Основные концепции сущности и социального назначения государства
Соц. назначение государства раскрывает, для чего оно предназначено, каким целям должно служить. Главное – служить обществу. В этих целях государство должно:
1. устанавливать в обществе опр. порядок и поддерживать его, используя в необх. случаях и принуждение;
2. выступать соц арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества пр столкновении их интересов;
3. защищать личность от произвола, создавать норм условия для жизни всех слоев общества, особенно для соц ущемленных;
4. обеспечивать безопасность общества и его органов от преступных элементов и страны от вн агрессии со стороны др государств;
5. выступать интегрирующей силой, добиваясь мира и согласия в обществе;
В идеале соц назначение государства – служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования. Соц назначение государства тесно связано с его сущностью: какова сущность государства, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Демократически устроенное государство должно действовать во имя всеобщего блага, выступать инструментом соц компромисса (по содержанию) и быть правовым по форме.
Общечеловеческое предназначение Государства – быть инструментом соц компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоёв населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.
В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности государства:
1. Первый подход – Классовая сущность государства – состоит в том, что сущность государства опр как выражение интересов и воли эконом господствующего касса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, рассматриваемого в качестве классовой организации того, кто стоит у власти, а само государство характ как аппарат насилия, принуждения, подавления. Его сущность составляют господство эконом элиты и организованное насилие в отношении др классов общества. Идеолог, класс и эконом факторы, обуславл сущность гос-ва, опр его основное значение – регулирование общественных отношений в интересах господствующего класса. Гос-во трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) эконом господствующего класса. И лишь затем гос-во выступает как аппарат управления, необходимый для организации общественной жизни. Характеристика гос-ва как средства насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских гос-в. Социалис гос-во трактовалось «как орудие выражения интересов большинства населения.
2.Второй подход – Общесоц сущность государства – способность государства объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения соц согласия и компромисса. Преимущества данного подхода по сравнению с классовым:
· основывается на общечел, общесоц природе государства, кот должно управлять обществом в интересах всех и каждого человека;
· Ориентирует на демократ методы управления обществом, поскольку соц компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия;
· Подчеркивает ценность для общества гос организации, так как человечество еще не изобрело более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности л людей;
Несмотря на противоположность двух указанных подходов к сущности государства, они не исключают друг друга. Следовательно, любое государство обладает двойственной сущностью: в нем присутствуют и черты классовости, т.е. стремления правящих сил, интересы кот они представляют, и черты общесоциальности, приверженности общечеловеческим идеалам. Но удельный вес тех или иных качеств неодинаков и зависит от многих факторов, среди кот вед роль играют нац традиции, особенности истор прогресса, религ, культур специфика, географ положение страны и др. Очевидно, что у демократ устроенного государства буду преобладать черты общесоц, у тоталитарного государства – черты классовости.
Лазарев и Морозова:
Проблема сущности государства – это проблема установить, в чьих руках сосредоточена гос власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает. Сущность государства — устойчивая категория, но она может изменяться.
Социальное назначение государства:
- Платон и Аристотель, Гегель (1770 — 1831): является утверждение нравственности.
- Сторонники договорной теории возникновения гос-ва: добиваться общего блага(Г. Гроций).
- Т. Гоббс: поддерживать общую безопасность.
- Ж.Ж. Руссо: поддерживать общую свободу.
- Ф. Лассаль (1824—1864): развитие и реализация свободы человека.
- Марксистская теория: узаконивать угнетение одного класса др, для чего создавался аппарат принуждения и насилия. А первоосновой всего признавались интересы господствующего класса.
- Современные взгляды: опр теми объектив условиями, кот характерны для данного уровня развития общества. В обществе ценности: демократизм, равенство и справедливость, свобода личности. Гос-во должно осуществлять общесоциальныефункции, т.е. действовать в интересах всего общества. Но на социальное назначение гос-ва могут влиять и субъективные факторы (кто стоит у власти, как изменяется общественная жизнь под влиянием проводимой политики и др.)
С изменением условий развития общества меняется назначение государства:
Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, гос-во:
- все больше превращается в орган преодоления соц противоречий
- в деятельности гос-ва происходит ориентация на общедемократ институты и принципы (принцип разделения властей, верховенство закона, гласность, высокая роль правосудия и др.)
- изменяется роль гос-ва на м/н арене: во внеш политике серьезное внимание уделяется взаимным уступкам, компромиссам, разумной договоренности с другими гос-вами.
- Все это дает основание характеризовать соврем гос-во как инструмент соц компромисса по содержанию и как прав по форме.