Вопрос 2.Государственный строй Руси
Высшая политическая власть в Древнерусском государстве с центром в Киеве была представлена Великим князем. Он выступал как законодатель, военный вождь, верховный администратор и верховный судья. Со времени первых легендарных русских князей, известных по летописям, Рюрика и Олега, княжеская власть становилась индивидуально наследственной, что придавало ей легитимность в глазах современников. Утверждалась мысль об избранности людей, принадлежавших к княжескому роду. Постепенно власть князя стала восприниматься как власть государственная. Великий князь стал назначать своих многочисленных сыновей и родственников в другие земли в качестве князей, оттесняя местную знать от власти. В X в. Древнерусское государство приобрело черты раннефеодальной монархии. Огромное значение имело принятие Русью христианства. Церковь укрепила авторитет князя, рассматривая его власть как богоданную.
Опорой власти великого князя киевского была дружина, которая стала средством принуждения и управления, взимания дани, защиты собственных интересов и население страны от врагов.
Дружина проживала на княжеском дворе в особом помещении (гриднице) и находилась на полном содержании князя. Дружинники различались по своему положению. Старшая дружина, состоявшая из богатых и знатных людей и приближенных князя, носила название «бояр», «мужей». Младшая дружина называлась «гриди», «гридь», «гридьба», а также «отроки», «детские», при этом возраст дружинника не имел значения, «отроком» мог быть и старый человек. Старшая дружина участвовала в совещаниях с князем. Из членов дружины в течение данного времени и состоял примитивный аппарат княжеского управления.
Князь вместе с дружиной ходил «в полюдье» - так назывались походы за сбором доли, которая первоначально собиралась главным образом мехами, а в XI в. уже преобладали деньги.
Из числа дружинников князь назначал посадников в отдельные центры своего государства. В X – XI вв. существовало и практика «кормлений», когда князь даровал своему вассалу право сбора доли (или части ее) в свою пользу с той или иной волости без владения самой волостью.
При князьях и посадниках имелись тиуны – лица, выполнявшие различные функции. Обычно тиуны назначались из дворовых слуг князя. Они заведовали княжеским хозяйством на селях и на княжеском дворе, и в зависимости от этого назывались «тиуны сельские» и «тиуны дворские». Они присутствовали на суде князя или посадника. Но не редко они замещали их на суде, т.е. выполняли функции судей низшей степени.
Существовали и другие должностные лица: мытинки, взимающие «мыть» (торговую пошлину», вирники, собирающие «виры» (судебные штрафы за убийство человека) и «продажи» (штрафы за другие виды преступлений), «пятенщики» собирали «пятно» (пошлину за продажу лошадей).
Княжеская власть и ее представители на местах не могли полностью заменить деятельность крестьянской общины – «мира», выполнявшей с глубокой древности судебные, административные и финансовые функции. Общинные порядки были приспособлены к потребностям государства. Община, например, была обязана разыскивать убийц и воров (в противном случае ей грозили высокие штрафы), судебные дела разбирались только в присутствии представителей крестьян.
Войско при необходимости набиралась из населения по мере надобности. Дружинники обычно были конные, войско - пешее. Князь должен был снабжать войско оружием. Из старших дружинников князь назначал и военачальников – воевод и тысяцких. В распоряжении князя был также флот – не только речной, но и морской. Летописи сообщают о морских походах на черноморские берега и в Каспийском море.
Особое место в Древнерусском государстве занимала Церковь всесильная как в духовном, так и в политическом отношении организация. Во главе ее стоял поставленный (назначаемый) патриархом Константинопольским митрополит Киевский. В городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (а в некоторых землях архиепископы). Они руководили обширными церковно – административными округами – епархиями. Таким образом, власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Русская церковь была тесно связана с Константинопольской патриархией и до 1448г. формально подчинялась ее юрисдикции.
Признав христианство государственной религией, светская власть позаботилась о материальном обеспечении церковной организации. По распоряжению князя Владимира Святославича в конце X в. в церковную казну ежегодно передавалась десятая часть всех княжеских доходов – десятина. Церковь обладала правом собственности на обширные территории – «вотчины», что позволяло получать подати и налагать определенные повинности на крестьян, проживающих на этих землях. Священнослужители и их имущество было освобождено от налогов и повинностей.
В конце X в. церкви было пожаловано право суда и сбора судебной пошлины по делам семейно – бытового характера. Особый класс находился в повиновении церкви, а не князю: иерархи, священники, монархи церковно – служители; лица, находившиеся на попечении церкви – старые, увечные, богатые, изгои (т.е. лица, лишенные прав гражданского состояния, оказавшиеся вне своего сословия); лица, зависимые от церкви – холопы («челядь»), перешедшие в дар церкви от светских владельцев.
В Древнерусском государстве действовало вече – народное собрание, в котором участвовало все взрослое население города, а иногда и жители пригородов и даже деревень. Одной из его функций было комплектование народного ополчения и выборы его военачальников – тысяцкого, сотских, десятских. Со временем тысяцкий стал назначаться князем из своих приближенных.
В XI – XIIвв. Все случаи упоминания вечевых собраний в летописях связаны с исключительными ситуациями, когда в результате военной угрозы, стихийных бедствий или значительного голода княжеская администрация оказывалась не в состоянии решить проблемы. Исключением из этого составляли только Новгород с его «пригородом» Псковом и в какой-то мере Полоцк. В целом сложившийся строй Древнерусского государства, характер власти князя и окружавшей его знати исключали возможность систематического функционирования народных собраний.
В рассматриваемый период в Древнерусском государстве складывается 2 системы управления:
1. Десятичная (численная) система управления. Территориальным понятием (округом) здесь становится «Тысяча», во главе с тысяцким. Последний являлся руководителем вооруженных сил округа, осуществлявшим полицейскую, судебную и финансовую власть. Тысячи делились на сотни во главе с сотскими (сотниками). Они выполняли финансовые, административные и судебные функции. В некоторых землях вместо тысяцких учреждались воеводы, которые возглавляли вооруженные силы местных князей. Тысяцкие при этом выполняли административно-полицейские функции в городах.
2. Дворцово-вотчинная система управления характерна для периода начинающейся феодальной раздробленности. Она складывалась во дворце князя и состояла из придворных чинов: дворецкого, который ведал всем двором князя; конюшего, управляющего княжеской конницей; стольничего; чашечного и др. В последствии эти должностные лица стали выполнять общегосударственные поручения князя, выходившие за пределы их обязанностей при дворе.
С развитием феодальных отношений десятичная система управления с тысяцкими,- сотскими, выросшая из дружинной организации, постепенно заменяется дворцово-вотчинной системой управления. Уже нет различия между органами государственного управления и управления личными делами князя. Все нити управления сосредоточились в руках князя. Всякий кто входил в состав «княжеского двора» и ведал какой-нибудь отраслью хозяйства или был просто приближенным княжеским слугой, мог осуществлять и государственные функции. Процесс возникновения дворцово-вотчинной системы управления косвенно уже отразился в Краткой Правде (статья 1923). Статьи же Пространной Правды (статья 12 и 13) свидетельствуют о дальнейшем развитии этой системы управления[7].