Глава I . Личная жизнь человека
Введение
Приступая непосредственно к исследовательской работе, мне бы хотелось обосновать выбор темы.
Название работы звучит следующим образом: «Пределы вмешательства государства в личную жизнь граждан» - другими словами, нам нужно выяснить, насколько широко государство имеет право вмешиваться в личную, иными словами, частную, жизнь.
Имеет место быть выражение о том, что там, где заканчиваются законы государства, начинается частная жизнь.
С одной стороны, это верно – та сфера, в которой государство не может приказать, постановить, наказать за слова и действия, можно в принципе назвать личной жизнью, то есть это пространство, в котором человек может двигаться абсолютно свободно. Но, как известно, исключения существуют всюду. Если бы между властью государства и частной жизнью можно было провести строгую черту, четко разграничивающую права государства и права человека, то это привело бы или к тому, что люди, пользуясь своим абсолютным правом, нарушали закон (например, ложные показания в суде) или же, наоборот, к снижению противозаконных поступков, хотя, думаю, что это маловероятно. В прочем, тема эта уже отдельная и обсуждать её можно очень долго.
А вот с другой стороны, это выражение не совсем точное, в плане того, что есть некоторые нюансы, когда государство может вмешаться в личную жизнь, естественно не просто так, а на каких-то определенных основаниях. Но здесь, конечно, нужно обязательно сказать о том, что чем больше власть вмешивается в жизнь человека (гражданина), тем более серьёзные для этого должны быть основания.
Итак, цель определена – постараться найти те границы, за пределы которых государство не может зайти, исследуя или рассматривая в силу каких-то обстоятельств жизнь человека.
В чем же актуальность данной темы?
Ну, в первую очередь, это то, что тема для обсуждения достаточно спорная в своих элементах. То есть если рассматривать её в целом, не разбивая на части, то, в принципе, становится всё ясно: где заканчиваются законы государства, за исключением некоторых нюансов, как уже говорилось выше, там начинается личная жизнь. Но, если разбить эту тему на несколько частей, то получится, что несколько элементов носят спорный характер: допустим, определение личной жизни или проблемы целей ограничения права.
Во-вторых, нужно сказать о том, что ввиду практического применения, проблема соотношения частных прав и деятельности государства является особенно важной для конституционного права, потому что здесь налицо противопоставление приоритетов: с одной стороны государство, а с другой – человек. Здесь подразумевается то, что государство создается людьми для себя, для того, чтобы защитить свои права и свободы, но опять же «государство возникает как ответ на неспособность человеческого общества жить без него, без его силы и ограничений, государство становится как бы высшим проявлением общественной организованности и порядка, единственным гарантом безопасности, стабильности и развития». Такие противоречия разрешаются с помощью детальной работы над законами и Конституцией. В Конституции разрабатываются и закрепляются основы, или условия, ограничения прав и свобод, а вот законах прописываются конкретные способы ограничения отдельных прав и свобод, которые вытекают из конституций предписаний.
При исследовании и написании работы, я пользовалась различными источниками. В их числе: книги, Интернет, научные статьи. Полный список можно увидеть на последней странице.
Предметом исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе нормативно-правового ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Объект исследования – нормы конституционного права, посредством которых осуществляется нормативно-правовая регламентация ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Цель и задачи научного исследования. Целью исследования является определение пределов вмешательства со стороны государства в личную жизнь человека и гражданина. Она достигается следующими путями (задачами):
*дать наиболее приблизительное значение понятию частная жизнь;
*выделить права и свободы, которые обеспечивают её неприкосновенность;
*определить конституционно-правовые основы для ограничения прав и свобод;
*выявить пределы ограничений прав и свобод человека в современном мире.
Методологическая основа исследования. Чтобы достичь цели исследования и решить поставленные задачи использовались современные методы познания: логический – деление по видам, а так же – анализ – деление на самостоятельные части для более детального изучения.
Что касается структуры работы, то она полностью соответствует поставленным целям и задачам. Она состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Понятие личной жизни
Малая моногамная семья есть не что иное, как институт, наилучшим образом обеспечивающий частную жизнь взрослого человека (широко известное выражение: «мой дом – моя крепость»). Вместе с тем, ввиду различных культур и различных социальных устройств, человеку предоставляется различный объём свободы в его индивидуальном поведении. Другими словами, понятие частной жизни есть некая мера вычлененности человека из социального контекста, независимости индивидуального «я».
Прежде чем перейти непосредственно к попытке определить понятие личной жизни, обратимся ненадолго к истории – это даст нам понять, как и в течение какого времени в России формировались и развивались взгляды на личную жизнь.
Практически с XV века в России мы можем видеть людей, беззаветно служащих государству, сознающих в себе принадлежность к государству и государю, таким образом добровольно ограничивающих свою частную жизнь. В то же время само государство проводит такую политику, которая в принципе не исключает своих возможностей вмешиваться в личную жизнь своих граждан. Ярким примером этого могут послужить нормы, закреплённые в Стоглавом Соборе или, например, бритьё бород при Петре I.
Во времена античной эпохи, а позже эпохи Возрождения культура России, в отличие от культуры европейских стран, постоянно упиралась на служение государству. Частная жизнь, по мнению русских людей, являлась предметом какого-то презрения, чем-то недостойным его. Именно это и сыграло решающую роль при формировании различных взглядов: русской революционной демократии (Чернышевского, Писарева, народников), антибуржузности (консервативно-охранительные круги). Такие взгляды являлись основными в большинстве самых влиятельных течений русской мысли. И всё-таки в XVIII веке, а именно со второй половины и вплоть до 1917 года создаются достаточно благоприятные условия для реализации частной жизни. По крайней мере, выход на мировую арену и расцвет России напрямую был связан именно с этим обстоятельством.
Революционные события практически полностью изменили прежние устои частной жизни. Но следует особо отметить некоторые порядки того времени. Например, существовали на тот момент идеи об отмене семьи и переходу к так называемой «свободной любви», которые полностью не были реализованы. В основном эта черта была присуща первому поколению руководителей Советского государства. Говоря же об основной части общества, то здесь необходимо сказать о том, что частная жизнь крайне осложнилась. Главными причинами этого выступили гибель людей в мировой и гражданской войнах. Террор, голод, а значит, и разрушение семей в конечном счете привело к массовой беспризорности, безотцовщине, преступности. Подобное существование людей, стоящих на грани жизни и смерти, хоть и напоминает частную жизнь, но происходит это лишь внешне, потому что оно (существование людей) подчиняется внешним обстоятельствам, а значит, лишено свободы. Этим-то и воспользовалась в годы Сталина административно-командная система, противостоящая любым проявлениям независимости. Чтобы это проиллюстрировать, можно взять самый простой пример: бытовые пытки – дефицит всего и всюду, коммунальные квартиры, огромные очереди и вдобавок ко всему общественные работы людей, людей, накачанных идеологией того времени. Такие условия лишали человека частной жизни практически во всех её проявлениях, зато облегчали государству осуществлять его тотальный контроль во всех жизненных сферах.
Рассматривая же послесталинскую эпоху, нужно отметить, что взгляды на частную жизнь изменились. Личная жизнь людей стала реализовываться гораздо шире, но, народ, измученный тем временем, загнанный в угол в прежние времена, стал раскрепощаться и, истязанный невозможностью приобрести все необходимое, а когда-то и голодом, главной целью себе нашли капитал. Ведь трудно не заметить, как в это самое время начинается погоня за материальными благами, а отсюда – формирование и распространение мафии.
В современной частной жизни нередко, а может и часто, можно встретить бездуховность. И это не новая модная тенденция. Это вполне закономерный процесс, возникший после тоталитарных эксцессов предыдущего исторического периода. Рассматривая частную жизнь в так называемых «нормальных условиях», можно сказать, что она являлась и является по сей день основой духовности и творчества человека. «Один из парадоксов человеческого бытия, по-видимому, и состоит в том, что общественно полезные деяния имеют своим источником частного человека, в то время как действия людей и групп, вдохновляемых, казалось бы, идеалами общественного блага и приносящих на алтарь этого блага, оказываются на поверку бесплодными или разрушительными» (1).
Что же касается конкретно личной жизни, то здесь нужно сказать следующее: являясь понятием точно не определённым, имеющим движущие границы и зависимым от места и статуса индивидуума в обществе, в политической системе, в науке личная жизнь противопоставлена общественной: её определение есть не что иное, как часть человеческой жизни, обособленной от вмешательства извне. Частная жизнь – подтверждение независимости личности, и признание её зависит от развития общества. Но ошибочно будет говорить о том, что личная жизнь берёт свое начало там, где заканчивается общественная.
Одной из основ возникновения личной жизни являются жилище и работа. Предположим, если в одной комнате проживает несколько человек, то пространство личной жизни каждого из проживающих значительно сокращается. Что же касается работы, то значительно на осуществление личной жизни влияет продолжительность рабочего дня, так как от этого зависит, сколько свободного времени есть у человека на частную жизнь.
Другой основой служит право, то есть, чтобы частная жизнь могла стать реальностью, её нужна правовая поддержка государства.
Тайна, в первую очередь, гарантируется тем сферам, которые традиционно относились к личной жизни, а это – место жительства, семья, корреспонденция, здоровье.
В результате долгого и сложного процесса, личная жизнь, как неприкосновенная и охраняемая законом, была закреплена в следующих международных документах: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека. В них провозглашается право на защиту личной жизни от любого вмешательства. Подобный принцип утвержден и юриспруденцией Европейского суда защиты прав человека.
Но необходимо сказать и о том, что сам закон определения частной жизни не даёт, а поэтому трибуналы так или иначе пытаются её ограничить. В сборнике законов Далоза отмечается, что «личная жизнь включает все ситуации или действия, по поводу которых каждый должен быть оставлен в покое: любовь, супружеская жизнь, родственные отношения, болезни, досуг и т. д.» (1).
Право на соблюдение личной жизни, будучи выражением суверенитета индивидуума, представляет собой хрупкое социальное завоевание, которому постоянно угрожают социальные и политические катаклизмы, а также огромные возможности контроля и управления, появляющиеся в ходе технического прогресса.
Говоря о праве на неприкосновенность частной жизни, следует знать, что данное право – неотчуждаемое, неотъемлемое, принадлежащее человеку с рождения в силу его особой природы. Оно (право) провозглашено Конституцией, признавшей, частная жизнь и её неприкосновенность должны охраняться законом, и закон признает за человеком это право. Закон определяет исчерпывающий перечень субъектов, имеющих доступ к сведениям, составляющим ту или иную тайну, более того основания и процедуру предъявления такого требования. Закрепленное в ст. 23 Конституции Российской Федерации, право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, а также на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений - одно из наиболее важных естественных, личных прав человека. Вышеперечисленные права (на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну) как юридическая категория состоит из тех правомочий, которые обеспечивают гражданину возможность находиться вне службы, вне производственной обстановки в известном независимом состоянии от общества и государства, а также юридических гарантий невмешательства в реализацию этого права. Также стоит отметить, что институт неприкосновенности частной жизни изучен мало, а поэтому предстоит много работы, в ходе которой необходимо установить границы охраняемой законом тайны. Вследствие этого закон должен защищать не только сведения, передаваемые гражданином самостоятельно в различные учреждения (юридическую консультацию, нотариальную контору, и т.п.), но и любую информацию, получаемую из общения с гражданином, и даже сам факт обращения в подобные учреждения.
В состав данного права входит широкий спектр общечеловеческих ценностей. Их содержание и специфика определены соответствующими им сферами деятельности человека и гражданина и закреплены соответствующими правовыми нормами.
Что же такое частная (личная) жизнь? Невозможно найти точного и полного понятия частной жизни, семейной тайны, личной тайны, даже законодатель не устанавливает четких критериев для их определения. В юридической литературе в понятие частной (личной) жизни включен максимально широкий круг отношений. В него входят не только сведения, относящиеся к служебной деятельности человека, но и личные. Вопросы о разглашении подобных сведений каждый решает самостоятельно, и они не должны подлежать прямому государственному контролю.
В литературе специального назначения можно встретить мнения о том, что право на неприкосновенность частной жизни - это более социологическое понятие, нежели жизнеспособная правовая конструкция; и установленная законом охрана частной жизни не превращает категорию личной жизни в правовую.
Красиков А.Н. пишет: "Частная жизнь - это не только то, что урегулировано правом, а то, что значительно содержательнее, больше и глубже, а именно - это неопределимо емкое, принадлежащее исключительно человеку, провозглашается и закрепляется Конституцией, его право на частную жизнь, которое признается неприкосновенным" «Представляется, что право на неприкосновенность частной жизни - это многогранное субъективное право человека и гражданина, вобравшее в себя целый комплекс политических, социальных и иных прав личности наряду со специфическими, только ему присущими компонентами и вытекающими отсюда правомочиями его носителей» (1).
Личная жизнь граждан, безусловно, связана с общественной жизнью, а значит, частная жизнь человека должна протекать так, чтобы не наносить вред обществу. Одним из важнейших критериев отграничения частной жизни от общественной есть неподчинение первой государственному контролю (государственным органам, общественным объединениям, другим лицам).
Гражданин сам определяет содержание и формы частной жизни – это его личное дело, в которое ни государство, ни общество не должны вмешиваться. В ст. 24 Конституции РФ установлен запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия – эта статья дает право лицу на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну. Каждый из нас должен иметь представление о том, какая конкретно информация относится к сведениям о частной жизни. Это необходимо для того, чтобы знать, какую информацию нельзя распространять, хранить, собирать и т.д.
Во всех определениях «частная жизнь», даваемых в различных источниках, можно выделить один существенный недостаток: в них достаточно полно перечисляется весь перечень жизнедеятельности человека, входящие в понятие личной жизни, но ни в одном из них невозможно найти исчерпывающей характеристики данного понятия.
В статье Замошкина Ю.А. "Частная жизнь, частный интерес, частная собственность" выделено четыре стороны категории частной жизни.
Первая – внутренняя духовная жизнь. Её отнесение к сфере личной жизни – это метод признания суверенитета человека в его мире мыслей и чувств, свободы думать так или иначе, верить или же не верить во что-то, испытывать чувства. И, безусловно, право решать самому, кому и в какой мере сообщать или не сообщать о своих мыслях, верованиях, делать или не делать их предметом гласного обсуждения, то есть фактом общественной жизни.
Вторая - сфера непосредственного межличностного общения. Очень важно здесь выделить внешний аспект - защита тайны межличностных коммуникаций (телефонных разговоров, переписки, связей посредством электронной почты). Ещё одно, не менее важное право человека - самостоятельное построение межличностных отношений, т.е. в этом случае он решает, кого любить или не любить, кто достоин уважения с его стороны, а кто - презрения, с кем вступать в дружеские или интимные отношения, а кого избегать.
В-третьих, частная жизнь - это действия и решения, касающиеся личного и семейного потребления. Человек сам решает, когда, в каких пропорциях и какие предметы и услуги и потреблять, а в условиях рыночных отношений - на каких условиях, где и у кого их покупать. Сюда относится не только домашнее хозяйство, домоводство, домостроительство, но также все, что связано с досугом. В этой сфере предполагается право и возможность каждого человека поступать по собственному желанию и разумению.
И, наконец, понятие личной жизни распространено на имущественные отношения - человек имеет право распоряжаться своей собственностью, всем тем, чем он непосредственно владеет, т.е. своим имуществом.
Следует заметить, что в нормативных актах не содержится определения понятия «частной жизни», а лишь перечисляются сферы и области жизнедеятельности, и Петрухин И.Л., например, объясняет подобный казус так: взаимоотношения между людьми в сфере частной жизни в большей части регулируются нормами нравственности. В толковых словарях русского языка слово «частный» противопоставляется словам «государственный», «общественный». В юридической науке под личной жизнью понимается сфера личных, семейных, бытовых, интимных и иных отношений между людьми, «которая контролируется самим индивидом, т.е. свободна от внешнего воздействия». Мы не сможем определить, что конкретно подпадает под уголовно-правовую охрану до тех пор, пока не будет конкретного представления о том, что именно законодатель подразумевает под термином "частная жизнь".
Из всего вышеизложенного следует, что личные права – понятие движущее, не имеющее точных границ, т.е. ни закон, ни законодатель не дают точного определения данному понятию. Личные права – нечто неотчуждаемое и прирождённое, и закон должен обеспечить неприкосновенность этих прав. Личные права – тайна, границы которой определяет сам человек. Частная жизнь гражданина, безусловно, связана с общественной жизнью, но она не должна представлять опасности для окружающих.
Заключение
Путь личной жизни к узаконению и признанию её нормальным явлением был достаточно долгим. С самых древнейших времен в человеке жила идея о том, что служить государству – это нечто достойное восхищения, а вот личная жизнь подвергалась презрению. И лишь спустя много веков наше общество наконец-то пришло к пониманию того, что свои личные права гораздо удобнее реализовывать, чем самому себе их ограничивать, ведь для того государство и создано: часть свободы отдать ему в обмен на безопасность, которую оно гарантирует, а часть свободы оставить себе – для осуществления своих хотя бы первичных потребностей. И хотя до сих пор мы ощущаем на себе отголоски прошлого, мы все-таки на верном пути. Таким образом, понятие личная жизнь ещё не определено в достаточной мере четко, но мы можем сказать, что частная жизнь – понятие неопределённое, определение которому не может дать даже законодатель, но однозначно - это сфера человеческого бытия, в которой он может свободно двигаться, выбирая для себя сам жизненные приоритеты.
Права и свободы, выступающие гарантом неприкосновенности, классифицируют в зависимости от сферы их действия: право на неприкосновенность жилища, физическая и моральная неприкосновенность, неприкосновенность коммуникаций, информационная неприкосновенность, право на семейную неприкосновенность, профессиональная тайна. Приватность человеку необходима, ведь даже ограниченная ее законом, она находит себе выход – она просто позволяет человеку раскрывать о себе именно столько, сколько он считает нужным сам.
Ограничивая права человека, государство, безусловно, преследует определенные цели, среди которых: общая безопасность, как можно меньше преступлений и т.п. и, создавая и закрепляя нормы права, государство обязано следовать этим целям, полагаясь при этом на международное и конституционное право.
И ещё стоит отметить то, что не всегда одни и те же нормы действуют одинаково. Имеется в виду, что в мире не всегда все спокойно. Существует множество внешних факторов, из-за которых государство просто вынуждено где-то сузить, а где-то расширить рамки норм, гарантирующих неприкосновенность.
Введение
Приступая непосредственно к исследовательской работе, мне бы хотелось обосновать выбор темы.
Название работы звучит следующим образом: «Пределы вмешательства государства в личную жизнь граждан» - другими словами, нам нужно выяснить, насколько широко государство имеет право вмешиваться в личную, иными словами, частную, жизнь.
Имеет место быть выражение о том, что там, где заканчиваются законы государства, начинается частная жизнь.
С одной стороны, это верно – та сфера, в которой государство не может приказать, постановить, наказать за слова и действия, можно в принципе назвать личной жизнью, то есть это пространство, в котором человек может двигаться абсолютно свободно. Но, как известно, исключения существуют всюду. Если бы между властью государства и частной жизнью можно было провести строгую черту, четко разграничивающую права государства и права человека, то это привело бы или к тому, что люди, пользуясь своим абсолютным правом, нарушали закон (например, ложные показания в суде) или же, наоборот, к снижению противозаконных поступков, хотя, думаю, что это маловероятно. В прочем, тема эта уже отдельная и обсуждать её можно очень долго.
А вот с другой стороны, это выражение не совсем точное, в плане того, что есть некоторые нюансы, когда государство может вмешаться в личную жизнь, естественно не просто так, а на каких-то определенных основаниях. Но здесь, конечно, нужно обязательно сказать о том, что чем больше власть вмешивается в жизнь человека (гражданина), тем более серьёзные для этого должны быть основания.
Итак, цель определена – постараться найти те границы, за пределы которых государство не может зайти, исследуя или рассматривая в силу каких-то обстоятельств жизнь человека.
В чем же актуальность данной темы?
Ну, в первую очередь, это то, что тема для обсуждения достаточно спорная в своих элементах. То есть если рассматривать её в целом, не разбивая на части, то, в принципе, становится всё ясно: где заканчиваются законы государства, за исключением некоторых нюансов, как уже говорилось выше, там начинается личная жизнь. Но, если разбить эту тему на несколько частей, то получится, что несколько элементов носят спорный характер: допустим, определение личной жизни или проблемы целей ограничения права.
Во-вторых, нужно сказать о том, что ввиду практического применения, проблема соотношения частных прав и деятельности государства является особенно важной для конституционного права, потому что здесь налицо противопоставление приоритетов: с одной стороны государство, а с другой – человек. Здесь подразумевается то, что государство создается людьми для себя, для того, чтобы защитить свои права и свободы, но опять же «государство возникает как ответ на неспособность человеческого общества жить без него, без его силы и ограничений, государство становится как бы высшим проявлением общественной организованности и порядка, единственным гарантом безопасности, стабильности и развития». Такие противоречия разрешаются с помощью детальной работы над законами и Конституцией. В Конституции разрабатываются и закрепляются основы, или условия, ограничения прав и свобод, а вот законах прописываются конкретные способы ограничения отдельных прав и свобод, которые вытекают из конституций предписаний.
При исследовании и написании работы, я пользовалась различными источниками. В их числе: книги, Интернет, научные статьи. Полный список можно увидеть на последней странице.
Предметом исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе нормативно-правового ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Объект исследования – нормы конституционного права, посредством которых осуществляется нормативно-правовая регламентация ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Цель и задачи научного исследования. Целью исследования является определение пределов вмешательства со стороны государства в личную жизнь человека и гражданина. Она достигается следующими путями (задачами):
*дать наиболее приблизительное значение понятию частная жизнь;
*выделить права и свободы, которые обеспечивают её неприкосновенность;
*определить конституционно-правовые основы для ограничения прав и свобод;
*выявить пределы ограничений прав и свобод человека в современном мире.
Методологическая основа исследования. Чтобы достичь цели исследования и решить поставленные задачи использовались современные методы познания: логический – деление по видам, а так же – анализ – деление на самостоятельные части для более детального изучения.
Что касается структуры работы, то она полностью соответствует поставленным целям и задачам. Она состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Глава I . Личная жизнь человека
Понятие личной жизни
Малая моногамная семья есть не что иное, как институт, наилучшим образом обеспечивающий частную жизнь взрослого человека (широко известное выражение: «мой дом – моя крепость»). Вместе с тем, ввиду различных культур и различных социальных устройств, человеку предоставляется различный объём свободы в его индивидуальном поведении. Другими словами, понятие частной жизни есть некая мера вычлененности человека из социального контекста, независимости индивидуального «я».
Прежде чем перейти непосредственно к попытке определить понятие личной жизни, обратимся ненадолго к истории – это даст нам понять, как и в течение какого времени в России формировались и развивались взгляды на личную жизнь.
Практически с XV века в России мы можем видеть людей, беззаветно служащих государству, сознающих в себе принадлежность к государству и государю, таким образом добровольно ограничивающих свою частную жизнь. В то же время само государство проводит такую политику, которая в принципе не исключает своих возможностей вмешиваться в личную жизнь своих граждан. Ярким примером этого могут послужить нормы, закреплённые в Стоглавом Соборе или, например, бритьё бород при Петре I.
Во времена античной эпохи, а позже эпохи Возрождения культура России, в отличие от культуры европейских стран, постоянно упиралась на служение государству. Частная жизнь, по мнению русских людей, являлась предметом какого-то презрения, чем-то недостойным его. Именно это и сыграло решающую роль при формировании различных взглядов: русской революционной демократии (Чернышевского, Писарева, народников), антибуржузности (консервативно-охранительные круги). Такие взгляды являлись основными в большинстве самых влиятельных течений русской мысли. И всё-таки в XVIII веке, а именно со второй половины и вплоть до 1917 года создаются достаточно благоприятные условия для реализации частной жизни. По крайней мере, выход на мировую арену и расцвет России напрямую был связан именно с этим обстоятельством.
Революционные события практически полностью изменили прежние устои частной жизни. Но следует особо отметить некоторые порядки того времени. Например, существовали на тот момент идеи об отмене семьи и переходу к так называемой «свободной любви», которые полностью не были реализованы. В основном эта черта была присуща первому поколению руководителей Советского государства. Говоря же об основной части общества, то здесь необходимо сказать о том, что частная жизнь крайне осложнилась. Главными причинами этого выступили гибель людей в мировой и гражданской войнах. Террор, голод, а значит, и разрушение семей в конечном счете привело к массовой беспризорности, безотцовщине, преступности. Подобное существование людей, стоящих на грани жизни и смерти, хоть и напоминает частную жизнь, но происходит это лишь внешне, потому что оно (существование людей) подчиняется внешним обстоятельствам, а значит, лишено свободы. Этим-то и воспользовалась в годы Сталина административно-командная система, противостоящая любым проявлениям независимости. Чтобы это проиллюстрировать, можно взять самый простой пример: бытовые пытки – дефицит всего и всюду, коммунальные квартиры, огромные очереди и вдобавок ко всему общественные работы людей, людей, накачанных идеологией того времени. Такие условия лишали человека частной жизни практически во всех её проявлениях, зато облегчали государству осуществлять его тотальный контроль во всех жизненных сферах.
Рассматривая же послесталинскую эпоху, нужно отметить, что взгляды на частную жизнь изменились. Личная жизнь людей стала реализовываться гораздо шире, но, народ, измученный тем временем, загнанный в угол в прежние времена, стал раскрепощаться и, истязанный невозможностью приобрести все необходимое, а когда-то и голодом, главной целью себе нашли капитал. Ведь трудно не заметить, как в это самое время начинается погоня за материальными благами, а отсюда – формирование и распространение мафии.
В современной частной жизни нередко, а может и часто, можно встретить бездуховность. И это не новая модная тенденция. Это вполне закономерный процесс, возникший после тоталитарных эксцессов предыдущего исторического периода. Рассматривая частную жизнь в так называемых «нормальных условиях», можно сказать, что она являлась и является по сей день основой духовности и творчества человека. «Один из парадоксов человеческого бытия, по-видимому, и состоит в том, что общественно полезные деяния имеют своим источником частного человека, в то время как действия людей и групп, вдохновляемых, казалось бы, идеалами общественного блага и приносящих на алтарь этого блага, оказываются на поверку бесплодными или разрушительными» (1).
Что же касается конкретно личной жизни, то здесь нужно сказать следующее: являясь понятием точно не определённым, имеющим движущие границы и зависимым от места и статуса индивидуума в обществе, в политической системе, в науке личная жизнь противопоставлена общественной: её определение есть не что иное, как часть человеческой жизни, обособленной от вмешательства извне. Частная жизнь – подтверждение независимости личности, и признание её зависит от развития общества. Но ошибочно будет говорить о том, что личная жизнь берёт свое начало там, где заканчивается общественная.
Одной из основ возникновения личной жизни являются жилище и работа. Предположим, если в одной комнате проживает несколько человек, то пространство личной жизни каждого из проживающих значительно сокращается. Что же касается работы, то значительно на осуществление личной жизни влияет продолжительность рабочего дня, так как от этого зависит, сколько свободного времени есть у человека на частную жизнь.
Другой основой служит право, то есть, чтобы частная жизнь могла стать реальностью, её нужна правовая поддержка государства.
Тайна, в первую очередь, гарантируется тем сферам, которые традиционно относились к личной жизни, а это – место жительства, семья, корреспонденция, здоровье.
В результате долгого и сложного процесса, личная жизнь, как неприкосновенная и охраняемая законом, была закреплена в следующих международных документах: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека. В них провозглашается право на защиту личной жизни от любого вмешательства. Подобный принцип утвержден и юриспруденцией Европейского суда защиты прав человека.
Но необходимо сказать и о том, что сам закон определения частной жизни не даёт, а поэтому трибуналы так или иначе пытаются её ограничить. В сборнике законов Далоза отмечается, что «личная жизнь включает все ситуации или действия, по поводу которых каждый должен быть оставлен в покое: любовь, супружеская жизнь, родственные отношения, болезни, досуг и т. д.» (1).
Право на соблюдение личной жизни, будучи выражением суверенитета индивидуума, представляет собой хрупкое социальное завоевание, которому постоянно угрожают социальные и политические катаклизмы, а также огромные возможности контроля и управления, появляющиеся в ходе технического прогресса.
Говоря о праве на неприкосновенность частной жизни, следует знать, что данное право – неотчуждаемое, неотъемлемое, принадлежащее человеку с рождения в силу его особой природы. Оно (право) провозглашено Конституцией, признавшей, частная жизнь и её неприкосновенность должны охраняться законом, и закон признает за человеком это право. Закон определяет исчерпывающий перечень субъектов, имеющих доступ к сведениям, составляющим ту или иную тайну, более того основания и процедуру предъявления такого требования. Закрепленное в ст. 23 Конституции Российской Федерации, право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, а также на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений - одно из наиболее важных естественных, личных прав человека. Вышеперечисленные права (на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну) как юридическая категория состоит из тех правомочий, которые обеспечивают гражданину возможность находиться вне службы, вне производственной обстановки в известном независимом состоянии от общества и государства, а также юридических гарантий невмешательства в реализацию этого права. Также стоит отметить, что институт неприкосновенности частной жизни изучен мало, а поэтому предстоит много работы, в ходе которой необходимо установить границы охраняемой законом тайны. Вследствие этого закон должен защищать не только сведения, передаваемые гражданином самостоятельно в различные учреждения (юридическую консультацию, нотариальную контору, и т.п.), но и любую информацию, получаемую из общения с гражданином, и даже сам факт обращения в подобные учреждения.
В состав данного права входит широкий спектр общечеловеческих ценностей. Их содержание и специфика определены соответствующими им сферами деятельности человека и гражданина и закреплены соответ