современная отечественная ТГП не отвергает формационный подход, но вносит в него некоторые коррективы. Вместо четырех типов государства выделяется 5 (восточный (азиатский) тип). Если марксистско-ленинская теория исходила из того, что каждый тип государства более совершенный, в частности считалось, что на смену рабовладельческому приходит феодальное государство. Современная типология: первые типы государства были восточный, рабовладельческий и феодальный.

Цивилизационный подход – при характеристике развития конкретных государств и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы (особенности духов жизни, форм сознания, религии, миропонимания, мировоззрения, своеобразие обычаев и тд). В совокупности эти факторы образуют понятие «культура»; родственные и близкие культура образуют цивилизацию.

Духовно-культурные факторы способны:

- полностью блокировать влияние того или иного способа производства; частично парализовать его действие;

- прервать поступательное формационное движение;

- усиливать социально-экономическое развитие.

Таким образом, данный подход основан на выделении различных цивилизаций. Основоположник английский историк Тойнби. Он выделял 21 цивилизацию, при этом разделял их на:

1. первичные – государства, являющиеся частью базиса, а не только надстройки. Ключевая роль таких государств в развитии социально-экономической сферы. Такие государства тесно связаны с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят: древнеегипетская, ассиро-вавилонская, шумерская, японская, сиамская и другие;

2. вторичные – не так всесильны, не составляют элемента базиса, но входят в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская);

Позиция Тойнби подвергалась критике не только в отечественной, но и в западной литературе из-за отсутствия четких критериев (уровень эконом развития, этнические особенности, религия, мораль, особенности культуры) типологии государства. Тем не менее, в современной отечественной литературе цивилизационный подход в типологии государства рассматривается как один из основных.

Выделяют следующие этапы цивилизации:

1. локальные цивилизации, существующие в отдельн регионах или у отдельн народов (шумерская, эгейская, индская);

2. особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и другие);

3. всемирная цивилизации, охватывающая все человечеством и формирующаяся в настоящее время в основе принципа глобального гуманизма, основанном на не отрицании нац особенностей, разнообразии верований, сложившегося миропонимания. На первое место выдвигаются ценности человека, его право на свободное развитие, его благо.

В юр литературе отсутствует общепризнанная типология государств по цивилизационному критерию. Можно использовать опр вариант цивилизационного подхода в типологии государства, основываясь на истории человеческого общества. Всю историю человеческого общества современная наука разделяет на четыре периода (цивилизации): 1. древняя цивилизация; 2. средние века; 3. новое время; 4. новейшее время.

Соответственно выделяют четыре типа государства.

С учётом уровня эконом развития все государства на 3 типа: доиндустриальное; индустриальное; постиндустриальное.

Ещё одна типология учитывает пути возникновения государства. Два основных типа государства – восточный (азиатский) и западный (европейский). Каждый из этих типов имеет подтипы.

Цивилизационный подход.

Достоинства цивилизационного подхода:

- ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу;

- позволяет объяснить многовариантность историч развития, общества и государства развиваются неодинаково и избирают разные пути движения к прогрессу

- позволяет рассматривать государство не только как организацию полит господства одного класса над другими, но и как самостоятельную ценность для общества.

Оба этих подхода взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе, что позволит наиболее полно характеризовать тип государства с учетом не только соц-эконом, но и духовно-культурных факторов, а также эконом фактор – способ производства.

Наши рекомендации