Используемые речевые формулы

В основе компресии (смыслового свертывания) текста лежит конспектирование.

Конспект –это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенная для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

Конспектирование может осуществляться тремя способами:

1) цитирование (полное или частичное) основных положений текста;

2) передача основных мыслей текста “своими словами”;

3) смешанный вариант.

1. Тезис (греч. thesis) – элемент доказательства; положение, утверждение, которое автор намерен доказать, защищать.

Тезисы– результат компрессии текста; кратко сформулиро- ванные основные положения статьи, параграфа, главы, лекции, доклада и т.п.

2. Аннотация(от лат. annotatio – замечание) – краткая характеристика содержания произведения печати (книги, статьи и т.п.) или рукописи, информирующая о содержании первичного текста. Аннотация не раскрывает содержания документа (произведения), а лишь информирует о его существовании и даёт самое общее представление о его содержании. Аннотация даёт предварительное представление о незнакомой публикации и тем самым помогает в поиске и отборе необходимой информации. Она обязательно содержит библиографическое описание.

Основные требования, предъявляемые к составлению аннотации:

1. Композиция аннотации должна быть внутренне логична и может отличаться от композиции аннотируемого документа.

2. Отбор сведений для аннотации, их формирование и расположение зависят от содержания и характера аннотируемого произведения, назначения аннотации.

3. Язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным, без длинных и сложных предложений, без абзацев.

4. Аннотация – наиболее стандартизированный жанр научной речи, поэтому в тексте аннотации используются специальные конструкции (лексические клише): анализировать проблему; рассматривать вопрос/вопросы (о); излагать сущность; обобщать материал (о); освещать вопросы; останавливаться на характеристике; отмечать сложность; подчёркивать значение; посвящать работу; заострять внимание (на); обращать внимание (на); уделять внимание; указывать на необходимость; приводить данные (о); касаться вопроса (о); делать вывод (о); показывать значение; давать оценку; раскрывать сущность; характеризовать способ…

Запомните слова, необходимые для составления аннотации:

- для обозначения субъекта действия: автор, авторы, исследователь, учёный;

- для обозначения первоисточника: статья, сборник, глава, монография, работа, исследование, книга, труд;

- для обозначения связи фрагментов аннотации: прежде все- го, вначале; затем; далее; кроме того; во-первых; во-вторых; наконец…

Обратите внимание, что при составлении аннотации используются не только активные, но и пассивные конструкции: автор рассматривает вопрос.., автором рассматривается вопрос.., автором рассмотрен вопрос.., в статье рассмотрен вопрос.., рассмотрен вопрос…

Аннотации являются неплохим подспорьем при обзоре литературы во введении учебно-научной работы.

3. Реферат(от лат. refrere – докладывать, сообщать) – краткое изложение содержания первоисточника (книги, научной статьи и т.п.). Другими словами, реферат – это информационная модель первичного документа, но ни в коем случае не его конспект, сопровождаемый конструкциями типа Далее автор отмечает...

Реферат даёт ответ на вопрос, что именно, что нового, существенного содержится в первичном документе, и передаёт, излагает основное содержание документа, новую проблемную информацию, содержащуюся в нём.

Виды рефератов: обзорный (литературный), методический, информационный, библиографический и др. Студенты академии, безусловно, работают над составлением обзорного реферата, в котором: 1) критически и всесторонне рассматривается, как заявленная тема освещена в научной литературе; 2) полученные в результате изучения соответствующей литературы данные приводятся в систему; 3) подводятся итоги в соответствии с заявленной темой реферата.

В целом реферат определяется как “композиционно организованное обобщенное изложение содержания источника информации”. Реферат состоит из трёх частей: общей характеристики текста, основного содержания, выводов.

Следует помнить, что реферат – это новый текст, который строится по всем законам логического развития мысли в большом контексте. Необходимо помнить также, что обильное цитирование превращает реферат в конспект, что реферату “вредны” избыточная информация, равно как и потеря необходимой информации, дублирование словесной информации, искажение смысла первоисточника.

Некоторые конструкции для реферативного изложения

В статье под заглавием «...», помещенной в журнале «...», № ... за ... года, излагаются проблемы (вопросы, взгляды)...

Реферируемая работа представляет собой детальное (общее) изложение вопросов...

В статье (монографии) рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для...

Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что...

Тема статьи (вопросы, рассматриваемые в статье) представляют большой интерес...

Основная тема статьи отвечает задачам...

Реферируемая статья состоит из... частей.

Автор даёт определение (характеристику, анализ, обзор)...

Автор останавливается на таких значимых для нас проблемах, как...

Автор подробно останавливается на истории возникновения (зарождения, становления, появления)...

В реферируемой работе подробно (кратко) описаны (классифицированы, охарактеризованы) факты...

Автор доказывает справедливость (опровергает что-либо)..

В статье приводятся убедительные доказательства справедливости точки зрения автора.

Автор приводит целый ряд примеров, иллюстрирующий правильность (справедливость) своего убеждения (точки зрения, мнения)...

В реферируемой работе предложено обобщение..., приводятся хорошо аргументированные доказательства...

Несомненный интерес представляет точка зрения (выводы)...

Наиболее важными для нашей работы являются выводы автора статьи о...

4. Рецензия –один из видов компрессии текста. Это вторичный текст жёсткого способа построения, имеющий свои структурные особенности и языковые стандарты-клише.

Рецензии публикуются в научных журналах в специальных рубриках. Они знакомят читателя с новыми публикациями, помогают быть “в курсе” современных научных направлений и проблем. Важно научиться и самостоятельному написанию рецензий, т.к. это способствует формированию научного мышления, умению анализировать, развивает речевую культуру в научной сфере деятельности. Напомним, что на дипломную работу выпускника вуза даётся рецензия.

Структура рецензии

В содержательной структуре текста рецензии обязательно наличие следующих компонентов (частей):

1 2

ПредметУказывается, что представляет собой рецензируемая ра-

анализабота: дипломный проект, рацпредложение, статья, дис-

сертация, монография и т.д.; приводятся выходные дан-

ные. Для пишущего рецензию важно уяснить, к какому

жанру относится анализируемый текст, т.к. от этого бу-

дет зависеть его общая оценка и выводы о значимости

работы.

Актуаль- Отмечается важность затрагиваемых в работе вопросов,

ность темыих значение для решения современных проблем в той

или иной области знаний, культуры и т.д.

КраткоеВажно уметь осмыслить содержание прочитанного,

содержаниесоединить его с теми знаниями, которые были получены

ранее, т.к. краткое изложение содержания работы соче-

тается в рецензии с его критическим анализом и оценкой

ОценочнаяОбычно в начале даётся общая оценка с точки зрения

частьсоотвествия рецензируемой работы тем требованиям,

которые предъявляются к тому или иному жанру. Отме-

чаются достоинства: новизна, глубина раскрытия темы,

аргументированность выводов, наличие примеров, ил-

люстраций, схем и т.п., знание литературы по излага-

емой теме, умение анализировать и сопоставлять различ-

ные точки зрения по спорным вопросам, стиль изложе-

ния и т.д., – после чего рецензент переходит к критиче-

ским замечаниям. Выявляются недостатки, недочёты.

Их перечисление не должно превращать рецензию в кри-

тический “разнос”. Предполагается доброжелательное

отношение рецензента к анализируемой работе и её ав-

тору, поэтому все замечания делаются в корректной фор-

ме, возможно, в виде пожеланий и рекомендаций.

Выводы Формулируются с учётом жанра рецензируемой рабо-

ты. Отмечаются значимость работы, её место в ряду уже

существующих по данной проблематике, практическая

ценность, область применения полученных в исследова-

нии результатов и т.д.

Модель типовой рецензии

1 2 3

I. ВводнаяОбщая проб- Одним из наиболее актуальных на-

частьлематика правлений в изучении… является…

рецензии В последнее время появилось множе-

ство публикаций на указанную тему...

К работам, рассматривающим тему…,

относится и статья Иванова И.И. ...

Автор статьи – известный физик

(биолог, филолог, журналист,

правовед)…

II. Общая ха- Тема Статья посвящена теме (проблеме,

рактеристикастатьи вопросу)…

статьи Работа представляет собой анализ (об-

зор, обобщение, изложение, описание,

исследование)…

В статье речь идёт (говорится, рас-

сматривается, даётся оценка, анализи-

руется)…

Автор рассматривает (излагает, оста-

навливается, описывает, называет, по-

казывает, освещает, обобщает)… Композиция Сущность проблемы статьи заключа-

статьи ется (сводится к)…

Рассматриваемая статьи состоит из…

частей (глав, разделов).

Рецензируемая работа делится на…

части, начинается с… , заканчивается…

III. ОценкаДостоин- К достоинствам работы относятся ар-

работыства гументация автора, новый (комплекс-

работы ный) подход к решению проблемы,

самостоятельность исследований,

творческий характер, ценные сведе-

ния, экспериментальные положения,

убедительные доказательства

Недостатки Вызывают возражения (сомнения)

работы следующие факты…

Автор не раскрывает содержания,

противоречит, упускает из виду, не

подтверждает выводов фактами, не-

обоснованно утверждает…

В статье содержатся общеизвестные

истины, противоречивые положения,

необоснованные утверждения…

IV. ВыводыОценивая можно утверждать, нельзя не согла-

работу ситься, необходимо сказать, хотелось

в целом... бы подчеркнуть, можно отметить…

Таким в статье убедительно доказано, полу-

образом... чили исчерпывающее освещение…

изложенные в статье вопросы, про-

блемы… представляют интерес не

только для.., но и для…

Приложение 2

Образцы оформления титульнЫХ ЛИСТОВ

Наши рекомендации