Принципы и логика локального нормотворчества
При подготовке и применении локальных нормативных актов необходимо руководствоваться следующими основными принципами:
— законности (непротиворечие нормам действующего законодательства, принятие и применение этих актов в соответствии с установленными процедурами);
— гуманности (учет приоритета прав и свобод работника, человека и гражданина, улучшение положения работника);
— системности (внутренняя логика, взаимосвязь и непротиворечивость всех издаваемых в организации локальных нормативных актов и их единообразие);
— конкретности (четкая предметная определенность каждого локального нормативного акта);
— реалистичности (соответствие реальному состоянию и перспективам развития организации, реальность выполнения);
— научности (соответствие выводам и рекомендациям юриспруденции, достижениям наук, регулируемой области отношений, глубокое знание состояния дел в организации и понимание перспектив ее развития);
— концептуальное™ (предварительная разработка политики организации в регулируемой области и придание ей официального характера);
— преемственности (учет особенностей правовой культуры в организации нормотворческои практики, анализ существующих локальных актов);
— обновляемости (выявление пробелов в правовом регулировании трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений, изучение передового опыта локального нормотворчества, нормотворческая инициатива, гибкость и адаптивность нормотворческой деятельности);
— достаточности (определение минимума и оптимума количества локальных нормативных актов и их соотнесение с ресурсными возможностями организации).
Логика локального нормотворчества
Исходя из практики подготовка локального нормативного акта делится на ряд этапов. Развернутая логика этого процесса может быть представлена в следующем виде:
1. Изучение состояния и выявление потребности в правовой регламентации определенного вида кадровых отношений.
2. Принятие должностным лицом, обладающим правом нормотворческой инициативы, решения о разработке конкретного локального акта исходя из потребностей организации и плана нормотворческой деятельности.
3. Подготовка концепции локального нормативного акта.
4. Разработка структуры локального нормативного акта и его возможного объема.
5. Подготовка и утверждение технического задания по разработке проекта локального акта, доведение его до исполнителей.
6. Разработка содержания проекта локального акта.
7. Предварительное рассмотрение проекта акта.
8. Финансово-экономическое обоснование локального акта.
9. Юридическая экспертиза локального акта.
10. Доработка проекта локального акта и его согласование в соответствии с установленной процедурой.
11. Апробирование проекта локального акта либо проведение эксперимента по его применению.
12. Уточнение содержания локального нормативного акта.
13. Официальное рассмотрение проекта акта, его оформление, подписание, вступление в законную силу.
14. Доведение акта до персонала организации.
15. Текущий и перспективный контроль над его реализацией.
Следование этим этапам процесса локального нормотворчества позволяет обозначить внешние рамки его движения от зарождения идеи до принятия и действия. Некоторые из вышеперечисленных этапов нуждаются в определенных комментариях.
Концепция локального нормативного акта представляет собой официально признанную руководством организации систему основополагающих идей в определенной области регуляции, в данном случае кадровых отношений. Эта система включает в себя следующие элементы:
- определение цели принятия конкретного локального нормативного акта;
- четкое формулирование предмета правового регулирования той конкретной области отношений, которая нуждается в детальном правовом обеспечении;
- понятийный аппарат, которым описывается предмет правового регулирования;
- определение субъектов правоотношений, т. е. круга лиц, правовой статус которых изменяется в случае введения в действие указанного локального нормативного акта;
- определение места данного локального нормативного акта в системе нормативных актов и его значения для эффективного решения проблем правового регулирования кадровых отношений;
- общая характеристика и оценка состояния правового регулирования указанного предмета с анализом уже существующих актов, выявлением их недостатков, пробелов, с учетом имеющегося опыта решения обозначенных проблем;
- обобщение результатов социологических, политологических, психологических и иных исследований указанных проблем, а также статистических материалов;
- выявление последствий (социально-экономических, политических, административных, финансовых, психологических и иных) принятия и реализации данного локального акта;
- определение перспективы развития данного предмета правового регулирования.
Большое значение в процессе разработки локальных нормативных актов отводится техническому заданию. Оно может содержать следующие разделы:
1. Основание для разработки проекта локального нормативного акта. В нем указывается полное наименование документа (как правило, приказа или распоряжение руководителя), исходя из требований которого разрабатывается проект конкретного локального нормативного акта.
2. Форма и рабочее наименование локального акта (например, Положение о кадровом резерве открытого акционерного общества).
3. Заказчик и разработчик локального акта. Заказчиком выступает руководитель организации либо ее кадровая служба; разработчик может быть как внутренний, из числа специалистов организации, так и внешний.
4. Примерная структура локального нормативного акта. Под структурой понимается порядок расположения составных частей (разделов, глав) проекта данного акта. Как правило, в техническом задании структура укрупненная, но разработчик обязательно должен предложить и развернутую, более подробную и детализированную структуру акта. Структура акта должна обеспечить логическое развитие темы, являющейся предметом правового регулирования.
5. Виды, этапы и сроки работы. Выделяют, как минимум, два этапа: промежуточный, по итогам которого представляется оговоренный в техническом задании материал, и окончательный, после которого осуществляется приемка варианта проекта локального акта. В качестве этапов могут быть выделены подготовка концепции локального акта, разработка его отдельных глав или разделов, доработка проекта акта с учетом высказанных экспертами замечаний и пр.
6. Порядок финансирования и смета расходов (устанавливается при заключении заказчиком договора на разработку проекта локального акта).
7. Порядок приемки работы. В этом разделе могут определяться порядок предварительного согласования, требования к приемке проекта локального акта и ответственный за его приемку. При необходимости в этом разделе оговариваются те условия, которые вступают в силу в случае несоблюдения сторонами договора своих обязательств.
Локальное нормотворчество представляет собой особый вид деятельности, и ее осуществление должно быть соответствующим образом обеспечено. В противном случае данный процесс превращается в формальное, затратное и неэффективное занятие.
В системе средств, используемых в этих целях, особое место занимает информационное обеспечение, предполагающее подготовку и использование следующих видов информации:
- о фактическом состоянии нуждающихся в правовом регулировании кадровых отношений;
— о состоянии законодательства и наличии юридических актов в указанной сфере;
— об отечественном и зарубежном опыте правового регулирования данных кадровых отношений;
— научная информация (сведения о теоретической проработке проблем, об аналитических разработках в указанной сфере);
— расчетная информация (экономическая, коммерческая, финансовая, демографическая, техническая и пр.);
— прогнозная информация (о возможных последствиях действия разрабатываемого локального акта, а также его бездействия или отсутствия);
— социальная информация (общественное мнение);
— об альтернативных проектах и вариантах решения;
— экспертные оценки и заключения.
Указанная информация должна быть объективной, достоверной, своевременной и полной, доступной и удобной для пользования. Ее объем и характер должны соответствовать этапам процесса локального нормотворчества. Как правило, формируется регулярно пополняемое и изменяющееся «информациооное досье» проекта акта.
Важный элемент обеспечения локального нормотворчества — его планирование и программирование, без чего управленческая деятельность имеет хаотический характер. Работодатель (представитель нанимателя) либо составляет самостоятельный план локального нормотворчества (обычно сроком на один год), либо включает подобные мероприятия в целевую комплексную программу развития организации с расчетом на длительную перспективу (до 4 и более лет). Практикуется и разработка перспективных планов нормотворческой деятельности в организации.
Локальные нормативные акты — это официальные юридические документы, с помощью которых средства правового регулирования (нормы) становятся объективированными, доступными для субъектов правоотношений. С их помощью достигается определенность правового регулирования, независимость от произвола отдельных лиц, устойчивость кадровых отношений, стабильность и прочность правового и социального положения их участников.
Юридическая сущность локальных актов выражается не только характером информации, в них содержащейся, но и особым внешним оформлением. Каждый акт должен иметь необходимые реквизиты, которые отражают предмет регулирования и сферу его действия. В нем обязательно содержится название акта (положение, правила и пр.), название организации, его издавшей, наименование акта, отражающее его содержание и предмет регулирования. Название должно быть по возможности кратким. В акте указываются дата и место его принятия, а для рационального учета — его номер. Все это составляет так называемый титул локального нормативного акта. Обязательный элемент — подпись соответствующего должностного лица. Посредством реквизитов осуществляется легализация локальных актов (придание им юридического значения и юридической силы).
Нормы права излагаются в статьях локального акта кратко и четко, ибо за многословием может потеряться основной смысл нормы. Формулировки норм должны обладать определенной стандартностью, стереотипностью и грамматическим единообразием. Терминология, используемая в локальных актах, также должна быть единой, употребляться в одном и том же значении. Для достижения точности, устойчивости и определенности терминологии используются легальные дефиниции (дефинитивные нормы), в которых даются определение термина и его разъяснение. В основном применяются общепризнанные в теории и на практике термины, и новаторство здесь неуместно.
Практика локального нормотворчества в системе государственной гражданской службы регулируется рядом подзаконных актов. К ним, в частности, относятся Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства России от 13 августа 1997 г. № 1009 (с последующими изменениями), Разъяснения о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (приказ Министерства юстиции от 14 июля 1999 г. № 217), Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.
Выводы
Локальное нормотворчество, несмотря на всю его сложность — важнейший элемент цивилизованного регулирования служебных, трудовых и кадровых отношений, характеристика корпоративной культуры организации, показатель кадровой культуры руководителей, крупный шаг на пути становления и развития правового государства. Именно государственные органы призваны дать в этой сфере образцы деятельности.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое локальные нормативные акты?
2. Каково место локальных нормативных актов в правовом регулировании работы с персоналом?
3. По каким основаниям можно систематизировать локальные нормативные акты?
4. Назовите принципы локального нормотворчества.
5. Какова процедура локального нормотворчества?
6. Какая информация необходима для подготовки локальных нормативных актов?
7. Какие кадровые процессы и отношения регулируются локальными актами в государственном органе?
Список литературы
Комментарий постатейный к Трудовому кодексу Российской Федерации. М., 2006.
Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (с изм. от 11 ноября 2003 г.) «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральному закону № 79-ФЗ от 27 мая 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». М., 2005.
Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и законодательству о гражданской службе зарубежных государств. М., 2005.
Формирование отечественной системы управления персоналом организации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17 мая 2005 г. М., 2005.
© Панин И.Н.
Управлениеперсоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.
/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.