И кадрового потенциала организации
Управление персоналом как целенаправленное воздействие на его состояние предполагает проведение оценочных процедур, обеспечивающих как формулировку реально достижимых целей по формированию и развитию кадрового потенциала организации, так и выбор соответствующих кадровых технологий.
Основные понятия и положения оценки персонала
Всвоей профессиональной деятельности субъекту управления персоналом регулярно приходится сталкиваться с необходимостью получения оценки объектов управления, кадровых процессов и социальных явлений для обоснования и уточнения своих действий на основе процесса познания их состояния и тенденций изменения. Такая «оценка — это результат соизмерения, результат сравнения познаваемого с тем, что может выступать в качестве эталона, то есть известного, познанного или представляемого человеком»1.
Такие эталоны человек или социальная общность устанавливают или выбирают относительно субъективно, однако эталоны, как правило, содержат известную долю объективного, так как в их природе присутствуют многократно повторяющиеся, общепризнанные или реально достижимые результаты работы, качества и действия людей и др. В целях придания этим эталонам свойства диагностичности для повышения эффективности управления и большей объективности на основе формализации признаков профессионализма может быть построена соответствующая система стандартов качества персонала и кадрового потенциала организации.
Основным назначением оценки персонала является регулярное и оперативное обеспечение субъекта управления объективной информацией о состоянии и тенденциях изменения кадрового потенциала организации. Важность оценки как ключевого компонента управления персоналом определяется тем, что лишь способности сотрудников, их согласованные действия могут обеспечить достижение целей организации.
К основным целям оценки персоналаотносятся:
— аттестационная — определение меры соответствия качеств каждого сотрудника требованиям конкретной должности;
— диагностическая — выявление факторов, определяющих уровень этого соответствия в соответствии со структурой квалификационных требований.
Различие этих компонентов единого оценочного процесса для субъекта управления состоит в том, что аттестационная составляющая оценки персонала используется для обоснованности административных решений, а диагностическая — для оптимизации мероприятий, направленных на повышение кадрового потенциала организации в целом и каждого сотрудника в отдельности. Подчеркнем, что требования должности к сотруднику должны определяться в рамках организационного проектирования и отражаться в описании этой должности.
Предметом оценки персонала являются способности сотрудников, востребованные в организации, в то время как при оценке кадрового потенциала организации изучаются также и резервные способности персонала, включая возможности их использования.
Основной задачейаттестационной оценки персонала является информация субъекта управления по видам кадровой работы, опирающимся на уровневые оценки, для их сопоставления с действующими нормами, такими, как:
— отбор кандидатов на работу;
— расстановка сотрудников в соответствии со штатным расписанием и продвижение их по службе;
— дифференциация заработной платы, премиальных вознаграждений.
При диагностической оценке кадрового потенциала организации выявляется комплекс потенциальных возможностей сотрудников для оптимизации их дальнейшего использования, а также целенаправленного развития в соответствии со структурой и содержанием квалификационных требований и задач деятельности.
Ожидаемые результаты оценки персонала и кадрового потенциала организации должны обеспечить обоснованность действий субъекта управления по следующим направлениям:
— администрирование (повышение по службе, перевод, понижение, увольнение);
— информирование (руководителей и самих служащих о качестве их работы);
— мотивация повышения эффективности профессиональной деятельности.
В зависимости от вида представления информации о предмете оценки различают логико-вербальные (словесные), наглядно-образные (знаковые, графические), комбинированные формы представления оценки как результата.
Наиболее же распространенными формами оценки как процесса выступают аттестация, квалификационный экзамен, кадровый мониторинг.
Принципы оценки персонала. Учитывая роль оценки персонала в кадровых процессах и профессиональной деятельности организации в целом, к оценочным технологиям предъявляется ряд принципиальных требований, выполнение которых гарантирует эффективность оценки. Технология эффективной оценки персонала должна быть построена таким образом, чтобы персонал был оценен:
— объективно и «прозрачно» — вне зависимости от чьего-то частного мнения или отдельных суждений;
— надежно и диагностично — относительно свободно от влияния ситуативных факторов (прошлых успехов и неудач, возможно случайных);
— достоверно и валидно (значимо) по содержанию его профессиональной деятельности в соответствии с функциональными обязанностями;
— прогностично — оценка должна давать возможность прогнозирования эффективности дальнейшей работы сотрудника;
— комплексно — оценивается не только каждый сотрудник; оцениваются также связи и отношения внутри организации, возможности организации в целом.
Выполнение этих требований достигается в рамках соблюдения следующих рекомендаций:
— социологический анализ предмета оценки и привлечение достаточного количества экспертов-оценщиков позволяют эффективно решать проблему объективизации оценки;
— прозрачность оценки обеспечивается системой адресных отчетов: общая часть — для всех заинтересованных сторон, различные варианты адресных частей специализированы в соответствии со спецификой их проекции получаемой оценки и дальнейшим ее использованием;
— надежность оценки существенно повышается с увеличением количества оцениваемых показателей и адекватности реалиям соответствующих критериев и шкал;
— диагностичность оценки определяется спектром получаемых оценок, априори согласованным со спектром факторов, определяющих значения этих оценок;
— валидность оценки по содержанию обеспечивается включенностью в оценочные показатели всех характеристик, определяющих эффективность результатов деятельности оцениваемого персонала;
— достоверность оценки гарантируется результатами апробации, необходимой доработкой и стандартизацией процедуры оценки;
— прогностичность оценки определяется как внутренним устройством методики оценки, так и регулярным повторением процедуры оценки (оценивание в режиме кадрового мониторинга), что обеспечивается данными о динамике качеств персонала, а также о возможности их прогноза на будущее;
— комплексность оценки определяется, во-первых, содержанием методики (предусмотрены ли алгоритмы агрегации — обобщения оценок отдельных сотрудников); во-вторых, наличием компьютерной базы данных с результатами оценок отдельных сотрудников (без ЭВМ необходимые расчеты выполнить затруднительно); в-третьих, проведением дополнительного оценивания показателей социальной согласованности и технологической слаженности коллективного взаимодействия сотрудников, групп специалистов, управленческой команды.
К исходным даннымдля оценки персонала и кадрового потенциала организации относятся:
— нормативные документы;
— личные дела сотрудников;
— описание должностей, должностные инструкции и регламенты;
— профессиограмма должностного лица;
— оценочные технологии и средства (социологические анкеты, психологические тесты, методы актуальной оценки и др.);
— контракт служащего;
— результаты предыдущих оценок (кадрового мониторинга);
— другие документы и материалы, отражающие информацию об успехах и достижениях объекта оценки.
Для эффективной реализации вышеуказанных положений необходима система оценки персонала в режиме кадрового мониторинга, который обеспечивает наиболее эффективную деятельность субъекта управления.
Система оценки персонала
Под системой оценки персонала понимается комплекс: единых или согласованных целей, задач и ожидаемых результатов; процедур, технологий и средств оценки; реальной (в виде структурного подразделения) или «виртуальной» (в виде системы специальных функционалов) службы оценки персонала. Система оценки персонала выполняет ряд важных социальных функций1.Она позволяет:
— снижать конфликты в коллективах, а также создавать благоприятные социально-психологические отношения между сотрудниками, руководителем и подчиненными;
— стимулировать работу персонала;
- устанавливать справедливое соотношение между количеством и качеством труда и денежным содержанием государственного служащего;
- получать информацию об уровне профессионального развития государственного служащего;
- наблюдать динамику изменения оцениваемых показателей и производить сравнение по группам должностей, структурным подразделениям.
Для совершенствования уже существующей или создания в организации принципиально новой системы оценки персонала необходимо соблюдение ряда условий:
- заинтересованность и поддержка со стороны руководства;
- наличие специалистов, реализующих данную систему;
- легитимизация документов, регламентирующих оценочную деятельность (положение, инструктивно-методические материалы, описания процедур, технологий и средств);
- информирование (содержание), подготовка (тренинг) и мотивация (предмет заинтересованности) персонала;
- установление однозначной и «прозрачной» связи результатов оценки с системой оплаты и карьерного роста.
Существующие оценки персонала государственной службы следует отнести к деловой оценке персонала.
Цель такой оценки состоит в установлении соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций, свойств) требованиям должности.
На основании степени указанного соответствия решаются такие задачи:
1. Выбор места в организации и установление функциональной роли оцениваемого сотрудника.
2. Разработка возможных путей совершенствования деловых и личностных качеств сотрудника.
3. Определение степени соответствия заданным критериям оплаты труда и установление ее величины.
Решение дополнительных задач:
- Установление обратной связи с персоналом по различным вопросам (профессиональным, организационным, нормативным, социальных гарантий, условий труда и т. д.).
- Удовлетворение потребности государственного служащего в оценке собственного труда и качественных характеристиках.
— Инструментом получения такой оценки выступает методикаделовой оценки,представляющая собой совокупность методов, обеспечивающих достижение поставленной цели.
К элементам данной методики относятся:
— конкретизация целей оценки;
— организационная процедура подготовки оценки;
— описание этапов проведения деловой оценки с указанием способов сбора информации;
— формирование состава экспертов-оценщиков;
— определение способов обработки информации;
— упорядочение взаимосвязей исполнителей в процессе оценки;
— описание порядка определения результатов деловой оценки. Важное место в методике деловой оценки занимает оценка результативности труда. Метод оценки результативности труда-это совокупность способов и приемов, применяемых для определения степени достижения персоналом планируемых результатов труда в процессе службы.
Поскольку полностью устранить субъективность в измерении конкретных показателей ни один из методов не может в принципе, способ оценки следует выбрать и реализовать как можно более объективно. Особенно следует учитывать степень апробированности и распространения метода на практике. Для повышения объективности результата оценки рекомендуется использовать несколько методов. Различные методы разрабатывались под конкретные цели и условия применения, поэтому выбор методаоценивания зависит от следующих обстоятельств:
— цели оценивания;
— оцениваемой категории персонала;
— срочности оценки персонала;
— необходимых финансовых ресурсов.
В литературе1 представлены краткие характеристики 10 методов оценки персонала; большинство из них включает в инструментарий и набор критериев, и шкалу оценок. Среди них:
— управление по целям;
— метод шкалы графического рейтинга;
— вынужденный выбор;
—описательный метод;
— метод оценки по решающей ситуации;
— метод анкет и сравнительных анкет;
— метод шкалы рейтингов поведенческих установок;
— метод шкалы наблюдения за поведением;
— метод балльной оценки;
— метод коэффициентов.
Исключительно большое значение изучению и оценке персонала придается как в России, так и за рубежом1.
За последние годы появилось описание более десятка новых методов. Среди них следует отметить метод актуальной оценки персонала, который наиболее полно соответствует рассмотренным выше требованиям2.
Конфуций утверждал, что каждое дело должно правильно называться, иначе оно не состоится. При рассмотрении проблемы оценки персонала государственной службы особое внимание следует уделить следующему понятийному аппарату3.
Оценка личностных качеств персонала- составная часть оценки результативности труда, при которой могут выделяться как общие, универсальные свойства личности (например, общая эрудиция, внешний вид, общительность, честность и т. п.), так и специфические, определяемые характером конкретной профессиональной деятельности (например, способность к выполнению нагрузок определенного уровня и т. п.).
Оценка качества исполнения- деятельность руководителей подразделения организации и специалистов по управлению персоналом, направленная на определение степени эффективности выполнения сотрудником работы.
Оценка профессионального поведения- составная часть оценки результативности труда, охватывает такие стороны деятельности, как сотрудничество и коллективизм в работе, самостоятельность в решении задач, готовность к принятию дополнительной ответственности или дополнительной нагрузки и т. п. Оценка профессионального поведения производится через балльное (или иное) измерение указанных показателей.
Оценка работы— определение относительной сложности различных видов работ, выполняемое специалистами по управлению персоналом совместно с руководителями подразделений организации.
Оценка результативности труда— направление деловой оценки персонала. При оценке результативности труда определяется уровень эффективности выполнения работы оцениваемым сотрудником.
Оценка условий труда на рабочих местах— установление степени вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности труда на конкретном рабочем месте.
Оценочная беседа— часть процесса деловой оценки персонала, беседа руководителя с подчиненным, во время которой формируются решения или осуществляются действия, направленные на достижение целей деловой оценки персонала.
Оценочные листы— одно из названий документов, применяемых в организации для проведения деловой оценки ее сотрудников. Возможны и другие названия — «карты оценки», «бланки оценки» и т. п. Оценочные листы представляют собой разработанные организацией бланки, в которых указываются показатели деловой оценки, способы оценки значений показателей, даются необходимые комментарии заполнению оценочных листов; служат для сбора полной и всесторонней информации со стороны оценщиков. Собранная информация обобщается и анализируется руководителем оцениваемого сотрудника.
Оценочная(аттестационная) комиссия — специально создаваемый (как правило, на временной основе) орган, полномочный проводить деловую оценку персонала и принимать решение по результатам оценки; формирует экспертное заключение по результатам указанных видов оценок. В состав оценочной комиссии входят: представители руководства организации, специалисты службы управления персоналом, руководители подразделений, авторитетные сотрудники организации, внешние эксперты-консультанты.
Оценочные центры— специализированная организация или подразделение службы управления персоналом организации, выполняющие отбор или деловую оценку персонала.
Оценщик— лицо, производящее деловую оценку сотрудника организации. Для снижения субъективности оценки в организациях используется множественность оценки, что выражается в привлечении многих оценщиков. В качестве оценщиков выступают: коллеги оцениваемого сотрудника (работники того же подразделения), его непосредственный руководитель, подчиненные сотрудники, работники смежных подразделений, знающие оцениваемого сотрудника по совместно выполняемой работе. В качестве оценщика может выступать и оцениваемый сотрудник (для процесса самооценки).
Примечание. Оценщики как субъекты оценки могут быть формальными, действующими по утвержденному регламенту на основании нормативных актов, или неформальными, действия которых вызваны оперативными задачами, например необходимостью подбора рабочей команды для подготовки проекта и т. п.
Критерий —это:
1) признак, на основании которого производятся оценка, классификация, определение;
2) требования, на основании которых определяются правила и процедуры однозначного выбора средств достижения определенного эффекта, варианта альтернативных решений, производится оценка степени достижения поставленной цели.
Оценка качества персонала
Качество как социологическое явление может быть представлено мерой социальной полезности. В теории ценности1 понятие «полезность» по существу синонимично понятиям «польза», «удовольствие», «радость», «удовлетворение» или же «выгода», «блаженство», «способность удовлетворить желания».
Для оценки качества объекта, процесса, явления в области управления персоналом необходимо:
- выявить, формализовать и согласовать на социально значимом уровне полезные свойства (параметры), их характеристики (комплексные показатели), включающие отдельные признаки (единичные показатели) социальной пользы исследуемого объекта;
— обеспечить научное обоснование и апробацию соответствующих критериев и шкал оценки спроектированного качества;
— используя подходы к процессам стандартизации, оформить структуру оцениваемой пользы в виде стандарта качества;
— в соответствии с методологией управления качеством определить технологии и средства контроля соблюдения и оценки достижения стандартов качества;
— разработать модель и реализовать функционирование организационной структуры по контролю соблюдения и оценки достижения стандартов качества.
Во время любого аттестационного процесса важно учитывать основной и специфические компоненты стандарта, по которому сравниваются люди. Хотя каждый оценщик имеет некий стандарт или ориентир, на основании которого он сравнивает оцениваемых сотрудников, эти стандарты и критерии оценки их достижения должны отбираться заранее на основе исследования и понимания требований к конкретной профессиональной деятельности.
Одним из эффективных подходов к оценке качества является сравнение ожидаемых и достигнутых результатов деятельности конкретного сотрудника и организации в целом. При этом ожидаемые результаты должны быть оформлены в виде стандартов качества, включающих ожидаемые значения показателей деятельности каждого сотрудника, каждого подразделения, а также всей организации. Формулировка содержания каждого показателя на этапе предварительного планирования оценочной процедуры должна сопровождаться определением критериев и шкал их оценки, а также процедур и алгоритмов сбора, обобщения и обработки получаемых первичных результатов.
Этап программирования оценки, касающийся планирования, является тем моментом, на котором в значительной степени определяется успех или провал программы1. Методики и процедуры, созданные на этом этапе, будут оказывать влияние на всю программу. При разработке программы оценки обычно рекомендуется, чтобы в группе планирования были представлены высшее руководство, лица среднего руководящего персонала, служащие и кадровая служба. Такой состав гарантирует, что точки зрения членов этих групп известны и могут быть учтены при разработке программы, которая в таком случае будет приемлемой и осуществимой. Задача группы планирования — это прежде всего определение и разъяснение целей программы. Например, может быть установлено, что процедуры оценки проводятся как измерение опытности и что продвижение по службе на руководящие должности и рост внутри подразделений должны, следовательно, производиться на основании этих оценок. О целях, по которым достигнуто соглашение представителей различных групп, необходимо извещать весь персонал, чтобы он осознал цель программы и ее значимость для него, а также для организации. Эти соглашения и помогают создать обоснованные стандарты качества персонала.
Пристальное внимание должно быть также уделено обучению руководителей тех уровней, которые будут нести ответственность за успех программы оценки. Им должна быть гарантирована поддержка со стороны администрации и должно быть предоставлено достаточно времени для выполнения обязанностей, связанных с оценкой. Хотя можно предположить, что оценивающие знают суть аттестации подчиненных, но все же программа обучения должна включать в себя обсуждение таких тем, как природа различий между работниками, проблемы в наблюдении за этими различиями, ошибки при оценке, пристрастия и предубеждения и особые детали, касающиеся формы оценки и характеристик, перечисленных в ней. Оценивающие должны быть подготовлены к тому, как разграничивать факты и умозаключения. Ценность программы оценки в значительной мере определяется теми улучшениями в процессе управления и в производительности труда работников, которые осуществляются по ее результатам, поэтому руководители должны обучаться процедурам проведения оценочных собеседований и поощряться за их применение на практике.
Свойства или характеристики, которые должны быть рассмотрены начальником, когда он оценивает работника, обычно включаются в стандартизированную форму, разработанную в соответствии с потребностями данной организации. Эта форма должна содержать в себе характеристики, которые поддаются наблюдению, универсальны для всех видов деятельности, по которым должен оцениваться персонал, и отличимы от других свойств. Они должны быть разработаны таким образом, чтобы оценивающий мог наиболее объективно составить мнение или произвести необходимую оценку человека.
Существует несколько методов оценки. Большинство из них представляют собой попытку объективизировать или количественно выразить наблюдения или интерпретации начальника относительно результатов деятельности работника.