Ниже приводятся определения некоторых терминов. Объяснение остальным найдите самостоятельно

Власть - это способность одного субъекта подчинять себе другого субъекта и навязывать ему свою волю в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

Община - объединение людей по кровному родству и по ведению общего хозяйства.

Обычай - правило поведения, сложившееся естественным путем и закрепившееся в сознании людей в результате многократного повторения.

Род- объединение людей, основанное на кровном родстве, общности имущества и труда.

Право - система общеобязательных, формально определенных юриди­ческих норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные ин­тересы общества, классов и т.п.), уста­навливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегули­рование общественных отношений.

Суверенитет - присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Судебная власть - реализуется судами, выступающими в качестве единственного арбитра в спорах о праве.

Исполнительная власть - реализуется назначаемымилибо выбираемыми исполнительно-распорядительными органами власти, призванными реализовать принятые законы и осуществлять оперативно-хозяйственную деятельность.

Законодательная власть - реализуется избранными народом представительными органами, призванными вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов.

Абсолютная монархия - разновидность монархической формы правления, для которой характерна неограниченная (абсолютно вся) государственная власть, принадлежащая одному лицу - монарху.

Авторитаризм- один из видов политического режима, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при минимальномучастии народа и для которого характерны бюрократически-командные методы управления обществом.

Дуалистическая монархия - разновидность ограниченной монархии, при которойвласть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально и фактически сохраняет широкие властные полномочия (особенно в сфере исполнительной власти), что ставитего в центр всей политической системы данного общества.

Ограниченная (конституционная) монархия - разновидность монархической формы правления, для которой характерно ограничение полномочий монарха во всех сферах государственной власти.

Конфедерация- форма союза (объединения) государств при сохранении их независимости и международной правосубъектности, с созданием объединенных органов для координации действий.

Парламентская республика - разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся тем, что парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает (непосредственно или же в составе особой коллегии выборщиков) президента, являющегося главой государства, но не являющегося главой исполнительной власти.

Политический (государственный) режим - система, методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и определяется политическая система данного общества.

Президентская республика - разновидность республиканской формы государственного правления, в которой верховная власть принадлежит главе государства - президенту, избираемому всенародным голосованием (либо парламентом или же особым институтом) и выступающему субъектом координации всех ветвей государственной власти в системе разделения властей.

Республика- форма государственного правления, характеризующаяся выборностью власти на определенный срок и зависимостью от избирателей.

Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета (здесь существует единая система высших органов и единая система законодательства).

Форма государства - способ организации политическойвласти, охватывающий форму государственного правления, форму государственного устройства и государственно-правовой режим.

Форма государственного устройства - элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления,обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Симметричная федерация- федерация, субъекты которой занимают равное правовое положение по отношению к федеральной власти.

Цивилизация - объединение родственных и близких культур.

Общественно-экономическая формация –исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства.

Государственный орган- часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию от имени государства в установленном им порядке.

Компетенция - совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей),предоставленных конкретному органу или долж­ностному лицу в целях надлежащего выполнения ими определенного круга государственных или общественно-значимых задач и осуществления соответствующих функций.

Механизм государства - система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих практическую работу по управлению государственными и общественными делами.

Государственный аппарат- система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства.

Вспомогательные материалы

Происхождение государства

Первые государства на Земле, как считают археологи, возникли в V - IV тысячелетии до н.э. на территории Северо-Восточной Африки. Затем процесс создания государств стал распространяться по Средиземноморскому бассейну и далее.

От собирательства, занятия охотой и рыболовством, т.е. от присваивающегохозяйства, люди постепенно перешли к хозяйству производящему - скотоводству и плужному земледелию. Этот процесс, по данным археологии и этнографии, начался 10-12 тысяч лет назад и продолжался несколько тысячелетий. Он получил название неолитической революции, поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе бронзы, когда человек научился выплавлять и использовать сначала "мягкие" металлы (медь, олово, бронзу, золото, серебро), а затем и железо. Эти стадии прошли все народы, вставшие на путь государственно-правовой жизни.

Однако остается дискуссионным вопрос, почему люди перешли к производящей экономике. Одни ученые связывают это с увеличением народонаселением по мере развития человеческого общества и сокращением продукта для потребления, даваемого природой. Другие обращают внимание на то, что на Земле в тот далекий период произошла экологическая катастрофа. Наступило похолодание, и продукт для потребления в необходимом объеме люди уже не могли получать с прежней легкостью. Чтобы не умереть с голоду, его надо было производить. Как бы то ни было, начавшийся процесс производства продуктов способствовал быстрому прогрессу хозяйства: помимо необходимого для существования продукта, появился излишек. Это привело к еще большему росту населения, развитию ремесла, искусства, возникновению первых городов, письменности.

Экономический прогресс общества позволил освободить от участия в материальном производстве людей, которые занимались управлением. Происходит четвертое разделение труда: наряду с появлением земледелия, скотоводства, ремесла и торговли в качестве особой выделяется управленческая деятельность. Ее суть заключается в организации жизни людей, в разрешении каких-то проблем, общих для всех проживающих на данной территории людей. Появляется государство.

Вопрос о происхождении государства давно интересует человечество. Немало выдающихся умов создали на этот счет множество теорий, прелагая свое понимание процесса происхождения государства.

В разных регионах земного шара процесс создания государства шел по-разному.

В Древнем Египте, где на берегах Нила вначале кочевые племена, люди постепенно перешли к оседлой жизни. Они приобретали трудовые навыки, научились справляться с ежегодными наводнениями, распределять воды Нила на более обширные территории с помощью каналов и водоподъемных устройств. Ирригационные работы в силу своей сложности и трудоемкости требовали умелой организации. Ее стали осуществлять специально поставленные на то люди, способные не только организовывать выполнение необходимых работ и устранение возможных препятствий, но и контролировать весь ход ирригационного строительства. Считают, что именно эти "организаторы" впоследствии начали брать на себя разрешение и других общих для всех людей вопросов и стали государственными служащими. Таким образом, здесь в создании государства главным фактором оказался ирригационный фактор.

Сходный климат существовал и в Передней Азии, где возникло Вавилонское царство. Равнина вдоль двух больших рек - Тигра и Евфрата - лишь к концу весны увлажняется, а в течение многих месяцев на ней стоит невыносимая жара и все высыхает. И здесь, как и в Египте, требовались огромные усилия, чтобы обратить болота, образованные разливами, и высыхающие после разливов степи в цветущие сады и нивы. Кроме того, ирригационные сооружения необходимо всегда держать в порядке, а это было под силу лишь специально поставленным людям.

В Древней Греции процесс создания государства происходил иначе. Каменистая почва Греции, вполне годившаяся для разведения овец, коз, была мало пригодна для земледелия. Рост населения поневоле заставил людей обратить особое внимание на море, явившееся источником многих благ. Море давало возможность установить и поддерживать связи с Египтом и Передней Азией, обмениваться продуктами с людьми, их населявшими. Было очень важно эффективно организовать свое производство и умело построить отношения с соседями по региону. Занимались этим старейшины, которые по мере увеличения населения становились царями. Вот почему в этом регионе Земли процесс создания государства пошел по патриархальному типу, т.е. по типу развития кровно-родственной семьи, а царь становился "отцом" (патриархом) всего народа.

Становление государства в Древней Италии несколько отличалось от древнегреческого. Основную часть ее территории занимали горы и леса. Земли, пригодной для занятия земледелием, здесь мало. Климат Италии более сырой и холодный, да и море не такое приветливое, как в Греции (на востоке оно слишком бурное, его берега неприступны, на западе удобных бухт тоже мало). Вот почему латиняне (римляне) были народом, у которого роль старейшин была велика изначально. Но вскоре (вероятно, с увеличением населения и нехваткой продуктов питания), когда надо было захватывать новые земли, жизнью стали управлять выборные вожди. Однако в Древнем Риме влияние "отцов" крупных семей оставалось значительным и в дальнейшем.

Фактор насилия был главным при образовании государства у германских племен. Надо отметить, что природа края, где проживали вестготы, вандалы, франки и другие германские племена, отличались суровостью: холод, бесконечные дремучие леса, многочисленные болота, глинистая почва, непригодная для земледелия, делали производительный труд крайне неэффективным. Материальный продукт был очень скудным. Вот почему эти племена непрестанно воевали между собой, и воинственность германцев передавались из поколения в поколение. Наиболее опытные, удачливые и богатые воины собирали дружину, которую они вооружали, содержали и с которой производили опустошительные набеги. Среди этих воинов выделялся вождь, который был прообразом короля. Варвары, в конце концов, разрушили Римскую империю, на обломках которой они создали собственные государства.

К X в. государственность возникла почти на всей территории Европы. Перешли к государственности и славяне. Но и здесь процесс отличался своими особенностями. Славяне жили в еще более неблагоприятных природных условиях, нежели германцы. Резко континентальный климат, более низкая среднегодовая температура и очень короткий период для земледелия и заготовки корма, бесконечные просторы, изолировавшие славян от других народов, не способствовали быстрому развитию славянских племен. Однако общение с другими народами, хоть и очень слабое, показывало: с помощью государства жизнь людей может быть организована лучше. Вот почему, в частности, русские князья пригласили на царствование Рюриковичей, которые принесли с собой уже государственный опыт управления жизнью людей. Такой процесс можно назвать диффузионным, когда опыт государственной жизни проникал от более развитых народов к менее развитым.

Надо отметить, что с упрочнением государственности в Европе она все более распространяется среди других народов, еще не перешедших к государственной жизни. Колонизация народов, проводимая Англией, Францией, Испанией, а позднее и Россией (переселение русских в Сибирь, на Дальний Восток), сопровождались передачей опыта государственно-правовой жизни этим народам.

Схематично процесс возникновения государства изображен ниже:

 
  Ниже приводятся определения некоторых терминов. Объяснение остальным найдите самостоятельно - student2.ru

ЭТО НАДО ЗАПОМНИТЬ:

1. Процесс образования государства - это не одномоментный процесс. Государство появляется постепенно и лишь тогда. Когда общество в результате непрерывного совершенствования орудий труда накапливает определенную долю богатства, позволяющего освободить от участия в производстве некоторую группу людей, дав им возможность заниматься только управлением.

2. Разные народы приходят к государственности в разное время: одни - раньше, другие - позже. Дело в том, что материальная база для образования государства не у всех создается одновременно в силу разных климатических, географических, природных условий проживания разных народов.

3. В процессе образования государств у одних народов оказываются преобладающими одни факторы (например, ирригация), а других - совершенно иные (например, насилие).

4. Некоторым народам передают свой опыт и помогают обрести государственность страны, уже убедившиеся в эффективности государства как социального явления.

Наши рекомендации