Республиканские магистратуры и императорские чиновники
§ 292. Республиканские магистратуры и императорские чиновники. Республиканские магистратуры почти все сохранились, но как почетные титулы, без всякого серьезного значения. Только судебные магистраты - преторы и эдилы - продолжали сохранять свое прежнее значение, разумеется, в пределах, которые очерчивались господством императора. Но так как их деятельность принадлежала к области гражданского права, где они редко могли столкнуться с интересами властителя, то они еще долгое время продолжали работать над развитием римского гражданского права посредством своих эдиктов. Императорские чиновники заменили республиканских магистратов в действительном управлении империей. Все они были безусловно подчинены императору, от которого и получали жалованье. Они носят различные звания: praefecti, curatores, procuratores. Наиболее важные должности были следующие: 1) Praefectus urbi, которому было вверено охранение порядка и безопасности в Риме. Кроме того, он был первой судебной инстанцией в некоторых уголовных делах и апелляционной инстанцией в гражданских (ему апеллировали на преторов и эдилов). 2) Praefectus praetorio: с конца II в. (при Коммоде) он был первым лицом после императора: а) он командовал войсками, которые должны были охранять особу императора; b) ему предоставлена была со времени Адриана высшая судебная власть в гражданских и уголовных делах в тех случаях, когда сам император не мог почему-либо исполнять ее; с) при Александре Севере ему даже предоставлено право издавать постановления, имеющие силу закона (forma a praefecto praetorio data).
Устройство Италии и провинций
§ 293. Устройство Италии и провинций. Италия. Во внутреннем устройстве городов Италии произошло немного перемен после Lex Julia municipalis и Lex Rubria. Более важно указать на разделение всей Италии на несколько (12) округов (regiones), которые были подчинены сначала 12 procuratores, а со времени Адриана - 4 консулярам, при М. Аврелии - особым менее крупным чиновникам - juridici. Общее назначение всех этих лиц состояло в том, чтобы ведать наиболее важными гражданскими и уголовными делами. Цель, которую преследовали при этом императоры, состояла в том, чтобы уменьшить самостоятельность муниципальных властей и сильнее централизовать управление Италией.
Провинции. Главный характер устройства провинциальной власти остался прежний: провинции были подчинены единоличным правителям. Но характер управления фактически значительно изменился к лучшему. Император энергичнее контролировал деятельность правителей провинций, и потому последние вздохнули много свободнее во времена империи.
Все провинции были разделены нa provinciae Caesaris и provinciae Senatus. Императоры взяли в свое непосредственное заведование те провинции, где надо было содержать войско для удержания в покорности провинциального населения или для защиты его от внешнего врага. Впрочем, и сенатские провинции стояли под контролем императора.
Источники права
Из старых источников в 4-м периоде действуют: законодательство, магистратский эдикт и юриспруденция. Новыми источниками права являются сенатусконсульты и императорские указы (constitutiones principum).
Законодательство
§ 294. Lex Julia et Papia Poppaea. Законодательная деятельность народных собраний ничтожна по своим результатам. Но о двух законах, изданных в самом начале империи, необходимо упомянуть не столько потому, что они в свое время испортили римлянам много крови, сколько потому, что они были немаловажным тормозом правильного развития римского права. Эти законы были изданы при Августе и назывались Leges (или lex) Juliaet Papia Poppaea. Мотивом к изданию этих законов был упадок семейной жизни. Римляне неохотно связывали себя узами законного брака и еще неохотнее имели детей. Август ясно видел, что это зло подтачивало народные силы и прямо, уменьшая население государства, и косвенно, содействуя половому разврату. Но он также, по-видимому, понимал, что на современное ему римское общество нельзя было подействовать нравственными средствами. Поэтому он рассчитывал принудить римлян к вступлению в брак и к заботе о рождении и воспитании детей, с одной стороны, путем привилегий, с другой - путем стеснений.
Главные постановления двух названных законов были следующие.
1. Лица, которые, достигнув известного возраста, не вступали в брак (coelibes), совсем лишались права получать (сареrе) по завещанию наследство или легат. Поэтому они назывались incapaces. Те же, кто, состоя в браке, не имели детей (orbi), могли получать только половину наследства или легата.
2. Часть, которую супруги могли завещать друг другу, зависела от количества их детей: каждый ребенок увеличивал ее на 1/10 часть.
3. Если отец или опекун неосновательно отказывал в согласии на брак, то он мог состояться и без их согласия. Если кто-нибудь должен был получить что-либо по завещанию под условием безбрачия, то это условие рассматривалось как бы не присоединенным к распоряжению.
4. Хотя развод считался свободным, но жена, подавшая к нему повод, могла лишиться своего приданого.
5. Женщина свободнорожденная (ingenua), имевшая 3-х детей, и вольноотпущенная (libertina), имевшая 4-х, освобождалась от опеки агнатов и патрона (т.н. jus trium vel quattuor liberoram).
Проведение этого закона встретило сильное противодействие в римском обществе. Двадцать лет после обнародования проекта закона Август ждал, чтобы общество примирилось с мыслью о нем. Народное собрание согласилось утвердить его лишь под условием, что применение его начнется только три года спустя. Постепенная отмена его последовала лишь в 5-м периоде.
Эдикт магистратов
§ 295. Окончательная редакция эдикта при Адриане. Эдикты судебных магистратов продолжают еще служить источником права, так как преторы, эдилы и правители провинций сохраняют прежнюю роль в гражданском суде (производство in jure). Но постепенное усиление императорской власти все более ограничивало судебную деятельность магистратов и их творческую деятельность в области гражданского права. Вследствие этого эдикты стали все менее и менее пополняться новыми правилами и ко времени императора Адриана (ум. в 138 г. н. э.) совсем перестали подвергаться изменениям.
Между тем в них были некоторые важные внешние недостатки: материал в них был расположен не по содержанию, а по времени появления различных их частей, вследствие чего трудно было подыскивать отдельные постановления; язык эдиктов в древнейших их частях устарел и был иногда непонятен. Сознавая эти недостатки, Адриан поручил знаменитому юристу Юлиану вновь редактировать эдикт, т.е. исправить его систему, язык и сделать и другие необходимые изменения. По окончании этой трудной работы новая редакция эдикта, в которой, впрочем, содержание осталось почти без перемены, была представлена на утверждение Сената и таким образом по своей силе уравнена с сенатусконсультом. Новая редакция эдикта стала называться Edictum perpetuum. Главную часть этого сборника составлял, конечно, эдикт преторов. Дошедшие до нас отрывки эдикта принадлежат редакции Юлиана. От первоначальной же, древнейшей редакции до нас дошло очень мало.
Юриспруденция
Юристов первых двух с половиной веков империи принято называть классическими. Впрочем, в более тесном смысле это название дается юристам, жившим приблизительно во второй половине II в. и в первой половине III в., т.е. во времена Адриана, Антонинов и Северов.
§ 296. Формы деятельности юристов. Responsa. Август, желая поставить в зависимость от себя столь важный класс, каковым были юристы, стал давать наиболее выдающимся из них т.н. jus respondendi. Этим именем обозначалась особая привилегия, в силу которой мнение (responsum) юриста по известному юридическому вопросу было обязательно для судьи, которому оно было предоставлено. Адриан разъяснил, что обязательность прекращается в случае представления судье противоречивого responsum другого, тоже привилегированного юриста.
Во избежание подделок ответ юриста, изложенный письменно, запечатывался и в таком виде представлялся судье. Ответ мог быть изложен без всяких мотивов. Иногда он состоял в словах "да" или "нет".
Обучение было двух видов. Начальное обучение называлось institutio. Знаменитые юристы занимались им редко. Ему посвящал себя особый разряд юристов, получавших за это гонорар, который, впрочем, нельзя было взыскивать судебным порядком. После такой начальной подготовки молодые юристы примыкали к какому-нибудь известному юрисконсульту для дальнейшего образования. Здесь они изучали право не теоретически, а практически. По поводу какого-нибудь конкретного случая юрисконсульт указывал им, как нужно анализировать его и обсуждал возникавшие при этом юридические вопросы (quaestiones). С наиболее успевшими из этих учеников юрисконсульт совещался о том, какой ответ (responsum) дать на предложенный ему вопрос, причем, конечно, он руководил возникавшими при этом спорами (disputationes). Таким образом, с помощью этих quaestiones и disputationes юрисконсульт вводил своих учеников во все тонкости науки, не отделяя теоретического обучения от практического применения права.
Сочинения. Литературная деятельность юристов времен империи была чрезвычайно плодотворна. Некоторое понятие о ее размерах и разнообразии может дать нижеследующее перечисление главных видов сочинений классических юристов.
I. Трактаты о jus civile.
1) Целые системы цивильного права, обнимавшие всю область писаного и обычного цивильного права вместе с толкованиями на них.
2) Толкования к XII таблицам.
3) Монографии по отдельным институтам.
I. Трактаты о jus honorarium: толкования к эдиктам преторов, эдилов и правителей провинций.
II. Трактаты о jus civile и jus honorarium. При Адриане эдикты магистратов были окончательно отредактированы и уже не подлежали дальнейшему изменению: содержание их окончательно установилось, и потому юристы принялись за совместную обработку двух великих половин римского права, цивильного и преторского, с тем, чтобы слить их в одно целое. Такие обширные работы носили по преимуществу название Digesta.
III. Работы по новейшему праву, созданному сенатусконсультами и конституциями императоров.
IV. Казуистические сочинения. Хотя и все предшествующие виды полны рассмотрением и решением казусов, но юристы писали и такие сочинения, которые посвящались исключительно или преимущественно изложению и решению казусов (под названием libri epistolaram, responsoram, decretorum, quaestionum, disputationum).
V. Учебники - Institutiones.
Трудно дать в коротких словах характеристику сочинений классических юристов. Мы отметим только некоторые общие им черты, благодаря которым даже отрывки из них, собранные в Юстиниановых Дигестах, в течение многих веков служили необходимой школой для всякого образованного юриста. Одна из главных черт - это тонкий анализ; самые сложные юридические отношения римский юрист умел искусно разложить на более простые элементы и этим путем указать, по каким бесспорным юридическим правилам они должны быть обсуждаемы. Другая черта - сочетание логической последовательности в принципах с действительными требованиями жизни. Римский юрист не был отвлеченным теоретиком, который больше всего заботится о логической стройности своей работы. По роду своей деятельности он был одновременно и теоретик и практик. Не будучи узким профессиональным дельцом (ни судьей, ни адвокатом, ни канцелярским чиновником), он стремился узнать не отдельные статьи закона, а все право в его целом, следовательно, и его основные принципы. В этом смысле он был теоретик. Но в то же время его честолюбие заключалось в том, чтобы приобрести славу и влияние в обществе, давая согражданам советы по разным вопросам, возникавшим в практической жизни при применении права. Этой своей цели он мог достигнуть только в том случае, если изучал и разрабатывал положительное римское право и действительную жизнь. И в этом смысле он был практик. Органическое сочетание практической и теоретической стороны придало сочинениям римских юристов особенную цену: в их обработке римское право получило логическую стройность и сохранило жизненность, т.е. соответствие нуждам жизни. Наконец, третья черта, на которую нужно обратить внимание, это изящная, большей частью сжатая форма изложения и точная терминология. Благодаря этим трем чертам остатки сочинений классических юристов в течение многих веков привлекали к себе юристов всех национальностей и до сих пор служат надежной школой для выработки юридического мышления.
Значение деятельности юристов для образования права в 4-м периоде заключается главным образом в том, что они подвергли обработке обширный материал цивильного и преторского права, накопившийся за предшествующие столетия. При этом они внесли и кое-какие новые принципы в римское право. Но в общем все-таки она была скорее обрабатывающая, чем творческая. Творцами были юристы 2-го и 3-го периода.
§ 297. Отдельные юристы (школы). В самом начале империи, при Августе, мы встречаемся с двумя выдающимися юристами: Лабеоном (М. Antistius Labeo) и Капитоном (С. Atejus Capito). Отец Лабеона был противником Цезаря, и это повлияло на положение Лабеона-сына. Он отказался от политической карьеры и посвятил свое время деятельности юрисконсульта. Кроме природного таланта, он имел для этого хорошие задатки и в своей подготовке. Он не только слушал многих современных знаменитых юрисконсультов, но, кроме того, получил и широкое по тому времени общее образование. Половину года он посвящал практической деятельности юрисконсульта и наставника в Риме, а другую половину проводил у себя в деревне за литературной работой. Эта работа была весьма плодотворна: по словам Помпония, Лабеон написал до 400 книг. О том, что он оказал большое влияние на развитие римского гражданского права, можно судить по ссылкам на его мнения, встречающимся у позднейших юристов; в этих мнениях очень часто встречается установление какого-нибудь нового принципа, правила, определения, классификации и т.п. О высоте его научного авторитета можно судить по тому, что его сочинения в течение всего почти 4-го периода служат предметом изучения и комментариев многих выдающихся юристов; а это, в свою очередь, указывает на то, что они пользовались авторитетом у судей.
Капитон был сторонником нового политического режима, потому пользовался милостями Августа. В свое время он считался выдающимся юристом; но последующие юристы упоминают о нем редко.
Помпоний, юрист II века, рассказывает, что Лабеон в своей деятельности юрисконсульта был смелым новатором, а Капитон придерживался традиционных взглядов и приемов. Но эти общие фразы не дают нам осязательной характеристики направления обоих юристов.
По-видимому, все-таки какая-то разница в этом отношении существовала. Помпоний рассказывает, что последователи Лабеона и Капитона составили как бы две секты или школы, названные по имени ближайших последователей обоих юристов: сторонники Лабеона назывались прокулеянцами (Proculejani), по имени юриста Прокула (Proculus), а сторонники Капитона - сабинъянцами (Sabiniani) по имени юриста Массурия Сабина (Massurius Sabinus). Сабиньянскую школу иногда называли кассианской (Cassiani) по имени ученика Сабина, называвшегося С. Cassius Longinus. Сочинения Сабина пользовались не меньшим авторитетом, чем сочинения Лабеона; не меньше было и его влияние на развитие права.
Несмотря на усилия современных ученых, до сих пор не удалось выяснить, была ли между школами разница в принципах или в методах разработки права или она ограничивалась разницей в решении некоторых спорных вопросов или сводилась к существованию двух училищ, где выдающиеся юристы публично преподавали право (stationes jus publice docentium).
Из позднейших прокулеянцев назовем Публия Цельза (Publius Celsus), сына тоже известного юриста I века. Он действовал в начале II в., занимал должности претора и консула, при Адриане был приглашен в Consilium Principis. Из позднейших сабиньянцев следует упомянуть Сальвия Юлиана (Salvius Julianus), младшего современника Цельза. Ему была поручена Адрианом редакция эдикта. Он пользовался высоким авторитетом и у современников, и у потомства. К сабиньянцам же принадлежал и младший современник Юлиана Помпоний (Pomponius), от которого до нас дошел большой фрагмент сочинения "De origine juris", служащий главным источником наших биографических сведений о юристах, предшествовавших Помпонию.
Из юристов II века особое место занимает Гай (Gajus). Биографические сведения о нем чрезвычайно скудны. Некоторые думают, что он был провинциальный юрист. Jus respondendi, по всем вероятиям, он не имел, а занимался литературной деятельностью и преподаванием. Его известность, по-видимому, начинается несколько веков спустя после его смерти (именно с V в.). В наше время он привлекает особенное внимание потому, что одно из его сочинений, Institutiones, элементарный учебник права, дошло до нас почти в полном составе. Институции Гая служат обильным источником сведений по истории римского гражданского права и процесса. Это сочинение состоит из четырех комментариев, или книг, которые в настоящее время разделяются на параграфы. Поэтому места из Институций Гая цитируются посредством указания книги и параграфа; например, Gai. 2, 147 значит: вторая книга, 147-й параграф.
Из более поздних юристов отметим следующих. Q. Cervidius Scaevola, советник императора Марка Аврелия по юридическим вопросам и учитель будущего императора Септимия Севера и знаменитого юриста Папиниана, а также, вероятно, и Павла. Папиниан (Aemilius Papinianus) был при императоре Септимие Севере praefectus praetono, а при Каракалле казнен. В последующие века его считали величайшим из юристов классического периода. Младшими современниками его были Павел (Julius Paulus) и Ульпиан (Domitius Ulpianus), оба занимавшие последовательно должность преторианского префекта при императоре Александре Севере. Ученик Ульпиана Модестин (Herennius Modestinus) был одним из последних видных юристов классического периода. После него плодотворная деятельность сословия юристов как будто сразу обрывается.
Сенатусконсульты
§ 298. Почти с самого начала империи постановления Сената, senatusconsulta, получают силу закона, хотя они и не называются именем leges. He надо, конечно, упускать из виду, что Сенат фактически значительно зависел в этом отношении от императоров.
§ 299. Императорские указы (Constitutiones principum)
§ 299. Постановления императоров имели силу закона (legis vigorem), и создаваемые ими правила относились к цивильному праву. Однако они назывались не leges, a constitutiones principum. Конституций было 4 вида.
Edicta principis. По форме это был такой же эдикт, какой издавали республиканские магистраты; но разница заключалась в том, что императорский эдикт имел целью не служить руководством для его же собственной деятельности, а быть нормой, обязательной для всех жителей империи.
Decreta principis - судебные приговоры императора, когда он выступал в качестве судьи по гражданским делам. Если приговор основывался на каком-нибудь уже существующем юридическом правиле (законе, обычае и т.п.), то, разумеется, он не мог быть источником права; decretum становился таковым только в том случае, если император, постановляя решение, давал какое-нибудь новое толкование старому правилу или прямо высказывал новое правило.
Rescripta principum - ответы императоров на вопросы о праве, предлагаемые магистратами или частными лицами. Рескрипты имеют сходство с responsa юрисконсультов: если магистрат сомневался, какое правило должно было применить в известном случае, или если такое сомнение возникало у частного лица, которое вело тяжбу, то они обращались к императору за разрешением сомнения. И здесь нужно сказать, что рескрипт становился источником права только в том случае, если он создавал новое правило, а не ограничивался простым указанием на старое.
Mandata principum - инструкции разного рода чиновникам для руководства в их деятельности.
Правоспособность