Источники формирования кадрового резерва
Формированием и использованием кадрового резерва должны заниматься руководители и кадровые службы, службы управления персоналом организации на основе годовых и 3-5-летних перспективных планов работы.
Основными этапами формирования кадрового резерва организации являются отбор кандидатов в состав резерва, их изучение, согласование состава с руководителем, определение сроков, форм и методов его подготовки. Руководители и кадровые службы организации должны использовать все источники пополнения резерва. Формирование кадрового резерва государственных органов должно осуществляться: из числа перспективных руководителей федерального, регионального и муниципального уровня; из числа наиболее подготовленных в профессиональном отношении выпускников РАГС, АНХ, региональных академий, вузов и других учебных заведений. Несмотря на различные источники формирования и использования кадрового резерва, требования к его отбору должны быть едины:
— высокий уровень профессионализма;
— прогрессивные личностные характеристики (положительная мотивация на реализацию социально-экономической политики государства, активная установка на добросовестное выполнение должностных обязанностей, ответственность, высокий самоконтроль и организованность, готовность к сотрудничеству и совместной работе, высокий уровень интеллекта, способность принимать решения в сложных ситуациях, эмоциональная зрелость);
— четко выраженные признаки социально-психологической зрелости;
— общая эрудиция и кругозор;
— организаторские способности;
— оперативность принятия и реализации решений;
— профессиональная предприимчивость с учетом требований рынка;
— чувство долга и ответственности;
— способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем;
— умение держать слово;
— принципиальность, честность;
— умение вести деловые переговоры;
— способность устанавливать нормальные взаимоотношения в коллективе (психологический микроклимат);
— умение видеть, поддерживать и применять в работе новое, передовое;
— восприимчивость к критике;
— умение учитывать мнение коллектива;
— умение сплотить коллектив и нацелить его на качественное выполнение поставленных задач;
— умение эффективно и последовательно организовывать работу по взаимосвязи с другими ведомственными и отраслевыми организациями.
При формировании кадрового резерва должны учитываться результаты служебной деятельности, уровень профессионального образования, стаж работы по специальности, возраст (как правило, не старше 40—45 лет), состояние здоровья, общественное мнение о сотруднике, личное желание «резервиста» в планировании им своей карьеры.
При использовании кадрового резерва следует не допускать выдвижения работников на более высокие должности без прохождения всех служебных ступенек.
4. Совершенствование технологий отбора, изучения, оценки и подготовки кадрового резерва
Опыт реформирования государственного управления показывает, что наиболее приоритетным видом обучения резерва на высшие и главные должности является получение дополнительного высшего профессионального образования.
В систему практической подготовки кадрового резерва,как свидетельствует практический опыт работы, входят:
— стажировка в должности, на которую зачислен «резервист»;
— временное замещение отсутствующих руководителей на период их командировок, отпусков;
Глава 28. Кадровый резерв 453
- выезды в другие организации с целью изучения положительного опыта;
- участие в преподавательской работе в системе повышения квалификации;
- участие в проверках деятельности других подразделений органа управления;
- участие в подготовке и проведении конференций, семинаров, совещаний и др.
Важнейшей формой подготовки кадрового резерва является систематическая самостоятельная работа кандидата над повышением своих профессиональных знаний в процессе трудовой деятельности.
Социально-психологическая подготовкаоблегчает процесс адаптации работника к новой должности. Для этого необходимо детально познакомить его с нормативными документами, управленческими решениями, ввести в новом качестве в трудовой коллектив. Для многих работников большой проблемой становится изменение статуса (был коллегой, а стал начальником), поэтому кадровой службе необходимо продумать процедуру адаптации для «молодого» начальника и его подчиненных. С этой целью успешно применяются специальные программы и управленческие тренинги.
Несмотря на то что данные формы практической подготовки кадрового резерва достаточно хорошо известны и апробированы, используются они недостаточно эффективно. А между тем при правильной и умелой постановке работы по формированию кадрового резерва при их использовании среди специалистов создается конкурентная среда, что стабилизирует государственное управление, позволяет управлять структурной межотраслевой перестройкой управленческого аппарата, обеспечивать пополнение его молодыми, образованными работниками.
Как показывает практический опыт, в существенном обосновании нуждаются многие практические проблемы формирования кадрового резерва. Например, в научной литературе существуют различные подходы к вопросам организации работы с кадровым резервом. Одни авторы предлагают строгую ее формализацию, т. е. четкое определение руководителями организации потребности в резерве, до конкретных сроков и лиц, форм подготовки по каждому включенному в резерв. Другие считают нецелесообразным подобную заорганизованность. По их мнению, нельзя определять кандидатуру на «живое место».
Безусловно, есть рациональное зерно как в первом случае, так и во втором. Наиболее разумно сочетание обоих подходов. Ведь наличие качественно сформированного резерва позволяет: проводить планомерную работу по управлению кадровым потенциалом организации; сводить до минимума элементы случайности в этом деле; учитывать постоянно возрастающие требования, предъявляемые современным уровнем управления к работникам всех сфер деятельности.