Общие черты развития науки. 3 страница
Мысли о справедливой организации общества и счастливой жизни возникали еще в античности, например у Платона и Аристотеля. Христианство предложило идею духовной свободы личности, ее ответственности перед Богом, божественной любви и справедливости. Начиная с Возрождения, на первый план все больше стала выступать идея земной социальной справедливости. В этом плане наиболее известны книги Т. Мора «Утопия» и Т. Кампанеллы «Город солнца». Новое общество в этих книгах организовано в изолированном пространстве, на островах, путем удовлетворяющего всех жителей соотношения между их трудом и потребностями, свободой и принуждением. Они не придерживаются тезиса «каждому по потребностям», ибо наступит время, когда духовные потребности окажутся для людей предпочтительнее, нежели материальные. Зато труд будет «гуманизирован», люди будут трудиться свободно во имя «высших интересов трудящихся» - интересов коллективов. Таким образом и осуществится тезис «от каждого по способностям». Мору и Кампанелле была известна мысль Аристотеля: владение собственностью порождает паразитов. Преодоление этого достигается введением всеобщей трудовой собственности (Т. Мор), коллективизмом в труде как великим счастьем (Т. Кампанелла). Существует нравственная шкала ценностей (тяжелый труд самый почетный), но есть и должностные лица, которые следят за тем, чтобы «никто не получил больше, чем он заслуживает». И при этом все чувствуют себя счастливыми.
Внимание к социальной справедливости возросло в конце XVIII- начале XIX в. после буржуазных революций, не реализовавших ожидания их участников. Возросло внимание к идеям Мора и Кампанеллы, начала свое существование идея социализма - каждому по труду.
Социализм, как и коммунизм, антииндивидуалистичны по своей сути. Человеческие личности, действуя в «земном рае», не вольны влиять на его структуру. Да в этом нет и необходимости. Гениальные и высокомерные интеллектуалы уже все предусмотрели. Неповторимость личности стандартизируется, оценивается ее трудом, а обеспечение потребностей делает ненужными свободу человека, его личное достоинство. Его нравственная ответственность заменяется нормами поведения в коллективе. Как отмечал Ф.М. Достоевский, идея будущего всеобщего счастья ставится выше сегодняшнего счастья каждого отдельного человека.
Достаточно решительными были коммунисты. В 1795 г. Г. Бабеф создал «Общество равных» для свержения существующей власти и «создания фактического равенства между людьми». Должна быть конфискована всякая личная собственность, каждый должен в равной степени получить свою долю воспитания, образования, средств к существованию, развлечений, но и должен быть принужден к физическому или умственному труду по мере его сил и способностей. Последователь Бабефа Буонарроти создал тайные общества в Бельгии, Франции. Один из их участников В. Вейтлинг предложил введение коммунизма через революционную борьбу рабочих. Его соратники создали «Союз справедливых», в котором участвовали некоторые рабочие разных стран. Союз был, по инициативе Ф. Энгельса, преобразован в «Союз коммунистов». Для него был написан «Манифест коммунистической партии» Марксом и Энгельсом (1848).
Представители бабувизма участвовали в революционных выступлениях 1830 и 1848 гг. Один из них, прокурор Корсики, журналист Э. Кабе (1788-1856) написал очередную утопию «Путешествие в Икарию». Книга стала коммунистической библией многих рабочих организаций во Франции 40-х годов. Переход к коммунизму в ней предлагалось осуществить путем совершенствования демократии. Кабе создал «Корреспондентское объединение сторонников "икарийского коммунизма"», имевшее представителей в 66 департаментах Франции, а также в Алжире, Испании, Швейцарии, Англии. Были попытки создать коммунистическое колонии в США. Икарийцы критиковали своего лидера за сектантство и излишнее миролюбие, они стремились к руководству революционными выступлениями рабочих.
Менее агрессивными, направленными на преобразования прежде всего характера труда, а не на политическую конфронтацию, были выступления первых социалистов, веривших в возможность постепенного, основанного на убеждении продвижения к «золотому веку». Хотя идеи утопистов не стали массовым умонастроением, оказалась устойчивой сама идея социализма как учения о справедливом социальном распределении, чему способствовали деятельность интеллектуалов и руководимых ими социалистических партий, а также наличие в каждом буржуазном обществе выключенного из производства деклассированного сословия люмпенов - для него «справедливое распределение» имело большой жизненный смысл.
Анри де Сен-Симон (1760-1825) происходил из богатой графской семьи, получил блестящее образование в духе идей Просвещения. Он участвовал в Войне за независимость в Америке. В ходе революции во Франции росли его надежды на осуществление братства и справедливости. Он верил в существование законов общественного развития и в возможность их научного постижения, разрабатывал концепцию нового справедливого общества: общество закономерно развивается как целостная система философско-научных, религиозных, моральных воззрений и соответствующих им «индустрии», т. е. трудовой деятельности. Последняя определяет характер собственности, а через нее - те социальные силы, которые господствуют в различных сферах жизни. Исторический прогресс, переход человечества на высшие формы бытия осуществляется через разрушение изживших себя воззрений и соответствующей им системы, заменой их более высокой организацией. Французская революция - закономерное явление, уничтожающее господство церкви и духовенства, праздного феодализма. Но совершилась ошибка: власть была передана не «индустриалам», а метафизикам и законникам, век которых уже прошел, и потому они не поняли живых созидательных задач революции. Индустриалы оказались в роли эксплуатируемых. «Невежество, суеверие, страсть к разорительным удовольствиям составляют удел главарей общества,- считал Сен-Симон,- а способные, бережливые и трудолюбивые люди подчинены им и используются в качестве орудий». Выход он видел в следующем: развитие производства на научной основе, передача власти в «промышленной системе» ученым и индустриалам, предпринимателям. Эгоизм в обществе может быть преодолен с помощью научно сконструированной религии, в основе которой должен лежать лозунг: «Все люди - братья!» Его последняя книга называлась «Новое христианство».
Ближайшие ученики Сен-Симона - Анфантен и Базар сформулировали социалистический принцип распределения: «Каждому - по его способностям, каждой способности - по ее делам!» Они организовали в Париже в 1828-1829 гг. чтение публичных лекций, которые после были изданы под названием «Учение Сен-Симона». Эта книга оказала серьезное влияние на распространение социалистических идей в Европе. На нее ссылались Прудон, Бакунин, Маркс, Бернштейн. Сенсимонизм стал популярным в России. Декабрист Лунин встречался с его основателем, и они понравились друг другу; «сенсимонистом из Москвы» звали Чаадаева. Идеи Сен-Симона были интересны Пушкину, Герцену, Огареву, Достоевскому, Чернышевскому, народовольцам.
Другой французский социалист-теоретик Ш. Фурье (1772-1837), выросший в зажиточной семье, по требованию родителей рано занялся коммерцией. Он считал, что определяющую роль в обществе играют человеческие «страсти», которые, здоровые по сути, искажаются существующим общественным порядком. Следом за Кампанеллой он прежде всего интересовался организацией труда - насколько он свободен. Оздоровленная трудом планета будет посылать в мировое пространство творческие космические излучения, и в мироздании возобновится созидательная деятельность. А космические излучения из мирового пространства приведут к сказочным изменениям природы на Земле. Буржуазное же производство подчиняется не интересам общества, а отдельным лицам, поэтому сейчас царят хаос, анархия, разгул страстей; человеческая бедность одних порождена избытком у других. Целостная личность превращается в раздробленного, частичного индивида. Существующее общество не в состоянии обеспечить основное право человека - право на труд. Демократия защищает этот паразитизм и способствует моральному вырождению.
Для создания «гармонии страстей» необходимо «социетарное», правдивое, «привлекательное производство», а именно - небольшая производственно-трудовая ассоциация людей, совместно владеющая средствами производства и занимающаяся трудовой деятельностью. Это - «фаланга», в которой труд определяется свободным влечением людей к различным его видам, сочетанием физического и умственного труда каждого. Люди живут в фаланстерах-дворцах, где каждый имеет все необходимое для удовлетворения своих потребностей по вкусу и желанию.
Ш. Фурье рассчитывал привлечь к созданию первых фаланг средства передовых, разумных капиталистов, считая их опыт убедительным для всех, ведущим к осуществлению «социетарного строя». Он предлагал делить доход от производства по труду, капиталу и таланту трудящихся в отношении 5:4:3. Но ничего не получилось: построить в 1832 г. во Франции фаланстеры не удалось, а подобные фаланстеры в США (их было 40) быстро развалились. После смерти Фурье его ученики создали «социетарную школу» для пропаганды его учения в Европе, но она существовала недолго. Как отмечал М. Бакунин, фурьеристы не правы, во-первых, в своей вере в возможность трогать сердца богатых, а во-вторых, в вере в возможность регламентации жизни в «социалистическом раю».
Про английского фабриканта и социалиста Р. Оуэна (1771-1858) некоторые историки иронизировали: «Он разбогател благодаря капитализму и здравому смыслу и промотал все свое состояние благодаря коммунизму и сумасшествию». Оуэн считал, что новое машинное производство при правильном его использовании может обеспечить благосостояние всех людей, если собственность будет обобществлена их собственным волевым усилием. Для реализации своей идеи он в 1825 г. в США (все-таки могучая прививка от социализма была сделана в этой стране в прошлом веке!) организовал колонию «Новая гармония», в которой стремился создать кооперацию всех ее членов на основе нравственного мира. Колония прогорела через три года. Оуэн вернулся в Англию и занялся дальнейшим теоретизированием, а также стал организатором кооперативного движения, основал «Великий национальный союз производств» - с «помощью» окружающих предпринимателей он разорился через несколько месяцев.
На основании концепции трудового происхождения стоимости Оуэн делал вывод о том, что трудящимся принадлежит полная стоимость производимого продукта. Для осуществления этого он организовывал в Лондоне «меновые базары», где деньги заменялись на «трудовые боны», указывавшие количество труда, затраченного на производство вещей. Но рынок капиталистический смел «меновые базары» тоже. Подвижническая жизнь идеолога нравственного мира продолжалась; предлагались идея социалистической «истинной религии», «разумные» отношения между полами, резко отрицалась необходимость классовой борьбы как аморальная форма деятельности. Личная судьба Оуэна печальна. Но его идеи продолжали жить как в достаточно разумной форме в кооперативном движении в Англии, так и в экстремистских высказываниях его непосредственных последователей. Английский экономист Т. Годскин (1787-1869) считал, что создать социалистическое общество можно посредством ликвидации капиталистов - тогда прекратилось бы обнищание пролетариата. Английские социалисты-утописты Д. Грей (1798-1850) и Ф. Брей (1809-1895) развили идею создания нового общества через союз акционерных обществ.
В обстановке большого интереса к социализму возник марксизм, считавший возможным осуществить социальную справедливость и равенство только путем революционного преобразования общества, основанного на частной собственности, посредством ликвидации таковой. Философская и научная эрудиция позволила основателям концепции, Марксу и . Энгельсу, лучше других социалистов проанализировать общественные процессы своей эпохи, увидеть их реальные движущие силы, сделать прогноз о грядущей социалистической революции, но они не избавились при этом от утопической мысли о возможности создания будущего, запредельного общества, в котором будут удовлетворены потребности всех живущих там, где свобода и ответственность каждого будут согласованы со справедливым обеспечением потребностей всех.
Верный диалектическим традициям гегельянства, К. Маркс начал с размышлений о единой развивающейся системе мира и о причинах существования в этой системе некоторых кристаллизованных отчужденных форм (государство, религия, богатство и т. д.), которые противостоят развитию. Затем основатели нового, «научного социализма» пришли к выводу, что развивающееся бытие (история) есть результат целенаправленной практической деятельности людей (сделав тем самым несущественной духовную жизнь людей), а его, бытия, отчужденные формы - следствие общественного разделения труда и частной собственности. Следовательно, ликвидация отчуждения (цель гегельянства) возможна лишь в результате революционной деятельности по его преодолению. Юридическая практика Маркса и предпринимательская деятельность Энгельса, как и активные выступления пролетариата того периода против капитализма, показали им реальные противоречия различных социальных групп в отношении собственности. На этом основании они сделали вывод: революционное уничтожение частной собственности борющимся пролетариатом даст справедливое социальное распределение и позволит преодолеть теоретические препоны (откроет людям глаза) в создании единой истинной картины мира, превратит существующие науки в единую науку - историю. Коммунистическая идея объявляется «энергетическим» стимулом движения по пути того, что называется прогрессом, а результатом такого движения является наступление «истинной истории человечества» (Ф. Энгельс), когда богатства «польются полной чашей» и «интересы каждого станут интересами всех» (К. Маркс). Общественная собственность, по мнению теоретиков, позволит обеспечить рациональную организацию производства и всей жизни общества в целом (вот она, вековая мечта всех утопистов!), что приведет к росту производительности труда, ликвидации издержек стихийной конкуренции собственников, исчезнут нищета и безработица. Свобода станет действительно «осознанной необходимостью» членов такого общества, а не либеральными мечтаниями.
Значит, деятельность революционных мыслителей должна быть направлена на понимание «истинных интересов» и задач общества и на соединение вышеназванной теории с практикой пролетарского движения. В 1848 г. был написан «Манифест коммунистической партии» - программа революционного преобразования общества в результате борьбы классов, предложена теоретическая связь между социализмом и коммунизмом как этапами «закономерного» пути к «светлому будущему». Так был осуществлен переход концепции социализма «из утопии в науку» (Ф. Энгельс).
Обращение теоретиков «научного социализма» к политической экономии было естественным продолжением их внимания к механизмам функционирования частной собственности; они желали дать теоретическое объяснение (оправдание!) революционной деятельности. В этой связи центральным понятием «Капитала» стало понятие прибавочной стоимости (в отличие от «потребительной стоимости» и «стоимости» у А. Смита - теоретического предшественника К. Маркса); присвоение ее и есть, по Марксу, суть капиталистической эксплуатации. Основное внимание автора было сосредоточено на процессе производства «прибавочной стоимости», ибо здесь действует основной предмет его революционных устремлений - пролетариат. Утвердив в конце первого тома «Капитала» (вышел в свет в 1863 г.) принцип «экспроприации экспроприаторов» как обязательное следствие объективных процессов в капиталистическом обществе, Маркс утратил интерес к публикации остальных томов своего труда. Это сделал уже Энгельс после его смерти.
Экономическая теория К. Маркса не привлекала к себе серьезного внимания ученых того времени, ибо она была собственно не теорией экономических процессов, а оправданием политики революционеров. Маркс приобрел известность в научных кругах позднее, когда интенсивно стала развиваться социология, именно как теоретик целостной концепции объективного характера истории. Зато социалисты увидели в марксизме (конечно, далеко не все) могучее оружие в борьбе за социальную справедливость, особенно в США, Германии, где социалистические задачи были сильно перемешаны с вопросами государственного объединения и борьбой за независимость. Возрастал интерес к марксизму и в России, сначала благодаря деятельности либералов, затем - революционных демократов. Работы социалистов здесь печатались без видимого протеста цензуры сразу после их появления на языке оригинала. Быстро выявились как восторженно-положительное (начиная с либерала П. Анненкова), так и резко отрицательное (политико-анархическое - М. Бакунин; нравственно-христианское - Ф. Достоевский, В. Соловьев) его восприятия, которые противоборствовали до переворота 1917 г. Некоторые социал-демократические партии Европы имели марксистские программы, действовал Интернационал сторонников этого движения.
Однако ориентация социалистической концепции марксизма лишь на пролетариат как субъект, основную движущую силу общественного прогресса в условиях капитализма, когда интересы личности, ее свобода должны быть подчинены революционному классу и его борьбе за свободу всех трудящихся, когда духовное освобождение признавалось вторичным по отношению к материальному, делала эту концепцию все менее популярной по мере развития капитализма. Политические свободы граждан, необходимые для такого производства, накопленные тысячелетиями культурные, религиозные, демократические традиции в Европе ставили все более полно проблему личности в новых условиях. По мере развития производства росло материальное благополучие, переставал действовать Марксов «закон обнищания трудящихся», который оказался не законом, а временным состоянием общества. Совместные интересы участников производства становились все более существенными по сравнению с их классовыми противоречиями. Появился стабильный средний класс. Накопление произведенного продукта, увеличение количества собственников выявляло сущность частной собственности не только как условия эксплуатации, но и в качестве основы личной свободы. Революционная ликвидация ее становилась не бесспорной в сознании пролетариата. По мере обустройства общества, улучшения условий труда и быта его граждан мечты о прекрасном, «светлом» будущем существенно тускнели.
Мировоззрение К. Маркса и Ф. Энгельса к концу их жизни было сильно идеологизировано и потому не было способно к осознанию изменившейся ситуации. Маркс считал возможным охарактеризовать складывавшуюся ситуацию как обмещанивание пролетариата, рост его индивидуализма, ослабление классового сознания. Он обратил внимание на российскую общину как на прообраз, по его мнению, социалистической организации действительности, лишенной так ненавистного ему индивидуализма, т. е. преобладания личных интересов над классовыми. Возникла довольно оживленная его переписка с российскими революционерами. В целом отношения Маркс - Россия следует осмысливать как факт именно мировой истории, без чего последняя не может быть понята.
Начинался процесс окостенения, догматизации мышления ортодоксальных марксистов, когда анализ менявшейся действительности стал подменяться «экономической» ее оценкой, сведением к схеме. В последние годы жизни против «экономического детерминизма» активно протестовал и Ф. Энгельс. А его душеприказчик Э. Бернштейн предпринял попытку ревизовать его учение, приспособить его к изменявшейся социальной действительности.
Еще до выступления Маркса на политической арене, а затем как противостояние «государственному коммунизму» марксизма развивался анархизм. Теоретическими источниками его были сенсимонизм и философия позитивизма. Социальная платформа та же, что и у марксизма: нищета и несправедливость, которые в то время процветали, нестабилизированное государственное устройство в ряде европейских стран того периода. И марксисты, и анархисты говорили о необходимости борьбы за социализм. Но последние презирали политическую борьбу за власть, считая ее способом смены форм государства при сохранении его сущности - политическое закрепление эксплуатации. Анархисты отдавали предпочтение нравственному пути к социализму и, соответственно, деятельности по формированию необходимых нравственных критериев (хотя и не отказывались участвовать в открытых выступлениях трудящихся против угнетателей, например, М. Бакунин). Главным для социализма, по Прудону (1809- 1865), было признание единства индивидуальной и коллективной свободы, основанной на спонтанной деятельности свободных ассоциаций вне всякой их правительственной регламентации. Важным моментом анархизма было признание им самоценности каждой человеческой личности, ее земной жизни, которая не может быть отчуждена ни в государственных интересах, ни во имя «светлого будущего», ни религиозной идеологией. Это и есть «искренний человеческий эгоизм» (М. Бакунин). В развитом анархическом обществе, по Прудону, государство играет роль канцелярии, конторы на службе обществу. А первым актом отмирания государства, превращения его в канцелярию должен стать правительственный акт об уничтожении права наследования, ибо наследственное экономическое неравенство есть «не естественное неравенство индивидов, а искусственное неравенство классов» (М. Бакунин).
Анархизм пользовался популярностью в рабочем движении, порой даже большей, нежели марксизм и другие социалистические теории (в Испании, Италии, Франции периода Парижской коммуны), что вызывало негодование К. Маркса. Известна его борьба с анархизмом в I Интернационале. Его достаточно глубокий анализ сущности анархизма был подпорчен субъективизмом. Анархисты (Бакунин) противостояли марксизму в борьбе за влияние на рабочее движение достаточно активно и поэтому были исключены из Интернационала.
Но не только практические заботы экономики и политики интересовали обществоведов XIX в. Наблюдается более пристальное внимание их к истории мировой материальной и духовной культуры, мировых религий. Началось оформление в самостоятельные науки археологии, антропологии и т. д., происходило постепенное освобождение от библейских традиций в понимании прошлого человечества. Пристальное внимание к Индии, знакомство с санскритом привело к романтизации Востока. Немецкий мыслитель Ф. Шлегель призывал постигнуть подлинную религию в Индии, философ А. Шопенгауэр считал, что настоящую мудрость европейская общественная мысль приобретет, лишь оплодотворившись идеями буддизма.
Можно утверждать, что интерес мыслителей к содержанию европейской религиозности в XIX в. начал возрастать по сравнению с предыдущим веком, когда атеизм становился признаком просвещенности. Этому способствовали и отрезвление от излишнего оптимизма по поводу светской морали, наступившее в ходе революции во Франции, и серьезные теоретические исследования философов (особенно немецких) этого периода, и быстрое развитие «науки лопаты» - археологии в XIX в. Появились религиоведческие работы по истории христианства, жизни Иисуса Христа, его апостолов, предприняты попытки дать художественный образ их деятельности (книги Э. Ренана). Правда, некоторые исследователи не смогли избавиться от языческого, магического подхода к сущности религии. Так, Л. Фейербах увидел в Боге лишь человеческое, языческое его представление - отражение неудовлетворенных человеческих потребностей. Идеи Фейербаха стали одним из оснований для атеизма Маркса и его последователей.
Новая ступень в развитии археологии началась с египетских походов Наполеона Бонапарта, куда он отправился, взяв с собой книгу описания пирамид К. Нибура (1733-1815). Он же создал Египетскую комиссию для изучения ушедшей в историю цивилизации. Находившийся в составе комиссии Д.В. Денон с фотографической точностью срисовал иероглифы, не понимая их смысла, но почувствовав их значение для науки. Затем историк, полиглот (к 15 годам он знал 11 древних и современных языков) Ж.Ф. Шампольон в 1822 г. осуществил расшифровку этих иероглифов. Тексты на стенах пирамид он смог прочитать позже, когда отправился в свое первое путешествие в Египет.
Раскопки в долине Тигра и Евфрата позволили в середине века обнаружить и классифицировать библиотеку последнего великого царя Ассирии Ашшурбанипала. Вскоре профессор Ф. фон Шпигель из Эрлангера (Германия) расшифровал ассиро-вавилонские клинописные таблицы. В одном из текстов англичанин Д. Смит в 1872 г. нашел ассирийский вариант рассказа о всемирном потопе. Так Библия была связана с ассирийской, вавилонской, а может быть, и более древними традициями. Началось интенсивное изучение библейских текстов, становление религиоведения как науки.