Ротация кадров в системе государственной службы
Анализ работы государственных органов показывает, что в организациях, где сохранились традиции планирования и управления кадрами, где существует объективная необходимость жестко контролировать развитие кадровых процессов, технология ротации используется и дает свои положительные результаты. Прежде всего это относится к военным, некоторым правоохранительным и таможенным организациям, структурам МЧС РФ. Однако в большинстве государственных структур, как показывают опросы экспертов1, ротация кадров применяется пока очень редко. Это связано с тем, что процедура ротации кадров не может носить эпизодический характер, она должна быть лаконично встроена в существующую организационно-правовую систему государственной гражданской службы и управление этим процессом должно осуществляться соответствующим полномочным органом, обладающим необходимой кадровой информацией как тактического, так и стратегического характера. Речь в данном случае идет о единой системе, обеспечивающей управление персоналом государственной службы, и едином банке данных — Реестре гражданских, военных и правоохранительных служащих и Реестре должностей, на которые может распространяться ротация кадров.
Поскольку в Законе РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 60, п. 3) ротация гражданских служащих названа одной из приоритетных задач в формировании кадрового состава, можно надеяться, что такая система в ближайшее время будет создана.
Организационно-правовые меры по внедрению технологии ротации кадров должны разрабатываться на принципах согласования целей кадрового резерва и подготовки руководителей различных уровней. На уровне федеральных министерств, агентств и служб целесообразно иметь целевые программы по развитию персонала, где в рамках разработанных кадровых стратегий будут утверждаться перечни ротационных должностей и реестры кандидатов для участия в ротации.
При отсутствии опыта организации процедур ротации, а также в силу ограниченности ресурсов для ее проведения в государственных структурах будет оправданным на первом этапе разрабатывать планы внутриорганизационной ротации. В перспективе, безусловно, необходимо планирование межорганизационных перемещений специалистов (направление на определенное время в региональные структуры, другие подведомственные организации и т. д.). Для государственных служащих такая перспектива развития управленческих навыков весьма актуальна, поскольку карьерные амбиции многих молодых специалистов очень высоки, а практического опыта работы недостаточно. Разумеется, такая стратегия в работе с кадрами потребует прежде всего перестройки всей кадровой работы, больших организационных усилий, но разумный и рациональный подход к ее решению и получение управленческого эффекта уже в настоящее время вполне реальны.
В целом для достижения целей ротации в системе государственной службы особенно важно определить задачи по освоению новых должностей и перечень оценочных критериев по ее результатам для каждого субъекта ротации. Важнейшим компонентом данной кадровой технологии является оценочная работа специалистов кадровых служб и экспертов. Критериями эффективности ротации в первую очередь могут быть:
— расчетные показатели эффективности труда государственных гражданских служащих;
— результативность работы специалистов и руководителей при решении практических задач;
— создание атмосферы здоровой конкуренции среди государственных гражданских служащих;
— оптимизация организационных и функциональных задач организаций;
— участие специалистов и руководителей в самоуправлении карьерой.
Выводы
Среди современных кадровых технологий ротация кадров занимает пока весьма скромное место. Это обусловлено сложностью процедуры, необходимостью согласования интересов объектов ротации с организационными проблемами. Функция ротации заключается в обеспечении карьерного развития персонала, которое в свою очередь представляет процесс активного освоения индивидом организационного и социального пространства с целью реализации профессиональных потребностей, а также расширения сфер деятельности и обогащения функционального потенциала.
Определяющую роль в обеспечении механизма ротации играют субъекты управления персоналом, поскольку столь сложная кадровая процедура не может успешно применяться без тщательно разработанной и стратегически продуманной системы развития персонала в организации.
Технологически в условиях различных организационных систем и структур процесс ротации кадров в обязательном порядке должен включать целевые установки, где определяются виды и тип ротации, организационные задачи. Необходимо детально разрабатывать процедурный этап и систематически с привлечением экспертов анализировать эффективность данной кадровой процедуры.
Ротация в системе государственной службы как эффективная кадровая технология, обеспечивающая управление карьерой персонала в организации, пока не находит широкого применения. Это обусловлено активными процессами формирования новых кадровых стратегий в условиях реформирования административной системы, за которыми, можно надеяться, начнется активный этап внедрения в практику современных методов развития персонала, в том числе ротации.
Контрольные вопросы и задания
1. Что представляет собой ротация кадров?
2. Сформулируйте основные цели процедуры ротации кадров.
3. Дайте классификацию видов и типов ротации.
4. Определите основных субъектов и объектов ротации в организации.
5. Перечислите основные условия для обеспечения технологии ротации кадров в организации.
6. Каковы особенности организации ротации в государственных структурах?
7. Сформулируйте критерии для различных видов ротации с целью успешной реализации карьеры современного специалиста.
Список литературы
Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изм. от 11 ноября 2003 г.) и Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Гл. 15 / Под общ. ред. Г.В. Мальцева и И.Н. Бар-цица. М., 2005.
Монден Я. «Тойота»: Методы эффективного управления: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. А.Р Марышев. М., 1989. С. 153.
Одегов Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: Учебник. М., 2005. С. 838-859.
Управление персоналом: Энциклопедический словарь/Под ред. А.Я. Кибанова. М., 1998. С. 312.
ШидовА.Х., ХаповА.Б. Ротация кадров как элемент системы управления деловой карьерой // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 2.
© Горбачев А.И. © Данькова Е.В.
Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.
/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.
Глава 28 КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ
Формирование кадрового резерва — неотъемлемая часть механизма реализации государственной кадровой политики. Наличие подготовленного кадрового резерва является непременным условием практического осуществления курса на развитие социально ориентированной рыночной экономики, демократизацию управления, рациональное использование кадрового потенциала общества. На первое место в системе задач стратегического руководства выдвигается задача формирования кадрового резерва государственных органов и организаций, способного работать не в экстремальных условиях переходного периода, а в условиях принципиально нового, стабильного развития общества.