Усиление органов управления государственными служащими в XIX - начале XX века
Однако сенатский департамент не смог обеспечить необходимый уровень руководства персоналом гражданской службы и оказался не в состоянии осуществлять целенаправленное регулирующее влияние на комплектование и деятельность корпуса государственных служащих. В 30-х гг. XIXв. правящие круги России были вынуждены принять дополнительные меры по упорядочению работы с чиновниками государственного аппарата, усилить воздействие на развитие состава служащих, установить, как говорилось в специальном правительственном документе, «особенное наблюдение за всем гражданским служебным персоналом в Империи». В этих целях было признано необходимым создать особый Инспекторский департамент Гражданского ведомства как орган управления корпусом государственных служащих. Примечательно, что департамент создавался при Первом отделении Собственной е.и.в. канцелярии и квалифицировался Николаем I как инструмент «собственного руководства Нашего всеми гражданскими чиновниками». Следовательно, руководство персоналом государственной службы все более развивалось в сторону усиления централизации и его сосредоточения в администрации субъекта верховной власти. Задачи и функции нового кадрового управленческого органа были определены в указе Николая I от 5 сентября 1846 г. и Положении об Инспекторском департаменте. Согласно последнему, в его компетенцию входили: «а) Определение на службу всех классных чиновников и имеющих право на классный чин; б) Производство в чины; в) Увольнение вовсе от службы классных чиновников; г) Увольнение в отпуск в таких случаях, кои превышают власть, данную министрам и Главноуправляющим отдельными частями; д) Определение к должностям, отнесенным по расписанию к первым шести разрядам, увольнение от сих должностей и перемещение; е) Переименование из военных в гражданские, равно возвращение прежних военных чинов; ж) Принятие в российскую службу иностранцев, давших присягу на вечное подданство; з) Исключение из списков выбывших из службы чиновников увольнением от оной или смертью; и) Разрешение носить мундиры в отставке; й) Постоянное содержание в надлежащей полноте формулярных списков о всех состоящих в государственной службе классных чиновниках; к) Составление и ведение общего списка всем состоящим на службе классным чиновникам по утвержденным формам отметкою последовавших перемен по всем случаям, о коих начальства имеют обязанность доставлять ежемесячные сведения; л) Составление формулярных списков о службе лиц, не имеющих над собою высшего начальства для представления к получению знаков отличия беспорочной службы, и по другим случаям; м) Наряды чиновных лиц в церемонии»1.
Инспекторский департамент канцелярии главы государства должен был содержать максимально полный в информационном отношении банк данных о всех классных чиновниках России, «...собирать и сосредоточивать в себе все сведения, необходимые для успешного направления вверенной ему части и наблюдать за точным исполнением существующих постановлений относительно службы гражданских чиновников»1.
Управление формированием, развитием и деятельностью корпуса гражданских служащих Инспекторский департамент канцелярии верховного субъекта власти осуществлял посредством таких своих подразделений, как экспедиции, которые специализировались на выполнении определенных функций. Первая экспедиция решала все кадровые вопросы, связанные со службой чиновников министерств и главных управлений. В компетенцию Второй экспедиции входили служебные дела губернских чиновников. Полномочия Третьей экспедиции включали утверждение в чинах и должностях, переводы из одних ведомств в другие, оформление отпусков, увольнение со службы, исключение из списков служащих по приговорам судов и другим причинам. Четвертая экспедиция занималась учетом служащих, составляла списки чиновников высших, старших и низших классов; вносила изменения в эти списки на основе информации из министерств и губерний; проверяла наличие у чиновников права находиться на государственной службе; контролировала, чтобы повышение в должности имело основание в виде документов об образовании и административном опыте. Целям создания полного и точного банка данных о корпусе гражданских служащих России служила практика ежегодной присылки в Инспекторский департамент формулярных списков чиновников, что являлось обязанностью всех административных органов, входивших в систему государственного управления2.
Этим Положением регулировались меры Инспекторского департамента по управлению составом гражданских служащих России. Управление осуществлялось на основе крупной и разносторонней нормативно-правовой базы, определявшей цели, задачи, функции и социальное значение государственной гражданской службы, формы и методы управленческой деятельности ее персонала.
С учреждением Инспекторского департамента Собственной е.и.в. канцелярии верховная власть сконцентрировала в своих руках подбор, распределение, служебный рост, профессиональное развитие чиновников. Этим актом она создала своего рода всероссийское управление кадров гражданского ведомства, штат которого в общей сложности составлял 92 человека. Главноуправляющим департаментом являлся руководитель Первого отделения Собственной е.и.в. канцелярии статс-секретарь А.С. Танеев. Деятельность Инспекторского департамента получила положительную оценку правительства. По его заключению, практика управления корпусом гражданских служащих показала целесообразность учреждения специального департамента в канцелярии верховной власти.
Усилиями департамента имевшая место разобщенность в процессе формирования состава служащих и чинопроизводстве сменилась упорядоченностью. Устав о гражданской службе приобрел должный общественный вес и стал признанным регламентом для всего российского чиновничества. Прием, назначение на должности, повышение в чинах, карьерное продвижение, использование квалификационных экзаменов и конкурсов при замещении вакантных должностей и прочее производились на основе нормативной правовой базы, в соответствии с общими требованиями, в рамках единого механизма управления персоналом государственного аппарата. По заключению Николая I, Инспекторский департамент оправдал свое предназначение, способствовав упорядочению комплектования и развитию корпуса государственных служащих, заметно сократив количество нарушений Устава о гражданской службе.
Под влиянием объективных потребностей социально-политического и социально-экономического развития России, общественного движения и рационально мыслящих администраторов того времени конец 50-х — начало 60-х гг. XIX в. ознаменовались отказом правящих кругов от крайних форм николаевской бюрократической государственной системы.
Известные либеральные перемены произошли и в управлении персоналом государственной службы, в том числе определенное ослабление жесткого централизма в руководстве служащими государственного аппарата. Наиболее заметным проявлением этого процесса стал указ Александра II об упразднении Инспекторского департамента Собственной е.и.в. канцелярии. С 60-х гг. XIX в. На основании данного решения персонал государственной службы вновь перешел в ведение Первого департамента Сената. Наряду с этим право приема на службу и назначения на должности в своих структурах чиновников V, VI и других, более низких классов получили министерства и главные управления. В связи с этим в министерствах появились своего рода кадровые службы — департаменты общих дел.
ИМПЕРАТОР
СОБСТВЕННАЯ Е.И.В. КАНЦЕЛЯРИЯ
Первое отделение Собственной е.и.в. канцелярии
Начальник отделения
и Главноуправляющий гражданской службой
Инспекторский департамент Гражданского ведомства
Директор
Первая экспедиция департамента: чинопроизводство по министерствам и составление Высочайших приказов | Вторая экспедиция департамента: управление чинопроизводством в губерниях | Третья экспедиция департамента: управление приемом на службу, ее прохождением, утверждением в чинах и должностях, увольнением со службы | Четвертая экспедиция департамента: управление ведением списков чиновников, контроль исполнения законности при приеме на службу, правила прохождения службы и т.д. | ||
\ | |||||
Министры 12 министерств и их канцелярии | Губернаторы 51 губернии и их канцелярии Губернские правления | ||||
Рис. 43. Система управления государственной гражданской службой
в середине XIX в.
Определенные права управлять персоналом получили губернские органы. В их компетенцию вошли чиновники VII-XIV классов. Естественно, решение кадровых вопросов в губерниях сосредоточивалось в руках губернаторов. В структуре подразделений губернского правления было так называемое Общее присутствие. Именно оно выполняло функции кадровой службы в губернии. Общее присутствие вело дела о назначениях, замещении вакантных должностей, производстве в чины, поощрениях, взысканиях, увольнении.
Замена централизованного делопроизводства ведомственным и губернским создала значительные трудности для составления общего банка данных о персонале государственной службы России. Одновременно отсутствие правительственного управленческого кадрового органа делало практически невозможным проведение единой государственной политики, затрудняло формирование и функционирование корпуса гражданских служащих.
Поэтому в начале 90-х гг. XIX в. правительство создало специальную комиссию для изучения вопроса о возможности восстановления общероссийского административного органа по управлению персоналом государственного аппарата. На основании выводов комиссии 6 мая 1894 г. Александр III издал указ, согласно которому правительство возвращалось к централизованному руководству составом государственных служащих. «Мы признали необходимым, - говорилось в указе, - подчинить непосредственному Нашему руководству и наблюдению все дела, касающиеся заведования гражданскими чинами Империи в полном их составе, сосредоточив делопроизводство по сим делам в Собственной Нашей канцелярии»1.
В качестве общероссийского центра по управлению персоналом системы государственной службы был учрежден Комитет о
службе чинов гражданского ведомства. Статус Комитета был определен в установочном документе под названием «Учреждение Комитета о службе чинов гражданского ведомства и о наградах», опубликованном вскоре после майского 1894 г. указа императора. Председателем Комитета являлся Главноуправляющий Собственной е.и.в. канцелярией. Непосредственным руководством делами Комитета занимался товарищ Главноуправляющего (заместитель). Для решения возложенных на орган управления гражданской службой задач глава государства с участием Сената назначал членов Комитета. С 1895 г. в сферу управления Комитета входили служащие с IV по XIV класс, а высшие чиновники I—III классов находились в компетенции лично государя.
На основании Положения о Комитете его полномочия предусматривали решение кадровых вопросов: «1) о служебных переменах: а) по должностям четвертого класса и всем низшим должностям, кои замещаются с предварительного соизволения их Императорских Величеств, б) по тем должностям пятого и шестого классов, представления о замещении коих подлежат внесению в Собственную Его Императорского Величества Канцелярию Министрами и Главноуправляющими отдельными частями;
2) об утверждении в первом классном чине и чинах высших на основании удостоверений: об окончании курса наук в учебных заведениях, о выдержании установленных испытаний и о получении ученых и академических степеней или вследствие занятия должности по ученой или учебной части;
3) о производстве в чины до пятого класса включительно за выслугу определенного законом числа лет;
4) о переименовании отставных военных в гражданские чины и о возвращении прежних военных чинов;
5) о награждении: а) чинами..., б) орденами..., в) подарками..., г) единовременными денежными выдачами, д) званием личного и почетного гражданства, з) зачетом в действительную службу времени, проведенного в частных занятиях в правительственных и общественных учреждениях, и) предоставлением права государственной службы лицам, этими правами не пользующимися...»1.
Для исполнения полномочий Комитета учреждался особый Инспекторский отдел как его рабочий орган во главе с управляющим делами Комитета на правах директора департамента. Штат отдела состоял из старших чиновников, их помощников, младших чиновников и их помощников для письма и писцов.
Кроме осуществления указанных выше полномочий Комитета, на Инспекторский отдел возлагались такие обязанности: «...1) собрание подробных сведений о службе всех чинов, занимающих классные должности; 2) составление, на основании действующих штатов, общего расписания классных должностей в Империи; 3) составление отзывов и заключений по возникающим в отдельных ведомствах предложениям о мероприятиях, имеющих отношение к гражданской службе; 4) составление списков первых четырех классов и 5) издание Адрес-календаря»1. Исполнение этих обязанностей было распределено между тремя делопроиз-водствами Инспекторского отдела с соответствующим штатом чиновников и канцелярских служителей.
Поступившие в канцелярию субъекта верховной власти дела о служащих направлялись в Инспекторский отдел. После предусмотренной правилами делопроизводства подготовки в отделе они представлялись Главноуправляющему Собственной е.и.в. канцелярией, затем вносились в Комитет о службе чинов гражданского ведомства и докладывались на его заседании вместе с проектом Высочайшего приказа, содержавшего решение о приеме на службу, или назначении на должность, или повышении в чине и т. д.
Наряду с этим особую группу органов управления персоналом государственной службы в 90-х гг. XIX в. составляли департаменты общих дел министерств и ведомств, в сферу полномочий которых входили служебные вопросы чиновников VII-XIV классов. На местах право ходатайства о приеме на службу, назначении на должность, производстве в чины, выдвижении на более высокую должность, представлении к наградам и т. д. было дано губернаторам и губернским правлениям. Подготовленные в их Общих присутствиях документы направлялись в Собственную е.и.в. канцелярию для последующего рассмотрения в Инспекторском отделе и Комитете о службе чинов гражданского ведомства.
Таким образом, российским правительством была создана единая система управления персоналом государственной служ бы, которая включала кадровые институты общегосударственного, регионального и губернского уровня, а также отраслевых министерств и ведомств. Эта система обеспечивала формирование и развитие корпуса государственных служащих в соответствии с общими принципами на всей территории России, позволяла максимально сосредоточить его управленческую деятельность на проведении общегосударственной политики.
ИМПЕРАТОР
СОБСТВЕННАЯ Е.И.В. КАНЦЕЛЯРИЯ
Первое отделение Собственной е.и.в. канцелярии
Главноуправляющий
Комитет о службе чинов Гражданского ведомства
Управляющий делами Комитета
Инспекторский отдел как исполнительный орган
Комитета Собственной е.и.в. канцелярии
Заведующий отделом
Первое Второе Третье
делопроизводство: делопроизводство: делопроизводство:
управление замещением рассмотрение представлений управление делами
вакантных должностей министерств и ведомств о наградах чинами,
IV-V-VI и более низших о производстве в чины орденами, медалями,
классов на основе за выслугу лет, производство
представлений в I классный чин, подарками е.и.в.,
министров утверждение в чинах почетными званиями
и главноуправляющих на основании аттестатов и др.
и др. учебных заведений и др.
Департаменты общих дел 13 министерств
и главных управлений как кадровые службы:
прием на службу, назначение на должности V—XIV классов
в рамках своего ведомства, внесение в Комитет гражданской
службы представлений о повышении в должности
чинов VI и других, более высоких классов на предмет
решения посредством Высочайшего приказа
Губернаторы, губернские правления и их
Общие присутствия как службы управления
персоналом
Уездные правления
Рис. 44. Система управления государственной гражданской службой в конце XIX - начале XX в.
Этот опыт всецело подтверждает правомерность включения в Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. специальной главы 3, предусматривающей формирование системы управления государственной службой на федеральном уровне и уровне субъектов РФ1. Решение о создании «федерального государственного органа по управлению государственной службой и государственного органа по управлению государственной службой субъекта Российской Федерации» обоснованно нашло отражение и в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»2.