Реформация и религиозные войны во Франции
Реформационные евангелические идеи зародились здесь в 20-х гг. XVI в. в среде гуманистов, выдвигавших идеи оправдания верой и выступавших за перевод Библии на французский язык (Лефевр д'Этапль). В 20–30-х гг. во Франции получило широкое распространение лютеранство, а в 30–40-х гг. – кальвинизм. Однако в эти годы монархия ужесточила гонения на протестантов, а Генрих II учредил специальную «Огненную палату» для борьбы с «ересью». Тем не менее кальвинизм успешно распространялся, в особенности на юге Франции – как в богатых городах, где его приверженцами была буржуазия, так и в дворянских замках. Местных кальвинистов называли гугенотами (от швейцарского «ойгеноттен» – сотоварищи). В обращении к кальвинизму проявилось социальное недовольство дворянства юга – небогатого, удаленного от столицы и оттесненного от двора, источника королевской милости, аристократией севера. Политическое лидерство в южных областях Франции принадлежало домам Шатильонов, Бурбонов и Конде – принцев крови, имевших собственные претензии на престол. Бурбоны к тому же были королями небольшого самостоятельного государства Наварра. Антиабсолютистские настроения юга выливались в религиозный протест, что позволяет историкам говорить о части южного дворянства как о «политических гугенотах», примкнувших к Реформации по конъюнктурным соображениям. Однако многие из них были искренними приверженцами кальвинизма.
На севере Франции ближе ко двору сформировалась другая партия со сходной политической программой (ограничение власти дома Валуа или даже свержение ее), но с иной религиозной ориентацией – ультракатолической. Во главе ее стояло семейство Гизов, претендовавшее на французский престол. Влияние Гизов усилилось в период малолетства Франциска II (1559–1560), что спровоцировало неудачную попытку Бурбонов и Конде захватить короля и потребовать у него свободы вероисповедания и устранения Гизов (Амбуазский заговор). После смерти Франциска II престол перешел к Карлу IX (1560–1574), реальная же власть находилась в руках его матери Екатерины Медичи, урегулировавшей отношения с Бурбонами. Однако в 1562 г. Гизы спровоцировали открытую гражданскую войну, напав в местечке Васси на молившихся гугенотов и перебив их.
Первый этап гражданских войн закончился перемирием в 1570 г., по которому кальвинисты получали свободу вероисповедания и право занимать государственные должности. Был заключен династический союз между королем Наварры Генрихом Бурбоном и сестрой короля Франции Маргаритой Валуа, однако их свадьба была омрачена массовой резней гугенотов, собравшихся по этому поводу в Париже. В ночь Св. Варфоломея, 24 августа 1572 г., Гизы с санкции короля истребили около 2 тысяч гугенотов, резня перекинулась и в провинции. Спаслись лишь те, кто вынужденно принимал католичество, подобно Генриху Бурбону, позднее бежавшему из Парижа в Наварру.
Кальвинистский юг восстал, создав гугенотскую конфедерацию – самостоятельное политическое образование с собственной армией, финансами и системой управления. В ответ Гизы создали Католическую Лигу, которая не только противостояла гугенотам, но и служила орудием укрепления их авторитета и оказания давления на короля Генриха III (1574–1589). Однако король сделал удачный тактический ход, объявив себя главой Лиги.
Религиозный конфликт во Франции стал постепенно приобретать общеевропейский характер: гугенотов и Генриха Наваррского поддержали Англия, протестантские князья Германии, Дания и Швеция, а Гизы вступили в союз с католической Испанией. Утратив контроль над Католической Лигой, они создали в 1585 г. Парижскую Лигу, активно выражавшую недовольство королем Франции и гугенотами. В сложившихся обстоятельствах Генрих III организовал политическое убийство герцога Гиза, вызвавшее восстание лигистов в Париже, на помощь которым поспешили испанцы. Королю Франции пришлось заключить союз с его политическим противником – Генрихом Наваррским. В 1589 г. Генрих III был убит лигистом-католиком. Единственным законным претендентом на французский престол оставался Генрих Наваррский, который ради короны отрекся от своей веры, заявив, что «Париж стоит обедни», и стал королем Франции Генрихом IV (1589–1610).
В 1598 г. он издал компромиссный Нантский эдикт, урегулировавший религиозный конфликт во Франции. Официальной религией провозглашалось католичество, но гугеноты получали право придерживаться своей веры (вне Парижа) и занимать государственные должности. В особых статьях Нантского эдикта оговаривались политические свободы гугенотов юга: они могли собирать свои представительные собрания и посылать в Париж особых представителей для прямых сношений с королем; гарантией этих прав были 200 крепостей, переданных гугенотам. Таким образом, на юге продолжало существовать гугенотское «государство в государстве», несовместимое с тенденцией к унификации и укреплению абсолютизма.
Тем не менее религиозный мир позволил Генриху IV вывести Францию из послевоенного хаоса. Он навел порядок в судебно-правовой системе, ограничил произвол финансистов и откупщиков. Вместе с канцлером Сюлли король провел налоговую реформу, облегчив положение крестьянства. (Генриху IV приписывают фразу о том, что мечта короля – времена, когда у каждого крестьянина в котле будет вариться курица.) Во Франции он прославился как «добрый король», популярный также благодаря его юмору и жизнелюбию южанина, выросшего «на вине и чесноке».
Он осуществил ряд протекционистских мер в сфере производства и торговли: поощрял развитие крупных мануфактур в горном деле, металлургии, производстве артиллерии, в текстильной и стекольной промышленности. Особые королевские мануфактуры производили предметы роскоши – шелка, золотую пряжу, фаянс, потребляемые двором.
Социальная политика Генриха IV была направлена на обуздание феодальной анархии и укрепление королевской власти: он отстранил аристократов от участия в королевском Совете, ограничил власть провинциальных губернаторов, подавлял всяческие попытки сепаратизма и запретил дуэли между дворянами. При этом король всячески поощрял занятия французского дворянства экономикой и передовым земледелием в своих поместьях.
В 1610 г. Генрих IV был убит фанатичным католиком Равальяком. При его малолетнем сыне Людовике XIII (1610–1643) оживилась феодально-аристократическая оппозиция, пытавшаяся использовать для ограничения прав короны Генеральные штаты, однако представленные в них чиновничество и торгово-промышленные круги, окрепшие за время правления Генриха IV, не поддержали аристократию. Тем не менее Франция вступила в полосу очередных гражданских войн (1614–1629).
Выход из очередного витка анархии и наступление нового этапа в укреплении французского абсолютизма связаны с именем первого министра Людовика XIII кардинала Ришелье (1586–1642). В своем политическом завещании он заявил: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью – могущество королевства». Одним из направлений его внутренней политики стала ликвидация гугенотского «государства в государстве». В 1621–1629 гг. он вел военную кампанию на юге, завершившуюся взятием главной крепости гугенотов Ла-Рошели. «Эдикт милости» (1629) оставлял гугенотам право свободного вероисповедания, но лишал всех политических привилегий, полученных от Генриха IV.
На местах Ришелье предпочитал опираться на особых королевских интендантов, в противовес губернаторам, чьи права были ограничены. Он также старался избавиться от провинциальных сословно-представительных учреждений и принизить значение судебных палат, пытаясь централизовать государственный аппарат и сосредоточить реальное управление в руках короля. Кардинал продолжил протекционистскую политику Генриха IV, поощряя французские купеческие компании и торгово-колониальную экспансию.
В сфере внешней политики главной целью Ришелье было противостояние испанским и австрийским Габсбургам, чьи владения окружали Францию. Результатом дальновидной экономической политики Ришелье и успешного участия страны в Тридцатилетней войне и последующих войнах с Испанией стало превращение Франции в одну из ведущих держав раннего Нового времени.