Тема 2. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ РУСИ (XII – XV вв.)
Сергеева Вера Вячеславовна
«Отечественная история»
Методическое пособие по аудиторной и внеаудиторной работе студентов
(Для студентов социально-экономического факультета очной формы обучения)
Москва 2010
Отечественная история: методическое пособие по аудиторной и внеаудиторной работе студентов
Сост. Сергеева В.В. – М.: АТ и СО. 2010– с.
В методическом пособии по аудиторной и внеаудиторной работе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Отечественная история» (программа учебного курса, тематические планы семинарских занятий, методические рекомендации к самостоятельной работе студентов, тесты, литература по дисциплине, глоссарий, зачетные и экзаменационные вопросы).
Методическое пособие предназначено для студентов очного отделения социально-экономического факультета.
Составитель: Сергеева Вера Вячеславовна
Рецензенты: Королев Михаил Валентинович, кандидат исторических наук, доцент Академии труда и социальных отношений
Ежов Дмитрий Александрович ,кандидат исторических наук, доцент Академии труда и социальных отношений
Рекомендовано учебно-методическим советом Академии по специальности в качестве учебно-методического пособия
(протокол № от).
Рекомендовано к изданию Ученым советом АТ и СО
(протокол № от )
© Академия труда и социальных отношений, 2010 г.
© Сергеева Вера Вячеславовна, 2010 г.
Введение
История нашего Отечества — это калейдоскоп героических и трагических событий. За более чем тысячелетний период существования Российское государство испытало периоды расцвета и упадка. Оно неоднократно подвергалось нападениям, но всегда находило возможность побеждать врагов, преодолевать трудности, восстанавливать хозяйство и продолжало развиваться, оказывая влияние на мировое политическое, экономическое и культурное развитие.
При изучении курса «Отечественная история» необходимо дать возможность студентам сравнивать прошедшие события со своими представлениями о происходившем. Научить их различать эпохи и периоды в истории России с точки зрения изменений в политической, социально-экономической и духовной жизни общества, а также, что не менее важно, уметь рассмотреть за фактом систему, за противоречием проблему, за биографией судьбу. Эта работа требует совместных усилий студентов и преподавателей.
Практика изучения исторических дисциплин показывает, что их освоение учащимися достигает наибольшей эффективности там, где широко используются активные формы и методы обучения. Цель данного методического пособия помочь в организации самостоятельной и аудиторной работы по изучению курса «История отечества».
Методическое пособие включает 16 тем, составленных по проблемно-хронологическому принципу. В каждой теме предложены для изучения основные вопросы, обсуждаемые на семинаре, рекомендуемая литература. Планы семинаров содержат также перечни тем, по которым целесообразно подготовить доклады, сообщения, рефераты. С учетом того факта, что многие проблемы являются предметом научных споров, практикум содержит перечень специальных вопросов для дискуссии на занятиях.
Помимо вопросов, изучаемых на семинаре, практикум включает задания для самостоятельной внеаудиторной работы: усвоение ключевых понятий и исторических терминов, что способствует формированию исторического сознания, а также составление схем, заполнение таблиц, которые ориентируют студентов на анализ и обобщение основных положений учебных материалов.
В пособии приведены примерные зачетные и экзаменационные вопросы, проверочные тесты, сетка часов, основная и дополнительная учебная литература по курсу «Отечественная история», словарь исторических терминов.
Особенность данного практикума состоит в том, что основной программный материал учебной дисциплины по отечественной истории спрофилирован на образовательные приоритеты социально-экономического факультета вуза. Важную часть курса составляют вопросы экономического развития страны на различных этапах; особенностей формирования экономической политики Российского государства; исторического опыта проведения экономических реформ; проблем становления и развития социальной структуры российского общества, динамики взаимоотношений власти и общества, — т.е. тех знаний, которые необходимы студенту в будущей профессиональной деятельности.
Особое внимание в методическом пособии отводится организации самостоятельной работы студентов. Ее цель – научить студентов выделять, анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки исторических явлений и процессов, самостоятельно соотносить и сравнивать исторические факты во времени и пространстве, уметь работать с научной литературой по истории, иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними.
В результате самостоятельной работы по изучению курса студент должен приобрести знание содержания, сущности и характера исторического процесса развития российского общества в контексте мировой истории.
Мы надеемся помочь студенту уяснить как логику, так и диалектику исторического процесса, сформировать целостное представление об историческом пути России и опыте решения экономических проблем на разных этапах развития страны и успешно подготовиться к экзамену по истории.
Уверены, что полученные знания и практика историко-познавательной деятельности в ходе самостоятельной работы расширят общий кругозор, повысят интеллектуальное развитие и сформируют у студентов умения и навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности.
При этом учебные лекции по отечественной истории ориентированы на последовательное изложение и анализ основных фактов и наиболее интересных сюжетов российской истории от времен Киевской Руси до наших дней. Семинары же, проводимые как в форме практических занятий, так и в виде коллоквиумов, теоретических конференций и т.п. - на углубленное изучение основных проблем, "болевых" точек этой истории. Система проблемных вопросов для каждого семинарского занятия, большой выбор тем для рефератов и докладов, а также особенности рекомендуемой литературы призваны способствовать формированию навыков самостоятельной познавательной активности студентов, раскрытию гуманитарных, творческих способностей, и, наконец, самое главное, не просто пробудить, а воспитать интерес к историческому прошлому нашей Родины.
Методическое пособие по «Отечественной истории» поможет студентам понимать характер истории как науки и ее место в системе гуманитарного знания, иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии, владеть основами исторического мышления, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации.
Программа учебного курса «Отечественная история»
Программа курса «Отечественная история» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ГК РФ по высшему образованию и предназначена для студентов очного отделения социально-экономического факультета, обучающихся по программе бакалавриата.
ВВЕДЕНИЕ
Место и значение истории в системе человеческих знаний. Предмет и задачи курса истории России. Развитие русской исторической школы (В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров, Н. П. Павлов-Сильванский и др.).
Советская историческая наука (М. Н. Покровский, Е. В. Тарле, Б. Д. Греков, М. В. Нечкина, Б. А. Рыбаков, А. А Зимин, Н. И. Павленко и др.).
Тема 1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
(IX-XII вв.)
Древнейшее расселение славян в Европе. Восточные славяне: их занятия, быт и верования.
Предпосылки образования древнерусского государства. Объединение восточнославянских племен под властью киевских князей. Норманнский вопрос. Олег. Игорь. Святослав. Образование древнерусской народности. Зарождение феодальных отношений.
Расцвет древнерусского государства (середина X – первая половина XII вв.). Введение христианства. Владимир Святославович. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Владимир Мономах. Внешняя политика: цель и основные направления. Дипломатия киевских князей. Русь и Византия.
Культура Древней Руси.
Тема 3. ОБРАЗОВАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
(вторая половина XV – XVI вв.)
Предпосылки и образование Российского централизованного государства. Завершение процесса политического объединения русских земель вокруг Москвы.
Складывание великорусской, украинской н белорусской народности. Основные этапы, закономерности, противоречия развития Российского государства. Ликвидация монгольского ига. Великий князь Иван III. «Москва – третий Рим». Судебник 1497 г. Василий III. Формирование централизованного государственного аппарата власти. Царь Иван IV Грозный. Борьба феодальных группировок за власть (середина XVI в.).
Формирование сословно-представительной монархии. «Избранная Рада». (А. Адашев, А. Курбский и др.). Реформы 50-х гг. Судебник 1550 г. Стоглав. Нестяжатели и иосифляне. Становление деспотического самодержавия. Опричнина и ее роль в установлении самодержавно-крепостнической системы. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Ливонская война.
Русская культура XIV – XVI вв.
Тема 5. ЭПОХА ПЕТРА I
(конец XVII – первая четверть XVIII вв.)
Экономическое и социально-политическое развитие России в конце XVII в. Борьба придворных группировок за власть. Правление царевны Софьи. Начало правления Петра I. Азовские походы. Россия в системе международных отношений в конце XVII в. Северная война 1700 – 1721 гг.
Преобразовательная деятельность Петра I. Военная реформа. Реформы центрального и местного управления. Сенат. Коллегии. Церковная реформа. Социальная структура общества. Положение сословий. «Табель о рангах». Складывание основ российского бюрократизма. Создание Российской империи.
Реформы в области культуры и быта. Начало светского просвещения.
Тема 10. РОССИЯ В 1917 ГОДУ
Февральская буржуазно-демократическая революция. Двоевластие и причины его возникновения. Политическое влияние Советов и три политических кризиса власти Временного правительства. Июньские события. Корниловщина. А. Ф. Керенский. Hapacтание общенационального кризиса в стране. Октябрьское вооружаю восстание. II Всероссийский съезд Советов, его декреты и постановления. Различные политические силы о перспективах революции и путях дальнейшего развития страны.
Тема 11. СОВЕТСКАЯ СТРАНА В 1918 – 1939 гг.
Гражданская война и иностранная интервенция. Политика «военного коммунизма». Складывание однопартийной политической системы. Брестский мир. Итоги гражданской войны. Экономический, политический кризис. Изменения в расстановке классовых и политических сил внутри страны.
Новая экономическая политика (НЭП). Образование СССР. Внутрипартийная борьба. Социально-экономическая ситуация СССР во второй половине 20-х годов. Причины возникновения политической эмиграции в эти годы.
Разногласия в партии о путях и методах строительства социализма. Отход от основных принципов НЭПа. Индустриализация в СССР. Аграрная политика. Установление режима личной власти И. В. Сталина. Формирование командно-административной системы. Развертывание массовых репрессий. Политические процессы 30-х годов. Противоречивость в развитии общества. Военно-экономический потенциал СССР. Внешняя политика СССР.
Интернет-ресурсы
1.www.istrodina.com – Исторический журнал «Родина».
2.www.rushist.clow.ru –Словарь по истории России: книги, рефераты, энциклопедии.
3.www.history.pu.ru –Исторический факультет СПбГУ
4. www.istorya.ru – История России. Всемирная, мировая история. Об истории
5.www.edu.ru –каталог образовательных Интернет-ресурсов
6.www.nivestik.ru – Интернет-ресурсы по истории постсоветской России
7.http://dds.e-atiso.ru- Сергеева В.В. Русь Средневековая IX-XVII века – электронно-методическое пособие по дисциплине «Отечественная история». М.,2009
Тематические планы семинарских занятий на осенний семестр
Тема 1.Формирование древнерусской государственности. IX- XII вв.
Основные вопросы
1. Характеристика основных этапов становления древнерусской государственности.
2. Социально-экономическое развитие Древней Руси.
3. Крещение Руси: причины, значение, исторические последствия.
Литература
1. Древняя Русь.- Родина, 2002, № 11-12.Спец. выпуск.
2. Горский А.А. Русь: от славянского расселения до Московского царства. М., 2004.
3. О.Рафальский. Русь изначальная. – Родина, 2007, № 6, с. 90
4. Как была крещена Русь. М., 1990.
Вопросы для дискуссии
1. Какое влияние оказала византийская православная церковь на утверждение христианской культуры у славян?
2. Каковы особенности экономического и политического строя Древнерусского государства?
3. В чем Вы видите отличие древнерусской общины от западноевропейской? Какую роль эти отличия сыграли в последующей истории нашей страны?
Внеаудиторная работа
Задачи и упражнения
Заполните таблицы:
Таблица № 1
Дайте определение понятий
«норманнская теория», «полюдье», «смерд», «холоп», «закуп», «рядович».
Тема 2.Феодальная раздробленность на Руси. Русские земли в XII–XIII вв.
Основные вопросы
1. Русские земли в середине XII – первой половине XIII вв. Экономика и социально-политическое устройство Северо-Восточной земли.
2. Особое место Новгородской республики в отечественной истории и ее экономическое и социально-политическое устройство.
3. Монголо-татарское иго и его роль в истории нашего государства.
Литература
1. Янин В.Л. Новгородские посадники. М.,2003.
2. Монгольское нашествие. - Родина, 1997, № 3-4.
3. Гумилев Л. Н. От Руси к России. М. 2005.
4. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1993.
Вопросы для дискуссии
1. Какие точки зрения среди ученых- историков существуют по вопросу о последствиях монголо-татарского нашествия на Русь?
2. Можно ли утверждать, что «отставание» Руси в ее развитии от стран Запада сложилось именно в XIII–XV вв.? Почему?
4. Феодальная раздробленность: благо или зло?
Внеаудиторная работа
Задачи и упражнения
Заполните таблицы:
Таблица № 1
Дайте определение понятий
«вече», «посадник», «тысяцкий», «боярский сепаратизм», «феодальная республика», «боярская демократия», « иго», «ордынский выход», «баскаки».
Тема 3.Основные этапы образования российского централизованного государства XIV- XV вв.
Основные вопросы
1. Москва – центр объединения русских земель. Причины возвышения Москвы. Иван Калита.
2. Основные этапы становления российского централизованного государства.
3. Историческое значение образования централизованного государства.
Литература
1. Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы. М., 2002.
2. Тихомиров М. Н. Древняя Москва XII–XV вв. Средневековая Россия на международных путях XIV–XV вв. М., 1992.
3. Торопцев А.М. Путь к империи: 1147-1709гг. М.2000.
4. Кобрин В. Юрганов А. Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси. – История СССР, 1991, № 4.
Вопросы для дискуссии
1. Почему именно Москва стала политическим, национальным и культурным центром Руси?
2. Почему собирание русских земель по определению В.О. Ключевского стало «национально-религиозным движением»?
3. В чем политический и общекультурный смысл идеологии «Москва – Третий Рим»?
Внеаудиторная работа
Задачи и упражнения
Заполните таблицы:
Таблица № 1
Этапы возвышения Москвы
Годы | Основные события | Лидеры |
Таблица № 2
Предпосылки образования Российского централизованного государства XIV-XV вв.
Предпосылки | Их проявление |
Экономические | |
Социальные | |
Политические | |
Духовные |
Дайте определение понятий
«централизованное государство», «тарханная грамота», «удел», «посад», «проордынская политика», «антиордынская политика».
Тема 4.Россия в XVI в. От Московского княжества - к царской деспотии
Основные вопросы
1. Реформы 50-х годов XVI в. и укрепление основ сословно-представительной монархии.
2. Опричнина Ивана Грозного: сущность и последствия.
3. Оценка правления Ивана Грозного в исторической литературе.
Литература
1. Кобрин В.Б. Иван Грозный. М.,2005
2. ХУI век. Сотворение России. Специальный выпуск. - Родина, 2004, № 12.
3. Володихин Д.М. Иван Грозный: бич Божий. М. 2006.
4. Ключевский В.О. Исторические портреты. Характеристика Ивана Грозного. М., 1989.
Вопросы для дискуссии
1. Под влиянием каких причин шел процесс закрепощения крестьян в
XVI в.?
2. В каком направлении эволюционировала высшая власть в России в
XVI в.? Чем это можно объяснить?
3. Какие исторические явления происходили в Западной Европе в период царствования Ивана IV? Можно ли проследить аналогичные им процессы в России?
Внеаудиторная работа
Задачи и упражнения
Заполните таблицы:
Таблица № 1
Таблица № 2
Избранная Рада
Внешнеполитические события | Результаты | Мероприятия внутренней политики | Результаты |
Составьте схему:
ЦАРЬ
…
?
Дайте определения понятий
«сословно-представительная монархия», «опричнина», «вотчина», «поместье», «местничество», «кормление», «наместник», «приказы»
Тема 5.Россия в начале Нового времени. XVII в.
Основные вопросы
1. Смутное время и пути выхода из него.
2. Дальнейшее укрепление самодержавной власти. Первые Романовы.
3. Народные движения и церковный раскол.
Литература
1. Скрынников Р. Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев. Новосибирск, 2000.
2. Смута в России. 17 век.- Родина, 2005, № 11. Спец. Выпуск.
3. Тюменцев И. «Умом Миша молод, не дошел…». Почему именно Михаил Романов стал русским царем?- Родина, 2006, №11, с.2-7.
Вопросы для дискуссии
1. Какие факторы, на Ваш взгляд, сыграли решающую роль в преодолении Смуты и прекращении иностранной интервенции?
2. В какой мере изменения, произошедшие в политической и духовной жизни России в XVII веке, способствовали подготовке реформ Петра Первого?
3. Что принципиально нового в экономическом развитии России появилось в XVII веке? В чем Вы видите причины этого?
4. Чем Вы можете объяснить огромные территориальные приобретения России в XVII веке? Какие положительные и негативные последствия они имели для будущего страны?
Внеаудиторная работа
Задачи и упражнения
Заполните таблицы:
Таблица № 1
Этапы закрепощения крестьян
Этапы | Краткое содержание | Правители |
Таблица № 2
Литература
1. Павленко Н.И. Петр Великий. М.,2002
2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. М.,2000.
3. Россия Петра Великого – Родина. 2007, № 11. Спец выпуск.
Вопросы для дискуссии
1. Чем объяснить реформаторскую деятельность Петра I: объективными потребностями развития России или особенностями его характера и отождествлением им собственной воли с интересами народа?
2. Как понимать высказывание крупнейшего русского историка Н.М. Карамзина о значении реформ Петра I для России: «Мы стали гражданами мира, перестав быть гражданами России»?
3. Можно ли петровские преобразования определить как европейскую модель модернизации России?
Внеаудиторная работа
Задачи и упражнения
Заполните таблицы:
Таблица № 1
Литература
1. Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. - СПб., 2004
2. Брикнер А.Г. История Екатерины II. М., 2001, т.1-2.
3. Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины Второй: Просвещенный абсолютизм в России. М.,2003
Вопросы для дискуссии
1. Что «просвещенного» и что «абсолютистского» было в правлении Екатерины II, какой из этих элементов превалировал в политике ее правительства и в чем это выражалось?
2. Экономика России во второй половине XVIII века: расцвет или начало разложения феодально-крепостнической системы?
3. Личность Екатерины II и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику Российской империи. Каким образом сама эта личность определяла или же корректировала характер политического режима. В какой степени применимо по отношению к периоду ее правления высказывание Карамзина Н.М.: «История народа принадлежит царю».
Внеаудиторная работа
Задачи и упражнения
Заполните таблицы:
Таблица № 1
Таблица № 2
Литература
1. Федоров В.А. Декабристы и их время. М., 2002.
2. Сахаров А.Н. Александр I. М.,2003
3. Тихонова Е.Ю. Белинский В.Г. в споре со славянофилами. М.,2001
Вопросы для дискуссии
1. «Сфинксом, не разгаданным до гроба» (Герцен), «лукавым византийцем» (Наполеон) называли Александра I. Какие факты политической биографии царя подтверждают эти характеристики?
2. Декабризм – проявление раскола между обществом и правительством. Прокомментируйте эту оценку.
3. Известны слова А.Х. Бенкендорфа, шефа III отделения, о том, что «крепостное состояние есть пороховой погреб под государством». Предпринимались ли Николаем I попытки реформировать аграрные отношения в стране?
Внеаудиторная работа
Задачи и упражнения
Заполните таблицы:
Таблица № 1
Литература
1. Реформы и реформаторы в истории России. М., 2006.
2. Великие реформы в России 1856-1874 гг. М., 2002.
3. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М.,2001
Вопросы для дискуссии
1. Существовала ли в 1860-е годы альтернатива реформам? Если да, то какая?
2. Почему многие политические и общественные деятели второй половины XIX века считали преобразования Александра II незавершенными? Какие реформы, жизненно важные для страны, не захотел или не смог осуществить царь-освободитель?
3. Как Вы думаете, реформы 60-70-х гг. отсрочили или ускорили падение самодержавия в России?
Внеаудиторная работа
Задачи и упражнения
Заполните таблицы:
Таблица №1
Литература
1. Аникин А.В. Путь исканий: социально-экономические идеи в России до марксизма. М., 1990.
2. Секиринский С., Филиппова Т. Родословная российской свободы. М., 1993.
3. Революционеры и либералы в России. М., 1990.
Темы докладов, рефератов, сообщений.
1. Особенности формирования российской интеллигенции.
2. Российская интеллигенция и традиции либерализма.
3. Можно ли оправдать политический терроризм?
4. В чем причина популярности марксизма в России?
5. Революционное народничество.
Вопросы для дискуссии
1. В чем, на Ваш взгляд, заключалась утопичность проектов революционеров XIX века?
2. Согласны ли Вы с тем, что Александр II разделил судьбу большинства реформаторов, ибо «счастливых реформаторов – нет»?
3. Террор в революции: путь вперед или назад?
4. Как Вы думаете, можно ли говорить о большевизме как о национальной форме русского марксизма?
Внеаудиторная работа
Задачи и упражнения
Заполните таблицы:
Таблица №1
Таблица №2
Литература
1. Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году. Реформа и революция. СПб., 2004.
2. Реформы и реформаторы в истории России. М.,2006.
3. Пожигайло П.А., Шелохаев В.В. Петр Аркадьевич Столыпин. М., 2006.
4.Витте С.Ю. Избранные воспоминания. М., 1991.
Вопросы для дискуссии
1. Можно ли было предотвратить революцию 1905-1907 гг.? Если да, то каким образом? Если нет, то почему эта революция представляется Вам неизбежной?
2. Можно ли назвать аграрную реформу Столыпина неудавшейся? Незавершенной? Половинчатой? Повлияли ли результаты этой реформы на развитие событий 1917 года? Если да, то как?
3. Можно ли утверждать, что в 1905-1907 гг. в России существовала конституционная монархия? Если это утверждение представляется Вам неточным или неверным, уточните его или опровергните?
Внеаудиторная работа
Задачи и упражнения
Заполните таблицы:
Таблица №1
Реформаторский план модернизации России С.Витте и П.Столыпина
Реформы Витте | Реформы Столыпина |
Таблица № 2
Таблица №3
Государственная Дума
Государствен- ная Дума | Период работы | Председатель | Главные вопросы |
Первая | |||
Вторая |
Дайте определение понятий:
аграрный «бонапартизм», «отруб», «хутор», «переселенческая политика», «многопартийность», «индустриальная модернизация»
Тема 4.Россия в 1917 году
Основные вопросы
1. Кризис политической власти в России. Февральская буржуазно-демократическая революция.
2. Расстановка политических сил: от февраля к октябрю.
3. Октябрь 1917 года: переворот, восстание, революция?
Литература
1. Анатомия революции: 1917 год в России. М., 2004.
2. Октябрь 1917 года и большевистский эксперимент в России. М., 2003.
3. Россия 1917 год: выбор исторического пути. М., 2005.
Вопросы для дискуссии
1. Плеханов Г.В. считал, что русская история еще не смолола той муки, из которой со временем будет испечен пшеничный пирог социализма. Прав ли оказался Плеханов Г.В.? Были ли у России реальные предпосылки для социалистической революции?
2. Какие исторические факты доказывают, что Октябрьская революция – это демократический выбор большинства русского народа?
3. Ведет ли революция к гражданской войне? Была ли она неизбежной в России после прихода большевиков к власти?
Внеаудиторная работа
Задачи и упражнения
Заполните таблицы:
Таблица №1
Литература
1. Белое движение: начало и конец. М., 2001.
2. Гражданская война в России: перекресток мнений. М.,2005
3. Галин В.В. Интервенция и Гражданская война. М., 2004.
4.Мегульнов С.П. Красный террор в России. М., 1990.
Вопросы для дискуссии
1. Какие причины вызвали необходимость проведения большевистским руководством политики «военного коммунизма».
2. Почему потерпело поражение белое движение? Как изменялись взгляды и политические симпатии народов России по отношению к большевикам и белогвардейскому движению в ходе гражданской войны?
3. Кто победил в гражданской войне?
Внеаудиторная работа
Задачи и упражнения
Заполните таблицы:
Таблица №1
Таблица №2
Таблица №3
Литература
1. Горинов М. М. НЭП: Поиски путей развития. М., 2000.
2. Мау В. Реформы и догмы: Очерки истории становления хозяйственной системы советского тоталитаризма. М., 2003.
3. Цакунов С.В. В лабиринте доктрины: Из опыта разработки экономического курса страны в 1920-е годы. М., 2004.
Вопросы для дискуссии
1. Почему НЭП не стала долговременным курсом?
2. Можно ли считать, что судьба НЭПа была изначально предрешена? Почему?
3. Почему либерализация экономики в 20-е годы сопровождалась ужесточением политического режима и идеологического давления?
Внеаудиторная работа
Задачи и упражнения
Заполните таблицы:
Таблица №1
Кризисные проявления НЭПа
Годы | Причины | Проявления | Меры по преодолению |
Дайте определение понятий:
«кооперация», «хозрасчет», «новая экономическая политика», «концессия», «аренда», «продналог».
Тема 7.Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия
Основные вопросы
1. Истоки и особенности тоталитарного общества в СССР: современные концепции. Усиление режима личной власти Сталина.
2. Командно-административная система управления советским обществом: исторические корни, структура и проблема эффективности.
3. Социально-экономические преобразования в 30-е годы: индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и культурная революция.
Литература
1. Гордон Л. А., Клопов Э.В. Что это было: Размышления о предпосылках и об итогах того, что случилось с нами в 30–40-е годы. М., 1999.
2. Тепцов Н. В. Аграрная политика: на крутых поворотах 20–30-х годов. М., 2000.
3. Когда безумствует мечта. - Родина, 2007, № 1, с.68-76. (Документальные источники о голоде в деревне в 30-е г.)
Вопросы для дискуссии
1. Как Вы считаете, была ли альтернатива командно-административной системе и культу личности Сталина?
2. Что обеспечивало относительную прочность тоталитарного режима в СССР? Какие факторы дестабилизировали этот режим?
3. Русская община и советские колхозы: повторение пройденного или новое явление?
4. Энтузиазм советских людей в годы первых пятилеток: вымысел или правда?
Внеаудиторная работа
Задачи и упражнения
Заполните таблицы:
Таблица №1
Индустриализация СССР
Предпосылки | Основные задачи | Источники и метод | Результаты | Последст- вия |
Таблица №2
Коллективизация в СССР
Предпосылки | Основные задачи | Результаты | Последствия |
Дайте определение понятий:
«административно-командная система»,»культ личности», «ГУЛАГ», «враг народа», «стахановское движение», «индустриализация», «коллективизация», «культурная революция».
Тема 8.Политические и экономические реформы в стране. От СССР к России.
Основные вопросы
1. От «оттепели» к «застою».
2. Перестройка в СССР и ее итоги.
3. Становление новой российской государственности.
Литература
1. Опенкин Л. А. Оттепель: как это было (1953–1955 гг.). М., 1991.
2. Погружение в трясину: Анатомия застоя. М., 1991.
3. Горбачев М. С. Жизнь и реформы. В 2-х т. М., 1995.
4. Попцов О. Хроника времен «царя Бориса». М., 1995.
5. Стратегия России.- 2005, № 9.
Вопросы для дискуссии
1. Чем можно объяснить необходимость всестороннего реформирования советского общества после смерти Сталина?
2. Почему, на Ваш взгляд, именно на рубеже 60–70-х гг. наметилось новое серьезное отставание СССР от стран Запада? Какие внешние факторы повлияли на это?
3. Чем можно объяснить предкризисное состояние советской экономики в 1985 г.?
4. В чем Вы видите причины обострения межнациональных отношений в СССР в годы «перестройки»?
5. Был ли неизбежным распад СССР в 1991 г.? Объясните свой ответ.
Внеаудиторная работа
Задачи и упражнения
Заполните таблицы:
Таблица №1
Вопросы к зачету по курсу «Отечественная история»
1. Возникновение Древнерусского государства. Норманнский вопрос.
2. Характеристика основных этапов становления Древнерусского государства.
3. Принятие христианства на Руси и его влияние на древнерусскую культуру.
4. Характер и основные направления внешней политики Древней Руси.
5. Объективные и субъективные предпосылки феодальной раздробленности Руси. Положительные и отрицательные черты феодальной раздробленности.
6. Русские княжества и земли в XII-XIII вв. Владимиро-Суздальское княжество.
7. Новгородская феодальная республика и ее социально-политическое устройство.
8. Монголо-татарское иго и его роль в истории российского государства.
9. Причины возвышения Москвы. Иван Калита.
10. Основные этапы образования централизованного государства от Ивана Калиты до Ивана III.
11. Историческое значение образования российского централизованного государства.
12. Россия в XVI в. Становление сословно-представительной монархии. Земские соборы. Избранная Рада.
13. Реформы Ивана Грозного в 50-е годы XVI в. Военная и судебная реформы.
14. Реформы Ивана Грозного в 50-е годы XVI в. «Стоглав» и реформы государственного аппарата.
15. Опричнина и ее исторические последствия.
16. Цели, основные направления, итоги внешней политики Ивана Грозного.
17. Причины, задачи, основные направления реформ Петра I. «Великое посольство».
18. Реформы Петра I. военные, социальные, налоговые.
19. Реформы Петра I: экономические, торговые и финансовые.
20. Реформы Петра I: государственного аппарата, культуры и образования.
21. Итоги и последствия реформ Петра I.
22. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.
23. «Просвещенный абсолютизм» в России. Либеральные реформы Екатерины II.
24. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
25. Реформы государственного управления Александра I - проекты и реальность.
26. Декабристы. Идеология, цели и методы борьбы. «Русская правда» П. Пестеля, «Конституция» Н. Муравьева.
27. Внешняя политика России в первой половине XIX в. Отечественная война 1812 г.
28. Западники и славянофилы: общее и отличие.
Экзаменационные вопросы
1. Возникновение древнерусского государства. Киевская Русь. Норманнская теория. Деятельность первых киевских князей (кон. IХ- сер.Х вв.).
2. Киевская Русь как раннефеодальн