Особенности адаптации на государственной гражданской службе
Государственная гражданская служба представляет собой особый вид профессиональной управленческой деятельности, который предъявляет ее работникам специфические требования к уровню профессиональной подготовленности, гражданскому сознанию личности, самоотдаче. Но с другой стороны, государственная гражданская служба - это и развитый социальный институт со своими установками, ценностями, нормами, традициями и т. п. Поэтому адаптация специалистов в системе государственной гражданской службы имеет свои особенности.
Основным элементом механизма адаптации государственных гражданских служащих является их профессиональная социализация — это процесс усвоения государственным служащим своей профессиональной роли, осознания места в социально-профессиональной структуре общества, выработки самосознания представителя управленческого сословия, включения в публично-правовые отношения. Данный процесс осуществляется прежде всего в системе непрерывного профессионального образования, аттестации персонала, повышения квалификации, планирования служебной карьеры и т. п.
В связи с этим важно определить содержание феномена «карьера государственного гражданского служащего», его социальный аспект. Традиционное понимание карьеры как профессионального роста и продвижения, обретение человеком профессионализма, перехода от одного уровня, этапа, ступени профессионализма к другим является несколько односторонним. Оно не учитывает
особенностей процесса творческого, социального и нравственного становления и развития государственного гражданского служащего. А это определяет потребность в выявлении способностей, самоутверждении в труде, пополнении профессиональных знаний, профессиональном обучении и развитии, овладении накопленным передовым опытом и мастерством, развитии творческих способностей в полном объеме. Реализация не только квалификационных требований, но и творческих способностей стимулирует процесс постоянного пополнения знаний, духовный рост (стратегия «горизонтальной» карьеры), что имеет глубокий социальный эффект, ускоряет должностное продвижение государственных служащих. Собственно, одна из значимых целей профессиональной адаптации и социализации государственных гражданских служащих — это формирование индивидуальной стратегии профессионального развития, отвечающего как потребностям личности работника, так и целям организации.
Формирование профессионально подготовленных и динамично развивающихся кадров государственной гражданской службы - один из факторов создания действенного инструмента реализации функций государства. Адаптация людей, впервые принимаемых на государственную гражданскую службу, - этап становления специалистов-управленцев. Своевременная и полноценная адаптация — это необходимое условие эффективного функционирования и развития и государственной гражданской службы, и личности.
Поэтому представляют особый интерес условия, влияющие на успешность прохождения адаптации. Назовем основными среди них:
Объективность оценки персонала при отборе. Государственная гражданская служба в России еще не завершила процесса становления, и технологии отбора и приема не отработаны в должной мере. Зачастую те технологии, которые апробированы и зарекомендовали себя как эффективные, на практике не используются по различным, в основном субъективным, причинам. Это не позволяет производить отсев уже на этапе приема заведомо слабых, плохо подготовленных кандидатов. Сменяемость кадров, сопровождавшая реорганизации государственной гражданской службы на протяжении 10 лет, также не способствовала привлечению опытных специалистов. Значительная часть сотрудников органов государственной власти — люди, впервые принятые на государственную гражданскую службу. Поэтому проблема профессионального отбора - одна из наиболее важных в современных условиях развития системы государственной гражданской службы.
На государственной гражданской службе в процессе отбора и подбора кадров используются различные методы выявления уровня подготовленности к управленческому труду.
Собеседование позволяет получить устную информацию от самого кандидата о его знаниях, умениях, навыках, мотивах поступления на государственную службу, планах профессионального совершенствования и др.
Тестирование - оценка и установление по результатам решения задач (тестов) количественных показателей, определяющих уровень подготовки претендента. Оно позволяет оценить его качества по решению уже выявленной и сформулированной проблемы.
Анкетирование предполагает получение ответов на вопросы в произвольной или стандартной форме. Выбор и формулировка вопросов отражают уровень подготовки, необходимый для исполнения служебных обязанностей.
Экспертный опрос выявляет мнения коллег о качествах кандидата и возможных направлениях его развития.
Групповая дискуссия проводится по теме будущей работы в свободной форме среди кандидатов и дает возможность выявить наиболее самостоятельных, активных, информированных, логично рассуждающих.
Матричный метод оценки соотносит и оценивает наличие необходимых для исполнения должности деловых и личностных качеств претендента с таблицей-матрицей, содержащей перечень этих качеств для каждой должности.
Особую роль в процедурах приема на государственную гражданскую службу призван играть конкурсный отбор. Конкурсы позволяют выйти на качественно новый уровень работы с персоналом, однако их проведение требует больших интеллектуальных и материальных затрат (необходимость средств, подготовка специалистов-кадровиков, внедрение современных технологий и т. д.). Успешность проведения конкурсов обеспечивается строгим соблюдением нормативов.
Еще одним действенным средством объективного отбора сотрудников является испытательный срок (от 3 до 6 месяцев). В течение этого периода в результате наблюдения за персоналом можно выявить людей, не способных к управленческой деятельности. Испытательный срок дает возможность для выбора наиболее достойного из нескольких кандидатов при одинаковых результатах, полученных при прохождении процедур отбора (анкетирование, конкурс, экзамен и т. д.).
2. Аттестация персонала. Аттестационные процедуры в российской государственной гражданской службе первоначально во многом следовали прежним подходам и образцам государственно-административного управления. Предварительное изучение работы аттестуемых проводилось строго в рамках должностных обязанностей, без особых претензий на раскрытие личного потенциала, установки на длительную карьеру. В настоящее время аттестация начинает рассматриваться как персонал-технология, т. е. как механизм мотивации персонала на более эффективную работу через раскрытие и развитие личностного потенциала государственного служащего. Это должно способствовать решению задач и первичной адаптации молодых или вновь поступивших государственных гражданских служащих и вторичной адаптации работников органов государственной власти и управления.
Аттестация как персонал-технология понимается не как отдельный акт, а как непрерывный процесс. Такая аттестация требует, во-первых, систематического отслеживания деятельности персонала и его промежуточной оценки (итоговая аттестация складывается из промежуточных показателей), а во-вторых, воздействия на личностные структуры и мотивационную сферу человека и учета многообразных психологических и социально-психологических факторов.
Весь процесс аттестации и каждый из ее компонентов выполняют как явную (выявление индивидуальных профессиональных качеств и уровня подготовленности аттестуемого), так и латентную (определение результатов профессиональной адаптации работника и мотивация его дальнейшего развития) функцию. И в том, и в другом качестве аттестация имеет общую цель — оценку качественных характеристик кадрового потенциала государственных гражданских служащих и выработку необходимых рекомендаций по совершенствованию качества персонала государственной гражданской службы.
3. Многоуровневая система обучения и переподготовки персонала. Рассмотрение государственной службы как профессиональной деятельности подразумевает успешное овладение этой профессией. Для молодых сотрудников, впервые принятых на государственную службу, это означает получение дополнительных теоретических знаний и практических навыков для успешной деятельности в новых условиях. Трудности у данной категории государственных служащих могут возникнуть при практическом выполнении новой работы. Их обучение направлено на выявление недостающих знаний, организацию обучения для восполнения пробелов и, как результат, на успешную адаптацию к должности и эффективную работу. При переподготовке усиливаются позитивные психические состояния удовлетворенности, оптимизма, устремленности в будущее. Успешное завершение этого периода знаменуется появлением новых профессиональных качеств, мастерства, углублением специализации.
Для государственных гражданских служащих, проходящих вторичную адаптацию (т. е. связанную с должностным продвижением), переподготовка и повышение квалификации не менее важны, так как предполагают приобретение и совершенствование умения работать с людьми, управлять персоналом, навыков информационно-аналитической работы, пользования современной электронной техникой, составления проектов документов.
Правовыми документами о государственной службе предусматривается повышение квалификации государственными служащими не реже одного раза в три года. Оно направлено на получение современных профессиональных знаний, необходимых для эффективного функционирования института государственной службы. Служащие при обучении овладевают: теоретическими основами управления и механизмами реализации государственной кадровой и социальной политики; теорией социального управления и современного рынка, знанием экономики и организации социально-экономического развития отрасли, особенностей формирования социально-рыночных отношений; современными технологиями государственного регионального управления, организации государственной службы, пониманием причин и сути обновления их содержания и механизма реализации; современной социологической информацией о состоянии и потенциале управленческих кадров, выявленных потребностях на разных уровнях с учетом перспектив развития отраслей, отдельных систем управления; умением решать узловые проблемы; способами управления социальными связями и отношениями, отражающими интересы, ценностные ориентации различных социальных слоев и групп, их взаимодействие с государственными, муниципальными и общественно-политическими институтами и структурами.
Важно сформировать у молодых государственных служащих понимание того, что «если раньше достижение профессионализма человеком в какой-либо конкретной трудовой деятельности было конечной целью образовательного процесса, то теперь это становится лишь одним из очередных этапов его карьеры»1. Стимулами для продолжения профессионального обучения, повышения квалификации могут стать меры их признания и поощрения:
1. Эффективный механизм управления процессом адаптации. Для становления данного механизма необходимы:
структурное закрепление функций управления адаптацией. Чаще всего эту функцию выполняет подразделение по обучению персонала, но в качестве одного из организационных решений используется закрепление специалистов по персоналу как кураторов определенных подразделений. Можно упомянуть незаслуженно забытое наставничество, которое, с одной стороны, позволяет влиять на успешность адаптации молодого сотрудника, а с другой - выступает формой доверия к опытному сотруднику и этапом в его продвижении по службе;
технология процесса управления адаптацией, включающая организацию семинаров по проблемам адаптации, подготовку замены кадров при их ротации, индивидуальные беседы с новым сотрудником, краткие курсы для наставников, для руководителей, впервые вступающих в должность;
информационное обеспечение адаптации — это сбор и оценка показателей уровня и длительности адаптации. Объективные показатели характеризуют эффективность деятельности сотрудников, их активность в различных ее сферах. Субъективные показатели характеризуют удовлетворенность сотрудника как работой в целом, так и отдельными аспектами.
2. Престиж профессии и привлекательность организации. Несомненный интерес представляет в этом случае проблема социальной идентичности, а в ней важен не тот факт, к какой социальной группе принадлежит человек объективно, а тот, с какой группой он себя отождествляет. При этом особое внимание следует обратить на позитивную оценку группы принадлежности, поскольку человеку свойственно не только отнести себя к какой-то группе, но и наделить ее позитивными чертами. По отношению к процессу адаптации трудность идентичности может быть определена не только как сложность в нахождении своей ниши в организации, но и как утрата позитивных представлений о своей группе.
Это можно проиллюстрировать на примере мотивов поступления граждан на государственную службу: престижность занимаемой должности в качестве мотива занимает седьмое место из девяти предложенных позиций. В течение предшествующего периода развития института государственной службы в массовом сознании сложился образ чиновника, которому присущи бюрократизм в ведении дел, приоритет личных интересов над интересами граждан и общества и др. В представлении граждан государственный служащий был частью этого чиновничества. Разумеется, в этом случае должность государственного служащего не отличается высоким престижем, а о непривлекательности государственной службы свидетельствует ее невысокий авторитет среди населения.
3. Организация труда, направленная на максимальную реализацию мотивационных установок сотрудника. Важно отметить, что значимым фактором для выполнения данного условия является формирование особых мотивов, сочетающих общественно значимые, корпоративные и личные интересы, мотивы.
Государственному служащему в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предоставляется право на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации. Эта зависимость, во-первых, позволяет удовлетворить некоторые потребности служащего и реализовать его мотивационные установки, а во-вторых, направлена на качественное совершенствование государственной службы. Одним из путей реализации мотивационных установок, связанных с потребностями в общении, признании, самореализации, является создание временных творческих групп для решения определенной проблемы, гласности результатов труда, обеспечения обратной связи с администрацией и коллегами, делегирования полномочий и ответственности и др. Труднее реализовать мотивационную установку в продвижении по службе в соответствии с результатами труда, поскольку не все показатели работы подлежат количественному измерению. Своеобразным критерием эффективности работы является своевременное рассмотрение обращений граждан, однако и это не дает полного представления о результатах работы служащего. Поэтому продвижение по службе, поощрения за качественность работы носят личностный характер, когда руководитель принимает во внимание и проявления личной преданности. Более широкое распространение получила практика служебного продвижения и повышения денежного содержания в зависимости от стажа работы и квалификации. Это способствует повышению квалификационного разряда государственного служащего и позволяет материально поощрять в пределах занимаемой должности.
Создание в процессе деятельности государственных служащих действенных стимулов и возможностей для реализации их мотивационных установок позволяет повышать профессиональный уровень кадров государственной службы и тем самым влиять на качество их работы.
4. Отработанная система внедрения инноваций. Сложность практического осуществления данного условия в государственной службе связана с высокой степенью ее формализации, означающей действия в соответствии с инструкциями, положениями, содержащими конкретизированные указания и стандартные правила работы. Однако это не исключает творческого отношения к делу, тем более что в условиях динамичных социальных изменений возрастает необходимость быстрых нестандартных решений, умения мыслить современными категориями. Система инноваций предполагает продуктивные технико-технологические, социально-экономические, в том числе и кадровые, сервисные и комплексные нововведения. Как правило, сотрудники сопротивляются нововведениям, если не уверены в положительном характере результатов или их последствий для себя. Из этого следует, что проведение инноваций требует организационной поддержки (проведения научно-аналитических работ, оценки эффективности нововведений, разработки прогнозов, планов, проектов, финансово-ресурсного обеспечения, организации и контроля, мотивации нововведений);
5. Социально-психологический климат в коллективе. Это динамично изменяющийся показатель, главной особенностью которого является влияние на характер профессионального восприятия и профессионального мышления, на процесс принятия управленческих решений. Он проявляется в трудовой мотивации работников, межличностных и групповых взаимоотношениях. Социально-психологический климат включает в себя психологическую совместимость сотрудников, эмоциональную атмосферу, нравственную воспитанность. На социально-психологический климат влияют:
— мегафакторы: психологический климат социума в целом, мак-росоциальные условия жизнедеятельности (территориальное размещение, климатические условия, степень автономности и др.);
— локальные психологические факторы: групповая динамика, моральные нормы, стиль руководства, удовлетворенность-неудовлетворенность трудом, совместимость психологическая и ролевых функций.
Мегафакторы отражают общий социально-психологический фон российского социума и оказывают наибольшее влияние на социально-психологический климат в коллективе. Однако внести в них сколько-нибудь существенные изменения или каким-то образом скорректировать невозможно. Поэтому возрастает роль локальных факторов, имеющих разный «удельный вес» в коллективе. Умелое воздействие на них со стороны опытных руководителей, специалистов кадровых служб позволит успешнее справляться с проблемами жизнедеятельности коллектива. Нормальная социально-психологическая атмосфера позволяет каждому служащему ощущать себя частью коллектива, стимулирует заинтересованность в работе, создает необходимый психологический настрой. Создание такой атмосферы, когда служащие чувствуют себя инициаторами нового, а не «винтиками» в бюрократической машине, дает возможность членам коллектива раскрыть и реализовать свой творческий потенциал.
6. Личностные качества адаптируемого сотрудника. Личностные качества рассматриваются в качестве субъективного фактора адаптации. Целесообразно подразделить их на три блока: социально-демографические (пол, возраст, образование, стаж работы, квалификация и т. д.); социально-психологические (практичность, быстрота ориентации в производственной ситуации, коммуникабельность, самоконтроль и т. д.); социологические (степень материальной и моральной заинтересованности в эффективной деятельности, наличие мотивации на защиту общественных интересов, профессиональное развитие и т. д.).
Выводы
Адаптация является, с одной стороны, механизмом взаимодействия работника с организационным окружением, а с другой — одним из методов развития потенциала кадровых ресурсов организации.
Характер деятельности организации накладывает отпечаток на процесс адаптации сотрудников, это находит отражение в ее особенностях. Условия успешного прохождения адаптационного периода также имеют свои характерные особенности, однако перечисленные ранее условия успешности являются универсальными.
Адаптация в системе государственной гражданской службы имеет собственную специфику и связана с особым характером труда государственных гражданских служащих, типом управленческой организационной культуры органов власти, правами, обязанностями и ограничениями, определяемыми положением государственного гражданского служащего в обществе.
Контрольные вопросы и задания
1. Что представляет собой процесс адаптации?
2. Каковы основные виды адаптации?
3. Каковы главные условия успешной профессиональной адаптации?
4. В чем состоит специфика адаптации в системе государственной гражданской службы?
5. Раскройте задачи адаптации лиц, впервые поступивших на государственную службу.
6. Как соотносятся понятия «профессиональная адаптация» и «профессиональная карьера» государственного гражданского служащего?
Список литературы
Аксененко Ю.Н. и др. Социология и психология управления. Ростов н/Д, 2001.
Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 1999.
Государственная служба: Учебник/Под ред. В.Г.Игнатова. М.; Ростов н/Д, 2004.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1994.
© Магомедов К.О.
Управлениеперсоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.
/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.