Основные концепции сущности и социального назначения государства

Соц. назначение государства раскрывает, для чего оно предназначено, каким целям должно служить. Главное – служить обществу. В этих целях государство должно:

1. устанавливать в обществе опр. порядок и поддерживать его, используя в необх. случаях и принуждение;

2. выступать соц арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества пр столкновении их интересов;

3. защищать личность от произвола, создавать норм условия для жизни всех слоев общества, особенно для соц ущемленных;

4. обеспечивать безопасность общества и его органов от преступных элементов и страны от вн агрессии со стороны др государств;

5. выступать интегрирующей силой, добиваясь мира и согласия в обществе;

В идеале соц назначение государства – служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования. Соц назначение государства тесно связано с его сущностью: какова сущность государства, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Демократически устроенное государство должно действовать во имя всеобщего блага, выступать инструментом соц компромисса (по содержанию) и быть правовым по форме.

Общечеловеческое предназначение Государства – быть инструментом соц компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоёв населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.

В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности государства:

1. Первый подход – Классовая сущность государства – состоит в том, что сущность государства опр как выражение интересов и воли эконом господствующего касса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, рассматриваемого в качестве классовой организации того, кто стоит у власти, а само государство характ как аппарат насилия, принуждения, подавления. Его сущность составляют господство эконом элиты и организованное насилие в отношении др классов общества. Идеолог, класс и эконом факторы, обуславл сущность гос-ва, опр его основное значение – регулирование общественных отношений в интересах господствующего класса. Гос-во трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) эконом господствующего класса. И лишь затем гос-во выступает как аппарат управления, необходимый для организации общественной жизни. Характеристика гос-ва как средства наси­лия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских гос-в. Социалис го­с-во трактовалось «как орудие выражения интересов боль­шинства населения.

2.Второй подход – Общесоц сущность государства – способность государства объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения соц согласия и компромисса. Преимущества данного подхода по сравнению с классовым:

· основывается на общечел, общесоц природе государства, кот должно управлять обществом в интересах всех и каждого человека;

· Ориентирует на демократ методы управления обществом, поскольку соц компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия;

· Подчеркивает ценность для общества гос организации, так как человечество еще не изобрело более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности л людей;

Несмотря на противоположность двух указанных подходов к сущности государства, они не исключают друг друга. Следовательно, любое государство обладает двойственной сущностью: в нем присутствуют и черты классовости, т.е. стремления правящих сил, интересы кот они представляют, и черты общесоциальности, приверженности общечеловеческим идеалам. Но удельный вес тех или иных качеств неодинаков и зависит от многих факторов, среди кот вед роль играют нац традиции, особенности истор прогресса, религ, культур специфика, географ положение страны и др. Очевидно, что у демократ устроенного государства буду преобладать черты общесоц, у тоталитарного государства – черты классовости.

Лазарев и Морозова:

Проблема сущности государства – это проблема устано­вить, в чьих руках сосредоточена гос власть, чьим ин­тересам она служит, чью волю выражает. Сущность государства — устойчивая категория, но она может изменяться.

Социальное назначение государства:

  • Платон и Аристотель, Гегель (1770 — 1831): является утверждение нравственности.
  • Сторонники договорной теории возникновения гос-ва: добиваться общего блага(Г. Гроций).
  • Т. Гоббс: поддерживать общую безопасность.
  • Ж.Ж. Рус­со: поддерживать общую свободу.
  • Ф. Лассаль (1824—1864): развитие и реализация свободы человека.
  • Марксистская теория: узаконивать угнетение одного класса др, для чего создавался аппарат принуждения и насилия. А первоосновой всего признавались интересы господствующего класса.
  • Современные взгляды: опр теми объектив условиями, кот характерны для данного уровня развития общества. В обществе ценности: демократизм, равенство и справедливость, свобо­да личности. Гос-во должно осуществлять общесоциальныефункции, т.е. действовать в инте­ресах всего общества. Но на социальное назначение гос-ва мо­гут влиять и субъективные факторы (кто стоит у власти, как изменяется общественная жизнь под влиянием проводимой политики и др.)

С изменением условий развития общества меняется назначение государства:

Будучи по-прежнему главной управляющей системой общест­ва, гос-во:

  • все больше превращается в орган пре­одоления соц противоречий
  • в деятельности гос-ва происходит ориентация на общедемократ институты и принципы (принцип разделения властей, верховенство закона, гласность, высокая роль правосудия и др.)
  • из­меняется роль гос-ва на м/н арене: во внеш политике серьезное внимание уделяется взаимным уступкам, ком­промиссам, разумной договоренности с другими гос-вами.
  • Все это дает основание характеризовать соврем гос-­во как инструмент соц компромисса по содержанию и как прав по форме.

Наши рекомендации