Методика организации конкурса на вакантную должность
Впрактике управленческой деятельности могут использоваться различные методы организации и проведения конкурса на вакантную должность. В целом на уровне методики как определенного уровня методологии (учения о методах и средствах деятельности) существуют частные методы, приемы и процедуры, к которым могут быть отнесены:
— анализ биографических и анкетных данных;
— собеседование и отборочное интервьюирование;
— анкетирование;
— квалификационное и психологическое тестирование;
— деловые и ролевые игры;
— метод «разбора деловых бумаг» (In-Basket);
— использование услуг кадровых и консалтинговых агентств по подбору персонала (метод аутсорсинга).
Выбор того или иного метода напрямую зависит от философии или миссии организации, провозглашенных социокультурных ценностей, сложившейся модели организационной культуры и профессиональной сферы деятельности организации. Немаловажное значение имеют также предпочтительные формы и методы управления организацией, управленческие приоритеты акционеров и руководства фирм и компаний.
Целевое предназначение конкурса как выбора наилучшей кандидатуры из нескольких основано на использовании различной методики для определения системы профессионально-деловых и личностно-психологических качеств претендентов. К наиболее важным качествам, подлежащим проверке и сопоставлению в процессе конкурса, относятся: общественно-гражданская зрелость и правовая культура; мотивация и отношение к труду, работа в команде; уровень профессиональных знаний и умений, опыт работы; организаторские, управленческие и коммуникативные способности; умение работать с информацией и анализировать; способность к инновационной деятельности и поведенческая активность; морально-нравственные качества и т. д.
При проведении конкурсных процедур выбираются те позиции, которые наиболее важны для вакантной должности, и добавляются специфические требования, которым должен соответствовать претендент. При этом следует различать качества, которыми кандидат должен обладать изначально, и те, которые могут быть приобретены в процессе освоения должности.
При организации конкурса кандидатов на вакантную должность используют как отдельные формы*, процедуры, приемы, так и совокупность вышеперечисленных методов**.
Анализ биографических и анкетных данных основан на изучении предоставляемой кандидатом объективной информации, содержащей сведения о годе и месте рождения, имеющемся образовании и профессиональном опыте, семейном и социальном статусе, социальной активности, состоянии здоровья и пр. Как правило, кандидат заполняет специальный бланк заявления, содержащий интересующие работодателя вопросы, причем пункты бланка должны быть нейтральными по характеру и исключать вариативность ответов, в том числе возможность отказа от них. К данному методу могут относиться и анализ рекомендаций, резюме, характеристик и послужного списка, что дает дополнительную информацию о предыдущей деятельности соискателя, круга выполняемых функций и профессиональном опыте. При анализе целесообразно обращать внимание на совпадение конкретных характеристик, отраженных в различных документах: реальный статус учебных заведений и организаций, в которых учился и работал кандидат; склонность претендента к смене работы; темпы служебного роста в последние 5—7 лет и пр.
Позитивность применения данного метода основана на объективности, поскольку содержит биографическую информацию, одни и те же вопросы задаются всем кандидатам, а ответы фиксируются в сопоставимой форме. К недостаткам использования биографического метода относятся неполнота предоставляемых данных, возможность утаивания кандидатами «невыгодных» для них фактов биографии, невозможность определения уровня профессионального потенциала и нравственно-этических качеств кандидатов.
Собеседование и отборочное интервьюирование представляют процесс обмена информацией между работодателем и кандидатом на занятие вакантной должности. В ходе собеседования работодатель проверяет объективные данные, получает дополнительную информацию о профессиональном потенциале кандидата, а также предоставляет последнему информацию о предлагаемой работе и компании.
Собеседование можно классифицировать по следующим признакам:
— по форме метода: предварительное и окончательное;
— по числу участников: одиночное и групповое;
— по содержанию собеседования: ситуационное и биографическое;
— по структурированности: неформальное (беседа), слабо формализованное и жестко формализованное.
Предварительное собеседование нацелено на оценку общих характеристик кандидатов: аналитических способностей, жизненной философии, разделяемых ценностей, мотивации деятельности, совместимости с организационной культурой. Главная задача окончательного собеседования — уточнение невыясненных вопросов и принятие окончательного решения о предоставлении рабочего места. Обычно окончательное собеседование проводится руководителем подразделения, где существует вакантная должность.
Биографическое собеседование строится вокруг фактов биографии кандидата, его прошлого профессионального опыта. Оно дает возможность оценить то, что уже сделал в своей жизни кандидат, и на основании этого предположить, каковы будут его успехи в новой должности. В ходе ситуационного собеседования кандидату предлагается решить одну или несколько проблем (практических ситуаций). При этом оценивается как сам результат, так и методы, с помощью которых кандидат находит решение.
Структурированное собеседование является наиболее распространенным методом конкурсной процедуры и основывается на предварительном определении круга вопросов, на которые работодатель рассчитывает получить ответы. Наилучший результат достигается, если структурированное собеседование проходит в форме интервью, что позволяет всесторонне и объективно оценить кандидатов.
Анкетирование как метод конкурсного замещения должности представляет собой наиболее формализованный способ оценки кандидатов, в процессе которого претенденту предлагается письменно ответить на ряд вопросов в форме опросного листа.
Анализ анкетных данных позволяет получить различную информацию, в том числе:
— соответствие образования предъявляемым квалификационным требованиям;
— соответствие практического опыта характеру должности;
— наличие ограничений на выполнение должностных обязанностей;
— готовность к принятию дополнительных функций и нагрузок;
— круг лиц, которые могут рекомендовать претендента;
— определение личностных качеств и обстоятельств, которые могут помочь в работе кандидату в случае приема на работу;
— мотивация выбора сферы деятельности и др.
Тестирование — это вид конкурсной процедуры, позволяющий при помощи социально-психологического инструментария выявлять психофизические и личностные характеристики, а также нераскрытый потенциал претендентов. С помощью многовариантных тестов достаточно объективно оцениваются общий интеллектуальный уровень (IQ), базовые личностные (когнитивные) качества, в том числе не раскрываемые в обычных условиях, общепрофессиональные качества, наличие лидерских и управленческих качеств, творческий стиль мышления. Тестирование позволяет сформировать представление о способности кандидата к профессиональному и карьерному росту, о специфике мотивации, особенностях индивидуального стиля деятельности. Эффективность тестирования зависит в первую очередь от качества тестов, причем для различных категорий персонала тесты должны быть разными.
Практическое использование тестов связано с диагностированием личностных признаков (качеств) человека, выражаемых через количественные показатели (например, в баллах). Сложность анализа результатов тестирования, связанная с вопросами достоверности и надежности, а также с проблемами этического характера, требует участия в проведении и анализе тестов квалифицированных специалистов — психологов, профессиологов.
Использование деловых и ролевых (организационно-деятель-ностных) игр в качестве метода проведения конкурса связано с имитацией (подражанием) принятия решений в искусственно созданных рабочих ситуациях. Имитационные управленческие игры реализуются путем разыгрывания соответствующих индивидуальных и групповых ролей, по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Деловые игры нередко используются при конкурсном замещении руководящих должностей при моделировании управленческой ситуации, когда выявляются организаторские способности, лидерские качества, умение работать в команде, инновационность мышления.
Методика проведения деловой игры включает подготовку плана-проспекта игры и сценария, описание деловой обстановки, регламент, инструкции игрокам (игровым командам), руководство для ведущего (администратора игры), руководство для экспертно-аналитической группы. Включенность и мотивация участников деловой игры значительно повышаются за счет фактора соревновательности и конкуренции. Современные деловые игры могут проводиться с использованием интерактивных возможностей компьютерной техники, дающей возможность мгновенно оценивать и анализировать информацию и результаты.
Важным этапом деловой игры является разбор хода игры и подведение результатов, в котором высказываются все участники и эксперты, оцениваются принятые решения, даются предложения о возможных изменениях в деятельности. Обеспечение максимальной поддержки участников, создание атмосферы защищенности и доброжелательности служат важным фактором получения объективной оценки потенциала и способностей претендентов.
Метод «разбора деловых бумаг» (In-Basket) по своей сути близок в методу деловой игры и используется при конкурсе претендентов на руководящие должности. Он основан на имитации ситуаций, наиболее часто встречающихся в практике руководителей. Цель использования подобного метода — создание реальной ситуации необходимости принятия управленческих решений, анализ соответствующих действий кандидатов на эту должность и выбор наиболее подходящих претендентов.
Участникам предлагается выступить в роли руководителя того или иного подразделения, которому необходимо разобрать накопившиеся деловые бумаги — письма, докладные записки, телефонограммы, факты, отчеты — и принять соответствующие решения.
Ситуацию можно усложнить, включив в нее телефонные звонки, незапланированные встречи и т. д. Положительным моментом является то, что кандидат получает дополнительную информацию о самой организации, ее структуре, системе информационно-коммуникационных связей, уровне и способах принятия решений.
Претенденты должны проанализировать каждый документ, упорядочить информационные потоки, установить приоритетность решения вопросов, подготовить документы для решения поставленных задач. Данный метод может использоваться как в индивидуальном порядке, так и в групповом исполнении.
Конкурс на замещение вакантной должности может проходить при помощи специализированных агентств по подбору персонала. В некоторых случаях функции по организации и проведению конкурса на вакантные должности могут быть переданы особым организациям, специализирующимся на подборе персонала и кадровом консультировании (консалтинге).
Использование услуг специализированных организаций может осуществляться в двух формах:
— консультанты проводят экспертизу профессионально-кадрового состояния организации и предлагают конкретные решения кадровых проблем;
— консультанты организуют процесс решения профессионально-кадровых проблем в организации и обучают сотрудников их самостоятельному решению.
При необходимости организации конкурса на вакантные должности консалтинговые организации используют различные процедуры оценки персонала, разрабатывают систему критериев оценки, проводят оценку потенциала претендентов. Проведение конкурсных и оценочных мероприятий является основным в деятельности специализированных Центров оценки персонала. В функциональном плане основные задачи Центров оценки персонала заключаются в подготовке по заказу организаций программ оценки кандидатов на вакантные должности, анализе деятельности на той или иной должности и определении критериев оценки профессионального потенциала кандидатов, конструировании процедур оценки, реализации программ для сбора персональной кадровой информации, анализе результатов и оформлении материалов для передачи заказчикам.
Одним из основных направлений деятельности консалтинговых организаций является подбор кандидатов на руководящие должности. Как считают исследователи, процесс поиска руководящих работников включает в себя: создание картотеки, завязывание контактов, необходимых для выявления потенциальных кандидатов, помощь организациям в анализе специфики вакантной должности и определении квалификационных требований; поиск, оценку и предварительный отбор кандидатов, организацию встреч и собеседований с кандидатами, последующие контакты с отобранными кандидатами и организацией1.
Выводы
Конкурс как кадровая технология представляет собой способ решения задачи кадрового обеспечения организации, социальный механизм соединения профессиональных возможностей человека с условиями и средствами их реализации. Конкурсные процедуры проводятся с целью развития демократизации и повышения открытости системы управления персоналом организации.
Эффективное использование конкурсных технологий связано с проведением мероприятий по профессиональному развитию персонала организации. Так, внедрение новой организационной структуры затруднительно без проведения оценки и расстановки персонала в соответствии с изменившимися функциональными требованиями и необходимыми компетенциями.
Принципы проведения конкурса тесно связаны с системой принципов управления персоналом организации. К важнейшим принципам конкурса относятся следующие: законность и равный доступ; открытость и прозрачность проведения конкурса; объективность и справедливость при принятии кадровых решений; информированность; состязательность.
В настоящее время сложилось несколько подходов к процессу организации конкурса на вакантную должность: выборы, подбор кандидатов и отбор претендентов.
При проведении конкурса кандидатов на вакантную должность используются различные методы: анализ биографических и анкетных данных; собеседование и отборочное интервьюирование; анкетирование; квалификационное и психологическое тестирование; деловые и ролевые игры; метод «разбора деловых
См.: Управленческое консультирование. Т. 2. М., 1992. С. 93.
бумаг» (In-Basket); использование услуг специализированных агентств по подбору персонала. При организации конкурсных процедур используют как отдельные из перечисленных методов, так и их совокупность.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы цели и задачи конкурса как кадровой технологии?
2. Каковы основные условия организации конкурсных процедур?
3. Охарактеризуйте основные этапы проведения конкурса на вакантную должность.
4. Каковы основные методы проведения конкурса на вакантную должность?
Список литературы
Аверин А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации. М., 2005.
Социология труда: Учебник/ Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербины. М., 1993.
Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М., 2006.
© Литвинцева Е.А. ©ЯценкоЛ.И.
Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.
/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.