Аттестация как форма оценки персонала
Аттестация как форма оценки государственных гражданских служащих является комплексной организационно-кадровой технологией, способом получения информации о работнике в целях оценки его профессионально-личностных качеств и определения соответствия его требованиям замещаемой должности государственной гражданской службы. Аттестация установлена
Федеральным законом1 (в дальнейшем - Закон) и вменена в обязанность соответствующих руководителей.
Технология и процедура проведения аттестации государственных гражданских служащих описаны в Положении о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации (в дальнейшем - Положение), утвержденном Указом Президента Российской Федерации № ПО от 1 февраля 2005 г.
Аттестация предусматривает возможность решения следующих задач:
— мотивированно (т. е. обоснованно) оценить профессиональные и личностные качества каждого аттестуемого;
— определить профессиональную пригодность, соответствие аттестуемых замещаемым должностям и перспективу их дальнейшего служебного использования;
— на основе анализа качества кадрового потенциала уточнить направления дальнейшей работы с кадрами по повышению их профессионального мастерства и примерности в службе, в соблюдении законности, служебной и личной дисциплины;
— сформировать и уточнить резерв для восполнения вакантных должностей;
— на основании выводов аттестации и правового акта государственного органа реализовывать кадровые решения.
К применению аттестации (повторим, что ее статус определен документом государственного значения) нельзя относиться по принципу: «как могу, как умею, как хочу». Аттестация должна отвечать всем указанным в нормативных документах требованиям, и прежде всего требованиям соблюдения законодательства и непредвзятого подхода к оценке подчиненных.
Аттестация — это не простое организационно-кадровое мероприятие. Здесь, как нигде, требуются точное соблюдение законодательства, научный подход, инновации в сочетании с традициями и наработанным опытом, последовательность и высокое чувство ответственности тех, кому поручено вести эту работу.
Принципиальная структура (схема) построения аттестационной работы может выглядеть так (см. рис. 36
Наблюдение, изучение
Решение о проведении Выбор объекта оценки
аттестации Оценка, измерение
Кадровое решение
Банк данных Резерв
Выводы
Нормативная база
Совершенствование
кадровой работы
Рис. 36. Принципиальная структура построения аттестационной работы
Как вид но из схем ы, аттестация предполагает постоянное совершенствование собственно кадровой работы на основе результатов проведенной аттестации. Оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего и его соответствия замещаемой должности — вот главная цель аттестации.
В практике работы государственных органов (и не только) сложилась традиционная система проведения аттестаций, квалификационных экзаменов или написания характеристик. Уязвимость и главный недостаток современных аттестаций в том, что субъективный фактор порой влияет на оценочный результат и вызывает неприятие оценки аттестуемым.
Аттестация есть свидетельство, по которому можно составить представление не только об аттестуемом, но и о самом авторе: о
Раздел VI. Кадровые технологии...
знании им людей, о грамотности, культуре, принципиальности, справедливости, влиянии на воспитуемого и т. д. Для некоторых, в силу их слабой общей подготовки, сложным является даже сам процесс написания характеристики.