Оценка качества кадрового потенциала
Организация, проводящая кадровую политику оптимального использования способностей своего персонала, должна регулярно оценивать качество кадрового потенциала. Многократные оценки позволяют выявить динамику роста профессионализма и прогнозировать его изменения. Обеспечение таких возможностей достигается в рамках кадрового мониторинга.Рассмотрим примеры оценки кадрового потенциала, позволяющие представить особенности такой процедуры.
Получая в результате исследований значения показателей качества кадрового потенциала на уровне параметров и показателей конкретного стандарта (или набора требований), а затем производя на его основе оценку потенциала отдельного сотрудника, получаем ожидаемые (требуемые) и актуальные (реальные) значения, на основе которых можно построить диаграмму
(см. рис. 29):
Рис. 29. Сравнение ожидаемых и актуальных способностей: И- интеллектуальный потенциал, С- социальный потенциал, Я- потенциал профессионального опыта, Л - психолого-физиологический потенциал, Д— интегративный потенциал.
Ряд 1 фиксирует ожидаемые способности сотрудника, ряд 2 -актуальные значения, полученные в результате оценки. Соотношение значений показателей приведено в следующей таблице:
И | С | п | Л | д | |
Ряд 1 | |||||
Ряд 2 |
Анализ данных в этом примере позволяет заметить недостаточный уровень интеллектуального и психолого-физиологического потенциалов, совпадение ожидаемых и актуальных способностей по интегративному потенциалу, превышение ожидаемых уровней по другим.
В рамках аттестационной оценки можно говорить об условном соответствии оцениваемого сотрудника должности. Диагностический характер оценки позволяет выявить направление необходимой коррекционной работы — повышение интеллектуального и психолого-физиологического потенциалов путем воздействия на факторы, которые их определяют (в рамках спектра единичных показателей).
Обобщая полученные значения на уровне подразделений, а затем и организации в целом, получим агрегированные оценки качества кадрового потенциала организации, которые на диаграмме (рис. 30) можно представить следующим образом:
Рисунок 30
Рис. 30. Сравнение ожидаемого и актуального потенциалов
Анализ данной диаграммы указывает на недостаточный уровень кадрового потенциала организации по психолого-физиологическому параметру (Л). При этом данное отклонение может быть отмечено только в одном из подразделений организации, о чем свидетельствует следующая диаграмма, отражающая значения по данному параметру (см. рис. 31):
Рис. 31. Диагностика по психолого-физиолигическому параметру
Из рис. 31 можно заключить, что только в подразделении № 2 значение параметра (Л) не удовлетворяет ожидаемому уровню.
Рассмотрим пример результатов кадрового мониторинга, позволяющего отслеживать динамику и прогнозировать изменения качества кадрового потенциала организации при условии продолжения выбранной кадровой политики.
Рис. 32. Результаты кадрового мониторинга
Отмеченный на рис. 32 рост качества кадрового потенциала организации может, тем не менее, сопровождаться относительным уменьшением качества кадрового потенциала в отдельных
подразделениях по конкретным показателям качества, поэтому рекомендуется обобщенные оценки анализировать наряду с диагностическими показателями по подразделениям и отдельным параметрам.
При всей относительной сложности расчетов, отраженных в приведенных примерах, отметим богатый анализ, который при этом получает субъект управления персоналом для обеспечения обоснованности и объективности своихуправленческихдействий. С другой стороны, все рутинные операции, связанные с выполнением необходимых расчетов и построением рассмотренных и многих других видов диаграмм, успешно выполняет современный компьютер.
Таким образом, оценка персонала и качества кадрового потенциала становится не только актуальной, но и вполне реальной задачей, позволяющей обеспечить эффективное управление развитием организации.
Выводы
Оценка персонала и кадрового потенциала организации является механизмом обратной связи в управлении персоналом. Она обеспечивает принятие как оперативных (направленных на администрирование, информирование, мотивацию), так и стратегических (направленных на повышение качества кадрового потенциала) управленческих решений.
При реализации кадровых технологий, связанных с оценкой персонала, необходимо соблюдать ряд принципиальных требований, гарантирующих достоверность и эффективность оценки персонала.
Различные формы и виды оценки, применяемые в рамках системы оценки персонала, обеспечивают эффективное управление формированием и развитием кадрового потенциала организации.
Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте понятие оценки персонала.
2. Каковы основные цели и предмет оценки персонала?
3. Опишите основные задачи и ожидаемые результаты оценки персонала.
378 Раздел VI. Кадровые технологии...
4. Опишите исходные данные для процедуры оценки персонала.
5. Раскройте понятие системы оценки персонала.
6. Каковы условия для организации системы оценки персонала?
7. Какие методы оценки персонала вам известны?
8. В чем заключается оценка качества в управлении персоналом?
9. Приведите пример оценки потенциала сотрудника в сравнении ожидаемых и актуальных способностей.
10. Объясните подход к получению оценки кадрового потенциала организации.
Список литературы
Королев М. Ф. Оценка качества служебной деятельности государственного служащего // Государственная служба. 2003. № 5.
Круден Г.Дж., Шерман А.У. Зарубежный опыт управления персоналом. Ч. III:Обеспечение кадрового потенциала организации. М.,2001.
Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М., 1998.
Управление персоналом: Учебник для вузов/ Подред.А.Я. Ки-банова. М, 2006.
Управление персоналом: Энциклопедический словарь/Под ред. А.Я. Кибанова. М., 1998.
© Горбачев А.И. © Королев М.Ф. © РоманьковаН.В.
Управлениеперсоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.
/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.