Эпоха локальных войн: международные отношения в 50-е – 60-е годы XIX в
Крымская война открыла целую серию локальных военных конфликтов, которые прокатились по всему миру. В ходе этих, как правило, краткосрочных, но достаточно жестких столкновений силовым путем находились развязки тех запутанных проблем, которые были порождены предшествовавшим развитием системы международных отношений. После завершения Крымской войны восточный вопрос на время отошел на второй план, а на авансцену европейской политики вышли проблемы, связанные с объединением Италии и Германии.
После того как Наполеон III утвердился во Франции, он резко активизировал действия своей страны на международной арене. Для того чтобы надежно держать под контролем очень непростую внутриполитическую ситуацию, ему нужны были постоянные успехи на внешнеполитическом поприще. Крымская война принесла ему первые успехи. После этого его внимание стала привлекать Северная Италия. Там постепенно усиливавшееся Сардинское королевство, претендовавшее на роль объединительного центра итальянских земель, неизбежно вступало в конфликт с Австрийской империей. Глава правительства Сардинского королевства граф К. Кавур понимал, что у его государства сил явно недостаточно для того, чтобы вытеснить австрийцев из Италии; для этого ему нужны были сильные союзники. Этим решил воспользоваться Наполеон III.
В ходе тайных переговоров между Наполеоном III и Кавуром, состоявшихся в самом начале 1859 г., была достигнута договоренность о совместных действиях против Австрии. За эту услугу Наполеон III выторговал себе Ниццу и Савойю. В апреле 1859 г. началась война, в которой франко-сардинские войска сразу же нанесли несколько поражений австрийцам. Однако уже через несколько месяцев Наполеон III, добившись своих целей, неожиданно заключил с австрийцами перемирие и вышел из войны. Сардиния попала в очень сложное положение. По существу речь шла о восстановлении довоенного статус-кво (за исключением части Сардинского королевства, отошедшей по прежней договоренности к Франции).
Возмущению итальянцев не было предела. Этим воспользовался Кавур, выдвинувший идею проведения плебисцита в Центральной Италии. Несколько небольших итальянских государств – Парма, Модена, Тоскана – высказались в 1860 г. за слияние с Сардинским королевством. В мае 1860 г. начался поход Гарибальди на Сицилию, где он разбил войска неаполитанского короля. В сентябре 1860 г. он взял и Неаполь. В 1861 г. было создано Итальянское королевство, в состав которого вошли почти все итальянские земли, кроме Венеции и Папской области. Таким образом, в Европе возникло новое крупное государство.
После этого в начале 60-х годов зона конфликтов из Европы переместилась в Америку. В Соединенных Штатах давно назревавший конфликт между свободными и рабовладельческими штатами перерос в Гражданскую войну. На президентских выборах 1860 г. победил кандидат республиканской партии Л. Линкольн, который был известен как сторонник ограничения рабства. Это побудило южан пойти на сецессию, т. е. на выход из состава Союза и создание собственной Конфедерации, в которую входило 11 рабовладельческих штатов. В апреле 1861 г. южане попытались захватить пограничный форт Самтер, где были сосредоточены большие запасы оружия. Это и стало сигналом для начала военных действий между южанами и северянами.
Вплоть до 1863 г. перевес в боевых действиях находился на стороне южан. Неудачи на фронтах вели к обострению политической борьбы в северных штатах и поляризации там политических сил. Постепенно инициатива стала переходить к радикальным республиканцам, лидеры которых Ч. Самнер, Т. Стивенс, Б. Уэйд, З. Чандлер и др. требовали от правительства принятия решительных мер, способных принести перелом в ходе войны. В мае 1862 г. был принят акт о гомстедах, согласно которому каждый гражданин США мог получить (заплатив 10 долларов) участок земли в 160 акров и после 5 лет обработки становился его полным собственником. Это резко усилило поддержку правительства Линкольна со стороны фермеров и тех горожан, которые мечтали стать самостоятельными фермерами.
Еще более важное значение для положения дел на фронтах имело провозглашение в сентябре 1862 г. Прокламации об отмене рабства с 1 января 1863 г. Рабы освобождались без выкупа, но и без земли, им не предоставлялись гражданские права, гарантированные Конституцией. Несколько позднее был принят закон об измене, ограничивавший деятельность оппозиции. Важно, однако, подчеркнуть, что даже в условиях гражданской войны легальная деятельность оппозиции не прекращалась, как не нарушалось действие и основных конституционных норм, определявших параметры политического процесса. Все же, опираясь на закон об измене, Линкольн осуществил чистку госаппарата и армии от лиц, откровенно симпатизировавших южанам.
В 1863 г. в военных действиях наметился перелом. Ресурсы Юга заметно истощились, в то время как Север неуклонно наращивал свои усилия. Не оправдались надежды конфедератов на раскол северного общества. Наконец, перемены в высшем военном руководстве федеральной армии благотворно сказались на степени ее боеготовности. Летом 1863 г. в битве при Геттисберге южане потерпели поражение, и стратегическая инициатива бесповоротно перешла к армии северян. К концу 1863 г. весь бассейн Миссисипи оказался под их контролем. Исход войны, завершившейся весной 1865 г., был по существу предрешен в ходе кампании 1864 г., когда войска северян под командованием генерала Шермана в мае начали свой знаменитый «рейд к морю». В ходе этих боев были разгромлены основные силы Конфедерации. В сентябре 1864 г. северяне взяли Атланту, в декабре – Саванну, а 3 апреля 1865 г. пала столица Конфедерации – город Ричмонд. 9 апреля южане вынуждены были капитулировать.
Война закончилась, и хотя главный вопрос – о судьбе института рабства – был однозначно решен в пользу северян, перед США стояло немало сложных и ответственных проблем. Ситуация усугублялась тем, что через несколько дней после окончания войны президент США А. Линкольн был убит. Победителям предстояло решить, как и на каких условиях будут возвращаться в состав Союза южные штаты, какое место займут в американском обществе бывшие рабы, каков будет их статус, и целый ряд сопутствующих вопросов. По всем этим принципиальным проблемам в американском обществе не было единства, и диапазон расхождений, как вскоре выяснилось, оказался весьма широким, что сулило резкое обострение внутриполитической ситуации. И действительно, решение этих проблем, исключительно важных для будущего страны, проходило в очень жесткой меж– и внутрипартийной борьбе, которая и составила содержание периода Реконструкции (восстановления Союза), растянувшегося вплоть до 1877 г. Однако, несмотря на чрезвычайно напряженную борьбу, она ни разу не вышла за конституционные рамки, велась легитимными методами и в целом вписывалась в эволюционную модель развития, успевшую пустить в США достаточно глубокие корни.
В 60-е годы XIX века в нескольких военных конфликтах, разворачивавшихся в Азии (Индокитай, Сирия, Китай) и Америке (Мексика), участвовала Франция. За исключением Индокитая, особых лавров в них Франция не снискала. Особенно плачевными были итоги интервенции в Мексике. Там в 1854–1860 гг. вспыхнула очередная революция. Развитие событий в этой стране не устраивало европейские державы – Англию, Францию и Испанию. Используя в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела Мексики проблему внешнего долга, эти страны заключили в 1861 г. конвенцию о превентивной интервенции против Мексики. Высадка войск коалиции началась в декабре 1861 г. Однако уже вскоре участники этой акции перессорились. Их не устраивали амбиционные планы Наполеона III, который рассчитывал превратить Мексику в опорный пункт для создания «латинской империи» в Новом Свете под протекторатом Франции. Уже в 1862 г. Англия и Испания вывели свои войска из Мексики. Наполеон III продолжал войну на свой страх и риск. В 1863 г. французы заняли столицу Мексики, а в 1864 г. провозгласили одного из отпрысков Габсбургов императором Мексики. Однако власть новоиспеченного императора Максимилиана I держалась исключительно на французских штыках. Население Мексики не приняло нового правителя. Президент Мексики Б. Хуарес возглавил освободительную борьбу мексиканского народа против оккупантов. К 1866 г. стало очевидно, что мексиканская авантюра Наполеона III обречена на провал. 10 января 1867 г. командующему французскими войсками в Мексике был отдан приказ начать эвакуацию экспедиционного корпуса. В мае этого же года Максимилиан I был арестован, предан суду и расстрелян.
Безусловно, главные события в сфере международных отношений в 60-е годы разворачивались в центре Европы, где Пруссия настойчиво добивалась объединения немецких земель под своей эгидой. Решение этой задачи связано с именем одного из крупнейших политических деятелей той эпохи Отто фон Бисмарка, который в 1862 г. возглавил правительство Пруссии. Он целеустремленно и последовательно шел к поставленной цели. Будучи прекрасным стратегом, он ясно понимал, что решать данную задачу следует поэтапно, чтобы преждевременно не возбудить подозрения великих держав, которые могли помешать реализации его планов. В 1863 г. во время польского восстания Пруссия в определенной мере помогла России добиться усмирения инсургентов, чем обеспечила ее благожелательную позицию в последующих конфликтах, связанных с объединением Германии.
В 1863 г. Дания ликвидировала автономию Шлезвига и Гольштейна, что дало Бисмарку повод для вмешательства. Пруссия, естественно, могла бы и сама легко разбить Данию, но для того, чтобы нейтрализовать Австрийскую империю, Бисмарк предложил ей выступить совместно в качестве защитников «угнетаемых Данией немцев». Австрия согласилась, и в 1864 г. прусско-австрийские войска легко разбили Данию. Шлезвиг отошел к Пруссии, а Гольштейн – к Австрии. В этом соглашении уже были заложены зерна будущего австро-прусского конфликта. Бисмарк это прекрасно понимал, но это входило в его планы. Он лишь ждал удобного момента для нанесения Австрии решающего удара.
Повод вскоре нашелся. Итальянское королевство настойчиво добивалось присоединения Венеции. Бисмарк предложил итальянскому королю действовать совместно против Австрии. Общая ситуация в Европе благоприятствовала планам Бисмарка. Россия не видела в них ничего опасного для себя. Англия была занята проблемами колониальной экспансии и традиционно избегала вовлечения без крайней необходимости в континентальные конфликты. Решающее значение приобретала позиция Франции. Анализируя сложившуюся ситуацию, Наполеон III допустил фатальную ошибку: он пришел к выводу, что надвигающаяся австро-прусская война будет затяжной, ибо силы сторон, по его мнению, были равны. А это означало, что обе стороны будут истощены и Франция сможет использовать их взаимное ослабление в свою пользу.
На самом деле события разворачивались по другому сценарию. Вспыхнувшая летом 1866 г. австро-прусская война оказалась на редкость быстротечной. 3 июля 1866 г. в битве под Садовой австрийцы потерпели жестокое поражение. Эта битва решила исход всей кампании. Бисмарк мог диктовать условия мира. В итоге создавался Северо-Германский союз, в котором доминировала Пруссия. Австрия отказывалась от своих притязаний на гегемонию в германских землях. Разгром Австрии вызвал серьезный внутриполитический кризис в этой стране. Император, чтобы снять напряжение, вынужден был пойти на проведение серьезных внутренних реформ. В 1867 г. Франц-Иосиф под давлением оппозиционных сил согласился на превращение Австрийской империи в дуалистическую монархию – Австро-Венгрию. В ней оставался единый монарх, который осуществлял контроль над внешней политикой, ему же подчинялись вооруженные силы. В решении же внутренних вопросов венгерская часть империи получала автономию.
После австро-прусской войны стержнем всей европейской политики становится франко-прусский конфликт. Конец 60-х годов был заполнен сложными дипломатическими маневрами. Бисмарк стремился к тому, чтобы в надвигающемся столкновении Франция оказалась в изоляции и выглядела стороной, имеющей агрессивные намерения. Бисмарк начисто переиграл Наполеона III. Он добился того, что именно Франция объявила 19 июля 1870 г. войну Пруссии. Однако этот шаг обернулся катастрофой для Франции. 2 сентября 1870 г. французская армия во главе с Наполеоном III капитулировала. Фиксация итогов войны, однако, затягивалась, ибо во Франции военная катастрофа вызвала революционный взрыв, центром которого стал Париж. 4 сентября 1870 г. Франция была провозглашена республикой.
В феврале 1871 г. состоялись выборы в Национальное собрание Франции. Новый парламент обосновался в Бордо. Несмотря на пламенные речи, произносимые парламентариями, сил для сопротивления у Франции не было, и 26 февраля 1871 г. глава нового правительства Тьер подписал предварительные условия мира с Германией, но опять-таки заключение окончательного мирного договора пришлось отложить, поскольку жители Парижа восприняли этот шаг правительства как национальную измену. Когда Тьер отдал приказ о разоружении Национальной гвардии, в городе вспыхнуло восстание. Власть в Париже перешла к Коммуне. Тьер объявил Париж мятежным городом и начал его осаду. По существу во Франции вспыхнула гражданская война. Коммуна просуществовала 72 дня и стала своеобразным прообразом новой формы государственного устройства – Советской власти.
28 мая 1871 г. Коммуна пала, а чуть раньше, 10 мая, во Франкфурте был подписан окончательный текст мирного договора между Германией и Францией. Условия мира были очень тяжелы для Франции: она потеряла важные в экономическом и стратегическом отношении области Эльзас и Лотарингию, обязывалась выплатить Германии огромную контрибуцию в 5 млрд. франков; кроме того, на ее территории в течение трех лет оставались оккупационные войска. Это событие знаменовало собой завершение процесса объединения Германии, которая теперь стала империей. Казалось, Бисмарк мог торжествовать: цель его жизни осуществлена. Однако, как это часто бывает, час торжества одновременно стал исходной точкой новых проблем – отныне на многие годы франко-германский антагонизм превратился в стержень международных отношений.