Организация и проведение аттестации

Существует и законодательно определена процедура прове­дения оценки аттестуемых (аттестации). Процедура оценки— это принятый и узаконенный (в том числе локальными нормативно-правовыми актами) порядок, последовательность методов полу­чения и сопоставления, соизмерения профессионально-личност­ных качеств с указанными или выработанными требованиями.

Для проведения аттестации гражданских служащих по реше­нию представителя нанимателя издается правовой акт государ­ственного органа, содержащий положения:

а) о формировании аттестационной комиссии;

б) об утверждении графика проведения аттестации;

в) о составлении списков гражданских служащих, подлежа­щих аттестации;

г) о подготовке документов, необходимых для работы аттеста­ционной комиссии.

Подготовительный этап предусматривает решение следующих задач:

— изучение всеми подлежащими аттестации регламентирую­щих документов, установленного порядка и сроков проведения этой работы;

— установление конечных сроков составления, рассмотрения, утверждения и объявления аттестаций;

— определение составов постоянно действующих аттестацион­ных комиссий и объявление их правовым актом государственного органа;

— организация и проведение специальных инструкторско-ме-тодических занятий с руководителями всех степеней, должностными лицами кадровых органов, председателями и членами ат­тестационных комиссий;

— составление (уточнение) схем аттестации, утверждение их соответствующими начальниками и рассылка в нижестоящие ор­ганы для руководства и доведения до аттестуемых;

— обсуждение на коллегиях, служебных совещаниях меропри­ятий в связи с проведением аттестации;

— техническая работа, связанная с изготовлением, рассылкой бланков аттестаций, памяток и других методических и разъясни­тельных материалов.

В соответствии с решением об аттестации и сроках ее про­ведения (график) соответствующими кадровыми органами раз­рабатываются планы подготовки и проведения аттестации госу­дарственных служащих. Планы утверждаются руководителями государственных органов, которым подчинены эти кадровые ор­ганы. В соответствии с утвержденным планом государственного органа нижестоящие начальники планируют и проводят подго­товительную работу к аттестации в указанные сроки. План преду­сматривает мероприятия как оперативного, так и долгосрочного характера, вплоть до проведения очередной аттестационной кам­пании.

В подготовительный период руководителям целесообразно спланировать собственную работу.

Необходимость оценки ставит проблемы как перед началь­ником, так и перед подчиненными. Процесс оценки составляет элемент обучения и воспитания, связанного с работой, и руково­дитель может сделать многое через умело проведенные аттестаци­онные собеседования.

В государственных органах на основе Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Президентом Российской Федерации, разрабатываются локальные нормативно-правовые акты, регла­ментирующие порядок и процедуру оценки. Рекомендаций можно найти много. Некоторые из них предполагают проведение руково­дителем ежегодных собеседований с каждым подчиненным. Одна­ко частые и нередко формальные аттестационные собеседования могут принести больше вреда, чем пользы. Собеседование может деморализовать человека или породить необоснованные надежды, а качество получаемой информации часто не внушает доверия и не отражает действительности. Многие аттестованные отзываются о собеседованиях плохо и не видят в них пользы. В научной литера­туре можно найти много полезных рекомендаций, как улучшить эту процедуру Вот некоторые из советов.

Первый — подготовка самого руководителяк собеседованию с аттестуемым. Исходное требование — знание особенностей си­стемы, принятой в организации, т. е. знание основополагающих документов, особенностей характера собираемой информации и понимание того, как эту информацию можно использовать. Если нет опыта проведения аттестации, то многие трудные вопросы могут проясниться при обращении за советом к коллеге. Подго­товка к собеседованию включает подготовку информации об ат­тестуемом.

Второй — настройка на собеседование.Необходимо, чтобы со­беседование проходило конфиденциально и в атмосфере, спо­собствующей откровенному общению. На встречу нужно отвести достаточно времени. Любые упреки и непродуманные фразы мо­гут помешать откровенному разговору, без которого собеседова­ние не будет успешным.

Третий — собеседование.Перед собеседованием необходимо обратить внимание на место, где оно будет проводиться, чтобы подчиненный не оказался в психологически невыигрышном по­ложении. До начала встречи необходимо продумать и записать несколько специфичных только для этого работника вопросов.

Говорите подчиненному честно свои оценки и выводы. При несогласии одной из сторон относительно чего-то выделите при­оритеты, не пожалейте времени на выяснение позиций. Лучший способ добиться открытости — это самому быть открытым и тем самым задать определенный тон собеседованию.

Четвертый — после собеседованиянеобходимо осмыслить встречу, оценить, в какой мере были достигнуты поставленные цели ичто надо доработать.

Аттестация — это процесс, в котором задействованы все руко­водители организационных структур, большая часть состава кад­ровых служб, многие исполнители и привлеченные лица. В плани­ровании аттестационного периода четко должны быть прописаны обязанности каждой из задействованных групп руководителей.

Первые лица(руководители организаций) берут на себя от­ветственность за правовую сторону вопроса и организационнотехническое обеспечение всем необходимым для успешного про­ведения аттестационной кампании. Нормативно должны быть определены сроки проведения аттестации с учетом того, что по закону она проводится один раз в три года. Нельзя допускать, чтобы аттестационный процесс проходил бессистемно. Поэто­му предусмотрено, что график проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и должен доводиться досведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации. В графике аттестации указываются:

а) наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация;

б) список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

в) дата, время и место проведения аттестации;

г) дата представления в аттестационную комиссию необходи­мых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственно­го органа.

Руководители кадровых органоворганизуют подготовку всех необходимых документов, разрабатывают планы и графики, пред­ложения и рекомендации для руководства, организуют обуче­ние начальников методам проведения аттестации, проводят непо­средственную работу и отвечают за реализацию планов. Основная нагрузка в аттестационный период ложится именно на эту службу.

Актом государственного органа формируется аттестационная комиссия,в состав которой включаются по должностному при­знаку представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие, представители соответствующих подраз­делений по вопросам государственной службы и кадров, юриди­ческой (правовой) службы, органа по управлению государствен­ной службой, независимые эксперты. Не все из них в достаточной мере знают аттестуемого, но им предоставлено право оценки, и они обязаны высказать свой вердикт. Членам аттестационной ко­миссии предстоит выносить решающую формулировку. Они не имеют права допускать ошибок, особенно в оценке человека и его качеств.

Независимые эксперты.По законодательству не менее четверти членов аттестационной комиссии должны составлять независи­мые эксперты. Эти представители не должны быть связаны контрактом или другими обязательствами с данной организацией. Это привлекаемые со стороны подготовленные люди, имеющие не­обходимые знания в кадровой области и технологии проведения аттестации. Их основная роль должна сводиться к недопущению нарушения установленного законодательства и внутренних про­цессуальных правил аттестации. В большей мере они выступают как защитники интересов аттестуемого.

Непосредственные руководители, начальники.На них возла­гаются право и полномочия первыми давать характеристики и оценки. Этим определяется их роль и значение в аттестации. По­этому они должны быть хорошо подготовлены к этой миссии, не допускать ошибок субъективного характера. В их обязанности входит лично характеризовать (аттестовать) человека, предста­вить в установленном порядке и в намеченный срок необходимые материалы на утверждение вышестоящему руководителю и в кад­ровый орган.

Аттестующий непосредственный начальник, хотя это прямо и не прописано в законе, несет персональную ответственность за содержание аттестаций на подчиненных, за обоснованность оцен­ки и правильное определение служебной перспективы. Статья 12 Положения определяет обязательность подписи непосредствен­ного руководителя под отзывом, что означает его юридическую ответственность за данные оценки и формулировки.

Окончательные формулировки и выводы принимает аттеста­ционная комиссия, по закону — одну из следующих:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадро­вый резерв для замещения вакантной должности государственной гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы при условии успешного прохождения про­фессиональной переподготовки или повышения квалификации;

4) не соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы.

Процедура аттестации должна не только решать задачу оцен­ки аттестуемого, но и, что не менее важно, повышать и прививать чувство ответственности у руководителей всех уровней за спра­ведливость, полноту и точность оценки.

Целесообразно не допускать конфликтных ситуаций в ходе аттестации. В этих целях законодательно предусмотрено: состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интере­сов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

Чтобы не допустить разрастания конфликта непосредственно на заседании аттестационной комиссии, желательно, чтобы не­посредственный начальник не позже установленного срока перед аттестацией побеседовал с аттестуемым и изложил ему честно все претензии, которые он отразил в аттестации. Может высказать свое заключение и Комиссия по соблюдению требований к слу­жебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Одно из важных условий сохранения бесконфликтных отноше­ний - это повседневное вникание в проблемы сотрудников, опре­деление болевых точек и разрешение их до выноса на публичное обсуждение (аттестационную комиссию). Не следует, как делают отдельные руководители, угрожать аттестацией, пытаться держать человека в страхе. Авторитет таких руководителей низок, а отноше­ние к ним подчиненных, как правило, негативное.

Выводы

Аттестация относится к базовой технологии в системе прохож­дения службы и является одним из основных кадровых инструмен­тов повышения эффективности использования кадрового потен­циала и управления подчиненными. Аттестация государственных служащих является обязательной кадровой процедурой и прово­дится в установленные законодательством сроки.

Аттестация является кульминационным этапом индивидуаль­ной оценки уровня профессионально-личностного соответствия работника замещаемой должности. Аттестация имеет государ­ственное значение и юридическую обоснованность и проводится с целью «способствовать формированию кадрового состава госу­дарственной гражданской службы Российской Федерации, повы­шению профессионального уровня гражданских служащих, ре­шению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы...».

Наряду с квалификационным экзаменом она является важ­нейшим рычагом повышения качественной характеристики кад­рового потенциала и мотивационным механизмом управления подчиненными.

Приложения:

1. Вариант аттестационной (оценочной) профессиограммы.

2. Вариант модели (аттестационного листа) соответствия ат­тестуемого замещаемой должности с кратким описанием и выво­дами.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему аттестация персонала является законодательно утвержденной формой государственной оценки кадров?

2. Раскройте роль и порядок работы в ходе аттестации непо­средственно руководителя аттестуемого.

3. Почему необходимо оценивать персонал на основе вырабо­танных критериев?

4. Каковы пути повышения достоверности и качества оценки персонала?

Список литературы

Агеев B.C., Базаров Т.Ю., Скворцов B.C. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кад­ров. М., 1966.

Махов Е.Н. Инновационная культура в кадровой сфере. 2-е изд., доп. и уточн. в соответствии с принятым законодательством. М., 2005.

Организационно-методический тренинг: Методы выработ­ки коллективных решений: Методические рекомендации. СПб., 1992.

ТурчиновЛ.И. Профессионализация и кадровая политика: про­блемы развития теории и практики. М., 1998.

© Махов Е.Н.

Приложение 1 Оценочная профессиограмма руководителяА

№ п/п Критерии оценки Плохо Средне Хо­ро­шо
       
А Знания (ср. балл — 4,4 — ниже среднего):                    
общие (интеллектуальный кругозор) — 4,9                  
профессиональные (по специальн.) — 4,6                  
нормативно-прановые (необходимые) — 5,0                  
теории и практики управления - 3,9                  
передового опыта руководства — 3,7                  
Б Умения (ср.балл — 4,6 — ниже среднего):                  
принимать обоснованные решения — 4,1                
доводить дело до успеха — 4,7                
осуществлять контроль исполнения — 4,8                
работать с документами — 4,6                
справедливо оценивать работников — 4,9                
В Способности(ср. балл — 4,5 — ниже среднего):                  
быть лидером в коллективе — 4,2                
к аналитической работе — 4,3                
воспитательно-педагогические — 4,5                
коммуникативные — 4,8                
ораторские — 4,5                
Г Личностные качества(ср. балл — 5,5):                  
требовательность — 5,4                
ответственность — 5,3                
обязательность, верность слову — 5,6         *        
честность и порядочность — 5,5                
трудолюбие - 5.5                
д Психофизич. данные(6,4 — выше среднего):                  
состояние здоровья — 6,8                
волевые качества — 6,1                
психоэмоцион. устойчивость — 6,6                
внешняя аккуратность — 6,4                
работоспособность, трудолюбие — 6,1                
  Средний оценочный балл — 5,1       _        

Примечание.Данная оценочная профессиограмма разработана и принята к работе в ходе аттестации в одной из районных управ г. Москвы и отражает реальные оценки одного из руководителей управы. Условно он назван «руководитель А». Оценки по каждому критерию обозначены точками и в целом выведены суммарные, полученные из 8 оценок аттестующих (непосредственный руко­водитель, вышестоящий руководитель, члены аттестационной комиссии), которые также работали по единой (данной) профес-сиограмме.

Приложение 2

Наши рекомендации