Сущность ротации и ее основные функции
В практике управления персоналом ротация означает последовательную смену профессиональных обязанностей, поочередное пребывание в той или иной должности с целью освоения работником смежных профессий, различных функций, специфики и технологии принятия решений, в том числе управленческих.
Базовой функцией ротации является обеспечение карьерного развития персонала, которое, в свою очередь, представляет собой процесс активного освоения индивидом организационного и социального пространства с целью реализации профессиональных потребностей. К другим функциям ротации относятся: достижение оптимальной расстановки кадров, стимулирование мобильности и расширение функционального поля специалистов, предупреждение внутренних конфликтов, профилактика коррупционного поведения отдельных работников.
Основополагающими принципами ротации являются уважение к личности, равные возможности для профессионального развития, законность и справедливость.
Первоначально ротация применялась с целью создания более благоприятных условий труда в эпоху «тейлоризма» и «фордизма», когда внедрялось массовое производство, основанное на конвейерном процессе изготовления больших объемов стандартизированной продукции, и использовалась как метод снижения высочайшей напряженности и монотонности труда. С развитием кадрового менеджмента ротация как процедура перестановки кадров стала использоваться более широко и рассматриваться как средство обогащения содержания профессиональной деятельности за счет большего разнообразия функций и как один из методов подготовки будущих руководителей различного уровня.
В отечественной практике работы с кадрами под ротацией традиционно понимались любые перемещения человека в течение всей трудовой жизни, что существенно более широко характеризовало данное явление. Именно поэтому, в отличие от карьеры, ротация как процедура перемещения кадров в нашей стране имеет более богатую традицию.
В жесткой системе административно-управленческих организационных структур процесс ротации кадров рассматривался как метод целенаправленного формально-номенклатурного прохождения ключевых должностей специалистами различных уровней для ускорения их служебно-профессионального роста.
Итак, как показывает предшествующий опыт, в недавнем прошлом в кадровой работе многих организаций в нашей стране существовал технологически продуманный и проверенный практикой кадровый механизм, позволяющий оценить и совершенствовать потенциал человека в самых разных условиях.
В современной практике управления персоналом бизнес-организаций, а также государственных структур ротация кадров не стала широко востребованной кадровой технологией. Это связано с рядом факторов: отказом от жесткой централизации в регулировании кадровых процессов и отношений со стороны государства, повышением мобильности организационных структур в целом и невозможностью в связи с этим выстраивать долгосрочную стратегию работы с персоналом организации. Кроме этого возрастание на рынке труда спроса на конкурентоспособных специалистов не позволяет субъектам управления долгое время удерживать профессионалов в своих организациях. Между тем, как показывает практический опыт таких российских компаний, как ЗАО «КамАЗ», РАО «Газпром», РАО ЕЭС, торговых сетей «Пятерочка», «Перекресток» и др., преимущества и рациональные основы ротации в повышении прежде всего качественных характеристик управленческого кадрового состава очевидны. Ротация как процесс целенаправленного перемещения кадров в этих организациях способствует осознанию и освоению управленческого профессионализма, приобретению разностороннего практического опыта, необходимого для выдвижения на ту или иную руководящую должность, что особенно важно в условиях ограниченных возможностей вертикального перемещения персонала.
Таким образом, цель ротации как кадровой технологии, имеющей в своей основе планируемую, организационно и нормативно обеспеченную процедуру, состоит в создании условий для приобретения новых компетенций и сохранении высокой мотивации к результативному труду персонала. Кроме этого при определенных условиях ротация может решать не только проблему развития сотрудников, но и проблему сокращения численности персонала путем расширения функциональных обязанностей в рамках занимаемой должности и соответственно повышения вознаграждения за труд. Преимущества ротации используются прежде всего в тех организациях, где она позволяет сохранить высокую мотивацию к труду в результате взаимозаменяемости работников, что устраняет напряжение и стрессы и в конечном счете снижает текучесть кадров.
Вместе с тем как кадровая технология ротация недостаточно отработана. К проблемам в организации ротации можно отнести: необходимость разработки системы организационно-штатных мероприятий, выделение существенных материальных средств для обучения перемещаемых специалистов, готовность к разрешению служебных конфликтов в случае, если ротационная должность сопряжена с высокой эмоциональной и физической нагрузкой. Кроме того, ротация в условиях нормированного характера труда требует учета некоторого падения эффективности и результативности труда ввиду длительности периода адаптации людей на новых должностях.
Классификация ротации
Традиционно ротация как кадровая технология рассматривается как горизонтальные перемещения, в основу которых положены принципы социальной мобильности.
Рассматривая технологию ротации кадров как процедуру, обеспечивающую определенный уровень культуры организации, снятие социального напряжения, развитие персонала и управление карьерой в организации, выделим ряд оснований, по которым можно выстроить классификацию (табл. 11).
По объекту перемещения ротации затрагивают руководителей и специалистов:
- ротации руководителей, как правило, связаны с освоением новых организационных структур и сфер деятельности;
—ротации специалистов чаще всего связаны с преодолением текучести кадров в одной организации, служат устранению чувства несправедливости, связанного с тем, что одни люди должны выполнять более «трудную» работу, а другие - более «прибыльную».
По типу организационного перемещения ротацию рассматривают как:
- межорганизационную, что означает переход в другую организацию, причем такой вид ротации иногда предполагает возвращение в прежнюю организацию или орган управления, но на более высокую должность;
Раздел VII. Кадровые технологии, обеспечивающие востребованность,,.
— внутриорганизационную, когда все перемещения ограничиваются одной организацией, причем предполагается, что организация имеет для ротации соответствующие условия (определенную численность персонала, наличие различных структурных подразделений, филиалов, сетевую структуру и т. п.).
Таблица 11 Классификация видов ротации персонала
По целям | Подготовка руководящих кадров Смена обстановки и служебной среды Профилактика конфликтов Сплочение коллектива . Подготовка специалистов-универсалов Поиск наиболее подходящей должности |
По объекту перемещения | Руководители Специалисты |
По типу организационного перемещения | Внутриорганизационная Межорганизационная |
По частоте (скорости) перемещений | Годовая Помесячная Понедельная Ежедневная |
По траектории движения | Кольцевая Безвозвратная Рокировка |
По уровню специализации | По другой специальности По смежной специальности С изменением характера работы Без изменения характера работы |
По форме планирования | Плановая Внеплановая |
По частоте перемещений (скорости):
— годовая ротация, когда перемещения планируются с периодичностью от года до нескольких лет в зависимости от целей ротации и специфики должностей, например в связи с очень напряженной и подверженной стрессам работой, а также в соответствии с другими факторами;
— помесячная, понедельная, ежедневная ротации применяются в основном в очень напряженном и монотонном производстве, например на конвейере. Так, на японских автомобильных заводах рабочих на ряде участков переставляют даже с периодичностью несколько часов за рабочую смену.
В зависимости от траектории движения ротацию делят на:
— кольцевую, когда работник, пройдя ряд должностей за определенный период времени, вновь возвращается на свою должность;
— безвозвратную, когда перемещение происходит без возврата на свою «стартовую» должность;
— рокировку, при которой два работника одного уровня меняются местами. Данный тип ротации активно используется японскими фирмами «Сони», «Хонда», где, например, руководитель отдела сбыта меняется должностью с коллегой по снабжению.
По уровню специализации выделяют:
— ротацию по другой специальности, когда необходимо освоить дополнительные навыки, освоить, по сути, другую специальность и запланировать на этот процесс соответствующее время;
-ротацию по смежной специальности, когда не требуется много времени на освоение новой должности;
— ротацию с изменением характера работы, но по той же специальности - в данном случае предполагается изменение функциональных обязанностей специалиста;
— ротацию, когда характер работы значительно не изменяется. По форме планирования:
— плановая ротация - предполагает заранее установленные сроки перемещения персонала на другие, равнозначные должности в организации или в другой местности. Такая практика, например, существует в государственной службе Японии, когда ежегодно часть государственных служащих, без их согласия, получает 1 апреля предписание на перемещение на другую должность либо в организации, либо в другой местности;
— внеплановая ротация - связана с непредвиденными обстоятельствами как для организации, так и для персонала и с должностными перемещениями либо в организации, либо в другой местности.
Таким образом, предложенная классификация видов ротации персонала показывает, какие цели и задачи преследует процесс перемещения кадров в системе управления персоналом.