Великое переселение народов.
Средние века (V – перв. пол. XVII в.)
Средние века – один из важнейших этапов в истории развития европейской цивилизации, охватывающий период с V по середину XVII в. Сам термин «Средневековье» возник в начале XV века в кругу итальянских ученых-гуманистов, которые ввели новую трехчленную периодизацию всемирной истории: античность – Средние века – Новое время. Поскольку под «Новым временем» они понимали собственную эпоху, Средние века в их представлении заканчивались на рубеже XIV–XV вв. Традиция считать наступление Ренессанса верхней границей Средневековья закрепилась в западноевропейской историографии и в истории культуры. Сторонники такой периодизации в наши дни именуют период XV – начало XVII в. «ранним Новым временем».
С другой стороны, начиная с конца XVII–XVIII вв. в исторической науке наряду с термином «Средние века» используется понятие «феодализм», обозначающее не столько хронологические рамки периода, сколько существо наиболее характерных для этого времени социально-экономических и политических процессов. Феодализм как экономический и политический уклад существовал в течение более продолжительного времени, чем Средние века в их классическом понимании, охватывая не только период Ренессанса, но также XVII–XVIII вв. В современной науке существуют различные точки зрения относительно того, какое из столетий считать его верхним пределом и какие критерии выбрать как показатель деформации феодальной системы и вызревания в ее недрах новых буржуазных отношений – Английскую революцию середины XVII в., Великую французскую революцию или так называемую «промышленную революцию» XVIII в.
По традиции, сложившейся в отечественной историографии, хронологические рамки периода феодализма определяют как V – середина XVII в., т. е. от Великого переселения народов и падения Западной Римской империи до Английской революции. Принято также выделять три основных этапа внутри этой эпохи:
ü раннее Средневековье (V—первая половина XI в.);
ü развитое, или классическое Средневековье (вторая половина XI—первая половина XV в.);
ü позднее Средневековье, или раннее Новое время (конец XV—первая половина XVII в.).
Средневековье внесло огромный вклад в развитие европейского общества. Прогресс, достигнутый в это время в сфере материальной культуры и техники, позволил Европе захватить экономическое и политическое лидерство в мире; в этот период были заложены основы современной системы мировой экономики.
Именно в рамках феодальной Европы произошло оформление современных государств в их нынешних границах, складывание наций, языков и культур с присущими им национальными особенностями. Возникли новые формы власти и политической культуры, институты и методы управления. Одним из важнейших достижений этого периода стало зарождение принципа парламентаризма. На новый уровень поднялась политическая теория – осмысление природы индивида в его взаимоотношениях с обществом и государством.
Неоценимый вклад внесли Средневековье и эпоха Ренессанса в развитие мировой культуры – архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра.
В конфессиональной сфере чрезвычайно важными были последствия многовекового развития европейской христианской цивилизации и ее трансформации в эпоху Реформации, поскольку в это время окончательно сложились те религиозно-философские течения и церковные организации, которые продолжают играть важную роль в современном мире.
Наконец, итогом эволюции средневекового общества стал генезис нового типа личности, близкой по своим этическим ориентирам и психологическому складу человеку нового времени.
Раннее Средневековье (V – перв. пол. XI в.)
Церковь в V–XI вв.
Одним из институтов поздней Римской империи, благополучно пережившим смутное время варварского нашествия, была христианская церковь, теоретическая доктрина которой в общих чертах сформировалась в античный период. Христианские проповедники занялись миссионерством среди германских племен еще до начала их массовых миграций и значительно преуспели. История сохранила имена тех, кто успешно обращал германцев и кельтов в новую веру, – Ульфила, Мартин – «апостол Галлии», Патрик – наставник бриттов и ирландцев, Бонифаций – «апостол Германии». Авторитет священников, выходивших навстречу отрядам варваров, порой спасал церкви и целые города от разрушения (известен, например, случай, когда папе Льву I удалось уговорить Аттилу уйти из-под стен Рима, не тронув его, правда с немалым выкупом). Однако масса германцев по-прежнему оставалась язычниками, что делало миссионерство одной из насущных политических задач церкви.
Само христианское учение еще находилось в это время в процессе становления и окончательной выработки догматов (основных положений) веры, происходившей в условиях полемики с античным и варварским язычеством, а также с неортодоксальными взглядами внутри церкви, которые объявлялись ересью. В атмосфере острых дискуссий формирование официальной католической доктрины продолжалось на Вселенских соборах, где иерархи, представлявшие разные общины христианского мира, обсуждали проблемы троичности бога, христологии (природы Христа) и сотериологии (учения о спасении). Соборы также вырабатывали каноны богослужения, церковного права, нормы внутренней дисциплины.
Несмотря на то, что в работе Вселенских соборов принимало участие высшее духовенство как западной, так и византийской церквей, из наиболее древних и авторитетных центров – Рима, Антиохии, Александрии, Иерусалима, Константинополя, между римской и греко-византийской церквями нарастали как догматические, так и политические разногласия, немалую роль в которых сыграло соперничество константинопольских патриархов и римских пап. С VI в. позиции последних заметно укрепились. Римские епископы еще в III столетии начавшие именовать себя папами (от греч. паппас – отец), претендовали на духовное лидерство во всем христианском мире, мотивируя это тем, что получили свою власть непосредственно от Св. Петра, считавшегося первым епископом Рима, а апостолу она была вручена самим Христом.
Тезис о Риме, городе Св. Петра, земля которого была полита кровью апостола, как о новой духовной столице получил особую актуальность в понтификат Григория I Великого (590–604). В это время на фоне еще не окрепшей власти варварских королей папство, нередко выступавшее посредником и третейским судьей в политических конфликтах, являлось авторитетом для новообращенной германской элиты, и его престиж чрезвычайно возрос. Немало способствовала этому и личность Григория I, тонкого политика, стремившегося распространить контроль Рима на новообращенные области, и активного преобразователя, при котором была проведена реформа церковной службы. Крупным успехом его понтификата стало обращение в христианство англосаксов, захвативших Британию, и создание здесь церковной организации, всецело подчиненной Римскому престолу в противовес независимой бриттской христианской церкви, возникшей у местного кельтского населения значительно раньше.
Направляя своих миссионеров к язычникам в Британию или Германию, Григорий предписывал им вести себя с крайней осторожностью, не оскорбляя публично прежних богов и не вызывая гнева «варваров». По его мнению, разумнее было использовать традиционные места поклонения и языческие капища для проповеди там новой веры: «Истреблять идолов, но сохранять их храмы, окропить, построить алтари и поместить мощи, народ будет охотнее стекаться к привычным местам, поклоняясь притом истинному богу». Однако успехи миссионерства VI – начала VII вв. были еще непрочными. Нередко целые народы принимали христианство вслед за своими королями, которых побуждали к тому политические соображения, сохраняя при этом и прежние верования, и языческое мировосприятие, и мораль. Это приводило к периодическому оживлению «варварских» духовных ценностей в противовес христианским, нередко совпадавшему с политическими кризисами.
В конце VII—начале VIII в. такой кризис наступил в отношениях пап с франкскими правителями: Карл Мартелл конфисковал церковные земли, чтобы раздать их своим бенефициариям, презрев авторитет клира. Но уже Пипин Короткий вернулся к союзу с Римом, подкрепив его обширными земельными дарениями. В 756 г. благодаря его пожалованиям на Апеннинском полуострове возникло светское государство пап, наследником которого до наших дней является Ватикан. В VIII в. оно включало Римскую область и Равеннский экзархат. Союзнические отношения церкви и светской власти сохранились и при Карле Великом. Однако после смерти могущественного императора и дробления его державы папы стали стремиться занять главенствующее место в христианском мире. Начала складываться теократическая доктрина, утверждавшая идею верховенства пап как в духовных, так и в светских делах. При папе Николае I (858–867) было провозглашено, что светский владыка – лишь орудие в руках церкви и папы имеют право не только короновать, но и смещать государей. Тезис о верховенстве пап в западном мире обосновывался грамотой о так называемом «Константиновом даре», якобы составленной римским императором Константином, а в действительности фальсифицированной в VIII–IX вв. Согласно ей, отправляясь в свою новую столицу Константинополь, император передал светскую власть над Римом и Западной Римской империей папе. Этот документ вызывал сомнения уже у средневековых ученых, но вплоть до XV в., когда его подложность была доказана, он служил одним из краеугольных камней теории папской супрематии.
Рост этих претензий вызывал опасения не только светских государей, но и иерархов восточной церкви, в особенности константинопольских патриархов. Обострившееся противостояние двух ветвей христианской церкви было облечено в форму богословской полемики. Основные теоретические разногласия между ними сводились к следующему: в Византии, согласно Никейскому Символу веры, полагали, что Святой дух исходит только от Бога-Отца, на Западе же ссылались на постановление Толедского собора 589 г. и утверждали, что и от Бога-Сына также (известный тезис «filioque», расцененный греческой церковью как ересь). В Византии не принимали учения о благодати в том виде, в котором оно было разработано на Западе, не считали, что запас благодати может пополняться заслугами святых. Расходились две ветви христианства и в порядке совершения церковных таинств. На Востоке практиковалось причастие «под обоими видами», то есть хлебом и вином для всех (при этом использовался заквашенный хлеб). На Западе же вином и хлебом причащалось только духовенство, в то время как миряне получали только хлеб (в данном случае – пресный). Крестное знамение на Востоке совершалось тремя пальцами, на Западе – пятью. Богослужение на Западе велось исключительно на латыни, в то время как византийская церковь наряду с греческим использовала и народные языки во время службы. Разногласия существовали по поводу иерархических ступеней клира и относительно безбрачия духовенства: если в Византии оно предписывалось только монашеству, в то время как остальные священники могли вступать в брак, на Западе целибат был обязателен для всего клира.
Обострение конфессиональных споров теологов и политического соперничества патриарха и папы привело в 1054 г. к «великой схизме» – полному разрыву двух церквей. В этот год папа Лев IX отправил своих легатов в Константинополь, где они во время службы в храме Св. Софии предали патриарха анафеме и заявили, что «отрясают прах ног своих на Константинополь и весь Восток». После схизмы некогда единая христианская церковь распалась на два течения, при этом каждое провозглашало себя единственным истинно верным – «католическим»: восточная церковь отныне стала именоваться «греко-кафолической», а западная – «римско-католической».
Крестовые походы
Крестовые походы – это широкое военно-колонизационное движение на Восток, в котором приняли участие западноевропейские государи, феодальные сеньоры, рыцарство, часть горожан и крестьянства. Традиционно эпохой крестовых походов считается период с 1096 по 1270 гг., однако крестоносные предприятия продолжали осуществляться и позднее, а крестоносная идея была актуальной до XVII в. Целью крестоносцев провозглашалось освобождение христианских святынь, прежде всего гроба Господня в Иерусалиме, из-под власти неверных – мусульман.
Политическая ситуация на Востоке накануне I крестового похода вызывала серьезные опасения: в XI в. арабы совершили обширные завоевания в Азии, Африке, на Пиренейском полуострове; на покоренных территориях возникли Багдадский, Фатимидский и Омейядский халифаты. Опасность исходила и от турок-сельджуков, вторгшихся в Малую Азию. Византию также тревожили набеги печенегов. В этой ситуации, ощутив смертельную угрозу, византийский император Алексей Комнин воззвал о помощи к западноевропейскому рыцарству. Его призыв нашел отклик, но поход на Восток был подготовлен, когда реальная угроза для Византии уже миновала, и крестоносцы оказались непрошеными гостями.
Энтузиазм рыцарства определялся тем, что фонд пригодных для обработки земель в Западной Европе был почти исчерпан; значительная часть мелкого дворянства не была обеспечена ленами и надеялась получить их на Востоке, который виделся им богатой страной, «текущей млеком и медом», где можно обосноваться. Крестоносная идея была особенно привлекательной для рыцарей-однощитников – младших сыновей, не получавших по праву майората земель и титулов. Богатства Востока притягивали знать, горожан и простонародье. Не следует сбрасывать со счетов и религиозную экзальтацию, свойственную в эту эпоху всем слоям общества.
Свою роль сыграла и демографическая ситуация – рост населения в Европе, избыток которого было трудно прокормить. 90-е годы XI века были отмечены голодом, неурожаями, эпидемиями чумы – массы голодного крестьянства были готовы двинуться в далекий поход, покинув свои наделы.
Идейным вдохновителем походов стала церковь. На Клермонском соборе 1095 г. папа Урбан II призвал христиан изгнать неверных и освободить христианские святыни в Палестине. Участники похода воспринимали его как паломничество в Святую Землю – поэтому появляется знак креста на их одежде.
Прежде чем к I крестовому походу подготовилось рыцарство, в него отправились толпы крестьян и бедноты, возбужденные проповедями священника Петра Пустынника. Проделав долгий путь через Германию, Францию, Венгрию, Балканы, они прибыли в Константинополь и переправились в Малую Азию, где были разгромлены турками. Рыцарское ополчение выступило летом 1096 г. В I крестовом походе не принял участия ни один из европейских монархов, это было чисто дворянское предприятие. Основные силы крестоносцев вербовались во Франции и Италии. В Константинополе они присягнули византийскому императору в том, что вернут ему отвоеванные у турок земли, однако отношения западных рыцарей и византийцев с самого начала были весьма натянутыми. Крестоносцы нанесли туркам ряд поражений, взяв Эдессу, Антиохию и, наконец, Иерусалим. В результате на Востоке возникли христианские государства крестоносцев – Иерусалимское королевство, графства Эдесское и Триполи, Антиохийское княжество, в которых установились феодальные поземельные отношения и политические порядки, близкие к северофранцузскому образцу, с той лишь разницей, что зависимым населением здесь было арабское, сирийское и греческое крестьянство. Крестоносные государства вели активную торговлю с Генуей, Венецией и другими портами Средиземноморья.
Поскольку христианские государства занимали лишь узкую береговую полосу Малой Азии, требовалась постоянная консолидация всех их военных сил. Это привело к возникновению особых духовно-рыцарских орденов. Они объединяли рыцарей, принявших монашеские обеты целомудрия, бедности и послушания, но рассматривали себя как христово воинство, миссия которого – сражаться за веру. Во главе духовно-рыцарских орденов стояли магистры, подчинявшиеся лишь римскому папе. Первым возник орден иоаннитов, или госпитальеров (названный по имени госпиталя Св. Иоанна для раненых паломников в Святую Землю). Позднее он трансформировался в Мальтийский орден. Вторым стал орден тамплиеров – храмовников: его название было связано с легендарным храмом царя Соломона. В XII в. возник орден немецкого рыцарства – Тевтонский.
Турки объявили крестоносцам священную войну – джихад, разгромив графства Триполи и Эдессу. Европейцы спешно организовали второй крестовый поход (1147–1148) в помощь братьям по вере, в котором приняли участие король Франции Людовик VII и германский император Конрад III, однако обе их армии были разбиты. Во второй половине XII века лидерство в мусульманском мире перешло к султану Египта, талантливому полководцу Саладину, который отнял у крестоносцев почти все их территории и взял Иерусалим. На выручку отправились армии английского короля Ричарда Львиное Сердце, короля Франции Филиппа II и германского императора Фридриха I Барбароссы. Третий крестовый поход (1189–1192) был самым внушительным по составу участников, но далеко не триумфальным. Фридрих Барбаросса утонул во время кампании, и его армия вернулась домой. При осаде Акры из-за противоречий с англичанами французский король покинул поле боя, а затем объявил войну Англии. Ричард Львиное Сердце не смог взять Иерусалим, но все же добился мира с Саладином, по которому у крестоносцев оставалась береговая полоса между Тиром и Яффой. На обратном пути в Европу он был захвачен австрийским герцогом и продан в плен своему противнику – германскому императору, где провел два года. Таким образом, третий крестовый поход не привел к желанной цели – освобождению Иерусалима, но обострил отношения европейских держав между собой.
Во всех походах европейские рыцари были склонны винить в своих неудачах византийцев. Между латинянами и греками существовали взаимная подозрительность и неприязнь. Противоречия христиан Запада и Востока привели к совершенно неожиданным результатам в IV крестовом походе (1202–1204) и к кризису всего крестоносного движения. Участники этой кампании намеревались отправиться в Египет, но венецианский дож Э. Дандоло, поставлявший им корабли, вынудил крестоносцев прежде атаковать христианский город Задар – торгового соперника Венеции. После этого они оказались втянутыми в династическую борьбу в Византии и осадили Константинополь, взяв его в 1204 г. Пала и была разгромлена столица Византии – христианского государства, о борьбе с неверными уже никто не помышлял.
В крестовых походах XIII века европейское рыцарство одержало ряд локальных побед, однако ему не удалось добиться освобождения Святой Земли. В 1291 г. крестоносные государства были окончательно разгромлены мусульманами и прекратили свое существование.
Хотя политические цели движения не были достигнуты, эпоха крестовых походов оказала глубокое и всестороннее воздействие на жизнь европейского общества. С одной стороны, она принесла неисчислимые бедствия, гибель людей и памятников культуры и надолго закрепила враждебность и конфронтацию Запада как с христианским, так и с мусульманским Востоком.
С другой стороны, контакты с греко-византийской и арабской цивилизациями расширили горизонты «латинян», приобщившихся на Востоке к более высокой культуре, оказавшей воздействие на эстетические вкусы, нравы и быт европейского рыцарства. После крестовых походов установился регулярный торговый обмен с Востоком, причем если сначала в нем доминировал ввоз экзотических товаров из стран Леванта (пряностей, красителей, дорогих тканей – атласа, муслина, парчи, а также ювелирных изделий и оружия), то постепенно все большую роль в товарных потоках стало играть западноевропейское сукно, что способствовало подъему производства в Англии, Фландрии, Франции и Италии.
Важные заимствования были сделаны в сфере материальной культуры: повысились гигиенические стандарты европейцев, в городах возродились общественные бани (которые не переставали существовать в Византии с римских времен). Произошли сдвиги в структуре питания: европейцы стали потреблять больше пряностей, тростникового сахара, возделывать завезенные с Востока арбузы, лимоны, абрикосы, гречиху. Возможно, в Сирии они впервые познакомились с ветряными мельницами, заимствовали голубиную почту. Восточное влияние в целом вызвало стремление европейских феодалов к роскоши, комфорту и изысканности, стимулируя потребность дворянства в деньгах, что способствовало переходу к денежной ренте.
Особое значение контакты с арабским Востоком сыграли в сфере науки. Арабы превосходили европейцев по уровню философских и естественнонаучных знаний, сохранили в переводах часть греческого философского наследия, утраченного в Западной Европе. В XII–XIII вв. западные монахи активно переводили с арабского трактаты по философии, математике, астрономии, медицине, они получили доступ к трудам Аристотеля, и началось повальное увлечение аристотелизмом в европейских университетах.
Опыт участия в крестовых походах способствовал окончательному оформлению рыцарства как сословия, росту его самосознания и складыванию рыцарской литературы и культуры. В социальном плане они сыграли свою роль в укреплении королевской власти в европейских странах, благодаря оттоку части наиболее беспокойного, агрессивного рыцарства. Влияние же римских пап, усилившееся в начале крестоносного движения, упало на его завершающем этапе.
Тридцатилетняя война
В начале XVII века разгорелся международный конфликт на конфессиональной почве, в который оказались втянутыми большинство европейских стран, пытавшихся сохранить равновесие между католическим и протестантским лагерями. Война длилась тридцать лет, с 1618 по 1648 г., и получила название Тридцатилетней.
В первые десятилетия XVI в. в Германии усилились католические князья при покровительстве императора Рудольфа II Габсбурга. Он был ревностным католиком, питомцем иезуитов, воспитанным при дворе Филиппа II Испанского. В ответ на преследования протестантов в империи и требования католиков вернуть церкви ее земли немецкие протестанты объединились в Евангелическую унию и избрали ее главой курфюрста Фридриха Пфальцского. Католики же создали Католическую лигу во главе с Максимилианом Баварским. Оба союза стали лихорадочно искать себе сторонников в Европе.
Евангелическую унию поддержала католическая Франция, антигабсбургские интересы которой оказались сильнее религиозных. На стороне собратьев по вере выступили также протестантские Республика Соединенных провинций, Дания, Швеция и Англия. Католическую лигу поддержали германский император и испанские Габсбурги. Враждебные лагери сформировались, и недоставало только повода, чтобы конфликт разразился.
Искра, из-за которой занялся пожар войны, вспыхнула в Чехии. Чешское королевство находилось под контролем Габсбургов. В 1618 г. на трон здесь должны были избрать их ставленника – католика Фердинанда Штирийского (после смерти Рудольфа II он стал императором в 1619–1637 гг.). Однако в Чехии, где издавна были широко распространены симпатии к Реформации, зрело недовольство австрийскими Габсбургами и национально-освободительное движение, которое возглавило местное дворянство. В Праге начались волнения: толпа протестантов ворвалась во дворец Пражского града, захватила трех чиновников габсбургского правительства и выбросила их из окна. (Все они чудом остались живы). Дефенестрация (от латинского de – от, из; fenestra – окно) положила начало восстанию и разрыву Чехии с империей. На свой престол чехи призвали главу Евангелической унии Фридриха Пфальцского. Началась война с Фердинандом, на помощь которому пришла Католическая лига.
Несмотря на героизм чехов и ряд успехов, у них не хватило сил для окончательной победы. Владения Фридриха Пфальцского были далеко, его армия невелика, в то время как католики сплотились и снарядили сильное войско под командованием опытного полководца Тилли. В 1620 г. он разгромил чешских протестантов у Белой Горы. В стране начался террор, запылали костры инквизиции.
Тем временем Тилли победным рейдом двинулся дальше, уже по германским землям, и изгнал Фридриха Пфальцского из его собственных владений. Успехи католиков сильно встревожили протестантских государей Северной Европы.
Датский король Кристиан IV (1588–1648), который был также герцогом германских государств Шлезвига и Гольштейна, вступил в войну на стороне Евангелической унии. На этот раз силы протестантской коалиции выглядели очень внушительно, в то время как у императора не было денег, а армии Тилли требовалось пополнение. Католики нашли выход благодаря Альбрехту Валленштейну – дворянину чешского происхождения на службе у императора. Это был талантливый, честолюбивый и необыкновенно циничный человек. После поражения чехов у Белой Горы он сделался настоящим магнатом, получив множество конфискованных у протестантов земель, ему принадлежала вся северо-восточная Чехия.
Валленштейн, командовавший отрядами наемников-профессионалов, предложил императору Фердинанду простой способ содержания армии. Следовало лишь узаконить разбой солдат на покоренных территориях и позволить им кормиться за счет очень высоких контрибуций с населения. Ограбленное, оно к тому же не смогло бы сопротивляться. Валленштейн быстро довел число своих наемников до 100 тыс. С помощью Валленштейна объединенные силы католиков разбили датскую армию Кристиана IV и стали готовиться к массовому возврату немецких земель католической церкви. Человека же, которому император был обязан победами, отправили в отставку. Валленштейн был отстранен от командования армией в результате интриг католических князей, испытывавших к нему жгучую ненависть.
После разгрома Дании в войну за протестантское дело в 1630 г. вступила Швеция при финансовой поддержке Франции. Король Густав-Адольф Шведский (1611–1632) был талантливым государственным деятелем и одаренным полководцем. Армия, которую он привел в Германию, сильно отличалась от наемных войск. В шведской армии служили солдаты-протестанты, убежденные в правоте своего дела и в божьей поддержке ему. Они отличались высокими моральными качествами и, к изумлению местного населения, не занимались грабежами.
Армия Густава-Адольфа действовала по последнему слову военной науки: умело комбинировала действия пехоты, кавалерии со скорострельной стрельбой и огнем полевой артиллерии. Именно шведам были обязаны протестанты успехами на этом этапе войны. Армия Густава-Адольфа разбила Тилли и вошла в Баварию – оплот католических сил в Германии.
Чтобы спасти положение, император Фердинанд спешно вернул Валленштейна, дав ему неограниченные права распоряжаться армией и покоренными территориями. Тот быстро набрал войска и выступил против Густава-Адольфа. Война между ними была затяжной. В ходе ее обе армии становились все более похожи друг на друга. Шведам не хватало припасов и требовалось подкрепление. Они стали брать на службу наемников и мародерствовать; моральный дух шведской армии снизился. Со своей стороны, Валленштейн перенимал новые тактические находки шведов. Силы сторон уравнялись.
В 1632 г. недалеко от Лейпцига, у небольшого городка Лютцен, произошла решающая схватка армий Густава-Адольфа и Валленштейна. Войскам католиков был нанесен большой урон, но шведский король погиб в битве. Протестантский лагерь остался без талантливого лидера. Валленштейн ненадолго пережил противника. Начав переговоры о мире с протестантами, он по навету завистников был обвинен в измене. Его предательски убили с молчаливого согласия императора. В войне наступила передышка. Исчерпав все силы, католические и протестантские князья заключили перемирие.
Видя, что нанести решающий удар Габсбургам не удается, последней в войну в 1635 г. вступила Франция, до сих пор, как и Англия, поддерживавшая протестантов «из-за кулис» – деньгами. Французы заключили союз со Швецией. Силы испанских Габсбургов отвлекала на себя Республика Соединенных провинций.
Однако, несмотря на численный перевес франко-шведских войск, война текла вяло, все ее участники были истощены. Не было денег на содержание армий, долгая война утомила даже наемников, которые дезертировали, и самих полководцев. Земли Германии, Австрии, Чехии были разграблены до такой степени, что местное население стало нападать и бить солдат-мародеров, не различая, свои они или чужие. Стало ясно, что пришла пора заключать мир.
Разложение абсолютизма
Когда в Англии в 1660 г. удалось осуществить Реставрацию, то стало казаться, что тучи, сгущавшиеся над «старым порядком», начали рассеиваться. Однако ненадолго. Бездумная политика нового короля Карла II вела к сужению социальной базы сторонников монархии, накаляла внутриполитическую обстановку. В верхах общества возникло две группировки: партия двора (будущие тори) и партия страны (будущие виги). Ничему не научившийся Карл II последовал примеру отца и распустил парламент. Расчет на то, что новый его состав будет более лояльным, не оправдался, и в 1681 г. парламент был вновь распущен. Вплоть до 1685 г., т. е. вплоть до своей смерти, Карл II правил как абсолютный монарх.
Его наследник Яков II, ярый приверженец католицизма, попытался реставрировать не только дореволюционные политические порядки, но и католицизм, что абсолютно не совпадало с умонастроениями подавляющего большинства англичан. Это намерение на время примиряло тори с вигами, заставив их объединиться в оппозицию королевской власти. Они обратились к лидеру европейских протестантов, штатгальтеру (статхаудеру) Голландии Вильгельму Оранскому, женатому на дочери Якова II Марии, с просьбой защитить англичан от произвола фанатичного католика. До войны дело не дошло, ибо, когда Вильгельм Оранский в 1688 г. высадился на Британских островах, выяснилось, что у Якова II практически нет сторонников. В результате он вынужден был бежать на континент, где и умер в 1702 г. В Англии произошел бескровный переворот, вошедший в историю под названием «Славной революции».
Между занявшим королевский трон Вильгельмом и парламентом было достигнуто соглашение, зафиксированное в «Билле о правах». В нем устанавливались четкие конституционные гарантии власти парламента, закреплялось господство протестантизма в стране. Этот документ заложил правовые основы конституционной монархии. Утверждение конституционной монархии в одной из ведущих стран Западной Европы нанесло чувствительный удар по позициям абсолютизма. Теперь оплотом абсолютизма оставалась континентальная Европа, и прежде всего Франция.
В середине XVII века эта страна, так же как и Англия, пережила острый социально-политический кризис – так называемую Фронду (1648–1653 гг.). Однако во Франции абсолютизм не только устоял, но и достиг при Людовике XIV, «короле-солнце», невиданного расцвета. «Государство – это я», – любил говорить Людовик XIV, и действительно, он стремился к тому, чтобы королевской власти были подконтрольны все основные стороны жизнедеятельности государства: финансы, внешняя и внутренняя политика, внешняя торговля, контроль над осуществлением правопорядка, сбор налогов, стимулирование промышленного производства, культура и т. д. Активным пропагандистом усиления вмешательства государства в экономику был генеральный контролер финансов Кольбер. Талантливый организатор, он поставил свои способности на службу «величия Франции» и ее короля. Кольбер стремился сократить ввоз во Францию иностранных товаров и, наоборот, увеличить экспорт французских. Рост отечественного производства позволял расширить налоговую базу, а следовательно, и доходы государства.
Деньги Франции действительно были крайне необходимы. Они требовались на обслуживание роскошного королевского двора, на оплату многочисленных государственных чиновников, а главное, на финансирование постоянных войн, которые велись в то время опять-таки во славу «величия Франции». За 54 года единоличного царствования Людовика XIV Франция воевала в течение 32 лет. К этому надо добавить, что «король-солнце» проводил политику религиозно-церковной унификации, пытаясь сделать XVII век временем реванша католицизма. В 1685 г. был отменен Нантский эдикт о веротерпимости и возобновились гонения на гугенотов. Около 300 тыс. человек вынуждены были уехать из Франции.
Итоги царствования Людовика XIV были весьма противоречивы. С одной стороны, Франция достигла высшей точки своего влияния. Она стала сильнейшей европейской державой, диктовала свою волю многим мелким европейским государствам. Ей принадлежали огромные владения в Северной Америке, Вест-Индии, Индии, Северной Африке. Она вела активные торговые операции по всему миру. Возрос экономический потенциал страны. Париж стал крупнейшим культурным центром Европы, бесспорным законодателем мод. Стиль жизни французской элиты копировали власть имущие в других странах. Пышно расцвела французская культура. Имена и произведения Корнеля, Мольера, Расина, Лафонтена золотыми буквами вписаны в сокровищницу мировой культуры.
Однако за все это Франции пришлось заплатить немалую цену. Замах на величие оказался явно больше реальных возможностей Франции. Ей приходилось содержать огромную по тем временам армию (более 300 тыс. человек), численность которой за годы царствования Людовика XIV выросла более чем в 10 раз. Это требовало колоссальных средств, предопределяло постоянный рост налогового пресса, душившего экономику, вело к обескровливанию прежде всего сельского хозяйства. Многократно вырос государственный долг. Если добавить к этому серию неурожаев и эпидемий, обрушившихся на Францию, то нетрудно понять, что к концу царствования Людовика XIV страна вступила в полосу затяжного кризиса. Он стал зримым проявлением того, что потенциал абсолютизма в деле развития общества, его совершенствования практически исчерпан.
Последний исторический шанс этой формы политической организации общества был связан с так называемым «просвещенным абсолютизмом». Данное явление получило распространение в ряде стран Европы в XVIII веке. Это была попытка реформировать абсолютизм, приспособить его к изменившимся условиям, поставить на службу монархии некоторые из идей просветителей. Наиболее яркими примерами просвещенного абсолютизма историки традиционно считают правление Марии-Терезии в Австрии (1740–1780) и Иосифа II (1780–1790), Фридриха II в Пруссии (1740–1786), Карла III в Испании (1759–1788) и Екатерины II в России (1762–1796). Что объединяет эти царствования?
Во-первых, понимание того, что для сохранения базовых устоев «старого порядка» обществу нужны определенные перемены. Всех перечисленных выше монархов можно назвать консервативными реформаторами. Набор осуществленных в этот период преобразований был примерно одинаков во всех этих странах: поощрение торговли, развитие образования, ограничение сферы деятельности цеховых структур, попытка оптимизации финансов и государственного управления и, наконец, очень осторожные шаги, нацеленные на модернизацию аграрных отношений.
Во-вторых, изменение взглядов элиты на мир, само общество, государство. Трансформировалась вся иерархия ценностей, которыми руководствовались просвещенные монархи и их окружение. Раньше в основе мировоззрения и верхов и низов общества лежали церковные догматы. Отталкиваясь от них, определяли нормы повседневной жизни, взаимоотношений между различными социальными группами, обосновывали принципы государственного устройства, выводили задачи государства на международной арене. Теперь стремились найти рациональное объяснение и обоснование всех сторон жизнедеятельности общества. Покровительство науке и искусству стало признаком хорошего тона.
Наконец, отход от теологических императивов готовил почву для постепенного перехода к гражданскому обществу. Конечно, его создание никто не планировал. Но объективно все те реформы, о которых шла речь выше, все подвижки в менталитете элиты, мощный взрыв гуманитарных знаний предопределяли углубление кризиса старог<